Тема №11: Острая кишечная непроходимость.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №11: Острая кишечная непроходимость.



2. Цель: Формирование у студентов когнитивных, операциональных, коммуникативных, правовых компетенций, самосовершенствования и саморазвития в области врачебной деонтологии. Формирование знаний и умений по диагностике и лечению острой кишечной непроходимости.

Задачи обучения

3.1 Формировать знания:

- по этиологии, патогенезу и классификации острой кишечной непроходимости;

- по клинике течения острой кишечной непроходимости;

- по дифференциальной диагностике и лабораторно-инструментальным исследованиям;

- о показаниях и противопоказаниях к оперативному лечению при острой кишечной непроходимости;

- по осложнениям острой кишечной непроходимости.

3.2. Формировать коммуникативные компетенции:

- по эффективному взаимоотношению с пациентами;

- по общению с родственниками и близкими людьми больного;

- по эффективному сотрудничеству с однокурсниками, врачами и медицинским персоналом отделения.

3.3. Формировать правовые компетенции:

- по нормативно-правовой базе стационарной и амбулаторной хирургической службе Республики Казахстан;

- по профессиональным аспектам деятельности врача с объяснением его прав, обязанностей и ответственности на основании Кодекса Республики Казахстан о здоровье народа и системе здравоохранения (19.01.2011 г.);

- по юридическим и медицинским аспектам установления диагноза, определения тактики лечения и оформления медицинской документации.

4. Основные вопросы темы:

- определения понятия, этиопатогенез и классификация острой кишечной непроходимости:

- Клиническая картина острой кишечной непроходимости;

- методика сбора жалоб и анамнеза с выявлением патогномоничных симптомов острой кишечной непроходимости;

- методика объективного обследования с определением специфических симптомов острой кишечной непроходимости;

- методы визуальной диагностики острой кишечной непроходимости.

5. Методы обучения и преподавания:

1. Устный опрос

2. Работа в малых группах, ролевые игры, кейс-стадии

3. Работа с дидактическими материалами, решение тестовых и ситуационных задач

Литература

1. Хирургические болезни: Учебник СД: в 2-х т./ под ред. В.С. Савельева и др - М.: ГЭОТАР-Мед. -2014г.Т. 1. – 608 с.; Т. 2. – 400 с.

2. Кузин М.И. Хирургические болезни //М.: «Геотар медиа», 2015г. – 784 с.

3. Нурмаков А.Ж., Нурмаков Д.А. Хирургические болезни //Алматы: Эверо, 2009г. –476 с.

4. Нұрмақов А.Ж. Хирургия //Алматы: Эверо, 2009г. – 420 с.

5. Савельев В.С. Руководство по неотложной хирургии органов брюшной полости. – М., Издательство «Триада-Х», 2005г. - 640 с.

6. Шалимов А.А., Радзиховский А.П. Атлас операций на органах пищеварения. //В 2-х томах. – Киев: Наукова думка, 2010г. – 287 с.

7. Интернет-ресурсы.

7. Контроль:устный опрос, тестовые задания, ситуационные задачи.

Тестовые задания:

1. Больному 40 лет. Жалуется на острые схваткообразные боли в животе. Боль уже в течении 18 часов, боль нарастает. В анамнезе аппендэктомия. Больной беспокоен, пульс ритмичный, 90 ударов в минуту. Язык влажный, живот мягкий, умеренно болезненный. Симптом Щёткина отрицательный. Перистальти-ческий шум усилен. При рентгеноскопии определяются множественные уровни в петлях кишечника. Ваш диагноз?

1. А. Механическая непроходимость

2. В. Динамическая непроходимость

3. С. Острый панкреатит

4. Д. Перфоративная язва желудка

5. Е. Дивертикулёз, перфорация

2. Для высокой (на уровне связки Трейца) кишечной непроходимости характерно:

1. Вздутие живота

2. Многократная рвота

3. Отсутствие стула

4. Обезвоживание

3. Для низкой кишечной непроходимости не характерно:

1. Неукротимая рвота

2. Медленное нарастание симптомов

3. Зияние заднего прохода

4. Схваткообразные боли в животе

4. Для начального периода странгуляционной непроходимости характерно:

1. Резкие схваткообразные боли в животе

2. Частая рвота

3. Усиление перистальтики

4. Резкое напряжение передней брюшной стенки

5. Каковы основные причины обезвоживания при кишечной непроходимости, кроме:

1. Накопление жидкости в просвете кишки

2. Потеря воды и электролитов со рвотой

3. Способность кишечника всасывать воду

4. Расстройство функции почек с олигурией

6. При динамической кишечной непроходимости показано:

1. Срочная операция

2. Стимуляция кишечника

3. Клизма

4. Коррекция электролитных нарушений и водно-солевого нарушения

7. Какие наиболее достоверные методы исследования при кишечной непроходимости, кроме:

1. Перкуссия

2. Аускультация

3. Рентгеноскопия

4. Исследование крови

8. При острой обтураторной непроходимости кишечника показано:

1. Снятие боли

2. Стимуляция кишечника

3. Клизма

4. Срочная операция

9. Выберите один наиболее правильный ответ.

