Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современный (западный) марксизм (неомарксизм).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные проблемы и достижения.
История этого учения за более чем полутора вековую традицию многообразна и многозначна. Марксизм – это и теоретическая конструкция, и практика, и система мировоззренческих установок, в которых есть исходное ядро и разнообразные идеологические подходы и мифологемы. В настоящее время существует множество версий марксизма (ортодоксальный, ревизионистский, «неомарксизм» и проч.), однако, можно с определенной долей условности выделить основные. Среди них – классический марксизм основоположников Маркса и Энгельса, марксизм их соратников, ленинское толкование марксизма применительно к российской действительности и условиям революционного движения, сталинский вариант тоталитарной практики, социал-демократическая версия марксизма и европейский опыт социал-демократического правления, близкий к ним специфический (меньшевистский) вариант социал-демократического направления в марксизме, современный неомарксизм Франкфуртской школы, югославского «Праксиса», марксизм восточно-европейских стран, евромарксизм, марксизм латиноамериканских троцкистов, концепции маоизма или крестьянского марксизма, национального марксизма азиатского и африканского толка, кубинский марксизм, психоаналитические трактовки марксизма или фрейдомарксизм, аналитический, структуралистский, постмодернистский марксизм.
При этом не стоит говорить о большинстве этих версий как фундаментальных теориях, ибо они, как правило, представляют отдельные стороны марксистской теории, а чаще всего национально-региональную теорию строительства посткапиталистического общества. Есть марксистские теории, проблематизирующие революционное преобразование общества, теории занимающиеся структурой диалектики, отношением общество-природа и т.п. Одни теории стали достоянием истории, другие критически переосмысливаются, третьи являются источником современных преобразований теории и практики бытия. В пределах нашего столетия на Западе и на Востоке марксистский импульс действительно полнокровно функционировал в живой культуре, будь то «красные тридцатые» в США, Франкфуртская школа в Германии, маоизм в Китае, латиноамериканские стратегии социальной теории марксизма, экзистенциалистские попытки синтеза Маркса, Гуссерля и Фрейда и последовавшая «студенческая революция» мая-июня 1968 года во Франции и т.п. Сегодня ни в единой Европе, ни в конкуренции между США и Японией, ни в «экономическом буме» и его кризисе в Юго-Восточной Азии, ни в положении Кубы или Китая после распада социалистического лагеря мы не найдем ярких подтверждений марксистской теории, марксистскому революционаризму и интернационализму. У посткоммунистов произошло идейное размежевание с теорией и практикой большевизма. По всей видимости, в конце ХХ века терпит крах вся система социальной философии, порожденная Новым временем.
Исследование особенностей интерпретации марксизма неизбежно ограничивалось в недавнем прошлом критикой «отщепенцев» и навешиванием ярлыков «ревизионизма», «оппортунизма», «левачества», «ренегатства», «предательства» интересов рабочего класса и т.п. Умеренной версией всех этих отношений следует признать коллективную монографию «Современная марксистско-ленинская философия в зарубежных странах» под редакцией А.Г.Мысливченко (1984), которая как бы суммирует послевоенные исследования. После распада социалистического лагеря и СССР, предубеждения против марксизма у нас в стране и за рубежом оказались ничуть не лучше его ортодоксии и апологетики. Дискуссии и обсуждения, отражавшие всю палитру расхождения, были зафиксированы в целом ряде статей и монографий. Были переведены и отдельные работы зарубежных исследователей марксизма, среди них особенно отметим Перри Андерсона[90] и Пера Монсона.[91]
В действительности же оказалось, что большинство отечественных апологетов и противников марксизма не знают истинного положения вещей.[92] Что касается зарубежных аналитиков, то положение здесь таково. Так в работе «Сто философов ХХ века»[93] марксизм как направление и по персоналиям представлен достаточно скупо и невнятно (В.И.Ленин, А.Грамши, Д.Лукач, Мао Цзэдун, Л.Альтюссер и представители неомарксизма (франкфуртской школы) Т.Адорно, В.Бенъямин, Г.Маркузе, и вторая генерация ее - Ю.Хабермас. Западный марксизм представлен Д.Лукачем и Франкфуртской школой. Л.Альтюссер раскрывается как представитель структурного марксизма, маоизм характеризуется крестьянской спецификой Востока, а А.Грамши более гуманной версией марксистской доктрины. Философская концепция В.И.Ленина представлена через работы «Что делать?», «Материализм и эмпириокритицизм», «Империализм, как высшая стадия капитализма», «Государство и революция», «Философские тетради» и 47-томного (четвертого) издания собрания сочинений, осуществленного на английском языке в 60-80-е годы. По мнению составителей выпуска, В.И.Ленин представлял марксизм как политическую теорию. С другой стороны отмечается, что его эффективная идентификация философского материализма с реализмом и репрезентативистской теорией восприятия имели решающее значение для советской философии и интеллектуальной истории. В равной мере отмечается влияние на некоторые западные школы глубины и оригинальности ленинских работ и почтительные суждения о его философских заслугах, как и на советскую философию его настойчивого утверждения, что все философские позиции являются, в конечном счете, или материалистическими или идеалистическими (агностицизм Юма и Канта также скрывает идеализм). Тогда как утверждаемый Лениным принцип «партийности» понимается как «совершенно открытое проявление несдержанной брани против его оппонентов».
