Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интеллектуальные сопротивления колониальному дискурсу
Противодискурс, который был ясно сформулирован франкоязычной африканской элитой в 1930-ых, говорил о деморализации и вопиющей имперской гегемонии этого дискурса. Их ответ был облегчен кризисом Европейской цивилизации в 30-х годах ХХ в. Разочарование в традиционном гуманизме Европы, отраженной в литературе и философии этого периода, обеспечило соответствующий контекст для голосов диссидентов, высказанных в идеологических работах колонизированного франкоязычного черного интеллектуала.[507] Марксизм и сюрреализм были первичными влияниями, которые формировали французских мыслителей в межвоенные годы, и усилили определенный тон выражения лидирующих фигур франкофонноного африканского движения. Специальный интерес в этом отношении представляет органический национализм Мориса Барра и анти-интеллектуалистская философия А. Бергсона. Оба мыслителя представляли сплав расы и культуры, который обеспечил базу Барру для исключительного видения национального сообщества.[508] Бергсон продвигал специальное почтение тех некогнитивных способов опыта, реализованных в формах художественного выражения в реакции против доминирующей рационалистической традиции. Оба они создали основу для более позднего воспевания негритюда Сенгора как черного расового вклада, и дали язык для его формулировки.
Как это ни парадоксально, антропология, в которой новый дух культурного релятивизма начал преобладать, обеспечила сам источник интеллектуального поражения оружия франкоязычного африканского ответа на колониальную идеологию. Усилия французов, ученых Роберта Делавне и Мориса Делафосс, объяснить африканские формы социального и культурного выражения, в итоге завершились работой Марселя Грюле.[509] Артикуляция в этой работе сложной космологии Dogon, родственной африканскому мудрецу Оготоммели, показала очевидную символическую и концептуальную организацию в африканской культуре, что способствовало переоценке континента и народов.
«Философия Банту» Пласиде Темпельса (1945) была решающая в предоставлении философской ориентации к появляющемуся дискурсу культурного национализма во франкоязычной Африке. Цель Темпельса состояла в том, чтобы показать существование рефлексивного предрасположения среди Luba, этнической группы в тогдашнем Бельгийском Конго. Он приписал им коллективную философию, выдающуюся онтологию,[510] что раскрыло происхождение работы Темпельса от идей Бергсона: понятие «жизненная сила», которым он стремился характеризовать Банту, напоминает «жизненный порыв» последнего. Реконструкция Темпельсом умственной структуры «коллективных представлений», дорогих для Дюркгейма и его учеников во французской школе антропологии, использовала метод Леви-Брюля, хотя аннулировала его теоретический импорт и идеологические значения. Философия Банту обеспечила образец и концептуальную структуру для строительства первоначальной африканской философии и осталась центральной ссылкой философских споров в Африке.
Философия негритюда также стояла в центре дискуссий. Жан - Поль Сартр был первым, кто дал ему концептуально расширенную философскую формулировку. Его эссе «Черный Oрфей» (1949)[511] было экспансивным отражение термина, который был употреблен Мартиниканским поэтом Аимом Сезаром в контексте его поэмы (1939), чтобы обозначить появление освобожденного черного сознания. В эссе Сартр предложил определение негритюда в хайдеггерианско / экзистенциалистских понятиях, как 'the-being-in-the-world-of-the-Negro'. Усиливая это определение ссылкой на ортодоксальный марксизм, он полагал, что расовое сознание, обозначенное негритюдом, и проект коллективной свободы провозглашает в исторической перспективе мудрость, диалектически предназначенную быть трансцендированным приходом бесклассового и безрасового мирового общества.
Так негритюд получает новую ориентацию. Термин скорее означает комплекс объективных факторов, которые формируют африканский опыт, реализованный в формах жизни на континенте и проявляющийся в способах мысли и чувствах людей, следовательно, ближе определению Сенгором негритюда как «общей суммы африканских культурных ценностей».[512] Так негритюд принимает форму фиксации отличительного способа африканского отношения к миру. Сенгор предоставляет первенство эмоциям как отличающий африканский способ подхода к миру. Но эмоции - не просто психологическое состояние, но способ предчувствия, «схватывание интегрального бытия - тела и сознания - неопределенного мира».[513] Мы имеем здесь эпистемологическую основу африканского мировоззрения и коллективного духа, интерпретацию Сенгором африканского этоса через интегральное схватывание действительности, включающей континуум от царства природы до сверхъестественного. Принцип информирования этого Weltanschauung и система социальной организации, исходящей от этого мировоззрения равносильна спиритуализму, который наделяет все явления сакральным характером. Африканский социализм провозглашался им как стратегия для примирения императивов современности – социального и экономического развития в западных терминах – с африканским этосом. Для Сенгора этот социалистический идеал руководствуется необходимостью вливать гуманистические ценности традиционной Африки в новые структуры коллективной жизни в современном распределении. Поэтому, африканский социализм представляется не меньше, как строительство конкретной социальной программы, чем как аксиология.
