Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: из чего же, из чего же состоят слова.

Поиск

АЛФАВИТ

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й

а бэ вэ гэ дэ е ё жэ зэ и и

краткое

К Л М Н О П Р С Т У Ф Х

ка эль эм эн о пэ эр эс тэ у эф ха

Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

цэ чэ ша ща твёрдый ы мягкий э ю я

знак знак

 

 

Вопросы викторины:

  1. Хорошо ли вы помните алфавит? Как называется её первая буква? Вот с неё мы и начнем викторину.

- Посмотрите, какая лесенка составлена из существительных, начинающихся с буквы а. В ней 9 ступенек, в каждом следующем слове на одну букву больше, чем в предыдущем.

Задание:

Мера площади (ар);

Попугай (ара);

Птица (аист);

Артист (актер);

Запах (аромат);

Южный фрукт (абрикос);

Вид спорта (атлетика);

Наука о сельском хозяйстве (агрономия);

Раздел математики (арифметика).

Заполните пустые клетки так, чтобы получились слова с такими значениями.

 

  1. Поставь карточку на свое место. Девочки должны расставить по алфавиту карточки (подготовленные заранее) с именами мальчиков, а мальчики – с именами девочек.

 

  1. Кто быстрее? Запишите слова, буквы которых обозначены числами по их месту в алфавите:
    1,13,22,1,3,10,20; 2,21,12,3,1,18,30; 4,18,1,14,16,20,1. (алфавит, букварь, грамота)

 

  1. «Расколдуйте» слова, расставив буквы в алфавитном порядке:

ХОУПЛ, СМТОЫ, УГЬШЛ, CВЬОА (лопух, мосты, глушь, бинты)

 

  1. Прочитайте высказывание, которое вам написал Чернышевский.

Прочесть высказывание вам помогут верхние буквы.

(Образование – самое великое благо для человека).

  1. Если знаете алфавит, угадаете слово.

1-я буква в слове – 14-я буква в алфавите (м)

2-я буква – 16-я в алфавите (о)

3-я буква – после буквы к (л)

4-я буква – перед буквой п (о)

5-я буква – между буквами г и е (д)

6-я буква – 10-я с конца (ц)

7-я буква - между буквами ъ и ь (ы)

Какое слово получилось? Покажите свои листочки.

Подведение итогов, награждение команд медалями в виде «Мудрой совы».

 

Занятие 6.

Тема: Волшебник “Ударение”.

Цель:закреплять у учащихся умение выделять в словах ударный слог, обозначать ударение, различать в словах ударные и безударные слоги, работать с орфоэпическим словарём.

 

Ход занятия.

- Прочитайте. На двери замка нет замка.

Сравните значение выделенных слов. На какой слог падает ударение в каждом из этих слов. Сделайте вывод, от чего может зависеть смысл слова.

  1. Беседа об ударении.

Ударение подобно биению сердца. Но мы не вспоминаем о нем, пока кто-то не исказит слово неправильной постановкой ударения — оно тотчас же теряет свой ритмический пульс, а порой и смысл, и грамматическую форму.

Ударение — это музыкальный тон, на который настраивается слово. Но усвоение ударения в русском языке сопряжено с рядом трудностей:

1. Оно свободное, не прикрепляется к какому-либо определенному слогу в слове (как в некоторых других языках мира).

2. Оно подвижное, меняет свое место в зависимости от формы.

3. Русское ударение характеризует также изменчивость с течением времени. Если мы откроем произведения Крылова, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Некрасова и других русских поэтов, то найдем там немало слов, произносимых с иным ударением, чем в современном русском языке.

В слове один слог произносится с большей силой. Это ударный слог. Остальные слоги безударные. При перестановке ударения может измениться значение слова.

  1. Игра «Школа». На данную тему ученики записывают сначала слова с ударением на первом слоге, затем на втором слоге, потом на третьем. Игра на время: кто больше записал слов и не ошибся в ударении, тот победил.
  1. Поставь ударение.Ученики, пользуясь орфоэпическим словарем, на выданных со словами листочках ставят ударение. Побеждает тот, кто выполнит работу быстрее, не сделает ошибок совсем или сделает их наименьшее количество.

алфавит

каталог

паралич

арест

квартал

партер

баловать

коклюш

петля

ворона

комбайнер

процент

диалог

красивее

распоясался

договор

кухонный

ремень

заржаветь

намерение

столяр

звонит

начать

танцовщица

звонят

нефтепровод

украинский

искра

озлобленный

щавель

 

  1. Поставьте знак ударения в выделенных словах.
  1. Все пили ключевую воду. Возьми пилу и пили.
  2. Я мою руки. Мою руку взял доктор.
  3. Ребенок стоит на ногах. Стоит посмотреть этот фильм.
  4. Наташа выходила из зала. Мать выходила больного ребенка.

 

  1. Разгадайте шарады.

Я — травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.

(И́рис — ири́с)

Я – сборник карт; от ударения

Зависят два моих значения.

Хочу – преображусь в название

Блестящей, шелковистой ткани.

(А́тлас — атла́с)

 

Мы — для пильщиков подставка,

Мы — для кучера сиденье.

Но попробуй-ка, поставь-ка

Нам другое ударение.

Осторожней будешь с нами:

Забодаем мы рогами.

(Ко́злы — козлы́)

  1. Найдите слова, в которых ударение поставлено неверно.

ма́газин

мага́зин

магази́н

 

у́лица

ули́ца

улица́

стри́жонок

стрижо́нок

стрижоно́к

библиоте́ка

библио́тека

зво́нит

звони́т

шо́фер

шофё́р

 

  1. Расставьте знаки ударения в каждом слове.

Косит косец, а зайчишка косит.

Трусит трусишка, а ослик трусит.

 

  1. В каком слове третий слог ударный?

Крокодил, столовая, добыча, диспансер.

 

  1. Прочитайте двустишья. Объясните, почему не рифмуются строки.

Рожь мы пишем с мягким знаком,

С этим я давно знаком.

 

Уродились густые хлеба,

Будет много душистого хлеба.

 

  1. Поставьте ударение на разные слоги в данных словах. Изменится ли их значение при переносе ударения?

пора

избегать

пахнуть

угольный

трусить

вычитать

 

  1. Как изменится смысл предложения, если в начале поставить слово У?

Берега заросли.

 

Итог.

- Как определить в слове ударный слог?

- Сколько ударных слогов в слове?

- Что происходит, если в слове изменить ударение?

 

Занятие 7.

Цель: развивать фонетический слух, познавательные способности детей, интерес к русскому языку, воспитывать умения работать к команде.

 

На доске написано: «Гласные - это река. А согласные - её берега» (К. С. Станиславский), «Звук – одежда слова» ( М. Горький)

Класс делится на 4 команды. Даётся название каждой команде: «Буквы» «Звуки», « Гласные», «Согласные».

За верно выполненное задание- 1 балл.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.218 (0.012 с.)