Девочка 9-ти лет поступила с жалобами на болезненность в правой подвздошной области. Боль по-явилась сутки назад. Боль нарастает, язык влажный, пульс – 90 ударов в минуту. Живот мягкий. В пра-вой подвздошной области пальпаторно выявляется уплотнение 6 на 3 см, болезненное. Симптом Щёт-кина отрицательный. При пальцевом исследовании прямой кишки на перчатке остаются следы крови тёмного цвета. Ваш диагноз:

1. Инвагинация

2. Аппендикулярный инфильтрат

3. грыжа передней брюшной стенки

4. Аппендицит

5. Рак слепой кишки

10. Обтурационная кишечная непроходимость может быть вызвана, кроме:

1. Желчными камнями

2. Копролитами

3. Опухолями

4. Ущемление кишечной петли в бедренном канале

Ситуационные задачи:

Задача №1.

Больная К., 41 год доставлена бригадой скорой помощи с жалобами на интенсивные боли в животе, носящие схваткообразный характер, задержку стула и газов. Трижды была рвота. Заболевание началось остро. В клинику доставлена через 7 часов от начала заболевания. 20 лет назад перенесла кесарево сечение, 2 года назад - аппендэктомия (послеоперационный период осложнился нагноением раны). Пульс 110 уд/мин, пониженного наполнения, АД - 110/70 мм.рт.ст. Язык сухой, обложен грязным налетом. Живот незначительно вздут, главным образом, в центральных отделах, при пальпации мягкий, диффузно резко болезненный, Симптом Щеткина - Блюмберга отрицательный. Симптом "шума плеска" отчет­ливо положительный. Стул был однократный сразу после появления болей в животе. Ампула прямой кишки пустая.

Ваш предполагаемый диагноз?

Определите тактику лечения.

Задача №2.

Больной Н., 68 лет поступил в клинику с жалобами на сильные боли в животе схваткообразного характера, задержку стула в течение 4 дней, около 7 часов назад отметил прекращение отхождения газов. Была однократная рвота. Из анамнеза известно, что длительное время страдает запорами, в последние 1,5 мес у больного неустойчивый стул, иногда с примесью слизи и прожилками крови. Кожные покровы бледные. Пульс 120 ударов в минуту, удовлетворительных свойств. Язык суховат. Живот асимметричен, выражено вздутие правой по­ловины живота. Положительные симптомы Валя, Склярова, "шума плеска". Ам­пула прямой кишки пустая, расширена, тонус сфинктера снижен. При обзорной рентгенографии брюшной полости правые отделы ободочной и поперечная киш­ки резко раздуты, в их проекции определяются широкие чаши Клойбера, мно­жественные мелкие уровни в тонкой кишке.

Ваш диагноз?

Лечебная тактика?

Задача №3.

Больной А., 40 лет поступил с жалобами на постоянные боли в животе, неукротимую рвоту со зловонным запахом. Боли в течение 3 дней. Со второго дня заболевания боль приняла постоянный характер и распространилась по все­му животу. Рвота стала обильной, частой, с неприятным запахом. Отмечает за­держку стула и газов с первого дня заболевания. Больной адинамичен. Кожные покровы бледные, с землистым оттенком. Черты лица заострены. Пульс 150 уда­ров в минуту слабого наполнения, с отдельными экстрасистолами. АД - 100/70 мм.рт.ст. Язык сухой, обложен грязно-серым налетом. Живот вздут, болезненный во всех отделах. Симптом Щеткина - Блюмберга положительный. Кишечные шумы не выслушиваются. При пальцевом исследовании прямой кишки ее ампула расширена, пустая, сфинктер паретичный, на перчатке кровь со слизью.

Какое заболевание можно предположить у больного?

Лечение данного заболевания?

Задача №4.

Больной 3., 52 года поступил в клинику с направительным диагнозом острый панкреатит? Заболел около 8 часов назад. При поступлении жалуется на разлитые интенсивные боли в животе. Стул был до появления болей, газы отходят плохо. Подобный болевой приступ возник впервые. Язык влажный, обложен беловатым налетом. Живот несколько вздут, участвует в акте дыхания. При пальпации отмечается болезненность в эпигастрии и околопупочной об­ласти. Симптом Щеткина - Блюмберга отрицательный. При пальцевом исследо­вании прямой кишки - ампула пустая. При обзорной рентге­нографии брюшной полости обнаружены несколько чаш Клойбера. При УЗИ: желчный пузырь увеличен в размерах, тонкостенный, напряженный, включений не содержит. Поджелудочная железа значительно увеличена в размерах, плотная, отечная. Корень брыжейки тонкой и поперечной ободочной кишок отечен. Механического препятствия прохождению содержимого по кишечнику не выяв­лено.

Сформулируйте диагноз.

Определите дальнейшую тактику ведения больного?

Задача №5.

Больной С. 82 лет, поступил в клинику с жалобами на схваткообразные боли в животе, тошноту, однократную рвоту. Считает себя больным около 1 суток, заболевание развилось постепенно, когда появились разлитые боли в жи­воте, которые периодически усиливались. Стул, с предрасположенностью к за­порам, был до появления болей, за 4 часа до поступления в больницу перестали отходить газы. Живот подвздут, мягкий, участвует в акте дыхания, при пальпации отмечается болезненность во всех отделах живота. Грыжевое выпячи­вание напряженное, невправимое в брюшную полость, симптом «кашлевого» толч­ка отрицательный.

Поставьте клинический диагноз. Как лечить данное заболевание?

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.177.17 (0.011 с.)