Последствия и результаты конфликта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Последствия и результаты конфликта



Нередко конфликт воспринимается его участниками и наблюдателями как исключительно разрушительное явление, однако мы оцениваем такой подход как ограниченный. Если вы направите усилия на предотвращение всех возможных расхождений, партии Алой и Белой роз вскоре с удивлением обнаружат, что они испытывают острую потребность в информации о предпочтениях и точке зрения «противника». Проблема заключается не в конфликте самом по себе, а в его последствиях и результатах (продуктивных или непродуктивных). Мы предлагаем относиться к конфликтам как к неизбежности и направлять усилия сторон к поиску конструктивных решений. Позитивные результаты конфликтов состоят в том, что они побуждают участников к анализу различных путей движения к цели и выбору наикратчайшего, к проявлению конструктивных подходов и апробации новых идей, идентификации и устранению проблем. Как для сотворения вина необходим процесс ферментации, так и конфликты способствуют более глубокому пониманию сущности противоречий. И более того, разрешение конфликта предполагает повышенное доверие к полученным результатам у непосредственных участников их достижения.

Негативные эффекты конфликтов связаны с их длительностью, повышенной интенсивностью, нарушением кооперации и групповой работы на межличностном уровне. На индивидуальном уровне может возникнуть ощущение личного поражения, снижается самооценка, возрастает уровень индивидуального стресса (см. гл. 16), что обусловливает снижение мотивации некоторых работников. Менеджмент должен осознавать возможность межличностных и внутригрупповых конфликтов, предвидеть их результаты и предлагать стратегии для их решения.

МОДЕЛЬ КОНФЛИКТА

Источники возникновения, направления и скорость развития конфликтов многообразны. Противоречия могут длительное время находиться под «пеплом», как тлеющие угольки в догорающем костре, но стоит только подбросить в него новую охапку поленьев и подождать пару минут, вновь вспыхивает яркое пламя. А иногда конфликт подобен внезапному извержению вулкана. И как пламя, которое только что ласково обогревало нас, при порыве ветра опаляет, так и конфликт может быть как конструктивным, так и деструктивным. Менеджер обязан четко осознавать, когда ему необходимо стимулировать конфликт, а когда приходит время положить ему конец.

Процесс разрешения конфликта представлен на рис. 12.1. Рассмотренные нами источники противоречий предопределяют конструктивный или деструктивный характер конфликта. В том случае, когда противоречия воспринимаются как деструктивные, менеджер применяет стратегию направленную на предотвращение разрастания конфликта, минимизацию его негативных последствий или локализацию. Затем стороны оценивают результаты конфликта (выигрыш или проигрыш).

РЕЗУЛЬТАТЫ КОНФЛИКТА. В зависимости от подходов, которых придерживаются вовлеченные в конфликт стороны, принято выделять четыре основных его результата (см. рис. 12.2) 4. Первый квадрант («проигрыш—проигрыш»), отражает ситуацию, когда развитие конфликта приводит к ухудшению, в сравнении с первоначальным, положения участвующих в нем сторон. Предельный случай — увольнение по решению администрации сотрудника, являющегося разработчиком и единственным хранителем секретов наиболее успешного продукта организации. Второй квадрант («проигрыш—выигрыш») описывает ситуацию, в которой индивид А терпит поражение, а индивид Б одерживает победу. В третьем квадранте «выигрыш—проигрыш» имеет место обратная ситуация — поражение Б и победа А. Четвертый квадрант — результат конфликта «выигрыш—выигрыш», когда обе его стороны обнаруживают, что они находятся в лучшем положении, чем были до начала столкновений. Данный результат является наиболее предпочтительным для менеджмента организации; на его достижение необходимо ориентироваться в текущих отношениях с поставщиками, покупателями и работниками. Возможно, вы оцените данный тезис как не имеющий отношения к реальной практике, но в некоторых ситуациях такого рода ориентация — единственная разумная перспектива ОП.

СТРЕМЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ. Результаты конфликта определяются стремлениями и стратегиями его субъектов. Например: в том случае, если уступка в конкретном вопросе будет означать для Джейсона получение определенных преимуществ в других сферах, он осознанно будет стремиться к результату «проигрыш—выигрыш» в конфликте с Ребеккой. В другом предельном случае Марсия стремится только к результату «выигрыш—проигрыш» в конфликте с Джессикой, так как она придерживается концепции «неделимого целого» (игры с нулевой суммой).

СТРАТЕГИИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА. Стратегии разрешения конфликта во многом определяются стремлениями его сторон. Выбор и реализация стратегии оказывает существенное влияние на результаты конфликта (действительный выигрыш или проигрыш). Простейшие стратегии предполагают акцент на контрастирующих подходах (либо кооперация, либо противоборство), но принятая типология предполагает наличие по крайней мере четырех различных вариантов действий (и одной комбинированной, или компромиссной стратегии), каждый из которых имеет предсказуемый исход 5:

Уход — физический или ментальный уход от конфликта, определяемый тем, что каждая из сторон мало заинтересована в его результатах; данная ситуация нередко завершается взаимным проигрышем.

Смягчение — попытка изменить свои требования в соответствии с интересами другой стороны, обычно в ущерб себе, что детерминирует результат «проигрыш—выигрыш».

Силовой подход — ставка на агрессивное давление без учета интересов оппонента. Наиболее вероятен результат «выигрыш—проигрыш».

Компромисс — поиск золотой середины или желание отказаться от ряда требований в обмен на определенные уступки другой стороны. Результаты неочевидны.

Конфронтация — анализ основных причин конфликта, совместный поиск взаимоприемлемого решения. Известна также как решение проблемы или интеграция. Результаты — «выигрыш—выигрыш».

Рис. 12.2. Матрица результатов конфликта

 

Для достижения предполагаемой цели («выигрыш» или «проигрыш») эффективной может быть любая стратегия, но для управления конфликтными процессами целесообразно использование ухода или смягчения, так как они позволяют осуществлять контроль над ними, минимизируя негативные последствия (при том что «угольки» конфликта сохраняются). Аналогичная ситуация складывается в тех случаях, когда достигнутый сторонами компромисс является плодом стремления принять хоть какое-то решение. Кроме того, компромисс позволяет минимизировать издержки конфликта. Использование силового подхода позволяет быстро достичь краткосрочных целей, однако его приверженцы рискуют надолго испортить отношения с оппонентами.

Найти действительно устраивающее все стороны решение позволяет только стратегия конфронтации, предполагающая обращение к основным различиям в позициях сторон и их устранение в процессе созидательного решения проблемы (см. табл. 12.1).

Таблица 12.1. Руководство по использованию конфронтационной стратегии разрешения конфликтов

1. Достижение согласия об общей для сторон цели — разрешении конфликта.

2. Принятие субъектами конфликта обязательств о проявлении гибкости в процессе поиска решения.

3. Совместный анализ участниками конфликта своих сильных и слабых сторон.

4. Признание необходимости взаимного «сохранения лица».

5. Исключение возможностей сокрытия значимой информации.

6. Контроль за эмоциями, избегание беспредметных дискуссий и ответов «да, но».

7. Попытайтесь встать на позиции противной стороны, вникните в ее потребности.

8. Не стесняйтесь задавать вопросы в случаях, когда вам необходима дополнительная информация, постарайтесь быть понятым оппонентом.

9. Убедитесь в том, что все стороны заинтересованы в достижении конкретных результатов.

10. По разрешении конфликта поддерживайте взаимоотношения с его участниками.

Разнообразие предпочтений

Не известен ли кому-либо «философский камень» разрешения конфликтов? Насколько значительны отличия в подходах к конфликтам различных социальных групп или культур? Исследователи конфликтов отмечают, что:

♦ мужчины являются приверженцами силового подхода, в то время как женщины

♦ предпочитают иные стратегии; менеджеры (а большинство из них мужчины) «выбирают» силовой подход, тогда ♦ как их подчиненные — уход, смягчение или компромиссы; американские менеджеры относятся к оппонентам как к конкурентам, японские — отдают предпочтение кооперации.

Кроме того, выделяют следующие тенденции в поведении участников конфликтов. Каждая сторона стремится копировать стиль оппонентов (например, на силу отвечают силой, на приглашение к компромиссу следует согласие). Поведенческие стили выбираются в зависимости от сорта «яблок раздора» (например, оценка результатов деятельности предполагает конфронтацию, а расхождения, вызванные привычками и манерами индивидов, — компромиссы). Очевидно, что стратегия разрешения конфликта в значительной мере определяется ситуационными факторами (групповые характеристики, такие как пол).