Засуживает внимания и определение «постмарксизма». С одной стороны, это попытка пересмотра марксисткой доктрины в свете современного развития теории и социального развития, которые изменили многие предположения и категории классического марксизма, а с другой – это отрицание той или другой части марксистской теории. Этот постмарксизм сформирован новым пространством общественных движений протеста – феминизмом, антиинституциональной экологией, этикой ненасилия, идеологией национальных и сексуальных меньшинств, также как техника повлияла на становление и развитие постструктурализма и постмодернизма. Изменилась и ценность многих классических марксистских предположений, таких как роль рабочего класса в общественных движениях, его гегемонии и понимания исторической необходимости. Конечно, «новый марксизм» прокламирует иные цели в плюралистическом подходе к политике, к экономике, к праву и его следует воспринимать в комплексе идей и концепций, которые связаны с именами Маркса, Ницше, Соссюра, Фрейда, Гадамера, Маркузе, Альтюссера, Джеймисона, Лакана, Хабермаса, Дерриды, Фуко и др. Постмарксизм – это больше позиция утраченной иллюзии по отношению к марксизму, утверждают автор зарисовки, чем специфическая система мысли и уникальных положений.
В энциклопедии «Americana» сообщается, что «марксизм никогда не имел глубоких корней в американском обществе»[94], однако исследования, посвященные этому феномену, расходятся в своих оценках.[95] Подобное положение в недавнее время было характерно почти повсеместно. Стереотипные представления как о монолитном учении верном повсюду и на все времена сталкивалось с его всевозможными интерпретациями. Тем не менее, попытки ассимилировать по-своему понятого марксизма достаточно частое явление. Еще в первой трети ХХ века американский противник марксизма С.Хук полагал, что только прагматисты верно поняли Маркса, его философию действия, его социальной революции[96]. Так, Э.Мунье пишет, что необходимо изучать марксизм, ибо «творчески понятый марксизм может оказаться не так уж отдаленным от персоналистического реализма», и «течение времени, безусловно, примирит Маркса с Кьеркегором».[97] О попытках «марксизированного» (понимающего) экзистенциализма и аутентичного марксизма говорил Сартр.[98] К.Поппер, называя Маркса «фальшивым пророком» в стремлении дать обоснование открытого общества, полагает, что все современные авторы обязаны Марксу, даже если и занимают противоположные позиции. В этом плане интересны сравнения марксизма швейцарским философом Г.Кюнгом с социальными концепциями Дж.Роулса. С другой стороны, показателен тот факт, что такие известные современные мыслители, как П.Рикер, Ж.Деррида, Ю.Хабермас, Ф.Джеймисон полагают, что марксизм будет актуальным и в ХХ1 веке. Весьма вероятно, что, если в конце ХХ века Маркс признается современным мыслителем,[99] то и в следующем веке он и его теория будут оказывать свое влияние не только как «великая утопия прошлого» (Л.Бофф), а использованы для решения задач освобождения людей (как это было, например, в теологии освобождения).[100] И, конечно же, не стоит абсолютизировать заявления, декларированные в пылу идеологической борьбы, наподобие авторов «Сравнительной энциклопедии»[101] или Г.Маркузе, который писал, что «Даже ранние работы Маркса не являются философскими. Они представляют собой отрицание философии, несмотря на то, что это отрицание осуществляется на языке философии».[102] Достаточно понятны в контексте рассуждений и заявления эпистемологов относительно марксизма и диалектики. Среди них - критика диалектического материализма Поппером; заявления Г.Альберта в «Мифе о всеобщем разуме», что понятия «диалектика» и «тотальность» не имеют теоретической силы; как и утверждение Т.Куна в «Логике открытия или психологии исследования»(1969), что марксизм сродни астрологии, ибо, не затрудняя себя головоломками, он перекрывает иные пути исследования; так и квалификация И.Лакатосом исследовательской программы марксизма выродившейся, а предсказания об обнищании рабочего класса, о грядущих революциях антинаучными. Джон Уоррол полагает, что марксизм перестал быть наукой, как только перестал расти. П.Фейерабенд утверждает, что в свободном обществе надобность в философии марксизма отпадает. Ч.Лупорини утверждает, что марксизм предстает перед нами как конец всякой философской антропологии в спекулятивном смысле.[103] Вот почему утверждения, что опыт истории и ее уроки свидетельствуют о несостоятельности самого учения марксизма, требуют объяснения.
