Определение грамматической темы урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение грамматической темы урока.



Орфографическая минутка.

— Прочитайте предложение.

М..ро..ным зимним утром р..бята стали (на) к..ньки и (по)б..жали (на) реч?ку. Они весло (про)в..дили выходной день.

1. Раскройте скобки.

2. Назовите слова с приставками. Объясните правописание приставок.

3. Вставьте пропущенные орфограммы, объясните их на­писание.

4. Спишите, обозначьте приставки, подчеркните предлоги.
— О чем пойдет речь на уроке? (О приставках и предлогах.)

III. Сообщение темы и цели урока.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с приемами различения приставки и предлога, вспомним их отличитель­ные признаки.

IV. Чистописание.

Кк

ко ки км кв кн

' Коньки, конькобежец, конькобежный

1. Характеристика звука [к].

2. Запись соединений буквы «к» с другими буквами. (Верхнее и нижнее.)

3. Лексическое значение слова «коньки». (Конькиузкие стальные полозья, прикрепленные к обуви, для катания на льду.)

4. К истокам слова.

Металлические коньки впервые появились почти триста лет назад. Молодой царь Петр I собственноручно выковал для себя железные конь­ки. Их назвали «скороходами». Изгиб конька обычно украшали изображе­нием лошадиной головы. Отсюда и название «коньки».

5. Спишите, подчеркните орфограммы в словах, объясните их написание.

6. Выделите корень в словах.

V. Объяснение нового материала.
Актуализация знаний.
— Из чего состоит наша речь?

— Из чего состоит предложение? (Ответы.)
Каждое слово в предложении — это часть нашей речи.

— Какие части речи вы знаете? (Имя прилагательное, имя существительное, глагол.)

Вхождение в тему.

Эти части речи вполне самостоятельные и могут сами всту­пать в отношения с другими словами, например: идти на лыжах, бегать по утрам, ловкий спортсмен. Однако без своих малень­ких помощников они, порой, не могут обойтись.

— Вы догадались, кто это? (Это предлоги.)

Предлоги — это части речи, которые сами по себе ничего не обозначают. Однако, если их поставить перед другими частями речи в предложении или в словосочетании, то между этими частями речи появятся новые смысловые отношения. А иногда и по предлогам мы можем догадаться, о чем идет речь в рассказе, сказке либо в другом произведении. Сейчас мы в этом убедимся.

Работа над текстом.

§ Прочитайте рассказ, записанный на доске.

Зимним утром Витя вышел из.... Мальчик пошел по.., перешел через.., и пошел к.... Там он увидел своих друзей. Ребята постояли около.... Затем они вместе пошли на.... Через... часов они, веселые и довольные, возвратились домой.

— Что помогло догадаться? (Предлоги и другие слова.)
— Добавьте в текст недостающие слова по смыслу и прочитай­те рассказ повторно.

— Спишите, подчеркните предлоги, выделите приставки в однокоренных словах.

§ Наблюдение над правописанием предлогов.

Назовите и выпишите все предлоги из текста. (Из, по, через, к, около, на, через.)

— Как пишутся предлоги со словами? (Раздельно.)
— Приведите свои примеры.

§ Наблюдение над правописанием приставок. Найдите в рассказе однокоренные слова. (Вышел, пошел, пе­решел, пошли.)

— Чем интересен корень в этих словах? (От него осталась одна буква«ш».)

Найдите приставки. (Вы-, по-, пере-.)

— Как пишутся приставки? (Слитно.)
Закончите предложения:

Предлог — часть речи, а приставка —... (часть слова).

Предлог служит для связи слов в предложении, а приставка — для об­разования... (новых слов).

Предлог пишется раздельно, а приставка —... (слитно).

(На доске появляется таблица-опора.)

Таблица 2

Предлог

1. Часть речи.

2. Раздельно со словом.

3. Служит для связи слов в предложении

Приставка

 

1. Часть слова.

2. Слитно со словом.

3. Служит для образования новых слов

VI. Работа с учебником.

Чтение правила на с. 56 учебника.

— Пользуясь опорой, ответьте на вопросы:

— Чем отличается приставка от предлога?

— Как они пишутся?

— Как можно проверить, приставка перед нами или пред­лог? (Ответ.)

Упражнение 111, с. 57 (устно).

(Для разграничения приставки и предлога учащиеся подстав­ляют слова между предлогом и существительным: по узкой (нашей) улице, с маленьким (лохматым) щенком, до наших (са­мых) ворот. Постоянно обращается внимание на совпадение по форме приставок и предлогов.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.234.83 (0.007 с.)