Содержание книги

  1. Ценностными ориентирами содержания данного курса
  2. Личностные результаты обучения.
  3. Метапредметные результаты обучения.
  4. Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Занимательная грамматика»
  5. Тема: хорошо ли ты знаешь грамматику.
  6. Тема: Сокровища родного языка.
  7. Разминка «Закончите фразеологизмы».
  8. Конкурс «Фразеологический зверинец»
  9. Подведение итогов. Награждение.
  10. III тур – «Переноси правильно»
  11. Тема: Путешествие по стране «удвоенных согласных».
  12. Тема: хорошо ли ты знаешь алфавит.
  13. Тема: из чего же, из чего же состоят слова.
  14. Фонетические головоломки. Отгадать шарады.
  15. Тема: Часть слова, которая изменяется, окончанием называется.
  16. Тема: В стране парных звонких и глухих согласных.
  17. Тема: В стране одиноких согласных.
  18. Тема: Дружим с грамматикой (безударные гласные, проверяемые ударением).
  19. Подведение итогов. Награждение команд.
  20. Тема: Досадное недоразумение. (Непроверяемые безударные гласные).
  21. Тема: иногда согласные играют с нами в прятки.
  22. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. (непроизносимые согласные).
  23. Подведение итогов. Награждение.
  24. Правописание приставок на -з. . Сказка о приставках пре- и при-
  25. Тема: твердый знак не отдыхает: приставку с корнем разделяет. (разделительный твердый знак).
  26. Дуло ружья - из окна сильно дуло
  27. Тема: Имя существительное – часть страны Речь.
  28. Игра «Подбери противоположное слово».
  29. Тема: Доброе утро, имя прилагательное!
  30. Тема: Имя прилагательное – часть страны Речь.
  31. Выучите рифмовку «Имя прилагательное».
  32. Тема: моя мама – имя существительное. (о связи имени прилагательного с именем существительным).
  33. Тема: сочинение-миниатюра по репродукции картины А. К. Саврасова "грачи прилетели".
  34. Тема: Глагол – часть страны Речь.
  35. Подведение итогов игры. Награждение.
  36. Тема: как мама Глаголиха учила глагольчиков. Неопределенная форма глаголов.
  37. Тема: как мама Глаголиха учила глагольчиков. (времена глаголов).
  38. Тема: с глаголами раздельно частицу не пиши.
  39. Послушайте стихотворение Ю.Вронского. Выпишите глаголы с НЕ.
  40. Составьте предложения. Прочитайте пословицы
  41. Прочти правила культурного человека. Исправь ошибки.
  42. Тема: а все–таки она хорошая. (о роли орфографии).
  43. III. Викторина для зрителей (во время 1 игры).
  44. V. Игра для зрителей (во время второго тура).
  45. Тема: группировка слов, подбор слов на определенные правила (с использованием словарей). Игра “лишнее слово”.
  46. Тема: итоговое занятие. Для чего надо изучать грамматику.
  47. Игра «Поиграем в шифровальщиков».
  48. Закончи пословицу.. III. Подведение итогов.. Ученик 1.. Ученик 2.. Ученик 3.. IV. Награждение победителей.


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дуло ружья - из окна сильно дуло



3. Подведение итога.

-Подсчитайте жетоны.

Награждение команд и капитанов.

-Понравился ли вам урок?

-Какие конкурсы были трудными?

-Хорошо ли вы усвоили тему «Разделительный твёрдый знак»?

https://yadi.sk/d/iErFKoLJ48Eqg

 

 

Занятие 18.

Тема: Слова – части речи.

Цель:обобщить знания об известных частях речи и их признаках.

 

Читает ученик.

О.Высоцкая «Веселая грамматика»

Существительное – школа,

Просыпается – глагол.

С прилагательным весёлый

Новый школьный день пришёл.

 

Встали мы – местоименье,

Бьёт числительное семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

 

Мы наречием отлично

На уроках дорожим.

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Не и ни – у нас частицы,

Нам их надо повторять.

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

 

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья: ох и ах!

 

А потом у тёплой печи

Повторяем части речи!

 

 

- О чем пойдет сегодня разговор?

 

Сценка. Части речи.