Важно понять, что при этом следует отделить насущные идеологемы критицизма канонизированной и догматизированной системы идей, как идеологической основы тоталитаризма, от подлинной сути теории, которую необходимо анализировать в ее развитии, отказавшись от жесткой редукции ее к какой либо версии, как и осознания их с точки зрения той или иной «строгой научности». Как говорил Р.Арон в 1969 г. на конференции, посвященной К.Марксу, его произведения по меньшей мере двусмысленны и неисчерпаемы благодаря своему объекту, ибо он «взялся за дело, стремления и размах которого и сейчас превосходят возможности науки».[104] Замысел Маркса – философски осмыслить историю – сохраняет свою актуальность, как и положение человека в обществе, борьба классов, производственные отношения, стоимость и т.д. В курсе лекций по исторической социологии, говоря о Марксе, Р.Арон отмечает, что Маркса можно представить гегельянски и кантиански. Можно утверждать вместе с Шумпетером, что экономическая интерпретация истории ничего общего не имеет с философским материализмом. И наоборот, что экономическая интерпретация истории неотделима от философского материализма. Можно видеть в «Капитале», как видел Шумпетер, исключительно научный труд, посвященный экономике, не имеющий никаких философских притязаний. Но следуя Биго и другим комментаторам, можно показать, что «Капитал» представляет собой «экзистенциальную философию человека в экономических категориях».[105] Философия не может исключить из своего поиска пласт рефлексии над категориями, она не строится по схемам математической логики. Она выступает как рефлексия над предельными основаниями культуры, осмысливает сложившиеся ориентиры и конституирует новые. Каждая эпоха по-новому ставит извечные вопросы человеческого бытия: о смысле жизни, о том, что есть человек, каково его предназначение, каким должно быть его отношение к природе, обществу и другим людям. И философия каждой эпохи по-своему отвечает на них. Меняется и понимание научности, в том числе и научности философии. Футурологический прогноз марксизма из-за своей сверхдальности включает социальные (нерелигиозные) пророчества и утопизм, отношение же к нему как конкретному проекту социального будущего чревато не только крахом иллюзий, но и потерей реального направления социальных изменений. Такие понятия, как «производительная сила науки», или «свободное время, выступающее в качестве истинной меры общественного богатства», представляют собой «символические шифры», концептуальные эскизы, ограниченные рамками культурно-технологических ассоциаций того времени. Поскольку марксизм создавался в Х1Х столетии, и на нем лежит отпечаток определенной социальной обстановки, печать культуры эпохи, то необходимо осознать, насколько все тенденции века минувшего, и опыт века уходящего, соответствуют реальностям посттехнократической цивилизации.
