Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Национальное и интернациональное в африканской философии
Дискуссии об африканской философии требуют определенного подхода, который не умаляет ее достижений и не ставит ее в подчиненное положение к западноевропейской философии. Прежде всего, стоит помнить об особенностях и той, и другой.[472]
Так, для западной философской традиции, прежде всего, важна традиция текстов, хотя часто древние философы, подобно Сократу, известны нам в значительной степени через сообщения других, поэтому требуется чуткое внимание к письменным памятникам. Как известно, многие из этих памятников - в этике и политике, метафизике и эпистемологии, эстетике и религии - существовали во многих культурах вне традиции западной философии. Однако, если западные методы философствования, которые развились на Западе через глубокий анализ текстов, исследованы достаточно обстоятельно, то разработок, связанных с другими носителями философского мировоззрения мало. Тогда как принципиальные философские вопросы обсуждались в большинстве культур, начиная с самых ранних человеческих обществ. В частности, они и составили то, что иногда называют «народной философией», частью записанных, частью ставших традиционными представлениями в устных культурах Африки, накопленных за последние столетия.
В двадцатом столетии объектом пристального академического исследования были две области «народной философии»: философская психология людей, которые говорят на языках Akan - жителей побережья Южной Африки (Гана),[473] и эпистемологическая мысль Yoruba-говорящих жителей западной Нигерии.[474] В обоих случаях традиционные идеи народа были адресованы современным африканцам, говорящим на европейских языках и обучающихся философии на Западе. Это, вероятно, была наиболее философски сложная работа, выполненная в сфере изучения африканской «народной философии». Ее итоги создали основу для понимания мышления народов Африки, которое существенно отличается от наиболее значимых в пределах Западной философской традиции.
Многое можно узнать о философии через анализ этической и эстетической мысли, которая развивалась на континенте и в которой обсуждались философские проблемы, не зафиксированные в текстах. Философские исследования по этике больше развиты, чем в эстетике, хотя наиболее интересная ее часть отражена в недавних исследованиях западных философов по африканской эстетике Йоруба, прошедших под рубрикой этнофилософии. Наконец, можно упомянуть и важные философские споры относительно характера традиционной религиозной мысли в Африке.[475]
Устные африканские традиции представляют традиционные формы мысли, которые сохранились в письменных памятниках на африканском континенте. Самые ранние из них находятся в письменных памятниках, связанных с древними цивилизациями Египта, по существу предшествующих досократикам, с которых начинается ранняя история западной философии. Историки философии знают о влиянии египетской учености на мысль классической Греции.[476] Поэтому африканская философия выглядит более знакомой тем, кто изучал обычную историю западной философии: упомянем мысль Эфиопии, особо ее высшую точку, выраженную в философии Zar’a Ya‘ecob (ХУП в.), которого сравнивали с Декартом.[477] Также стоит отметить, что многие из традиций исламской философии были или созданы, или были подчинены влиянию ученых, рожденных или работающих на африканском континенте в центрах типа Каира и Timbuktu. Точно так же некоторые из наиболее важных философов среди христианских Отцов Церкви, родились в Африке, подобно Св. Августину, и написали ряд работ в африканских провинциях Рима. Также следует упомянуть уроженца теперешней Ганы, философа Anton Wilhelm Amo, получившего философское образование в Германии в период немецкого Просвещения. Значительные интеллектуальные достижения Амо сыграли важную роль в полемике ХУШ-Х1Х веков, касающиеся «способностей негра». К сожалению, сохранилась только часть его работы.
Большую часть исследований по африканской философии в ХХ столетии выполнили африканские интеллектуалы (часто взаимодействующие с учеными вне Африки) под влиянием философских традиций Европейских стран, которые колонизировали Африку и создали ее современную систему образования.[478] Колониальные системы образования были различны и принадлежали двум широко дифференцированным традициям: франкофонной и англофонной. Влияние на области философии французов (и франкофонных бельгийцев), колонизировавших отдельные регионы Африки, отлично от тех областей, которые находились под Британским колониальным управлением, хотя были и существенные взаимодействия между ними. Португальская колониальная власть в Африке мало была обеспокоена обязательствами по образованию африканцев. Единственный португало-говорящий африканский интеллектуал, который внес существенный философский вклад, был Амилкар Кабрал, лидер движения независимости Гвинеи Биссау и Зеленого Мыса. Он руководствовался национальной философией совмещенной с португальским марксизмом. Влияние Кабрала не было столь внушительным, как влияние Франца Фанона, ставшего важной фигурой в развитии политической философии в Африке (и «Третьего мира»).
