III . Сообщение темы и цели урока. —  не подсказала ли вам минутка чистописания, о чем будет новая тема урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III . Сообщение темы и цели урока. —  не подсказала ли вам минутка чистописания, о чем будет новая тема урока.



  Не подсказала ли вам минутка чистописания, о чем будет новая тема урока? (Наверное, новая тема урока будет свя­зана с правописанием твердого знака.)

— Правильно, а чему мы должны будем научиться?
Прежде чем перейти к новой теме, мы познакомимся с но­вым словом из словарика.

IV. Словарно-орфографическая работа.

Прочитайте загадку, вставьте пропущенные буквы.

Всегда ш..гаем мы вдвоем,                     Мы за обедом — под ст.лом,
Похожие, как брат?я.                               А ноч?ю — под кр..ват?ю.

— Что это такое? (Ботинки.)

— Найдите в словарях значение этого слова. (Ботинки — вид обуви, предназначенный для холодной погоды.)

— Запишите слово «ботинки», поставьте ударение, подберите однокоренные слова. В чем особенность написания этого слова?

— Соберите слова из слогов и прочитайте названия зимней и летней обуви.

V. Изучение нового материала.

На доске написаны слова в два столбика:

Выезд       Подъезд

Приезд     отъезд

Заезд    съезд

— Прочитайте слова. Разберите их по составу. Сравните данные слова. Найдите в них общее.

— Какие можете назвать в этих словах различия? (Пристав­ки в словах левого столбика оканчиваются на гласную букву, а в словах правого столбикана согласную.)

— После каких приставок пишется твердый знак?
Обратите внимание: твердый знак пишется в словах после приставок, которые оканчиваются на согласную, и только пе­ред определенными буквами. Прочитайте по одному слову из написанных на доске и скажите, перед какой гласной написан твердый знак.

Отъехал, подъем, предъюбилейный, объявление.

В слове «отъехал» твердый знак пишется перед гласной «е».

В слове «подъем» твердый знак пишется перед гласной «е».

В слове «предъюбилейный» твердый знак пишется перед гласной «ю».

В слове «объявление» твердый знак пишется перед глас­ной «я».

— Перед какими же буквами пишется твердый знак? (Твер­дый знак пишется перед гласными «е», «ё», «ю», «я».)

— Какие буквы он при этом разделяет? (Разделяет соглас­ные и гласные буквы.)

Сформулируйте правило о правописании разделительно­го твердого знака, пользуясь планом. В нем три вопроса. А вы постарайтесь на них ответить одним предложением. (Разде­лительный твердый знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными «е», «ё», «ю», «я».)

План

1. После какой части слова пишется «ъ»?

2. После каких приставок пишется «ъ»?

3. Перед какими буквами пишется разделительный «ъ»?

Физкультминутка.

VI. Закрепление изученного.
Работа с учебником
(правило на с. 70.)
— Упражнение 135, с. 70.

1 человек работает у доски, остальные на местах.

— Упражнение 136 — устно, списываем только 3 пословицу.

— Выделенное слово разделите для переноса.

Запомните: при переносе слова буква «ъ» остается на строке вместе с приставкой.

Работа по вариантам.

§ 1 вариант —упражнение 137, с. 71.

§ 2 вариант — прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните разделительный «ъ». Выделенное слово раздели­те для переноса.

Объяснил решение задачи, об..явили об экскурсии, занимались под­водными с..ёмками, измерили об..ём бассейна, разъехаться по домам, с.едобные и нес.едобные грибы.

Проверка работы.

VII. Подведение итогов.

— Когда в словах пишется разделительный «ъ»?

— Что общего в употреблении разделительных «ь» и «ъ»?

— Чем они отличаются в употреблении?

— Как правильно перенести слово с «ъ»? (Ответы.)

VIII. Домашнее задание.
Упражнение 138, с. 72.

 

 

Русский язык                                                                                Дата

ТЕМА: Правописание слов с разделительным твердым знаком

Цель: формировать умение писать слова с разделительным «ъ»;

обогащать словарный запас учащихся;

учить конструировать сложное предложение; повторить правописание изученных ор­фограмм;

закрепить навык разбора слов по составу.

Ход урока

На полях нарисовать лестницу из трёх ступенек

I. Организационный момент.

Ну-ка, юный мой дружок,              Есть порядок в голове?

Ты готов начать урок?                                   Чтобы иметь знания,

Все в порядке на столе?           Понадобятся терпение и старание.

II. Проверка домашнего задания.

Назовите слова-антонимы.

— Какие слова называются антонимами?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.242 (0.007 с.)