TEMA : Правописание парных звонких и глухих согласных в корне 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

TEMA : Правописание парных звонких и глухих согласных в корне



TEMA: Правописание парных звонких и глухих согласных в корне

Цель: актуализировать знания и умения по правописанию парных звонких и глухих согласных в корне;

учить находить в тек­сте слова с данной орфограммой, выбирать проверочные слова среди данных слов;

развивать орфографическую зоркость.

 

 

Ход урока

ІI. Организационный момент

 

Одним огоньком можно зажечь тысячу ламп;

необходимо, однако, чтобы каждая из них

питала свое пламя собственным горючим материалом.

Ауэрбах.

-  Надеюсь, что помогу разжечь вашу любознатель­ность новыми знаниями! А дальше вы будете поддерживать ее сами. Будьте наблюдательны и внимательны на уроке.

II. Чистописание

Запись на доске:

6? г д ж?

? ф к? ш с

- Посмотрите на запись. Что записано на доске? (Парные согласные).

— Каких согласных не хватает? Восстановите запись.

— Запишите данные пары в тетрадь.

ІII. Словарно-орфографическая работа

— Отгадайте загадки, запишите отгадки и подчерк­ните орфограммы.

* * *

Красный нос в землю врос, То я в клетку, то в линейку,

А зеленый хвост снаружи.   Написать на мне сумей-ка!

Нам зеленый хвост не нужен, Можешь и нарисовать,

Нужен только красный нос. Что такое я?

(Морковь.)                                                                (Тетрадь.)

Старик у ворот                         Если ты его отточишь —

Тепло уволок.                           Нарисуешь все, что хочешь:

Сам не бежит                          Солнце, море, горы, пляж...

И стоять не велит.  (Мороз.)                     Что же это? (Карандаш.)

 

** *

Сам алый, сахарный,                         Хозяин лесной

Кафтан зеленый, бархатный.      Просыпается весной.

(Арбуз.)          А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь.)

— Какие орфограммы подчеркнули?

— В какой части слова они находятся? (В корне.)

— Что объединяет эти слова? (Словарные, слова заканчива­ются на парный согласный.)

IV. Сообщение темы и цели урока

—Исходя из минутки чистописания, какова тема на­шего урока?

— Чему мы должны научиться? (Ответы.)

V.   Изучение нового материала. Проблемная ситуация

— Ребята, помогите разрешить спор между вашими ровесниками Сашей и Наташей. Прочитайте предложения, за­писанные данными учениками, и определите, кто из них прав.

Саша сделал такую запись:

Короф погнали пастись на лук. Пастух вырезал из вербы прут.

А Наташа — такую:

Коров погнали пастись на луг. Пастух вырезал из вербы пруд.

— При этом Саша рассуждал так: «На конце слова пишем так, как слышим». А Наташа считала так: «Если на конце слова слышим глухой согласный звук, то надо обозначать его буквой парного звонкого согласного».

— Кто же из них прав? (Дети высказывают свои мнения.)
Выписываются пары слов из предложений Саши и Наташи:
Короф — коров, лук — луг, пруд — прут.

—Прочитайте эти слова. Что вы заметили? (Одинако­во произносятся.)

— А по смыслу эти слова одинаковы? А пишутся одинаково?

— Какой можно сделать вывод? (Чтобы не ошибиться в на­писании слов с парными согласными, их надо проверять.)

— Правильно, если мы слышим такой звук — это сигнал к тому, что нужно применить правило и проверить звук.

— Каким образом? (Подобрать однокоренное слово или изме­нить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.)

Подберите и запишите проверочные слова.

Коровы — коров, луга — луг, пруды — пруд, прутик — прут.

Работа с правилом на с. 30.

— Приведите примеры.

Физкультминутка

VI. Закрепление изученного

ü Упражнение 57, с. 31 (устно),

ü Упражнение 58, с. 31 (с комментированием).

— Как проверить правописание парных согласных в корне слова?

ü Упражнение 59, с. 32 (самостоятельно).

Проверка.

Работа по вариантам.