Действующие лица: Предлог, Союз, Существительное, Прилагательное, Глагол, Наречие, Местоимение, Ведущий.

Ведущий: Стоит в поле теремок

И красив он, и высок,

Ни комар, ни мышь – норушка –

Не живёт никто в избушке

Это, право, непорядок,

Поселить кого-то надо

Подходит к терему Предлог

Промок бедняжка и продрог.

Предлог: Кто-то в теремочке живёт?

Кто-то в невысоком живёт?

Ведущий: Постучался. Ждёт ответа.

А ответа что-то нету.

Дверь тихонько отворил

И порог переступил.

Предлог: Никого. Не может быть!

Останусь в тереме я жить.

Ведущий: Стало солнышко садиться

Слышит, кто-то в дверь стучится

И взволнованный Предлог

Выбегает за порог

Видит, гость стоит незваный,

Весь промокший и усталый

Еле слышно говорит

Союз: Я продрог, совсем разбит…

Много я дорог прошёл

А ночлега не нашёл

А зовут меня союз

Разреши поставить груз.

Ведущий: С плеч снимает он мешок

Тихо ставит в уголок.

Предлог: Темнота уже вокруг.

Заходи – мне будешь друг.

О союзах слышал я.

Будем мы одна семья.

Ведущий: Стали вместе поживать,

Деткам сказки сочинять.

Предлог: Перед, за, вокруг, подо…

Союз: Чтобы, или, и, да, но….

Предлог: через, из, в, надо, о…

Союз: тоже, также, а, зато…

Ведущий: Долго думали, старались –

Сказочки не получалось

Пришла лютая зима,

Все тропинки замела

Тускло светит огонёк,

Из трубы валит дымок

Вдруг стучится кто-то в дверь

Может это страшный зверь?

Испугались не на шутку

Существительное: Отворите на минутку

Да не бойтесь вы меня,

Существительное я

Заблудилась я в лесу,

Переждать хочу пургу

Союз: Впустим гостью за порог.

Я – Союз.

Предлог: А я – Предлог.

Существительное: Можно с вами поселиться?

Обещаю не лениться.

Вместе дружно заживём,

Сказок будем полный дом.

(сочиняют сказку)

Предлог: За…

Существительное: Лесочком…

Союз: Да…

Предлог: Под…

Существительное: Ёлкой…

Предлог: На…

Существительное: Пеньке…

Союз: И…

Предлог: За…

Существительное: Пеньком…

Ведущий: Не найдут друзья покоя,

Не хватает в сказке слов.

Так в трудах зима прошла,

А за ней весна пришла.

К теремку бежит вприпрыжку

Развесёленький мальчишка.

Читает на двери бумажку:

Прилагательное: «Сочиняем детям сказку».

Здравствуй, здравствуй теремок!

Кто, скажи, в тебе живёт?

Существительное: Существительное – я,

Предлог, Союз – мои друзья!

Прилагательное: Вижу, вам я пригожусь:

Есть слова на любой вкус

В сказке обязательное

Имя прилагательное.

Ведущий: Собрались все вечерком,

Разговор ведут о том,

Как бы сказку сочинить

И ребятам подарить

Неожиданно для всех

Постучался кто-то в дверь

Глагол: В теремочке кто живёт?

В распрекрасном кто живёт?

Ведущий: Друзья дверь отворили,

Гостя в теремок впустили.

Глагол: Пяткой чувствую друзья,

Без меня никак нельзя

Без глагола к сожаленью

Бедным будет предложенье

Много слов в запасе есть

Столько слов! Не перечесть!

Существительное: Ты глагол! Какая честь!

Нам в одном ряду стоять,

Предложенья составлять,

А из них уж строить текст.

Все: Обеспечен нам успех!

Ведущий: Весна прошла. Настало лето.

Только сказочки всё нету.

Дружно трудится народ,

А работа не идёт.

Наречие: Это что за теремок?

Нет замка, висит листок.

Кто в теремочке проживает,

Сказки деткам сочиняет?

Прилагательное: Интересно, кто же это?

Вроде все уже на месте.

Наречие: Я появилось не случайно:

Изменяю я слова

Само никак не изменяюсь

Ведь наречие же я.