Среди наиболее известных политических мыслителей, на которых повлияла философия, были Кваме Нкрума, Кеннет Каунда и Джюлиус Ньерере (англофонная африканская философия). Из всех интеллектуальных движений ХХ столетия в Африке, наиболее важными в философии были - негритюд и пан-африканизм (франкофонная африканская философия).
Философия в Африке очень изменилась после Второй мировой войны, особенно после получения независимости африканскими государствами. Учитывая значение колониального наследства в формировании современного философского образования в Африке, не удивительно, что имелись серьезные споры относительно того, что является для философии африканским. Эти живые дискуссии, распространенные в областях африканской эпистемологии, этике и эстетике, имеются как во франкофонной, так и в англофонной философии. [479]
Современная африканская философия находится в некотором состоянии потока, с упомянутыми водоразделами. Главная причина подобной «текучести» находится в том, что Африка (в большей своей части) до сих пор находится в состоянии перехода от традиционного общества к модернизированному. Достижение независимости было наиболее существенной вехой в этом переходе. Независимость, которая началась с Ливии (1951), Судана (1956), Ганы (1957), в быстром темпе и не без борьбы была победоносно продолжена в других частях Африки в 1960-ых гг. Эта борьба была связана и с потребностями политической и культурной свободы. Колониализм практиковал не только политическое подчинение, но и культурно-национальную деперсонализацию. Соответственно, в осуществлении независимости настоятельно чувствовалось, что планы политической и экономической реконструкции должны отразить потребности не только практической модернизации, но и культурной регенерации. Но сначала требовалась разработка философского основания проекта, что и было предпринято первой волной лидеров пост-независимости. Задача «изобретения» философий, осведомленных о прошлой и настоящей Африке, и ориентируемых на ее долгосрочное будущее была в руках профессиональных философов, получивших образование в университетах Запада.
Политики, которые вели африканские государства к независимости, не были все философами с первоначальной склонностью или по образованию. Только Леопольд Седар Сенгор (Сенегал) и Кваме Нкрума (Гана) получили философское образование, а другие, типа Кеннета Каунды (Замбия), по мере возможности внесли свой интеллект и здравый смысл в разрешение их национальных ситуаций. Пример того, как практическая безотлагательность может вдохновлять философскую производительность, может быть найден в том подходе, который философы представляли на обсуждение проекты реконструкции с ясно сформулированным философским подкреплением. Обстоятельная потребность, тогда, скорее чем платонический выбор, сделала этих философов лидерами. Обратим внимание и на то, что многие лидеры того времени приводили убедительные доводы в пользу системы социализма, коррелирующейся с африканской традиционной мыслью, что вело к некоторому флирту и даже прямому браку с марксизмом. Соответственно, учитывая значимость в то время идей и практики социализма, фактически все они предлагали свои теории и предписания под рубрикой африканского социализма. [480]
Из всех африканских лидеров только Сенгор, философ, поэт и писатель, является, возможно, наиболее изученным и наиболее замечательным в его творческих успехах. Он разработал теорию негритюда, которая стала своего рода эпистемологической антропологией и политической философией. Этот термин относится и к широкому литературному движению. Негритюд был сосредоточен на восстановлении в черных людях гордости и культуры, которая была омрачена колонизацией. Инициатором негритюда был Aime Cesaire, черный поэт и драматург из Мартиники.
