III. Сообщение темы и цели урока. IV. Чистописание. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Сообщение темы и цели урока. IV. Чистописание.



IV. Чистописание.

Прочитайте отрывок из стихотворения.

* * *

М..лыш мурлыкал, как к..тенок,            А за..кном вторые сутки
В своей постели м..ховой.                                   Пурги не ут.хает вой.

— Объясните, какие буквы необходимо вставить в слова.

— В какой части слова находится эта орфограмма?

— Как проверить написание безударной гласной в корне?
— Выпишите из стихотворения имена существительные, по­ставив их в начальную форму.

— Какая форма является начальной для имени существи­тельного? (Один ученик работает у доски.)

- Какие слова вы выписали.? (малыш, котенок, постель, окно, сутки, пурга, вой.)

— Какое слово лишнее? Ответ обоснуйте. (Суткимн. ч., а остальные стоят в ед. ч.)

— Сегодня мы будем писать гласную букву, которая находится в корне слова, состоящего из трех слогов.

— Какая это буква?

Определите закономерность следования букв и продолжите строку до конца.

Ооа Ооб Оов

V. Словарная работа (3 ученика работают у доски).

Учитель диктует слова, а дети записывают их. Конфета, звенеть, предмет, пшеница, дятел, яблоко.

—  Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Его вы составите из букв, которые я назову.

1 буква находится в слове «конфета» и обозначает непарный звонкий согласный, (н.)

2 буква — гласный из слова «звенеть», (е.)

3 буква — звонкая пара к глухому согласному «т». (д.)

4 буква — безударный гласный в слове «пшеница», (е.)

5 буква — непарный звонкий твердый согласный в слове «дятел».

6 буква — гласный, который обозначает два звука в слове «яблоко».

— Какое слово у вас получилось? (Неделяединица исчис­ления времени, равная семи дням, вообще срок в семь дней. Изна­ чально этим словом назывался день отдыха, когда можно было ничего не делать. И сейчас в белорусском языке воскресеньеэто нядзеля.)

Физкультминутка.

VI. Изучение нового материала. Проблемная ситуация.

(На доске к уже записанным словам учитель добавляет но­ вую группу слов.)

Малыш, котенок, постель, окно, пурга, вой, гнездо, доктор, колесо, конь, осина.

— Разделите данные слова на 3 группы. (Дети предла­ гают варианты: по количеству слогов, по месту ударения в слове.)

В русском языке очень много разных «тайн», в том числе и об имени существительном. И наша задача на уроке — рас­крыть еще одну «тайну» данной части речи. Послушайте грам­матическую сказку и скажите, на какие еще три группы можно разделить имена существительные.

В одном королевстве жили имена существительные, сначала все они были очень похожи. Да так, что сама королева их путала.

И вот однажды она издала указ: «Кто придумает для моих слуг — су­ществительных знаки различия, тот будет награжден».

А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услыша­ли про королевский приказ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не раз­делили их до конца.

Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попами слова: муж, папа, стул, дядя...). Те сло­ва, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попаяй слова: жена, мама, весна...). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода (такими стали слова: солнце, небо...).

Вот так и появился род у существительных. С тех пор королева пере­стала путать существительные друг с другом, так как знала секрет разли­чия рода имени существительного.

— На какие еще три группы можно разделить имена суще­ствительные?

— Сегодня мы должны научиться определять род имен суще­ствительных. А чтобы было легче, я открою вам секрет короле­вы. (Дети заучивают стихотворение.)

* * *

Женский род запомню я                                 И опять скажу: «Он — мой».

И скажу: «Она — моя».                   Средний род: «Оно — мое!»,

И запомню род мужской,                   Это правило — твое!

— Пользуясь секретом королевы, запишите слова в три стол­бика (м. р., ж. р. ср. р.). (Один ученик работает у доски.)

— Прочитайте правило об определении рода имен существи­тельных на с. 86.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.019 с.)