Имеется смысл, в котором негритюд Сенгора может интерпретироваться как африканская версия бергсонизма: проверка в африканской форме культурного выражения идеи относительно интуиции как признака опыта глубокого уровня сознания. Негритюд Сенгора представляет усилие, чтобы обеспечить всестороннее разъяснение сущности африканского. Масоло считает законным происхождение философского дискурса в Африке,[514] ибо начавшееся движение самоопределения вело к усилию во франкоязычной Африке способности генерировать африканскую философию из антропологической литературы, имеющей отношение к традиционным культурам на континенте. Школа мысли, порожденная этим усилием, известна как этнофилософия, представлена банту-руандийской философией Алексиса Кагаме в работе, задуманной как проверка и переформулировка суждений Темпельса в более строгих аналитических терминах.[515] Кагаме обратился к родному руандийскому языку, чтобы восстановить философию, лежащую в основе его народного мировоззрения. Он вывел четыре фундаментальных категории мысли Банту: человек, обеспечиваемый интеллектом, или muntu; будучи без интеллекта, типа животных, растений, полезных ископаемых, или kintu; пространственно-временной континуум, или hantu и модальность, или kuntu. Согласно Кагаме, эти термины функционируют и как маркеры неявных процессов мысли и транспортных средств явного философского дискурса, с очевидной ссылкой на руандийскую устную традицию.
Работа Кагаме не подразумевалась как реконструкция, но как описание, в строгом смысле слова, подлинной системы мысли Банту, которая соответствует системе Аристотеля для ее перевода в не-африканский язык и структуру референции. По этой причине работа поднимает вопрос языка в африканской философии и проблему, которую Бенвенист выделил как отношение между ' категориями языка и категориями мысли ' (1966). Пионерское действие Кагаме было развито исследованиями традиционных систем мысли в работе ученых, которых В. Мудимбе обозначил как философская школа Темпельса.[516] Представленная главным образом выходцами из Центральной Африки и находящимися под властью клерикалов, школа считала главной заботой необходимость идентифицировать те элементы африканской индивидуальности, которые совместимы с христианской доктриной. Их энергичная попытка способствовала появлению богословия, которое примиряет Запад и Африку через новую коллективную духовность.
Этнофилософия, как прямой приток негритюда, стремится определять африканскую идентичность в терминах онтологии. Другой поток культурного национализма, историческая школа связана с работой и индивидуальностью сенегальского ученого Шейха Анты Диопа, обнаруживает эту идентичность в том, что может называться африканским «долгим временем». Диоп лучше известен его книгой «Черные Нации и Культура», в которой он отстаивал тезис о том, что древний Египет - неотъемлемая часть черной африканской цивилизации.[517] В «Культурном единстве Черной Африки»[518] Диоп рассматривал Африку как отдельную, объединенную культурную область на основе непрерывности культурных форм и систем ценностей между древним Египтом и местными цивилизациями всей Африки. Этот аргумент был получен в итоге в ' Egypte ancienne et Afrique noire ' (1962). Философские значения работы Диопа в ее всестороннем видении исторической индивидуальности Африки, и ее духе конфронтации с философией истории Гегеля. Эрудиция и методологическое усилие, которое он вложил в строительство «исторической социологии», имели целью возвратить Африку к благородному месту в универсальной истории.[519] Работа Диопа установила линию исторического отражения и исследования во франкоязычной Африке, что иллюстрируется работами Джозефа Ки-Зербо (1972) и особенно Теофилом Обенга, наиболее успешным учеником Диопа. Его «L'Afrique dans l'Antiquite» (1970) представляет суммирование идей и методов школы, порожденной Диопом.[520]
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.007 с.) |