Вторая половина Х1Х века в Европе – это время революций, баррикад, национальных войн, обостренной классовой борьбы, эпоха индустриального развития капитализма. Практика века подсказала Марксу пути освобождения человека через классовую борьбу, через уничтожение класса угнетателей, через революцию. Маркс – родоначальник формационного и цивилизационного анализа человеческой истории, создает материалистическое понимание истории, что позволило выработать и новый взгляд на философию. Он выявил тенденции к усилению общественного характера труда, превращение науки в производительную силу общества, что взломает узкие рамки классово-национальных отношений, создаст условия раскрепощения человека, превратит историю человечества во всемирный процесс. Разработанная теория общественно-экономической формации была основана на материале европейской христианской цивилизации и культуры и по существу была попыткой осмысления становления, самореализации и развития гуманистического проекта техногенной цивилизации. Да, Маркс был яростным критиком абстрактного гуманизма Канта, но учение о перемене труда, всесторонне и гармонично развитой личности разработал не он, а Фурье, который часто говорит языком Евангелия. Марксизм формировался на основе критического усвоения и развития самых передовых учений и теорий своего времени – Гегеля, А.Смита, Рикардо, Сен-Симона, Фурье, Бабефа и других. Не лишены оснований и разговоры Н.Бердяева о несоединенности в марксизме элементов материалистического, позитивистского, идеалистического и религиозно-эсхатологического. Марксизм – гетерогенная совокупность весьма неравноценных в научном отношении теорий, между которыми существует парадигмальная и концептуальная связь, не отменяющая их значительной самостоятельности. В теоретическом наследии Маркса были идеи ошибочные на момент своего создания, идеи, неверно отражающие реалии современности, и идеи, сохраняющие свою силу и поныне. Так, оказался несостоятельным Марксов проект мессианского назначения пролетариата. Колоссальная сложность объекта показала, что даже гений не в состоянии совмещать в одном лице функции ученого и революционера-практика. Принцип партийности показывает, что идет борьба между ученым и идеологом на страницах его трудов. Идеологемами полна его теория научного социализма.
Однако при анализе марксизма следует учитывать тот факт, что социально-философская теория в наши дни также переживает кризис, свидетельством чему является стремление специальных общественных наук перейти на «методологическое самообеспечение», что выходит за рамки собственных предметных установок. Критика экономистов концепции «базиса и надстройки», обвинение гуманитариев в растворении марксизмом человека в безличных социальных структурах, в невозможности историкам оперировать «пятичленной» схеме формационного развития, критика политологами концепции классов и т.д. имеет совершенно другой адресат. Современный общественный процесс существенно изменился, возникает отчетливо выраженная его направленность на будущее, что и заставляет пересмотреть базовые марксистские определения, но не означает отмену его «принципов», а требует перевода их в объект тонкого научного рассмотрения.
В марксистском наследии, в его понимании общественного прогресса имеется несколько смысловых пластов, которые необходимо разделить с тем, чтобы определить их ценность и дальнейшие перспективы его развития. Это 1) смысложизненные ориентиры, которые коренятся в глубинных ценностных структурах техногенной цивилизации, 2) пласты идей, которые конкретизировали эти структуры применительно к индустриальной фазе техногенного развития, и 3) прозрения и открытия, намечающие выхода за рамки менталитетов техногенной культуры. Если первые два пласта ограничены, то третий способен играть свою роль в поиске новых мировоззренческих ориентаций. К ним относятся разработанные Марксом методы анализа исторического процесса; отстаиваемый им идеал будущего как интегрированного человечества, которое строит свои отношения на гуманистической основе, на приоритете общечеловеческих ценностей, сменяющих классовые приоритеты; выраженное в философско-экономических рукописях понимание природы как «неорганического тела человека»; Марксовы представления о будущем научно-технического прогресса, когда человек и его развитие становятся исходными целями и ориентирами технологического прогресса, когда происходит синтез наук о природе и наук об обществе в единую науку о человеке, и т.д.
Как отмечают исследователи, анализ традиционных обществ Древнего Египта, Китая, Индии, государства Майя, как и взаимодействие их с техногенной цивилизацией, был дан Марксом весьма схематично, в связи с идеями азиатского способа производства. Современные общества западноевропейского региона прошли многовековой путь, вехами которого были три революции: промышленная, демократическая и революция в образовании. С другой стороны, ни идеологи, ни пропагандисты-философы компартий развитых стран капитала не смогли вовремя оценить значение и глубину происходящих перемен в ХХ веке, самообучение капитализма, высокую эффективность его приспособительных реакций.[106] Оказалось, что неумолимость взаимосвязи степени развития производительных сил и соответствующих определенных форм производственных отношений относительна. В настоящее время уже исследованы механизмы регулирования капитализма: 1) рыночный механизм, регулирующий производство; 2) вырастающая из производственных отношений, классовая борьба между трудом и капиталом, регулирующая важнейшие пропорции общественного производства; 3) государство, регулирующее общественные отношения в целом, исходя из задач охраны и укрепления существующей формации; 4) организация идеологического воздействия, призванная регулировать социально-психологический климат в обществе. Эти механизмы способны к эволюции, что позволяет говорить о «саморазвитии» капитализма. Следовательно, существу марксизма противоречит его превращение в «завершенную» концепцию, решение проблем на все времена, оперирование лишь непререкаемыми истинами, изоляция от динамичного мира. Марксизм не дает прогнозов: теория и практика не совпадают в той же мере, в какой не совпадает сущность с явлением.
