IV . Сообщение темы и цели урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV . Сообщение темы и цели урока.



— Над какой темой мы работаем несколько уроков?

— Правильно, непроизносимые согласные. Сегодня мы про­должим учиться подбирать проверочные слова для проверки непроизносимых согласных, а также узнаем одну из тайн дан­ной орфограммы.

V. Изучение нового материала.

— Как проверить написание непроизносимых со­гласных в корне слов?

— Проверьте непроизносимые согласные, подберите прове­рочные слова. (Работа выполняется коллективно, один из уче­ников работает у доски.)

Солнце — солнышко, солнечный.

Ненастные — ненастье.

Грустно — грусть, грустить.

Поздние — запоздалый, опоздать.

Праздник —...?

Ученики не могут подобрать проверочное слово к слову «праздник», так как имеющихся знаний им недостаточно.

— Да, это слово проверить нельзя. Но если заглянуть в эти­мологический словарь и узнать историю этого слова, то мы поймем, почему здесь находится буква «д». Слово «праздник» в древнерусском языке звучало так: «праздь» (свободный от работы день).

Учитель записывает на доске: праздник — праздь.

— Подберите однокоренные слова к слову «праздник». (Празд­ничный, праздновать, праздничек, празднование, празднество.)

— Можно ли с помощью этих слов проверить написание непро­износимой согласной в корне слова? Почему?

— В русском языке есть еще несколько таких слов. Но мы с вами об­ратим внимание на два из них. (Открывает слово «чувство».)

Задание на дом: узнать, как появилась в этом слове непроиз­носимая буква «в»,

А следующее слово вы узнаете, отгадав загадку:

* * *

Когда лежу я на спине,          Но прислони меня к стене —

Нет пользы никакой во мне. Найдется сразу дело мне.

(Лестница.)

— Запишем: «лестница — лества».

— Слово «лестница» произошло от древнерусского слова «ле­ства» — то, с помощью чего лезут вверх или вниз.

— Подберите однокоренные слова к слову «лестница». (Лест­ничный, лесенка.)

— Можно ли проверить написание непроизносимой соглас­ной в корне слова «лестница»? Почему?

— Какой вывод можно сделать? (Не все слова с непроизноси­мой согласной можно проверить, значит их надо запомнить.)

Работа с правилом на с. 48.

— Итак, какую тайну о непроизносимых согласных мы узнали?

VI. Закрепление изученного.

Работа по вариантам.

1 вариант — вместо слов, данных в скобках, напишите слова, которые отвечают на вопросы: какой? какая? какое?

Образец: (солнце) день — солнечный день.

(Честь) поступок —.., (доблесть) воин —.., (радость) праздник —.., (поздно) вечер —.., (грусть) вид —.., (счастье) находка —.., (праздник) поздравление —....

2 вариант — вместо слов, данных в скобках, напишите сло­ва, которые отвечают на вопросы: какой? какая? какое?.

Образец: (честь) поступок — честный поступок.

(Счастье) встреча —.., (область) город —.., (ненастье) погода —.., (капуста) пирог —.., (гигант) завод —.., (звезда) небо —....

Взаимопроверка. Проверка.

Словарно-орфографическая работа.

«Веселое зачеркивание»: расшифруйте слово.

ИЯ М ИЯ Е ИЯ Т ИЯ Р ИЯ О ИЯ

— Какое слово получилось? (Метро.)

— Как вы понимаете значение этого слова? (Метрогород­ская электрическая железная дорога, обычно подземная.)

— Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните орфо­грамму.

— Слово «метро» не изменяется, у него нет окончания, оно со­стоит из одного корня. Например, я поеду (на чем?) на метро. В нашем городе раньше не было (чего?) метро.

Упражнение 94, с. 48 (согласно заданиям в учебнике).

Работа в группах.

1 группа — к выделенным словам подберите однокорен­ные с непроизносимыми согласными. Запишите эти слова.

За окном холод и ненастье.

Небо все в звездах.

Какое счастье — видеть солнышко!

Елка принесла детям много радости.

Будьте здоровы!

Нехорошо опаздывать на уроки.

2группа — прочитайте предложения. Напишите их попарно. В первом предложении каждой пары должно быть слово с непро­износимой согласной, во втором — с проверочным к нему.

Солнце спряталось за частый ельник.

Грустными стали сады, поля и леса.

Растет елочка на радость людям.

В солнечный день у января светлое, доброе лицо.

Грусть разлилась в осеннем воздухе.

Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лед.

В написанных предложениях подчеркните изученные орфо­граммы.

3группа — прочитайте. Напишите предложения в порядке расположения схем. Вставьте нужные буквы.

Тучи надолго з(а, о) крывают со..нце.

Окрестность (а, о) кутана туманом.

Проверка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.005 с.)