Этапы формирования гражданского общества в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы формирования гражданского общества в России



 

Для выяснения политико-культурных возможностей формирования гражданского общества в России следует рассмотреть: 1) историческое становление концептуальной структуры доктрины «гражданского общества», отраженной в работах  Aristotle, Гегеля и Маркса, как главных представителей трех эпох политической истории Запада; 2) выделить общие черты понятия «гражданское общество» у этих трех мыслителей и на их основе построить единую модель гражданского общества; 3) на базе модели гражданского общества проанализировать попытки применения понятия «гражданское общество» в политической истории и современной политике России.

Другими словами, первый этап сосредоточен на анализе доктринальной истории гражданского общества (базовых концепций гражданского общества), где рабочей гипотезой является утверждение о том, что гражданин является не только объектом политического воздействия, но и целью развития политической системы и ее активным субъектом. В рамках этой гипотезы работают методологические ключи, направленные на выработку универсальных структурных критериев организации гражданского общества и принципов его функционирования. Ясно, что без историко-философского экскурса трудно переместить в эмпирическую область исследования гражданского общества и реконструировать ее историческую и современную феноменологию. В этом аспекте возможно установить и описать основные черты проявления гражданского общества в его истории и современности, а также выйти на новый уровень разработки технологий институционализации гражданского общества. На втором этапе следует анализировать структуры гражданского общества с позиции деятельностного подхода с применением четырех типов независимых переменных: ценности, нормы, коллективы и роли. Как известно, высоко абстрактные ценностные образцы гражданского общества вовсе не всегда узаконивают и отождествляют одни и те же нормы для одних и тех же коллективов при одних и тех же обстоятельствах. Вся история становления гражданского общества, как феномена и как концепции подтверждает это. Чтобы достичь стабильной институционализации, коллективы и роли в них должны «руководствоваться» конкретными ценностями и нормами, а сами ценности и нормы институционализируются постольку, поскольку они воплощаются в жизнь конкретными коллективами.

В рамках этого подхода на третьем этапе исследований следует рассмотреть предпосылки институционализации гражданского общества в России, где основной упор делается на анализ общественно-политической литературы, затрагивающей проблемы гражданского общества. В принципе мы не сможем проанализировать весь спектр исторических и политических реалий России, а ограничимся лишь теоретическими изысканиями. Российскому обществу необходима своя переработанная и адаптированная концепция, которая дала бы толчок к формированию гражданского общества. Сутью исследований должен быть междисциплинарный, деятельностный, функциональный подходы, принципы историзма, объективности, преемственности и противоречивости. База для этих исследований такова:

1. Исследование исторического формирования феномена и концепции «гражданского общества» показывает, что его признаками являются: а) активность членов общества – «граждан» – в процессе принятия политических решений (Аристотель); б) наличие контролирующего института (государства) для регулирования сферы реализации частных интересов (Гегель); в) существование единой социально-экономической структуры, объединяющей разные социальные слои общества (Маркс).

2. Понятие «гражданского общества» содержательно раскрывается в следующих аспектах: обыденно-традиционном, моральном, политико-правовом, социально-экономическом – каковые и составляют основные моменты «модели гражданского общества».

3. Из этой «модели» вытекает следующая система признаков «гражданского общества», характерная для любой исторической эпохи:

· Гражданская свобода, защищенная правами и ограниченная обязанностями;

· Равенство в правах и обязанностях перед законом, данная симметрия достигается горизонтальными связями и кооперацией между гражданами;

· Общественный договор, подчинение которому считается обязательным для заключивших его сторон и даже именует законом гражданского общества;

· Власть законная в той мере, в какой соблюдаются юридически закрепленные права граждан в обмен на их добровольное подчинение ее полномочиям;

· Демократический принцип правления, как условие обеспечения гражданских прав индивидов, важнейшим моментом которых является право на участие в управлении государством;

· Принцип неотъемлемости естественных прав, важнейшим из которых представляется право частной собственности, как экономическая и правовая категория, обеспечивающая реализацию всеобщего интереса в условиях индивидуальной заинтересованности граждан.

 

4. Поскольку попытка использования концепции и понятия «гражданского общества» в истории России всегда были половинчатыми в силу отставания российской политической истории от западной, а трактовка этой концепции и понятия в российской политико-правовой науке и культуре всегда зависела от правящего режима, то развитие гражданского общества в России требует глубоких и всесторонних социально-культурных изменений (во всех четырех моментах «модели гражданского общества»), способствующих формированию новых гражданских традиций, нового политико-правового сознания и культуры на основе единых представлений о возможностях, правах, обязанностях и справедливости для всех членов общества, а также активной работы нескольких поколений в этом направлении.

 

Отметим, что поспешные, неосмотрительные воплощения достижений западной цивилизации на российской почве в немалой степени превратились в их противоположность – крушение экономического уклада политической системы, нравственных ориентиров, падение уровня жизни, разгул преступности и наркомании. По всей видимости, продуктивной является идея о том, что пора отказаться от линии: к Западу через Восток. Наш путь – не сочленение крайностей, не олеографическое воспроизведение западных образцов с эффектом восточного ореола, не насаждение недоцивилизованной патриархальности. Наш путь - собственная линия прогрессивного вхождения, путь совмещения общецивилизационных начал (социальные варианты, гуманитарные константы) с национальной почвой.

 

Гражданское общество как национальная идея вряд ли вызовет пафос народа России из-за своей политологическо-философской сложности восприятия и непрописанности основных параметров. По всей видимости для народа необходимы ясные ориентиры. Таковым весьма вероятно может выступить социальное государство, в котором человек рассматривается как цель развития общества, как критерий социально-экономического успеха нации, хотя социальная политика оказалась подорвана поспешными либеральными реформами. За годы этих реформ произошло разрушение ранее действующего механизма государственного воздействия на социальную политику с высокой степенью социальной защищенности общества, были перейдены все пороговые показатели экономической и социальной безопасности, когда человек осознал деградацию и криминализацию общества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.95.244 (0.006 с.)