Интенсивность работы этих регулятивов, начиная с 30-х годов, была беспрецедентной. Внушительно одно простое перечисление теорий и концепций: кейнсианство, неклассический синтез, теория индустриального общества, «социальное рыночное хозяйство», «смешанная экономика», «революция управляющих», «государство благоденствия», новые модификации теории социальной стратификации и конфликта, институционализм, «человеческие отношения», теория конвергенции и т.п. Тенденция здесь одна – поиски путей эволюционного развития капитализма. За двадцать послевоенных лет возникла модель экономического и политического развития, диаметрально противоположная модели развития межвоенного периода. Парламентская демократия стала нормальным и стабильным явлением в индустриально развитых странах мира. В последние десятилетия были предложены «новое индустриальное общество» Дж.Гэлбрейта, «многомерное общество» Кларка Керра, «технотронное общество» З.Бжезинского, «корпоративное общество» Гардинера Минза, «экологическое общество» Виктора Феркинесса. Даниэлл Белл насчитал восемнадцать определений будущего только с приставкой «пост». Среди них «посткапиталистическое общество» Ралфа Дорендорфа, «постцивилизация» Кеннета Болдуинга, «постиндустриальное общество» Д. Белла, «постиндустриальная культура» Германа Кана и т.д. В нашей стране эти теории были больше известны, чем зарубежные марксистские теории, поскольку, начиная с конца 50-х годов, когда марксисты стали отходить от догматизма и осуществляли творческий поиск, интерес к ним в официальных кругах угас. Новаторство и теоретические дискуссии не замечались. Часто это объяснялось стремлением не вносить разброд в «единые ряды». Чем меньше о них писали, тем меньше они ссылались на «истинных» марксистов-ленинцев. От энтузиазма, с каким встречались революция, победа во второй мировой войне в составе коалиции, первый спутник, мирное использование атомной энергии, борьба за разрядку в международных отношениях и даже решениями съездов, остававшихся большей частью на бумаге, все больше переходят к критике. Нельзя не заметить, что реальные достижения социализма стимулировали борьбу прогрессивных сил в капиталистическом мире.
За последние сорок лет происходило, однако, непрерывное падение силы и влияния практически всех западноевропейских компартий (за исключением итальянской, влияние которой росло до середины 70-х гг.).[107] В середине указанного периода большинство этих партий отказались от безоговорочной поддержки всех политических актов СССР, а критическое отношение к нашей стране и социалистическому лагерю все более нарастало. Прецедент был сделан в 1948 г. после исключения из Коминформа Югославии, созданием собственной югославской идеологии, ставившей под сомнение образ социализма в Восточной Европе. Вырабатывается «критический марксизм» на основе юношеских сочинений Маркса. Группа (Гайо Петрович, Михайло Маркович, Предраг Враницки, Милан Животич и др.) работала в университетах Белграда и Загреба. В 1964 г. выходит первый номер журнала «Праксис», который дал имя всему марксистскому направлению в Югославии, а вскоре их стали и на родине считать оппозиционерами. С ними сотрудничали Лукач, Лефевр, Блох, Маркузе, Хабермас и др. Студенческие волнения 1968 в г. в Югославии были поставлены группе в вину. 1974- арест и высылка многих в США, они сгруппировались вокруг ж. «Телос», и через него проводят позиции гуманного марксизма. Это альтернативный марксизм. В Польше существующий марксизм критиковали Л.Колаковский, В.Бычко, К.Помян, О.Ланге, М.Калецки, В.Борус. В Венгрии в 50-е гг. выросла группа «Будапештская школа» марксизма. Инициаторы были высланы в США или Австралию. Самые известные из них – Агнеш Хеллер, Ференц Фехер, Андраш Хегедюш, Мария и Дьердь Маркуш - они изучают с т.зр. практической философии и феноменологии потребности человека и его освобождение, обыденную жизнь, семейные отношения. «Праксеологическое» онтологическое обоснование «западноевропейского» или «аутентичного» марксизма в тесной связи с современными немарксистскими философскими концепциями вело к деформации традиционно марксистской теории познания. Гуманный марксизм вскоре породил свою противоположность – марксизм, питавшийся, прежде всего, идеями французской структуралистской традиции, выросшей в 50-е годы. Самым выдающимся из них был Л. Альтюссер.