1 вариант — соедините стрелкой слова с орфограммой «Парные согласные» и проверочные слова. Вставьте пропущен­ные буквы.

Сколь..кий покрошить
Кро..ка ксользить
Кре..кий укрепить
Свя..ка ходить
Похо..ка связать

2 вариант — вставьте пропущенные буквы, соедините пары.

Гла..кий Крепок
Ле..кий Гибок
Бли..кий Робок
Ре..кий Сладок
Ги..кий Ловок
Ро.кий Гладок
Кре.,кий Близок
Ло..кий Резок
Сла..кий Легок

Ход урока

I. Организационный момент

 

* * *

Звенит, заливается школьный звонок,

Вас ждет интересный, полезный урок.

Чудесным пусть будет у вас настроение,

Легко и прелестно дается учение!

II. Чистописание

— Вместо вопросительного знака вставьте необходи­мую букву. Для этого определите, как связаны буквы правого столбца с соответствующими словами левого столбца.

Снег г                           Ложка ж

Мороз  ?                            Робко   б

 

— Вместо вопросительного знака надо вставить букву «з». Почему? (Ответы.)

— Итак, на минутке чистописания мы будем писать букву «з». Расскажите все, что вы знаете о ней.

— Определите порядок следования букв в данном ряду.

—  Напи­шите эту цепочку букв до конца строки в указанной последова­тельности.

3за 3зб Ззв 3з

З.

а..   В...
     
р::.   К:::.

— Какое слово получилось? (Завтрак.)

— Что оно обозначает? (Утренняя еда.)

— Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните ор­фограмму.

— Как вы понимаете выражение «кормить завтраками»?
Придумайте и запишите предложение с новым словарным словом.

Физкультминутка

VI. Закрепление изученного

Работа с учебником

ü Упражнение 61, с. 33 (с комментированием).

—  Какие способы проверки парных согласных вы применяли? (Ответы.)

ü Упражнение 62, с. 33.

— Что помогает нам отгадать загадку? (Признаки: кто-то колючий, с иголками, любит молоко.)

Назовите рифмующиеся слова.

Найдите в корнях этих слов орфограммы. Объясните их на­писание.

Развитие речи

ü Упражнение 63, с. 33.

Работа по группам

1 группа — упражнение 65, с. 34.

2 группа — спишите, вставьте пропущенные буквы, в скоб­ках напишите проверочные слова.

Коля и Валера отправились в ле.. за гр..бами. В ельнике было много м..слят со скользкими шля..ками. Под ги..кими ве..ками бере..ки мальчики нашли гри..ки-боровики на ни..ких но..ках.

3 группа — составьте из слов предложения. Запишите их, обозначая все орфограммы. Подчеркните подлежащее и сказуе­мое в последнем предложении.

Мя..кие, ст..яли, дни, серые.

З..ма, сне..ком, зав..лила, ле..ким, горо...

Утром, к, расчистили, бесе..ке, доро..ку, мы, у..кую.

Проверка.

VII. Подведение итогов. Рефлексия
— Над какой темой работали?

— Какие способы проверки парных звонких и глухих соглас­ных в корне слов вы знаете? (Ответы.)

VIII. Домашнее задание
Упражнение 66, с. 35.

 

 

РУССКИЙ ЯЗЫК 3 КЛАСС ТЕМА: Проверочные слова для правописания парных звонких и глухих согласных в корне ДАТА____________

Цель: учить подбирать слова для проверки орфограммы «Парные согласные в корне»; формировать навык правописания безударных гласных и парных согласных в корне слов; развивать орфографическую зоркость.

Ход урока

I. Организационный момент

Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

Работою нашей довольны остались.

Пусть этот урок нас порадует всех

И каждый из нас ощутит свой успех.

II. Чистописание

На доске записаны слова:

Лампа, ветка, улетел.

— Определите букву, которую мы будем писать. Она находится в корне одного из слов и обозначает в нем непарный звонкий мягкий согласный звук.

— Какая это буква? В каком слове она находится? (Это буква «л», она находится в слове «улетел».)

