II . Сообщение темы и цели урока. III . Проверка домашнего задания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II . Сообщение темы и цели урока. III . Проверка домашнего задания.



III. Проверка домашнего задания.

Упражнение 179, с. 95.

Один ученик называет слово с пропу­щенной буквой, а второй объясняет написание.

* * *
Наш урок — он необычный.        В лес весенний, шумный, яркий
Отправляемся в поход                            И загадочный порой.

— Когда вы шли в школу, вы обратили внимание на погоду сегодня?

Постарайтесь описать сегодняшнее утро. (Солнечное, те­плое, безоблачное.)

— Какую часть речи использовали для описания?

— Закройте глаза и шепотом произнесите слово «весна». Какое чувство у вас возникло? (Радость, восторг, удовольствие.)

— Какая часть речи помогла выразить это?

— Почему весенний лес предстает перед нами шумным и яр­ким? (Ответы.)

IV. Чистописание.

* * *
Прошли дожди, апрель теплеет,          И тихо дремлет бор зеленый,
Всю ночь — туман, а поутру                               И в серебре лесных озер

Весенний воздух точно млеет            Еще стройней его колонны,
И мягкой дымкою синеет                                   Еще свежее сосен кроны

В далеких просеках в бору.                                 И нежных лиственниц узор!

(И. А. Бунин.)

— Кто такой И. Бунин?

— О чем он писал в своих стихах? (О природе.)
— На доске записаны буквы. Назовите их.

аяиео

— Расскажите все, что вы о них знаете. (Гласные, которые, бу­ дучи безударными, требуют проверки или запоминания; «а», «о» указывают на твердость предшествующего согласного, «я», «е», «и»на мягкость; «я», «е» могут обозначать два звука).

Закрепление написания «опасного» соединения с данными буквами и буквами «л», «м».

— Почему я объединила буквы «л» и «м»?
аяиео ал ял ил ел ол ам ям им ем ом

— Подберите и запишите однокоренные слова к слову «лес», выделите корень. (Лес, лесной, лесник, лесочек, лесоповал.)

V. Работа по теме урока.

— Какую часть речи мы изучали на протяжении по­следних уроков?

— Что такое имя существительное?

— Как изменяются имена существительные? (По числам и по падежам.)

— Имена существительные изменяются по родам или име­ют род? (Имеют.)

— Как определить род имен существительных?

— Выпишите имена существительные из стихотворения И. Бу­нина в начальной форме и укажите их род.

— Какая форма является начальной для имен существи­тельных? (Дети работают по цепочке.)

Физкультминутка

Словарная работа

3 ученика работают у доски.

— Вы сказали, что имена существительные изменя­ются по числам. Какое число они имеют?

— Как отличить единственное число от множественного?
— Запишите словарные слова в два столбика в зависимости от числа, в котором они стоят.

Дятел, праздники, сорока, каникулы, природа, корзина, чувство, яго­ ды, животные.

— В каждом столбике найдите и подчеркните лишнее сло­во. Объясните, почему исключили это слово. (Природаупо­требляется в форме только единственного числа; каникулытолько множественного числа.)

Изменение существительных по вопросам (с опорой на карточку).

— Гуляя по весеннему лесу, что мы с вами можем увидеть?
Каждый ряд получит свое слово:

— 1 ряд—«лиса»,

— 2 ряд—«куст»,

— 3 ряд — «дерево»;

и эти слова ученики изменяют по вопросам.

Взаимопроверка в парах.

Работа с предложением.
1 ученик работает у доски.

— Пока мы с вами гуляли по лесу прошел дождик и смыл в некоторых словах буквы. Ваша задача восстановить эти предложения.

На старой б..резе с.дела любопытная белочка. Она с интересом наблю­ дала за дет..ми под дер..вом.

— Первое предложение разберите по членам предложения и выпишите словосочетания.

Выполнение теста (распечатан на листочках).
Наблюдая за белочкой, мы не заметили, как заблудились. Чтобы найти дорогу домой, нам необходимо ответить на вопросы теста.

Тест.

Выберите верное утверждение:

а) Имя существительное — это часть речи, которая отве­чает на вопросы какой? какая? какое?.

о) имя существительное — это часть речи, которая отве­чает на вопросы кто? что?.

Выберите верное утверждение:

а)Имя существительное — это часть речи, которая обо­значает признак предмета.

б)Имя существительное — это часть речи, которая обо­значает действие предмета.

в)Имя существительное — это часть речи, которая обо­значает предмет, явления природы.

Выберите верное утверждение:

а)Имена собственные пишутся с маленькой буквы.

б)Имена собственные пишутся с большой буквы.

Выберите верное утверждение:

а)Имена существительные по числам не изменяются.

Б) Имена существительные по числам изменяются.

Выберите верное утверждение:

а) Имена существительные бывают только мужского и женского рода;

б) Имена существительные бывают мужского, среднего и женского рода;

в) Имена существительные бывают только среднего рода.

Какое из слов является именем существительным женско­го рода:

а) темный;

б) шкаф;

в) зеркало;

г) темнота.