Если идеализации советского марксизма не мешали «московские процессы» 1936-1937 гг., ни заверения Троцкого в невиновности жертв, ни сведения о концлагерях, ни новая волна репрессий в конце 40-х. То ХХ съезд партии и доклад о культе личности, а затем венгерские события 1956 года привели к резкому спаду и даже кризисным явлениям в коммунистическом движении. Так, в Италии социалисты порвали пакт о единстве действий с коммунистами. Негативные последствия были платой за прошлое, пришло время отказаться от культо-догматического подхода к теории и признание многообразия путей к социализму. Здесь нельзя не сказать о и крестьянском марксизме Мао Цзе Дуна. В Китае компартия существует с 1923 г. Советский марксизма через Коминтерн советовал опираться на пролетариат и те поражения, которые они понесли, поставил в трудное положение все отношения между ними. Мао (1893-1976) становится лидером с 1935 г., провозглашает КНР в 1949, проповедует марксизм-ленинизм с опорой на массы крестьян. Марксизм Мао можно понять, приняв во внимание, что инь и ян, эти отношения диалектические насчитывают тысячи лет философской традиции. Позиция и не только в войне была такая - когда враг атакует, мы отходим; когда враг устает, мы переходим в нападение; когда враг отступает, мы его преследуем. Политическая власть вырастает из ствола винтовки. Этот лозунг был применен Тито, ФНО Алжира и Вьетнама, в Мозамбике и в Анголе, Кастро на Кубе и т.п. Влиятельным теоретиком марксизма, возлагавшим большие надежды на демократический коммунизм маоистской программы в Китае, был Альтюссер. Волна сочувствия и восхищения коснулась и интеллектуалов-социалистов начиная от Дучке и Энценсбергера, Пулантзаса, Глюксманна, Кристевы, Россанада, Арриги, Суизи, Магдоффа, Робинсона и Колдуэлла. Гигантская чистка партгосаппарата, политические репрессии, экономический застой, идеологический обскурантизм, культ Мао – все это остудило пламенное восхваление азиатского марксизма-социализма. Современная «дэнсяопиновская» практика государственного строительства и реформированная марксистско-маоистская теория пока не нашли такого пристального внимания.
В конце 60-х западноевропейские компартии все больше разрабатывают национальные пути движения к социализму, а в 70-х исследуют корни сталинизма, разрабатывают еврокоммунизм. В дальнейшем негативную роль сыграла триумфалистская концепция «зрелого, развитого социализма» выдвинутая в период диспропорций, дефицита, отставания СССР от развитых капиталистических стран. Трезвый, реалистический взгляд на социализм и его проблемы пробивался с трудом. «Еврокоммунизм» достаточно определенно заявил о необходимости сохранения всех гражданских свобод, характерных для буржуазного государства, о плюрализме демократии при многопартийности, «неидеологическом государстве», что переход к социализму возможен только через постепенный, конституционный парламентаризм. Это было по сути подгонкой новой социал-демократии под капитализм. Так что кризис марксизма к концу 80-х осознавался как 1) события в Венгрии, Чехословакии, Польше, предкризисная ситуация в СССР; 2) спад силы и влияния западноевропейского коммунистического движения, сопровождаемый внутренними расколами и расхождениями между партиями; 3) кризисные моменты в развитии марксистской теории, выражающиеся в ее плюрализации, в неспособности предвидеть сюрпризов особенно в последней четверти нашего столетия.[108]
Показателен тот факт, что в трудах по теории диалектики не находилось места вопросу об условиях, в которых законы диалектики оказываются в принципе применимыми, а объявляются универсальными и абсолютными. Между тем мы живем в вероятностном мире. Диалектика же, игнорирующая поливариантность, плюралистичность нашего мира, неизбежно обречена на отход от реальности. Это же касается изменений, дополнений или обобщений, касающихся закономерностей развития, не укладывающихся в рамки известных законов диалектики. Вот почему известный французский марксист Л.Альтюсер говорил о возможности обращения наступающего кризиса марксизма, как предвестника качественных изменений в развитии теории, на пользу самому марксизму.[109] И действительно, в начале 80-х стали выходить работы, творчески развивающие теорию марксизма. Среди них «Коммунизм и философия» (Лондон,1980) М.Корнфорта, «Введение в марксистскую философию» (Париж,1980) Л.Сэва, «Практика» (Париж,1984) А.Тозеля, «Несовершенная философия. Предложение по реконструкции современного марксизма» (Париж, 1982) К.Преве, коллективная работа «Критический словарь марксизма» (Париж,1982). Английский историк Э.Хобсбаум был автором и вдохновителем коллективной четырехтомной «Истории марксизма» (Турин, 1978-1982). Французский журнал «Actuel Marx” в 1987 г. (№1) дает обзор современного состояния марксистской теории на Западе.