Посмотрите на запись, определите порядок следования букв в ряду:

лб лп лв лф л

— Как построена цепочка букв?

Напишите ряд букв в указанной последовательности.

Ход урока

I. Организационный момент

* * *

Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

Работою нашей довольны остались.

Пусть этот урок нас порадует всех

И каждый из нас ощутит свой успех.

III. Чистописание

— На минутке чистописания мы напишем буквы, ко­торые являются безударными гласными и парными согласны­ми в данных словах. Какие это буквы?

Определите порядок следования букв в данном ряду:

бпа гке дти  жш

— Напишите этот ряд букв до конца строки, соблюдая указан­ную последовательность.

IV. Повторение и закрепление изученного
Работа по учебнику.

ü Упражнение 72, с. 37.

— К какому жанру можно отнести данный текст и по­чему? (Сказка, т. к. Ручка и Карандаш разговаривают.) Чтение текста по ролям

— Какие черты «характера» Ручки и Карандаша проявились в этом диалоге?

— Выберите подходящие слова для характеристи­ки этих героев. (Объясняем значение данных слов.)

— Встречались ли вам люди, похожие на героев этой сказки?

— Кто делает ошибки — Карандаш, Ручка, а может, ученики? (Ответы.)

Работа в парах

— Сочините сказочные диалоги, представив, о чем могут разговаривать окружающие нас предметы. Например, мел, доска, тряпка.

Проверка

Выполняется орфографическое задание с комментировани­ем у доски.

— Какие орфограммы встретились? Что их объединяет?

— Как проверить правописание безударной гласной в корне?

— Как проверить правописание парной согласной в корне?

ü Упражнение 73, с. 38.

— Как вы думаете, какие правила правописания не знает лев? Перепишите письмо без ошибок (самостоятельно).

Физкультминутка (можно использовать упражнение 74).

Работа в группах.

1 группа — упражнение 75, с. 39.

2 группа — прочитайте, определите границы предложе­ний. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Все доро..ки покрылись снежным к..вром гла..ким л,.дом оделась р..ка на школьной площа..ке р..бята устроили горку быстро мчатся с гор­ки вниз сала..ки ре..кий ветер бьет детям в лицо моро.. щиплет щеки.

3 группа — составьте из слов предложения, запишите их, вставляя пропущенные буквы.

Л..сные, звери, готовятся, к з..ме.

У, белки, в, дупле, много, орехов, гр..бов, и.

Зайчик, сменит, серую, шу..ку, на, белую.

Белого, на, белом, зайца, сн.ту, лиса, не заметит.

Медве..ь, для, берлоги, место, ищет.

Проверка.

Разноуровневая работа.

1. Запишите парные звонкие и глухие согласные.

2. Прочитайте слова.

Гриб, сад, стол, сказка, туман, дубки.

Выпишите те слова, произношение которых расходится с правописанием. Запишите к ним проверочные слова.

3. Подчеркните букву, которую следует писать в слове. Сое­дините это слово с проверочным.

Гла (з, с) утюги,

Дож (д, т)ъ сады.

Утю (к, г) столбы.

Стол (б, п) дожди.

Cа (д, m)  глаза.

4. Прочитайте. Вставьте нужную букву и запишите прове­рочное слово.

Медве..ь —__________________________,

Расска.. —___________________________.

Яго..ка —                                                   .

Тетра..ь —___________________________,

Моро.. —____________________________.

Бере..ка —___________________________.

Сугро.. —                                                   .

5. Прочитайте текст. Вставьте и подчеркните пропущенные буквы.

Кр.сив зимний наря.. леса. На лапах елей л..жит сне... На тонкой бере..ке св..ркает иней. М.лодые ду..ки к..чают замер..шими ве..ками.

Ход урока

I. Организационный момент.

Все начинается со школьного звонка,

В далекий путь отчаливают парты,

Там, впереди, покруче будут старты

И посерьезней будут, а пока:

Нас ждет урок русского языка.

II. Проверка домашнего задания.

Физкультминутка.

Работа по вариантам.

— О каких птицах мы узнали? Что мы: узнали?

— Как они относятся к своим птенцам?

