Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что же мы можем отметить нового в теории западного марксизма.
В первую очередь западный марксизм большей частью сосредоточился на анализе надстройки, на тех элементах, которые больше всего отдалены от экономического базиса. В фокусе – культура и искусство. Лукач отдал предпочтение литературоведению (авторы, которых он анализировал - от Гёте и Скотта до Манна и Солженицына). Кульминацией явился его объемистый труд «Эстетика»(1963) (издан на русском языке как «Своеобразие эстетического» Т.1-4, 1986). Адорно написал десяток книг по музыке и музыкальной культуре ХХ столетия (Вагнер, Малер). Беньямин - то же самое, также исследование Бодлера, Брехта. Гольдманн (Скрытый Бог) анализ произведений Расина и янсенизма и пишет о Мальро. Лефевр – Вклад в Эстетику. Вольпе - Критика вкуса. Маркузе рассматривает эстетику как центральную категорию свободного общества (Эссе об освобождении). Сартр – Что такое литература? Пишет о Жане, Малларме, Тинторетто и 10 лет о Флобере. Альтюссер – статьи о живописи, театре (Брехт, Кремонини). Эстетика как мост соединяла философию с реальным миром, и оказалась в сфере постоянного внимания западных марксистов. Работы богатые и генерировали новые темы. «Моральный галилеизм» Делла Вольпе, соединяющий марксизм и научный метод, был направлен на создание «марксистской логики», как универсальной науки, которая была бы не труднообъяснимым поверхностным соединением диалектики и классической формальной логики, предложенным Энгельсом, ни теорией отражения, которую Вольпе отрицает за гносеологическую некритичность, как Брехт отвергал ее из-за эстетической некритичности. Он стремился распространить метод естественных наук на общественные науки, представляя их как науки об историко-естественном эксперименте общественного человека, т.е. определить науку конденсацией развития производительных сил. Марксизм представал в качестве критической науки о современном обществе.
Грамши предложил понятие «гегемония». Воспринял его от Плеханова и Аксельрод, но вложил в него новый смысл - описывал огромную силу и сложную организацию буржуазного классового правления в Зап. Европе, что воспрепятствовало повторению Октября в Европе. Система власти на гегемонии основана, контролирующим механизмом служит школа, церковь, пресса, партии и ассоциации. Грамши пытался найти объяснение причин возникновения западного марксизма на основе анализа европейской истории.
Исключительный масштаб и скорость распространения марксизма в Италии после освобождения, включая рост не только ИКП, но и ИСП, а также распространение марксизма в широких кругах интеллигенции, не имели аналогов ни в одной другой стране Европы. Однако стоит заметить, что еще А.Лабриола (1843-1904) заявил, что марксизм не позитивизм и не натурализм, о чем свидетельствуют его «В память манифеста коммунистов»(1896) и «Об историческом материализме» (1897), но у позитивизма он заимствует научный метод, и не принимает материалистическое понимание истории. Материю он принимает за «знак», метафизическое воспоминание», выражение «последнего гипотетического субстрата натуралистического опыта». Культура и природа пересекаются и взаимодействуют, но не совпадают. Освободить человека можно лишь в том случае, если ему вернуть роль субъекта (творца) истории. Исторический материализм он толкует как философию практики. Человек в истории действует, совершенствуя себя, формирует условия обитания, средства производства и обстоятельства опыта. Марксова доктрина не может претендовать на полномасштабную интерпретацию мира, а является путеводной нитью и методом.
Представленная в «Тюремных тетрадях» оригинальная версия А. Грамши (1891-1937), интересна своей конкретностью и попыткой вписать марксизм в итальянскую традицию. Знакомый с трудами Ленина, работавший с Тольятти, он считал диалектический процесс механистическим повторением того, что антитезис должен сохраниться в тезисе. Он выдвигает свою версию историцизма как «обмирщения и безусловно реального заземления мысли, очищенной от спекулятивного духа и сведенной к истории, историчности и ли спекулятивному гуманизму. Философия практики окончательно порывает с теологией и остатками трансценденции. Трактовать базис спекулятивно как своего рода «потаенного бога». Базис (как структура) историчен, это отношения реально работающих людей. Для понимания истории не нужны идеалистические спекулятивные схемы, вульгарно-материалистические упрощения в позитивистском духе, ибо историю не разместить в клетке философских и научных схем. Революционная организованная воля сметает теоретическую необходимость и регулярность. Подлинная диалектика позволяет понять историческую необходимость и реальность. Октябрьская революция, по Грамши, была, по сути, революцией против «Капитала», т.е. произошла вопреки прогнозам. Следовательно, факты выше идеологии, а значит, марксизм – не спекулятивная доктрина, а практика и революционное сознание. Вопрос в том, чтобы диалектически соединить теорию и практику, чтобы обеспечить прорыв к власти силы, способность сотворить новый тип цивилизации.
В теории гегемонии Грамши показывает, что класс становится направляющим тогда, когда он концентрирует в себе энергию и насущные потребности общества как целого в рамках органической системы социальных союзов, связанных общей идеологией и культурой. Общества без гегемонии не бывает. Борьба между двумя классами за господство – борьба двух гегемоний. Кризис гегемонии неминуем (в этом суть революции) и наступает при падении командного тонуса. Кризис (потеря естественным образом консенсуса и контроля над обществом) выявляет пустоты в структурах власти, создаваемые одним из непокорных классов. Развивается новый руководящий класс, заявляющий на свои права гегемонии. Различие между господством и гегемонией ведет Грамши к уяснению разницы между обществом политическим (в форме государства, власти как силы, конституирующаяся в виде юридического аппарата принуждения) и обществом гражданским (взаимосвязи отношений, кристаллизирующихся во множестве институтов: партий, церкви, печати, школы). Посредством этих институтов претендующий на гегемонию класс реализует свои верования, ценности и идеалы, создавая некое морально-интеллектуальное единство социальных групп, свой образ культуры, свою шкалу ценностей и укоренить их в массовой национальной культуре как детерминант социальных перемен. Так в связке теория-практика выделяется слой интеллектуалов (социальный слой с функцией организаторов), конструирующих модель социалистического общества. Интеллектуал как агент партии становится «органическим дирижером партии». Партия, как «Новый Государь», «очаг веры» и хранитель доктрины становится «органически интеллектуальной», воплощает в себе «коллективно революционную якобинскую волю». Государь в сознании становится божеством, а социализм – религией, истина – в партии, т.е. партия как церковь. Революция – это «позиционная война». Здесь происходит концептуальное смещение внутри классической марксистской схемы. История обнаруживает себя в развертывании антагонистических начал, гегемоний, религий или культурных моделей, а не в развитии производительных сил. Надстройки играет роль базиса, идеология первична, другие институты –вторичны. Философия должна изменять мир.
Однако Грамши превратился в официальную идеологическую икону партии. Основателем новой школы стал Гальвано Делла Вольпе, – вступил в партию в 1944 и по 1960 гг. пишет много важных работ. В его школе Колетти, Росси, Черрони и др. Они говорят о необходимости анализа итальянского общества в «чистых» категориях развитого капитализма при соответствующих «передовых» политических целях рабочего класса в этом обществе. Это противоречило ортодоксии ИКП, которая подчеркивала исторически отсталый, и неустойчивый характер итальянского общества.
Между Востоком и Западом:
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.006 с.) |