Прилагательное: Проходи скорее в дом,

Изменяй нас. И потом,

Роль твоя так велика

Без наречий речь суха.

Ведущий: Время движется вперёд

Дружно трудится народ

Словами весело играют,

Но чего-то не хватает!

Вошло в дом местоименье.

Местоименье: Я о себе такого мненья

Огромна роль местоименья!

Я делу отдалось сполна,

Я заменяю имена!

Вы кто? Представьтесь господа!

Союз: Я – союз не имею значенья,

Свяжу слова и предложенья

Предлог: Я - предлог отдельное слово:

Свяжу слова и речь готова!

Существительное: Даю предметам имена,

Существительное я.

Прилагательное: Прилагательное я

Признак – вот моя судьба!

Глагол: Я – глагол, всем помогаю:

Действовать всех заставляю!

Наречие: Изменить могу слова

На вопрос: ГДЕ? КАК? КОГДА?

Местоимение: Можно с вами жить друзья?

Друг без друга нам нельзя!

Предлог: Проходи, живи, подруга,

Ведь нельзя нам друг без друга.

Союз: Трудиться будет веселей.

Места в доме хватит всем!

Существительное: Вместе все мы – части речи

Вечерком зажжём мы свечи

Прилагательное: Будем сказки сочинять

Ребятишек развлекать!

Все: Вот и сказочке конец

А кто слушал молодец!

- Расскажите по таблице о частях речи.

Части речи.

самостоятельные

служебные

междометия

Имя существительное

(обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?)

ученик, знание.

Предлоги

в, на, за, из, по, под

Передают наши чувства

ах, ох, ух, ой.

 

Имя прилагательное

(обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? чей?)

умный, деревянный, мамин.

Союзы

и, а, но, чтобы, если

Глагол

(обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?)

работать, построить.

Наречие

(отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? как?)

настежь, давно, далеко.

Местоимение

(отвечает на вопросы кто? какой? сколько? как?)

Я, он, такой, мой, столько, так, там.

 

Части речи приготовили для вас задания.

  1. Определите части речи по данным схемам. Запишите по одному примеру к каждой схеме.

  1. Перед вами предложение, придуманное замечательным лингвистом Л.В.Щербой. Укажите, какой частью речи является каждое слово.

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.

 

  1. Замените каждый фразеологизм глаголом-синонимом.

Перемывать косточки – (сплетничать)

Сбить с толку – (запутывать)

Лететь сломя голову – (бежать)

Держать язык за зубами – (молчать)

Возносить до небес – (хвалить)

Намять бока – (побить)

Чесать язык – (болтать)

Клевать носом – (дремать)

 

  1. Разделите существительные на две группы.

Брюки, башмаки, расспросы, вопросы, хлопоты, грабли, косы, вилы, весы, гири, посевы, дебри, споры, встречи, проводы, шахматы, игры, щипцы, заботы, дверцы. (В одной группе им.сущ. только мн.ч., во второй им.сущ. имеющие и ед.ч., и мн.ч.)

 

  1. Прочитайте стихотворение Э.Мошковской. что описывает поэтесса? Какова роль прилагательных в описании этого предмета?

Он уже не пышный,

Он уже не лыжный,

Он не из ваты,

Он ноздреватый,

Он уже не белый,

Он потемнелый,

Серый и мокрый,

Старый и добрый.

(Весенний снег.)

 

  1. В «Словаре эпитетов русского языка» дано 138 эпитетов к слову море и 280 – к слову музыка. Продолжите ряды своими примерами эпитетов:

Море - безбрежное, бескрайнее, громадное, серебристое, (бирюзовое, взволнованное, ласковое чарующее, ...)

Музыка – лёгкая, ликующая, зажигающая, задорная, (задумчивая, гордая, возвышенная, божественная, …)

 

  1. Прочитайте пары словосочетаний. К какой части речи относятся выделенные слова?

высокие ели - ели кашу

новая пила - пила чай

крепкий жгут - жгут солому

 

  1. Вопросы на смекалку.
  • Какие три местоимения самые чистые? (вы – мы – ты)
  • Какие два местоимения мешают ездить по дорогам? (я – мы)
  • Какое местоимение требует чистоты? (мой)
  • Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? (я)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.135.225 (0.02 с.)