— А какая мать курица? (Ответы.)

Проверить правильность ваших ответов вы сможете, прочи­тав текст упражнения 79, с. 41.

1 вариант — упражнение 79, с. 41 (подчеркните главные члены предложения в1,2и4 предложениях.)

2 вариант — упражнение 80, с. 41.

Взаимопроверка. Проверка.

I. Организационный момент.

Подготовка учащихся к контрольной работе.

IV. Подведение итогов.

РУССКИЙ ЯЗЫК 3 КЛАСС ТЕМА: Знакомство с непроизносимыми согласными в корне слов, способами их проверки ДАТА____________

Цель: формировать представление о непроизносимых со­гласных, их правописании, способе проверки; обогащать словар­ный запас детей.

Ход урока

I. Организационный момент.

— «Вы — талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умее­те, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...». (Ж. Ж. Руссо.)

— Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в этих словах, ведь вас ждет открытие новых знаний.

II. Чистописание

На доске написан ряд букв:

О Д Т Ч П Ш С

— Определите, какую букву мы сегодня будем писать на минутке чистописания. (В этом ряду написаны первые буквы названий цифр: один — «О», два — «Д», три — «Т», четыре — «Ч», пять — «П», шесть — «Ш», семь — «С». Следующей будет циф­ра 8. Ее название начинается на букву «В». Значит, мы будем пи­сать на минутке чистописания букву «В».)

Определите порядок следования букв в этой цепочке:

Вдлт Влтд Втдл   (Справа от заглавной «В» находятся строчные буквы «д», «л», «т», которые в каждой ячейке меняют свой порядок. Первая из них становится последней.)

— Напишите эту цепочку букв в указанной последовательно­сти до конца строки.

— Дайте характеристику звукам, которые обозначены буквами.

III. Актуализация знаний

— На доске записаны слова.

Тяжелый, дверной, здравствуй, легкий, почтовый, воздушный, улыб­ка, скользкий, позвонил, ошибка, скворец, поездка.

Чтоб ошибок избежать,                       В игре проверить можешь сам

Зоркость будем развивать.      Свое внимание к словам.

— Прочитайте внимательно слова, разделите их на группы, запишите в тетрадь, затем докажите, по какому принципу раз­делили их на группы (один человек работает у доски).

— По какому принципу разделили слова?

— На какую орфограмму записали слова в первый столбик?
(Безударные гласные в корне слова.)

— Вспоминаем правило, устно подбираем проверочные слова.

— На какую орфограмму записаны слова во втором столбике?
(Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова.)

— Каким правилом мы пользуемся при написании слов этой группы?

Докажите, что в данных словах надо писать именно эту со­гласную букву.

— Почему одно слово осталось лишним? (Какая-то другая орфограмма.)

Работа по учебнику.

V. Закрепление изученного.

Упражнение 85, стр. 44.

Самостоятельная работа

Спишите словосочетания, вставляя пропущен­ные буквы. Подчеркните непроизносимые согласные. В скобках напишите проверочные слова.

Доброе (...) сер..це, яркое (...) со..нце, (...) чес.ное слово, (...) грус.ное настроение, (...) извес.ное имя, (...) ненас.ное утро, (...) звез..ное небо, (...) капус.ное поле.

2 группа — упражнение 86, стр. 45.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

На доске записан текст:

Ре..ко светит со..нце. Стоят ненас.ные дни. Грус.но в эту пору в лесу. Облетели молодые ли..ки, бере..ки, ду.ки. Пахнет прелой листвой. Еще видны кое-где запоздалые поз..ние цветы. Но праз..ник леса уже прошел.

— Прочитайте текст. Выпишите слова с пропущен­ными буквами.

— Что общего в этих словах? (Все пропущенные буквысо­гласные.)

— Что различного? (Две орфограммы: «Парные согласные» и «Непроизносимые согласные».)

— Какие согласные называются непроизносимыми?

— Как проверить написание слов с непроизносимыми со­гласными? (Ответы.)

