Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Доброе утро, имя прилагательное!

Поиск

5. Эстафета «Кто больше?»

Класс делится на 3 команды. На доске записаны слова:

посуда мебель насекомые

К доске выходят ученики по одному от каждого ряда и пишут подходящие слова к этим понятиям. Выигрывает та команда, которая быстрее всех справится с заданием.

 

6. «Кто самый наблюдательный?»

Внимательно посмотрите вокруг себя и запишите названия предметов, находящихся в классе. Побеждает тот, кто за 5 минут напишет наибольшее число названий предметов.

 

7. «Пиши – не спиши».

На доске записаны 2 стихотворения. Нужно выписать слова, обозначающие предметы. Побеждают ученики, выписавшие наибольшее количество слов (16 и 14)

Стол, за которым ты сидишь, Эй, спасайтесь поскорей:

Кровать, в которой ты уснешь, Убежал из кухни клей!

Тетрадь, ботинки, пара лыж, Никого он не жалеет,

Тарелка, вилка, ложка, нож, Всех, кого не встретит, клеит!

И каждый гвоздь, Склеил банки и бутылки,

И каждый дом, Ложки, плошки, чашки, вилки,

И караваи хлеба – Склеил книжки и игрушки,

Всё это сделано трудом, Одеяла и подушки,

А не свалилось с неба.Склеил пол и потолок –

(В. Лифшиц) И пустился наутек! (Б. Заходер)

 

8. «Живой – неживой»

На доске записан столбик из 7 слов. Нужно заменить в каждом слове одну согласную букву так, чтобы получилось слово, отвечающее на вопрос что?,

и записать его через черточку справа.

Кто? Лиса, кот, коза, рак, цапля, щука, зверь.

(Что? Липа, рот, коса, мак, капля, мука, дверь).

 

9. «Запиши отгадку».

Один вариант записывает слова, отвечающие на вопрос кто?, другой на вопрос что?

  1. Два березовых коня вихрем с горки мчат меня,

Ну а на гору опять мне их надо поднимать. (лыжи)

  1. Посреди двора стоит копна:

Спереди вилы, сзади метла. (корова)

  1. Лежат поросятки, привязаны к грядке.

Хороши зеленые, а зимой – соленые. (огурцы)

  1. Кто зимой белый, а летом серый? (заяц)
  2. Белое одеяло весь мир покрывало,

Стало тепло – в речку утекло. (снег)

  1. Под соснами, под елками

Бежит мешок с иголками. (ежик)

  1. Стоит Антошка на одной ножке,

Шляпа есть, а головы нету. (гриб)

  1. Шевелятся у цветка два красивых лепестка.

Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел. (бабочка)

  1. Не будильник, а разбудит:

Запоет – проснутся люди. (петух)

  1. По горам по долам ходит шуба да кафтан. (овца)

 

10. «Найди существительное».

На доске записаны 3 группы предложений со сходными по форме существительными и глаголами. Нужно определить, какое из сходных слов является существительным и подчеркнуть его.

1 вариант: Рой пчел кружится над липой. Рой яму поглубже.

Вода перестала течь. В лодке открылась течь.

Не плачь из-за пустяков. Послышался плач ребенка.

Медведь в лесу, не зная правил, однажды мотоциклом правил.

2 вариант: Мы стали работать лучше. Коньки сделаны из стали.

Кошка пила молоко. Пила хорошо наточена.

Варя шила платье. У Сережи нет шила.

Кто без кисти и белил крыши города белил?

3 вариант: В доме топится печь. Мы будем печь пироги.

Дети встали в строй. Строй кормушки для птиц!

На полке лежит кусок мыла. Лена мыла посуду.

Снежное покрывало всю землю покрывало.

 

11. «Большая или маленькая».

Учитель читает предложения, в которых есть два слова, сходных по форме, но разных по значению: одно обозначает предмет, другое – имя или фамилию. Нужно

сказать, какое из слов пишется с маленькой буквы, а какое - с большой и почему.

  1. Улетел орел за город Орел.
  2. Наш Шарик поймал воздушный шарик.
  3. Не бойся морозов, Сережа Морозов.
  4. Хороши груши в корзине у Груши.
  5. Наша Поля вернулась с поля.
  6. Домик для скворцов делал Алеша Скворцов.
  7. Вася Рыбаков был у рыбаков.
  8. У пастухов выступал Андрей Пастухов.
  9. Вот моя подружка Роза, а в руке у Розы роза.
  10. Пять горшков принес Петя Горшков.
  11. Коля Арбузов купил пять арбузов.

 

 

Занятие 20.

Тема: Как у существительных род появился.