Западные теоретики стали говорить в конце 80-х не о «кризисе марксизма», а о кризисе «плохо понятого» марксизма.[110] Время «кризиса марксизма» в связи с распадом государственных систем, избравших его своей идеологией, требует пристального внимания к этой теории. Становится ясно, что необходимо не только повышение уровня теоретической строгости марксизма, что было продемонстрировано А.Грамши и Гальвано делла Вольпе, Л.Альтюсером и Козо Уно, “аналитическими марксистами”, такими авторами как Н.Пулантзас, Л.Джеймонат, Э.Хобсбаум, и т.д., но и глубокий анализ современной зарубежной марксистской теории и практики.[111] Однако оказались не востребованными исследователями в отечественной литературе работы таких ориентированных на марксизм авторов, как П.Андерсен, Э.Томпсон, Р.Милибэнд (Англия), В.Р.Бейер, Х.Хольцер, К.Оффе, Э.Альтфатер, Г.Ю.Краль, А.Зон-Ретель (Германия), Н.Бадалони, Ч.Лупорини, У.Черрони, Д.Вакка (Италия), Г.Тернборн (Швеция), В.Босала, Г.Буэно, Тьерно Гальвана, К.Париса, М.Сакристана, Санчеса Васкеса (Испания) и др. При этом нельзя сбрасывать со счетов деятельность латиноамериканского «секретариата 1У интернационала», заявление Уго Спирито (Италия) об анахроничности марксистского коммунизма и перехода к «научному коммунизму» (поскольку идеология разделяет, а наука соединяет), как и работ типа «Призраки Маркса» Ж.Деррида, в которой он заявляет о необходимости создания некоторой общности интеллектуалов, которую он называет Новым Интернационалом.[112] Необходимо было учитывать и тот факт, что западные марксисты как правило испытывают влияние близких по духу им школ современной философии. Так в Испании во второй половине века сформировалось два течения – сторонники «праксиса», или неомарксистской версии диалектики, и гуманистическое направление, актуализирующие проблематичность критического мышления по отношению к культурным реалиям нашего времени, и акцентирующих внимание на формирование гуманистических идеалов и перспектив исторического развития.[113] Представители этих направлений испытывают влияние Лукача, Адорно, Маркузе, Фромма.