— Как проверить написание слов с парными согласными?
Запишите эти слова в две колонки и выполните проверку.
III. Словарно-орфографическая работа.
Расшифруйте слово:
NZ З S Д flNY 0 UR P WJ 0 LZ B XW bI WSHNR Й

— Какое слово получилось? (Здоровый.)

— Как вы понимаете значение этого слова? (Обладающий здоровьем, не больной.)

— Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните ошибкоопасное место.

— Подберите и запишите родственные слова. (Здоровенький, выздоравливать, здоровье, здоровяк, здравие.)

Упражнение 89, с. 46.

V. Закрепление изученного.

Учитель читает стихотворение из упражнения 90, с. 46 (кни­ги закрыты).

— Найдите слова с непроизносимыми согласными (на слух). (Солнце, ненастные, ужасные.)

Слова записываются на доске. На месте букв, обозначающих непроизносимые согласные, ставится знак вопроса, делается проверка, вписываются буквы (кроме слова «ужасный», кото­рое оказывается «ловушкой»).

Далее работа ведется согласно заданиям к упражнению.

Физкультминутка.

Работа по вариантам.

1 вариант — прочитайте. Найдите и выпишите слова с непро­износимыми согласными. Подчеркните эту орфограмму.

Капусточка, капустный, капустка, капуста.

Звездопад, звездочка, звездный.

Солнышко, солнечный, солнце, подсолнух.

Местность, место, местечко, местный.

Честный, честность, честь.

2 вариант — прочитайте.  Найдите и выпишите слова с непро­износимыми согласными. Подчеркните эту орфограмму.

Свист, свисток, свистнул.

Опоздал, поздно, поздний.

Весть, вестник, известный.

Грустный, грусть, грустить.

Трость, тростник, тростинка.

Взаимопроверка. Проверка.

Самостоятельная работа.

1 группа — упражнение 91, с. 47.

2 группа — спишите, вставляя пропущенные буквы. Под­черкните орфограммы.

Наступили ненас..ные дни. Ни..кая лохматая туч., нависла над з..млей. Снег пов..лил хлопьями. М..тель зам..ла лисьи и заячьи сл..ды. Ярос.ные порывы ветра к..чали ги..кие бере..ки.

В последнем предложении подчеркните подлежащее и ска­зуемое.

3 группа — составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

Ярко, со..нце, светит, на небе.

Тихо, трос.ник, колышется, на р..ке.

Дыш..т, окрестность, т..плом, спокойствием, и.

— Во втором предложении подчеркните главные члены пред­ложения. Выпишите из предложения все словосочетания.

Ход урока

I. Организационный момент.

* * *
Я предлагаю вам пойти                     Сегодня снова на пути

Со мною в путь-дорогу                       Открытия нас ждут.

А до вершин дойти                             А знанья, дружба, память, ум

Осталось нам немного.                      К победе приведут.

ІІ. Чистописание.

— Вместо вопросительного знака вставьте необходи­мую букву. Для этого определите, как связаны буквы правого столбца с соответствующими словами левого столбца.

Грустно т

Поздно д

Здравствуйте                                      ?

Солнце л

— Вместо вопросительного знака надо вставить букву «в».

— Почему?

— Итак, на минутке чистописания мы будем писать букву «в». Расскажите все, что вы знаете о данной букве.

Определите порядок следования букв в данном ряду.

вдтл лВвдт тлВвд

— Напишите эту цепочку букв до конца строки в указанной по­следовательности.

III. Актуализация знаний.
Буквенный диктант.

— Вы внимательно слушаете слово, определяете, есть ли непро­износимый согласный звук, записываете соответствующую букву.

Здравствуй, солнце, счастливый, честный, поздний, звездный, извест­ный, устный, свистнул, хрустнул.

Проверка по образцу на доске.

Работа с правилом на с. 48.

— Итак, какую тайну о непроизносимых согласных мы узнали?

Работа в группах.

1 группа — к выделенным словам подберите однокорен­ные с непроизносимыми согласными. Запишите эти слова.

За окном холод и ненастье.

Небо все в звездах.

Какое счастье — видеть солнышко!

Елка принесла детям много радости.

