IV. Знакомство с новым материалом. Работа по учебнику (с. 12).
З а д а н и е № 1.
– Рассмотрите рисунки. Сравните траектории полета двух самолетов. Определить их траектории движения можно по оставленному следу от работы двигателей.
– Как летит пассажирский самолет? (Летит прямо.)
– Какую «линию» он оставляет в небе? (Прямую.)
– Как летит спортивный самолет? (Он выполняет спортивные трюки.)
– Какую «линию» оставляет спортивный самолет в небе? (Кривую линию.)
– Поставьте фишку на тот самолет, который летит прямо.
З а д а н и е № 2.
учащимся предлагаются для анализа изображения прямых и кривых линий. Затруднения в идентификации может вызвать кривая линия, часть которой является отрезком прямой. В этом случае обязательно нужно обратить внимание учащихся на то, что линию следует рассматривать не по частям, а в целом.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Учащиеся выполняют упражнение.
Без конца и края
Линия прямая!
Хоть сто лет по ней иди,
Не найти конца пути!
Прямая линия у нас
Нарисовалась первый раз.
V. Практическая работа.
З а д а н и е № 3 (с. 12).
– Как называются данные предметы? (Это все инструменты.)
– Назовите каждый инструмент.
– С помощью какого инструмента проводят прямые линии? (Линейки.)
– Проведите с помощью линейки прямые линии. Учитесь проводить прямые линии.
– Поставьте в тетради точку. Проведите через нее три прямые линии.
– Поставьте в тетради две точки, проведите через них сначала прямую линию, потом кривую.
– Сколько прямых линий можно провести через две точки? Сколько кривых линий можно провести через две точки?
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
VI. Фронтальная работа.
– Отгадайте з а г а д к у:
Делать ровную черту
Всем всегда я помогу.
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья,
Кто же я?... (Линейка.)
Учитель. Знаете ли вы историю линейки? В 2009 году ей исполнится 220 лет. Однако линейкой пользовались и в более ранние времена. В Средневековье, например, немецкие монахи для разметки линий на листках пергамента (так называлась бумага) пользовались тонкими свинцовыми пластинками. А в ряде стран Европы, в том числе и в Древней Руси, для этих целей использовались железные прутья. Их называли шильцами. В разных странах люди измеряли одно и то же расстояние по-разному. Это было очень неудобно. Наконец, во Франции в 1789 году решено было ввести единую систему мер. В Париже изготовили платиновые линейки с делениями, которые стали образцами мерок для всего мира. По их образцу изготовили деревянные линейки. В Россию линейка попала после Отечественной войны 1812 года в качестве военного трофея.
|