Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
IV . Сообщение темы и цели урока.
— Над какой темой мы работаем несколько уроков? — Правильно, непроизносимые согласные. Сегодня мы продолжим учиться подбирать проверочные слова для проверки непроизносимых согласных, а также узнаем одну из тайн данной орфограммы. V. Изучение нового материала. — Как проверить написание непроизносимых согласных в корне слов? — Проверьте непроизносимые согласные, подберите проверочные слова. (Работа выполняется коллективно, один из учеников работает у доски.) Солнце — солнышко, солнечный. Ненастные — ненастье. Грустно — грусть, грустить. Поздние — запоздалый, опоздать. Праздник —...? Ученики не могут подобрать проверочное слово к слову «праздник», так как имеющихся знаний им недостаточно. — Да, это слово проверить нельзя. Но если заглянуть в этимологический словарь и узнать историю этого слова, то мы поймем, почему здесь находится буква «д». Слово «праздник» в древнерусском языке звучало так: «праздь» (свободный от работы день). Учитель записывает на доске: праздник — праздь. — Подберите однокоренные слова к слову «праздник». (Праздничный, праздновать, праздничек, празднование, празднество.) — Можно ли с помощью этих слов проверить написание непроизносимой согласной в корне слова? Почему? — В русском языке есть еще несколько таких слов. Но мы с вами обратим внимание на два из них. (Открывает слово «чувство».) Задание на дом: узнать, как появилась в этом слове непроизносимая буква «в», А следующее слово вы узнаете, отгадав загадку: * * * Когда лежу я на спине, Но прислони меня к стене — Нет пользы никакой во мне. Найдется сразу дело мне. (Лестница.) — Запишем: «лестница — лества». — Слово «лестница» произошло от древнерусского слова «лества» — то, с помощью чего лезут вверх или вниз. — Подберите однокоренные слова к слову «лестница». (Лестничный, лесенка.) — Можно ли проверить написание непроизносимой согласной в корне слова «лестница»? Почему? — Какой вывод можно сделать? (Не все слова с непроизносимой согласной можно проверить, значит их надо запомнить.) Работа с правилом на с. 48. — Итак, какую тайну о непроизносимых согласных мы узнали? VI. Закрепление изученного. Работа по вариантам. 1 вариант — вместо слов, данных в скобках, напишите слова, которые отвечают на вопросы: какой? какая? какое?
Образец: (солнце) день — солнечный день. (Честь) поступок —.., (доблесть) воин —.., (радость) праздник —.., (поздно) вечер —.., (грусть) вид —.., (счастье) находка —.., (праздник) поздравление —.... 2 вариант — вместо слов, данных в скобках, напишите слова, которые отвечают на вопросы: какой? какая? какое?. Образец: (честь) поступок — честный поступок. (Счастье) встреча —.., (область) город —.., (ненастье) погода —.., (капуста) пирог —.., (гигант) завод —.., (звезда) небо —.... Взаимопроверка. Проверка. Словарно-орфографическая работа. «Веселое зачеркивание»: расшифруйте слово. ИЯ М ИЯ Е ИЯ Т ИЯ Р ИЯ О ИЯ — Какое слово получилось? (Метро.) — Как вы понимаете значение этого слова? (Метро — городская электрическая железная дорога, обычно подземная.) — Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните орфограмму. — Слово «метро» не изменяется, у него нет окончания, оно состоит из одного корня. Например, я поеду (на чем?) на метро. В нашем городе раньше не было (чего?) метро. Упражнение 94, с. 48 (согласно заданиям в учебнике). Работа в группах. 1 группа — к выделенным словам подберите однокоренные с непроизносимыми согласными. Запишите эти слова. За окном холод и ненастье. Небо все в звездах. Какое счастье — видеть солнышко! Елка принесла детям много радости. Будьте здоровы! Нехорошо опаздывать на уроки. 2группа — прочитайте предложения. Напишите их попарно. В первом предложении каждой пары должно быть слово с непроизносимой согласной, во втором — с проверочным к нему. Солнце спряталось за частый ельник. Грустными стали сады, поля и леса. Растет елочка на радость людям. В солнечный день у января светлое, доброе лицо. Грусть разлилась в осеннем воздухе. Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лед. В написанных предложениях подчеркните изученные орфограммы. 3группа — прочитайте. Напишите предложения в порядке расположения схем. Вставьте нужные буквы. Тучи надолго з(а, о) крывают со..нце. Окрестность (а, о) кутана туманом. Проверка.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.005 с.) |