Будьте здоровы!

Нехорошо опаздывать на уроки.

2группа — прочитайте предложения. Напишите их попарно. В первом предложении каждой пары должно быть слово с непро­износимой согласной, во втором — с проверочным к нему.

Солнце спряталось за частый ельник.

Грустными стали сады, поля и леса.

Растет елочка на радость людям.

В солнечный день у января светлое, доброе лицо.

Грусть разлилась в осеннем воздухе.

Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лед.

В написанных предложениях подчеркните изученные орфо­граммы.

3группа — прочитайте. Напишите предложения в порядке расположения схем. Вставьте нужные буквы.

Тучи надолго з(а, о) крывают со..нце.

Окрестность (а, о) кутана туманом.

Проверка.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Чистописание.
щ зв cm тн ый
Известно, известный, известен.

— Выделите корень в словах. Подчеркните непроиз­носимые согласные.

Запись под диктовку.

Сосна известна своей выносливостью. Она растет в горах и на равни­не, в болоте и даже в пустыне.

Объясните правописание всех орфограмм.

Физкультминутка.

VI. Закрепление изученного

Исследовательская работа в группах.

Проанализируйте слова на карточках (табл. 1). Определите, есть ли среди них такие, в которых при стечении согласных «сн» буква «т» не пишется.

Таблица 1

Карточка 1 Карточка 2 Карточка 3 Карточка 4 Карточка 5
Бессовес?ный ДоблесТный ОкресТность ГоресТно ОбласТной
Ужас?ный ОпасТно ТягосТно ПакосТный ВесТник
Ненавис?ный ПосТный ЧудесТно ИнтересТно ПрелесТный
Чес?ный Местность НенасТный КапусТный ПрекрасТно

 

Стихотворение-запоминалка.

* * *
Вкусный, гласный, интересный,                    И ужасный, и напрасный —
Безопасный и небесный.                                         Этих слов не забывайте,

И чудесный, и прекрасный,                                      Букву «т» в них не вставляйте!

Самостоятельная работа.

1 группа — прочитайте словосочетания. Подчеркните сло­ва с непроизносимыми согласными.

Прелестная кукла, гигантский завод, доблестная армия, ненастное утро, частный магазин, местная школа, радостная встреча, напрасные слезы, завистливый человек, крепостная стена, тесная обувь, безопасное движение, яростный ветер.

— Выберите проверочные слова, лишние зачеркните.

Прелесть, гигант, доблесть, ненастье, крепость, укрепить, счастье, часть, место, радость, радоваться, рады, ярость, разъяриться, яркий, за­ висть, завидовать.

2 группа — прочитайте слова. Вставьте, где это нужно, про­пущенные буквы. Зачеркните слова, в которых нет непроизноси­мых согласных.

Грус.ный, ужасный, чудесный, вкусный, радосный, напрасный, воскресный, мес.ный, окресный, чесный, интересный, извесный, пре­ красный, яросный, зависливый.

3 группа — найдите ошибки в словах рифмовки. Исправь­те их.

Тростник, прелесный, властный,

Доблестный, ненасный.

Окрестный, усный, месный,

Чудестный, неизвестный.

Проверка работы.

VII. Подведение итогов. Рефлексия.
— Чему учились на уроке?

— Что нужно сделать, чтобы узнать, какие согласные пи­шутся в корне? (Ответы.)

VIII. Домашнее задание.
Упражнение 100, с. 51.

 

Русский язык                                                                                                        Дата

ТЕМА: Правописание проверяемых и непроверяемых непроизносимых

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Чистописание.

На доске записаны слова:

Тесный, чудесный, прелесный, часный.

— Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы.

— Что объединяет написанные слова между собой?

— Какое слово лишнее и почему?

— Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании непроизносимых согласных в корне слов?

— Всегда ли в слове есть непроизносимый согласный и как это проверить? (Ответы.)

Посмотрите на запись, определите порядок следования букв в данном ряду:

стн стл рдц здн лнц

Продолжите этот ряд до конца строки.

IV. Актуализация знаний.

Грамматическая загадка.