Укажите число подчеркнутых имен существительных.
Ребята шли по лесной тропинке. Пахло грибами и листвой. Стайка крикливых дроздов слетела с рябины. В небе летел большой косяк журавлей.

— Вставьте, где необходимо, мягкий знак.
Реч.., скрипач.., товарищ.., полноч.., брош.., шалаш...

Работа по развитию речи

— А теперь мы с вами отправимся в музей весны, где она выставляет картины, показывающие красоту весенней при­роды. Рассмотрите их внимательно.

— Представьте, что именно эта картина пропала. (Учитель показывает на одну из картин на доске.)

— Постарайтесь дать словесное описание этой картины, чтобы можно было узнать ее. (Дети дают словесное описание, а один угадывает картину.)

XII. Рефлексия

¾ Весь урок мы посвятили имени существительно­му. Свое отношение к нему мы выразим в синквейне.

¾ Вспомним, что такое синквейн и как он строится.

Синквейн — своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определенное строение.

Первая строка — тема синквейна (одно имя существительное в на­ чальной форме).

Вторая строка — характерные признаки предмета (два имени прила­ гательных).

Третья строка — характерные действия или состояния предмета (три глагола).

Четвертая строка — что думает автор. (Фраза из четырех слов).

Пятая строка — новое звучание темы (синоним) (имя существитель­ ное в начальной форме).

Пример синквейна:

Существительное

Значимое, необходимое

Помогает, рассказывает, уточняет

Без существительных тексты непонятны.

Предмет

ХШ. Домашнее задание.

Составьте и запишите три предложения о весеннем лесе.

 

Русский язык                                                                                Дата

ТЕМА: Имя прилагательное, его значение и роль в предложении

Цель: углубить представление об имени прилагательном;

развивать умение распознавать имена   прилагательные среди других частей речи;

развивать умения точно употреблять при­лагательные в устной и письменной речи;

расширить знания об овощах.

Ход урока

 

I. Работа у доски

¾ К данным существительным подберите однокоренные су­ществительные с уменьшительно-ласкательным значением.

Береза, топор, корова, морковь, солнце.

¾ Впишите подходящие по смыслу словарные слова. Укажите их род.

Душистая.., жареный.., теплое.., железная.., большой.., красное...

Составьте предложение. Разберите его по членам, по частям речи. Выпишите словосочетания. (2 ученика выполняют зада­ние у доски).

Кусочки, медведь, еды, из, выпрашивал, клетки.

Бегемота, загоняла, в, сторожиха, домик, метлой.

Класс в это время выполняет следующее задание:

¾   Просклоняйте существительные «работа», «труд».

— Чем являются эти слова? (Ответы.)

II. Чистописание
                                    еев ссс

се её ел ем ев ер

Сеет, сеялка, лестница, сердце.

— Какое слово лишнее?

— Что вы знаете об имени существительном? (Ответы.)

III. Словарная работа (в малых группах).

¾   Чтобы узнать новое слово, вам необходимо разме­стить буквы в порядке следования цветов радуги.

У Ч  К   И     О     Р      Г

— Какое значение имеет это слово?

— Что такое огурец? (Стелющееся травянистое огородное растение с продолговатым зеленым плодом.)

Слово огурец пришло к нам из греческого языка и первоначально зву­чало как «огур», что означало «неспелый», «несозревший». В самом деле, в отличие от своих близких сородичей арбузов и дынь, которые чем спе­лее, тем вкуснее, огурчики ценятся пока еще не пожелтели, не созрели окончательно. Их едят незрелыми. Вот поэтому они и названы огурцами.

Назовите и запишите однокоренные слова.

Огурец, огурчик, огуречник, огуречный.

IV. Работа по теме урока.

¾   Чтобы определить тему сегодняшнего урока, вы должны будете выполнить следующее задание.

¾ Прочитайте слова. Выпишите только слова с непроизноси­мыми согласными.

Поз..ний,..сенний, мес.ный, ч..шка, избу.ка, радос.ный, ярос.ная.

— Какие слова выписали?

— На какие вопросы отвечают эти слова?

— Какой частью речи они являются? (Ответы.) Сформулируйте тему урока.

V. Сообщение цели урока

¾ Что такое имя прилагательное?

— Для чего служат имена прилагательные?

Физкультминутка

Я буду называть слова. Если услышите имя существительное — приседайте, имя прилагательное — хлопайте, глагол — руки вверх.

Украшать, ветер, играть, высокий, думающий, мысль, понял, ударить, здоровье, невыдержанный, темнокожий, удалой, дерево.

VI. Работа с правилом (с. 96)
Упражнение 180, с. 95 (устно)

¾ А сейчас давайте вернемся к нашему словарному слову и подберем как можно больше прилагательных, сочетающихся с существительным огурец.

(Не]большой, маленький, длинный, зеленый, желтый, молодой, ста­рый, свежий, вкусный, соленый..; ранние, поздние, парниковые, крупные, мелкие, крепкие, мягкие, дорогие, дешевые....



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.026 с.)