Полифоничность и гетерогенность «марксизмов» привела, прежде всего, на Западе к поиску аутентичного Маркса. Итогом изысканий было обоснование важного методологического принципа: целостность марксизма в его генезисе во многом определяется субъектом (носителем, создателем) возникающей и развивающейся теории. Изучение эволюции взглядов К.Маркса от «молодого» к «зрелому», от философии к политической экономии и политике позволило тесно увязать марксизм с развивающейся целостностью европейской философской обществоведческой культуры, с целостностью исторического процесса. Неокантианец М.Г.Ланге, марксолог И.Фетчер заявили, что марксизм не плод «восточного склада ума», а коренится в философской и социалистической традиции Запада. Г.Маркузе утверждает, что интерпретация Рукописей поставила на твердую почву дискуссию об истинном смысле исторического материализма. Ю.Хабермас полагал, что, если «истинный Маркс» – Маркс ранних произведений, то необходимо произвести переоценку его поздних произведений и пересмотреть их в духе философско-антропологического периода.[114] Протестантские религиозные философы Е.Метцке, И.Фетчер, Л.Ландгребе, Е.Тир, доминиканец И.Бохенски заявляют о дегенерации у «зрелого» Маркса (у Энгельса и в ленинизме) начальной антропологической линии «молодого» Маркса и «возрождении» «европейского», «неазиатского», «аутентичного» марксизма. Было заявлено об отсутствии диалектики в вещах и природе (Т.Адорно, Г.Веттер, А.Шмидт, Ж.-П.Сартр, К.Поппер), а Маркс редуцировал диалектику на практику, на отношение субъекта и объекта, и понимал ее не онтологически, а как метод «исторического сознания». В этом случае не материя, а субъект является конституирующим для объекта (Р.Гароди, Л.Колаковски, М.Кангри). Предметом философии объявляется «тотальный человек» как инкарнация всего творческого.
В результате этих исследований были получены интересные аргументы в пользу того, что марксизм лишь дал ответы на вопросы, поставленные самой историей. С другой стороны, социальные науки предложили и иные ответы на эти же вопросы истории, что осталось вне внимания обществоведческой науки. Для научно обоснованного вывода об органической включенности марксистской теории в социокультурный европейский процесс Х1Х-ХХ вв., сторонникам «аутентичного» марксизма потребовалось привлечь эпистолярное и рукописное наследие, осуществить широкий круг источниковедческих исследований. Так, публикация с 1955 г. серии работ О.Корню по биографии Маркса и Энгельса положило начало перемещению научной школы Меринга и Рязанова во Францию. Однако только появление трудов Луи Альтюссера в 1960-1965 гг., в которых он выступил против сближения позднего Маркса с ранним, послужило сигналом резкого повышения уровня теоретических дискуссий (О молодом Марксе. «Пансе».1961. №96; Противоречие и сверхдетерминация. Пансе.1962. № 105; О материалистической диалектике. Пансе. 1963. №110). Как проходило развитие французского марксизма? Из важных фактов такие- в 20-х гг. создана компартия, в 1928 г. переведена работа Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», в 30-е гг. А.Кожев и Жан Ипполит вывели на французскую интеллектуальную сцену Гегеля. Французский марксизм основывался главным образом на серии лекций, прочитанных Кожевым в 1933-1939 гг. и от перевода гегелевской «Феноменологии духа» (1939-1941) с комментариями Ипполита. Гегель представлен экзистенциалистом, который своим противоречием между господином и рабом натолкнул Маркса на мысль о классовых противоречиях как движущей силе истории. Такое толкование в значительной мере строилось на книге М.Хайдеггера «Бытие и время» (1927), философии К.Ясперса и на большом интересе к Кьеркегору в 30-е гг. В 1932 г. опубликована юношеская работа Маркса «Экономико-философские рукописи». Последнее стало важнейшим вдохновением во французской дискуссии о марксистской философии истории.
На историю с точки зрения экзистенциализма смотрел Анри Лефевр в кн. «Диалектический материализм» (1939). Не порывая со сталинским диаматом, он пытался показать, что в философии Маркса речь шла по существу об освобождении человека. Центральная у Маркса – теория отчуждения и возможность преодоления его в революционной практике. Поэтому материализм Маркса был гуманизмом, ставил в центр человека, а не строился на метафизическом понятии о решающем воздействии объективной материи на развитие истории. Сартр и Мерло-Понти разрабатвали проблему человека в экзистенциалистской фабуле. Понятие полной свободы включалось в философию истории. Сартр отвергает диалектику природы Энгельса и видит человека как проект, т.е. как действующее существо, имеющее намерения относительно будущего. Но на практике - он продукт своих продуктов. (После 1968 г. он сближается с анархистами и маоистскими группами). Этому способствовал и взгляд на коммунизм как политическое движение. Осуждение культа личности (1956) и вторжение в Венгрию стоил выходом из компартии тысяч интеллектуалов. Луи Альтюссер реставрировал марксизм как объективную науку об обществе и истории.
Р.Гароди ратовал за социализм с «человеческим лицом» и отстаивал «персоналистский марксизм», устанавливая преемственность философии Фихте и Маркса, ибо посл
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.124.204 (0.022 с.) |