КРОСС + ВОРЫ - Ы + Д =? (Кроссворд.)

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

   

 

1

 

 

    13.  
1. 2.   5.     8. 9.   11.      
   

 

    7.              
                        14.
                  10.   12.    
      4.                    
    3.               '    

 

 

   

 

                 
         

 

   

 

 

 

 

 

     

 

 

 

           

 

   

 

         

 

   

 

 

         

— Ответив на вопросы, заполните пустые окошки и прочитайте слово, которое еще раз напомнит о коварной орфограмме.

На столе учителя лежат карточки с вопросами. Один ученик выходит к доске, вытягивает любую карточку, дает ответ и за­писывает отгаданное слово в кроссворд. Остальные дети запи­сывают слова в тетради, выделяют орфограммы, рядом припи­сывают проверочное слово.

1. Как называется растущее возле воды растение? (Тростник.)

2. Что обогревает и освещает землю? (Солнце.)

3. Антоним к слову «рано». (Поздно.)

4. Гневно, сердито. (Яростно.)

5. Когда нам очень нравится кушанье, мы говорим... (Вкусно.)

6. Бабочка, которая любит капусту. (Капустница.)

7. Этот билет покупают для проезда в транспорте в течение месяца. (Проездной.)

8. Антоним к слову «радостно». (Грустно.)

9. Она бывает сельской и даже городской, ровной и холмистой. (Мест­ ность.)

10. Как называется ряд ступенек, идущих вверх? (Лестница.)

11. Как называют того, кто принес весть? (Вестник.)

12. Резец для работы по стеклу. (Алмазный.)

13. Печальный человек. (Грустный.)

14. Отличное, прекрасное утро. (Чудесное.)

— Какое слово можем прочитать по горизонтали? (Непроиз­носимые.)

— Что вы знаете о правописании непроизносимых соглас­ных?

V. Закрепление изученного.

1 человек работает у доски, остальные на местах.

— Прочитайте. Напишите цепочки слов, исключив из них лишние и вставив пропущенные буквы. Ответ обоснуйте.

Праз..ник, грус.ный, поз..но, сер.ще.

Звез..ный, местность, окрес.ность, прекрасно.

Чудесно, опасно, капусный, прекрасно.

Ярос.ный, счасливый, тросник, лес.ница.

Свиснул, поса..ка, весник, косный.

Самостоятельная работа (на выбор).

1. Составьте три цепочки слов в соответствии с изученными орфограммами. Напишите их, вставляя пропущенные буквы.

Усный, нахо.,ка, хлеский, сво..ка, снева, вкусный, сстрица, свя..ка, небесный, сроватый, спе..ка, ярос.ный, ло..кий, св..ча, с.нливый.

2. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Под­черкните их.

Кувшинка

В луч..х со..нца прелесная кувш..нка нежилась на в..де. Она чувство­вала себя очень счас.ливой. Ноч..ю кувш..нка закрывала белые лепес.ки и ныряла с г..л..вой в в..ду. В ненас.ную п.году кр.савица весь день спала под в..дой.

3. Найдите ошибки. Исправьте их.

Радосный сережа свиснул грусному Щенку шарику. Поздним вечиром стаяла ненасная пагода. Чилавека охватило радосное чуство, когда он по- сматрел на звезное небо.

Ход урока

I. Организационный момент.

* * *

Дом со всех сторон открыт.                                                      Заходи в зеленый дом —

Он резною крышей крыт.                                           Чудеса увидишь в нем!

— Догадались, о каком доме идет речь? (О лесе.)

II. Актуализация знаний.

— Какие слова называются однокоренными?

— Подберите однокоренные слова к слову «лес». (Лес, лесок, лесочек, лесной, пролесок, лесничий, лесник, лесовик.)

— Запишите эти слова, разберите их по составу.

IV. Закрепление изученного

— Какую дорожку выбираем? (Пойдем налево).

Игра «Подбери словечко».

К..рмить, х..л..да, пр..мая, в..с..лит, с.рить, сн..говик, б..жать.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подберите прове­рочное слово, выделите корень.

