Тема: Имя прилагательное – часть страны Речь.
Ход занятия.
Оргмомент. Прозвенел голосистый звонок, Собрал ребят на урок. Будем мы читать, писать И пятерки получать. – Сегодня у нас необычный урок. Я знаю, что вы любите играть. Да? Вот сегодня мы и поиграем. А поиграем в вашу любимую игру «Крестики-нолики». Правила вам известны. – Эпиграфом к нашему уроку стали слова из стихотворения: Определяю я предметы Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь Меня вам надо знать, беречь! – Эти строчки определяют тему нашей сегодняшней игры. На игровом поле темы, которые вы будете выбирать. На команды мы уже распределились. Это «Х», а это «О». – Обычно игра начинается с центрального квадрата. С вашего разрешения, открою его я. Согласны? Команда, ответившая правильно, ставит свой знак в соответствующий квадрат.
1. РАЗМИНКА (индивидуальная работа) – Разминка даст ответ на вопрос: Что необходимо для успешной игры? (разгадать слова). Кто закончит первым, расскажет об имени прилагательном. (Каждый игрок команды работает индивидуально. Капитаны команд подводят итоги проделанной работы.)
1.Что такое имя прилагательное: а) часть слова – Е а) часть растения – С б) часть речи – У б) часть слова – Е в) часть растения – С в) часть речи – У
2. Имя прилагательное обозначает: а) признак предмета – Д а) предмет – А б) предмет – А б) признак предмета – С в) указывают на предмет – О в) указывают на предмет – О
3. Имя прилагательное отвечает на вопросы: а) кто? что? – К а) какая? какой? какое? какие? – П б) какая? какой? какое? какие? – А б) что делает? – К в) что делает? – В в) кто? что? – В
4. С какой частью речи связано имя прилагательное: а) существительное – Ч а) не связано ни с какой частью речи – Л б) местоимение – Я б) местоимение – Я в) не связано ни с какой частью речи – Л в) существительное – Е
5. Как изменяется имя прилагательное: а) не изменяется – П а) по родам и числам – Х б) по лицам – Ж б) по лицам – Ж в) по родам и числам – А в) не изменяется – Ч
2. АУКЦИОН. – За одну минуты придумать как можно больше имен прилагательных к слову – книга. По истечению времени по очереди называть свои слова. Кто последним назовет слово, тот и выиграл.
3. НАЙДИ ПАРУ. – Что за пары образовались? Как называют такие слова? Какие из прилагательных характеризуют человека?
мокрый сырой ветхий жадный душистый морозный холодный храбрый верный ароматный смелый старый скупой надежный
4. НАЙДИ МЕНЯ. – Раскрасьте только те звездочки, в которых записаны имена прилагательные. Как вы определяли часть речи записанных слов? (задание для каждого игрока команд) 5. СКАЖИ НАОБОРОТ. – Что за пары образовались? Как называют такие слова?
Ремешок узкий, а пояс ______________ . Ручей мелкий, а пруд _______________ . Сарай низкий, а дом ________________ . Молоко жидкое, а сметана ___________ . Пух лёгкий, а камень ________________ . Хороша верёвка длинная, а речь __________ .
6. ДЕТЕКТИВЫ. – Вы побудете в роли детективов. Вам необходимо по данным приметам найти пропавший предмет.
Рыжая, хитрая, ловкая __________________ Раннее, хмурое, весеннее ________________ Холодный, порывистый, северный ____________ Трусливый, косой, серенький ______________ Журчащий, быстрый, чистый ________________
7. ПОГОВОРКИ О ЛЮДЯХ. – Такие выражения используют для описания характера людей. Соединить поговорку с соответствующим описанием характера. В рубашке родился добрый, мягкий, сердечный Мухи не обидит счастливый, удачливый За смертью посылать ловкий, изворотливый Сухим из воды выйдет медлительный, нерасторопный
8. СОСТАВЬ СЛОВА. – Из слов необходимо взять названные части слова и из них составить новое слово. От основ каких частей речи образовались новые слова? Новые слова разобрать по составу.
№
приставка
корень
суффикс
окончание
1.
подъехать
вода
сводный
тяжелые
(подводные)
2.
соль
часы
кормовой
морская
(часовая)
3.
заяц
белый
дяденька
синий
(беленький)
9. «ВЕСНА В ЛЕСУ». – Вставить в текст подходящие по смыслу имена прилагательные. Прочитать получившийся текст. Почему прилагательные заняли именно эти места? Какие знания вам помогли в этом? Хороша … весна в лесу! Ярко светит … солнце. … облака украшают … небо. С пригорка зажурчал … ручеёк. Весёлый и сказочный лес весной! С л о в а д л я с п р а в о к: ранняя, говорливый, голубое, лёгкие, весеннее.
Физминутка. Учитель сам определит, когда провести физминутку
А теперь, ребята, встали! Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели – вновь за дело,
Итог урока. Определяется победитель. – Интересно? Какие задания больше всего запомнились и понравились?
P.S. Если осталось время, можно дать итоговый тест по теме. Каждому учащемуся по его способностям (индивидуальный). Оригинал публикации: http://uchkopilka.ru/russkij-yazyk/konspekty-i-stsenarii/4451-urok-russkogo-yazyka-v-3-klasse-po-teme-obobshchenie-i-zakreplenie-znanij-ob-imeni-prilagatelnom-20140830
Занятие 22.
Цель:систематизировать знания учащихся по теме «Имя прилагательное»
|