IV. Изучение нового материала. Работа по учебнику (С. 18).
З а д а н и е № 1.
– Сколько палочек в пучке? (10.)
10 палочек – это о д и н д е с я т о к.
– Запишите число палочек на рисунке. (11.)
– Сколько в этом числе десятков? (1 десяток.)
– Подчеркните красным цветом цифру, которая в записи обозначает число десятков.
– Сколько в этом числе единиц? (Еще 1 единица.)
– Подчеркните синим цветом цифру, которая в записи обозначает число единиц.
В ы в о д: не только цифра (цифры могут быть одинаковые), но и место (позиция) цифры в записи передает информацию о числе.
Место цифры в записи числа играет очень важную роль, а следовательно, каждое место в записи должно быть как – то обозначено.
З а д а н и е № 2.
– Напишите число, в котором один десяток и пять единиц. (15.)
– Как называется это число?
– Какая цифра занимает в записи первое место справа? (5.)
– Подчеркните эту цифру синим цветом.
– Как вы думаете, что она обозначает: число десятков или число единиц?
Место в записи, где находится цифра, обозначающая число единиц, называется р а з р я д е д и н и ц.
– В числах 12, 17, 10 и 5 подчеркните синим цветом цифру разряда единиц.
З а д а н и е № 3.
– Рассмотрите рисунок. Какое число изображено? (14)
– Какая цифра занимает в записи второе место справа? (1)
– Подчеркните ее красным цветом. Что она обозначает: число десятков или число единиц? (Число десятков.)
Место в записи, где находится цифра, обозначающая число десятков, называется р а з р я д д е с я т к о в.
– В числах 15, 19, 20 и 6 подчеркните красным цветом цифру разряда десятков.
– Как называется число 20? (Двадцать.)
– Что обозначает первая цифра справа? (Цифра 0 показывает количество единиц, то есть их отсутствие.)
– Что обозначает цифра на втором месте справа? (Цифра 2 показывает, что в числе 2 десятка.)
– Как вы думаете, может ли в числе количество десятков быть больше двух?
– Сколько десятков в числе 6? Как называется это число? (Это однозначное число. Оно состоит только из единиц.)
– У однозначных чисел в разряде десятков стоит цифра 0, но мы его не пишем, так как запись любого числа не начинается с 0.
Учитель демонстрирует учащимся абак.
– Покажите «окошко», цифра в котором обозначает количество единиц.
– Покажите «окошко», цифра в котором обозначает количество десятков.
– Какое число показано на абаке?
– Сколько в этом числе единиц? Сколько десятков?
З а д а н и е № 4.
При выполнении этого задания учащиеся тренируются в сравнении (в косвенной форме) изученных двузначных чисел на основе поразрядного принципа. суть заключена в том, что для двузначных чисел сначала сравнивают цифры в разряде десятков и результат этого сравнения определяет итоговый результат, а если цифры разряда десятков одинаковые, то сравнение производят по цифрам разряда единиц.
З а п и с ь:
11 < 12
10 < 12
| 14 = 14
| 20 > 19
30 > 19
40 > 19 И т. д.
| Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Учащиеся выполняют упражнение.
Однажды три цыпленка,
А с ними три мышонка,
А с ними три веселых
Умытых поросенка
Бежали спозаранку
Из дома на полянку.
Посчитайте скорей,
Сколько было всех друзей,
Что утром спозаранку
Играли на полянке? (9.)
|