Дополнительно: с одним из слов составьте и запишите пред­ложение, разберите его по членам предложения.

Взаимопроверка. Проверка.

— Итак, как проверить безударные гласные в корне слова?

— А все ли гласные можно проверить, применяя это правило?

— Как называются слова, в которых нельзя проверить безу­дарные гласные? (Словарные.)

— Как поступить в этом случае? (Написание таких слов нуж­но запомнить или посмотреть в словаре).

* * *
Мы с вами вперед пойдем.                В какое — вам решать,
В новое место придем.                                 Какую дорожку выбирать.

— Какую дорожку выбираем? (Пойдем прямо.)
Парные звонкие и глухие согласные в корне.

Мы попали на «Озеро парных согласных».

— Как проверить правописание парных согласных в корне?
(Ответы.)

Игра «Ловля рыбы».

Работа по рядам.

В озере водится очень много рыбы.

1 ряд.

Гр..ки, ша..ка, була..ка, шка.., пиро.., бо.., тетра..ь, кур..ка, свя..ка, вку.., кру.ка, ер...

2 ряд.

Ю..ка, кре..ко, остро.., шар.., сне.., вени.., ягски, зон.., ска..ка, ми..ка, сы­рое..ка, гребски.

— Как проверить парные согласные в корне слова? (Ответы.)

Запишите словосочетания, заменяя прилагательные слова­ми, противоположными по смыслу.

Широкая река —....                        Тяжелый груз —....

Высокий берег —....                       Густой лес —....

Шершавая поверхность —....        Горькая ягода —....

Слабое здоровье —....                   Густая каша —....

Физкультминутка.

* * *

Скачут, скачут во лесочке                   Два! Руками машут вместе.

Зайцы — серые клубочки.      Три! Присели, дружно встали.

Прыг — скок, прыг — скок —            Все за ушком почесали.

Встал зайчонок на пенек.                       На четыре потянулись.

Всех построил по порядку.          Пять! Прогнулись и нагнулись.

Стал показывать зарядку.                       Шесть! Все встали снова в ряд,

Раз! Шагают все на месте.                      Зашагали как отряд.

(А. Барто.)

—Мы с вами дальше пойдем. На «Поляну непроиз­носимых согласных» попадем.

Игра «Лото».

На поляне много ягод. Мы будем их собирать. У каждого из вас есть корзинка, где написаны слова. Я буду называть сло­во, а вы должны на своих карточках-корзинках найти близ­кое по значению слово и объяснить, почему в нем нужно писать (или нет) интересующие нас буквы. За правильный ответ будете получать жетон-«ягодку». Кто первый заполнит свою карточку-корзинку — тот выиграл.

Слова для игрового поля-корзинки:

Нечестный, блеснуть, вкусный, чувствовать, сверстники, поздний, крепостной, капустница, сердце, древесный, праздник, яростный, поезд­ка, областной, здравствуй, солнце, радостный, ужасный, вестник, устный, участвовать, властный, чудесный, интересный, честный, прелестный, хрустнуть, проездной, костный, известный, лестница, отсутствовать.

— Как проверяли непроизносимые согласные в корне? (От­веты )

Работа в парах.

Упражнение 108, с. 55 (устно).

Проверка.

V. Подведение итогов. Рефлексия.
«Метод пяти пальцев».

М — мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б — близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С — состояние духа. Каким было сегодня мое настроение?

У — услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал?

Б — бодрость, физическая форма. Что я сделал для своего здоровья?

VI. Домашнее задание.

Упражнение 109, с. 56.

 

Русский язык                                                                                                        Дата

ТЕМА: Приставка и предлог, их разграничение

Цель: познакомить с приемами различения приставки и пред­лога;

повторить и обобщить сведения о предлоге, его роли, от­личии от приставки;

учить употреблять приставки и предлоги в речи; содействовать развитию орфографической зоркости, связной речи (составление предложений и рассказа по опорным словосочетаниям); прививать любовь к спорту.

Ход урока

I. Организационный момент.

Психологический настрой на урок.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.361 с.)