Цель: повторение знаний о роде имени существительного как его грамматическом признаке.

 

Грамматическая сказка о том, как у существительных род появился.

Из этой сказки вы узнаете, как у слов-существительных род появился. Давным-давно все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что все их путали.

А случилось всё в далёкой сказочной стране, где правила прекрасная и мудрая королева. Захотелось ей однажды разобраться в этом сложном вопросе: как различать между собой слова-существительные? Собрала она своих подчинённых и объявила: «Кто придумает для слов-существительных знаки различия, тот будет щедро вознаграждён».
В этой прекрасной стране была самая замечательная школа на земле, в которую ходили исключительно одни умники и умницы. В одном классе учились только мальчики, которые вырастали и превращались в сильных и смелых мужчин. А в другом классе учились только девочки, которые после окончания учёбы превращались в прекрасных женщин.

И решили ученики этой школы попытать счастья, ведь вознаграждением являлось дальнейшее обучение в самом престижном Университете этой сказочной страны.
Прибыли они ко двору королевы. С жаром принялись за работу. Для начала решили поделить все слова между собой.

Слов-то много. Делили они, делили слова, да так и не разделили до конца. Много времени потратили на это занятие. Мальчики и девочки постоянно ссорились из-за того, что никак не удаётся им выполнить это задание. Очень сильно они расстроились, даже перестали ходить в школу и делать уроки! А работы оставалось ещё очень много, ведь не все слова были поделены.

Королева была умна и мудра. Она решила покончить со всеми распрями и сказала: «Те слова, которые забрали себе будущие мужчины, пусть будут мужского рода (в эту группу попали стул и стол, дом и мир, луч и свет, сон и звон, и много других). Те слова, которые взяли себе будущие женщины, будут женского рода (это были словаземля, луна, страна, весна и многие другие). А те, что остались ничьи, иначе говоря, неопределёнными, пусть будут среднего рода (так и стали слова солнце, море, небо, яблоко и другие существительные среднего рода)».

Так появился род у имён существительных. Дети были очень довольны таким исходом. Они с радостью приняли решение правительницы. Школа вновь наполнилась их голосами, радостным смехом. Каждый ученик был горд тем, что внёс свой маленький вклад в решение правительницы по поводу определения рода имён существительных. С той поры королева и все жители сказочной страны перестали путать существительные друг с другом. Им был известен секрет, благодаря которому все могли определять род существительных и даже сочинили маленькое стихотворение:

Род мужской, конечно, мой:
Мой сад, мой брат, стул мой.
Женский род, помню я,
То, про что скажу моя:
Моя ручка, моя тучка и тетрадь моя.
Средний род — оно, моё:
Моё окно, село моё.

 

Упражнения.

  1. Внимательно рассмотрите рассыпанные буквы.

р л о а з н д н ы ш

б и з о б р а

д р у о ж б ь

Используя их, выполните следующее задание и ответьте на вопросы:

  • найдите здесь садовый и лесной цветок (роза, ландыш)
  • найдите дом в лесу (изба, бор)
  • золотое поле, дерево на нём (рожь, дуб)

Распределите эти слова по родам.

 

  1. Найдите лишнее слово:
  • деревня, дядя, воля, земля;
  • деревья, перья, стулья, семья;
  • ладонь, огонь, конь, окунь;
  • места, стена, вёдра, вёсла.

 

  1. Работа в группах. Запишите как можно больше существительных и определите их род. (Каждой группе дается тема)

1 группа – одежда

2 группа – фрукты и овощи

3 группа – школа

4 группа – город

 

  1. Работа в парах на карточках. Вписать пропущенные слова, определить и подписать род имён существительных на карточке.

Карточка

Без труда не вытащишь и … из пруда. Волков бояться — в … не ходить. Труд человека кормит, а … портит. Скучен … до вечера, коли делать нечего. Не спеши языком, торопись … .

(Рыбка, лес, дело, день, лень.)

 

5. Творческая работа.

Из букв каждого данного слова образуйте новое, в котором сохранились бы все буквы исходного слова. Полученные пары напишите. Определите род существительных. Подчеркните пары, которые имеют один и тот же род.

сосна - …(насос)
кулак - …(кукла)
каприз - …(приказ)
камыш - …(мышка)
коршун - …(шнурок)

Итог занятия. Рефлексия.

- О чём говорили сегодня на занятии? (о роде имени существительного).

- Что повторили в ходе занятия? (имена существительные имеют мужской, женский, средний род, а не «изменяются по родам»; род определяется при помощи местоимений-помощников).

 

 

Занятие 21.

Цель:повторить, обобщить и закрепить знания об имени прилагательном.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.152.100 (0.008 с.)