Согласно Сенгору, негритюд определяется как «целый комплекс цивилизованных ценностей - культурных, экономических, социальных и политических, которые характеризуют черные народы или, более точно, мир негро-африканского»[481]. Характер этих ценностей раскрывается в социальном, и более существенно, эпистемологическом уровне. На социальном уровне ключ к этим ценностям обосновывается тем, что Сенгор называет «коммунальной» характеристикой африканского общества. Страны, прежде всего, религиозные, практикующие этот вид социального бытия, утверждают, что «группа имеет приоритет по отношению к индивидууму». Сенгор подчеркивает важность «микрокосма» общности, включая «всех людей, живых и мертвых, которые подтверждают общего предка». Сенгор полагал, что эту единицу лучше назвать в антропологическом смысле кланом, который естественно культивирует широкий смысл социальной принадлежности и обязательств. Африканское, по Сенгору, таким образом, поддерживается в напряженной сети вертикальных и горизонтальных общин, которые их связывают и в то же самое время поддерживают. [482]
Однако Сенгор предупреждает, что этот факт не следует оценивать как обесценивание африканцами индивидуальности: требования собственной автономии необходимо им для подтверждения себя как существующих.[483] Эта аксиома коммуналистского самосознания и эпистемологическое прочтение Сенгора этого способа самоутверждения остается его принципиальными находками. Он рассматривал негро-африканское, как стоящее перед Другим: Бог, человек, животное, дерево или камень, естественное или социальное явление. В отличие от традиционного европейца, африканский негр не протягивает линию между собой и объектом; он держит его на расстоянии, и при этом он просто не смотрит на него и рассуждает. Более точно, видя его на расстоянии, рассмотрев объект без того, чтобы его анализировать, он берет осторожно это яркое явление в руки, чтобы не убить или объективировать его. Он касается его, чувствует, обоняет …, таким образом, африканский негр симпатизирует ему, отказывается от своей индивидуальности, чтобы стать идентифицированным с другим.[484]
Сенгор фактически поддерживал точку зрения, что «способы знания» или «формы мысли являются различным и связаны с психо-физиологией каждой расы» и гением их языков.[485] Это проявление традиционно принимало форму социальных мер взаимной заботы и поддержки, которая гарантировала для индивидуума разумное процветание. Ключевая особенность этой системы была объединенность индивидуума и собственности клана (главным образом земли и изделий труда), что, по мнению Сенгора, сделало африканское общество «коллективистским» или «социалистическим». По Сенгору, задача, стоящая перед современной Африканской политической мыслью, была применить этот древний социализм в современных социальных и политических учреждениях. В любом случае он нашел в этом объяснение для обширной национализации, хотя его предписания и их выполнение были только отдаленно аналогичны социализму, обычно понимаемому.
С философской точки зрения наиболее интересные вопросы возникают в связи с теорией «форм мысли» Сенгора. Он полагал, что европеец непоследовательно использует аналитические рассуждения, а африканское рассуждение интуитивно,[486] и даже считал познавательные категории физиологически укорененными. В ответ на протесты со стороны некоторых африканских интеллектуалов Сенгор призвал к интеграции познавательных методов. Его философско-идеологические рекомендации поразительно часто были связаны с марксизмом. Он был увлечен интеллектуальной мощью Маркса и диалектическим методом, которые, как он полагал, были в гармонии с африканским мышлением. Хотя, с другой стороны, детерминизм он расценивал как нежелательный и несовместимый с традиционным Африканским мировоззрением.[487]
Эти отклонения от марксистского материализма, атеизма и детерминизма были своеобразными метками, отличающими философию африканского социализма от разнообразных марксистских теорий. Однако эти метки различия были не всегда применимы. Например, философия Кваме Нкрума (Гана), главного архитектора побед Африки в ее анти-колониальной борьбе ХХ столетия, была контрастирующей, по крайней мере, в двух отношениях. Сначала, не будучи атеистом, он обратился к нему. Также первоначально он признавал необходимость классовой борьбы в Африке, а позже изменил свое мнение. Оценка Сенгором Маркса скорее была теоретической, чем идеологической, при этом он верил, что негритюд несовместим с религией. Нкрума, с другой стороны, сочетал абстрактную философию с политической практикой, называя себя марксистским социалистом и несектантским христианином. [488] Он полагал что, «человек оценивается в Африке прежде всего как духовная сущность».[489]С достижением независимости, Нкрума почувствовал, что есть потребность ясно сформулировать философию, которая могла бы согласовывать конкурирующие части: африканскую традиционную культуру, исламские и евро-христианские влияния. Синтез марксистской философии с некоторым христианскими и африканскими традиционными концепциями и коммунализмом стал философией коншиенсизма.
В концепциях Джулиуса Ньерере отсутствует метафизика, но их отличает высоко философский подход к социалистической идеологии, основанный на анализе традиционного коммунализма его общества и современного требования равенства выгод – дистрибутивного распределения. Кроме того, социалистическое общество, по представлению Ньерере, должно быть одухотворено духом кооперативности в противоположность западной персональной конкурентоспособности.[490]
Социальные и политические теории с существенными философскими компонентами представлены и другими Африканскими политическими лидерами, типа Секу Туре (Гвинея), Obafemi Awolowo (Нигерия), Felix Houphouet-Boigny (Берег Слоновой Кости - Кот-д'Ивуара), Кеннет Каунда (Замбия) и Амилкар Кабрал (Гвинея – Биссау). Все они, кроме Houphouet-Boigny, защищали разные теории социализма, но ни один не превзошел концептуальную ясность Ньерере. Особо стоит отметить книгу Каунды по теме насилия (1980), в которой он демонстрирует свой переход от поклонника Гандианского отказа от насилия к стороннику вооруженной борьбы в Южной Африке. Вопрос о моральной законности насилия в освободительных борьбе Африки был причиной серьезных обсуждений (Mazrui (1978), Wiredu (1986), Serequeberhan (1991)).[491]
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.157 (0.013 с.) |