 

Очевидно, что использовавшие ее стороны оценят недавний конфликт как продуктивный, ибо достигнутое решение выгодно всем участникам. Кроме того, субъекты конфликта воспринимают процесс поиска решения как взаимоподдерживающий, способствующий сближению позиций сторон. Проведенные исследования свидетельствуют, что участники конфликтов оценивают конфронтационный подход как наиболее приемлемый, позволяющий сторонам не только «сохранить лицо», но открыть новые положительные черты оппонентов 6.

Предложенный нами перечень возможных стратегий ни в коем случае не следует рассматривать как закрытый список. Иногда для разрешения конфликта достаточно элементарных воздействий (перепланировка рабочих площадей, вывод из состава комитета одного из его членов). Другой вариант — введение третьей стороны (консультанта, посредника, другого незаинтересованного лица), не имеющей личной заинтересованности или пристрастий, что облегчает поиск рациональных решений. Конструктивная позиция менеджмента предполагает содействие конфликтующим сторонам в движении к объединяющей их цели, такой как увеличение доходов или повышение степени удовлетворения потребителей.

АССЕРТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Конфронтационная стратегия разрешения конфликтов требует специфических личных качеств участвующих в них субъектов. Столкнувшись с необходимостью ведения переговоров, кто-то ощущает превосходство другой стороны, некую зависимость, недостаток необходимых навыков, что приводит к попытке подавления чувств менеджера (как часть стратегии уходов) или вспышке немотивированного, с точки зрения окружающих, гнева. Ни одна из этих реакций не является продуктивной.

Конструктивной альтернативой является ассертивное поведение. Ассертивность — это процесс выражения чувств, предложений о легитимных изменениях и установлении обратной связи 7. Ассертивный индивид не испытывает неловкости, когда он советует другому человеку отказаться от наступательного стиля ведения переговоров, и не чувствует неудобства, отказывая кому-то в безосновательной просьбе. Обучение ассертивному поведению предполагает ознакомление и освоение эффективных образцов поведения в вызывающих тревогу индивида ситуациях.

Ассертивные индивиды отличаются прямотой, честностью и экспрессивностью, уверены в себе, имеют высокую самооценку и стремятся завоевать уважение других людей. По контрасту агрессивный индивид способен унизить оппонента, а неассер-тивный вызывает у окружающих жалость. И тот и другой образцы поведения уступают в эффективности движения к цели ассертивному.

Ассертивное поведение включает в себя пять стадий (см. табл. 12.2). Реализуя стратегию конфронтации, ассертивный индивид стремится объективно описать причины конфликта, адекватно выразить свои эмоции, уделяя особое значение позиции другой стороны. Затем он предлагает возможные варианты разрешения проблемы, указывая как позитивные, так и негативные их последствия. В некоторых ситуациях число стадий может быть уменьшено, но так или иначе необходимо описать текущее положение и предложить варианты его изменения. Целесообразность использования остальных шагов зависит от важности проблемы и взаимоотношений участников конфликта.

 

Таблица 12.2. Стадии ассертивного поведения

Стадия Пример
1. Описание поведения 2. Выражение ваших чувств 3. Сопереживание 4. Предложение альтернативного решения 5. Информация о последствиях «В том случае, если вы поступите…» «Я чувствую…» «Я понимаю, почему вы…» «Я посоветовал бы рассмотреть другой вариант…» «Если вы сделаете (не сделаете) именно так, я …»

 

Карин, руководитель одного из отделов компаний, недовольна поведением своего секретаря (Марии), которая в последнее время взяла за правило опоздания от нескольких минут до получаса. Менеджер не испытывает особого желания идти на конфликт, но она опасается, что в противном случае «поблажки лицам, особо приближенным» вызовут недовольство других подчиненных. В соответствии с принципами ассертивности Карин начинает разговор: «Мария, на протяжении двух последних недель вы приходили на работу вовремя один или два раза. В нашем офисе это недопустимо, рабочий день начинается в 8 часов утра. Возможно, у вас имеются уважительные причины, но прошу вас больше не допускать опозданий. В противном случае мне придется объявить вам выговор с занесением в личное дело. Кроме того, я поставлю вопрос о вашей премии. Согласны ли вы изменить свое отношение?»

Ассертивное поведение наиболее эффективно в тех случаях, когда осуществляются как устные, так и письменные коммуникации. Личный контакт с глазу на глаз означает искренность и веру в себя участвующих в нем индивидов (во многих культурах). Большое значение имеют жесты и мимика, голос и его модуляции. Возможно, наиболее убедительной выглядит спонтанная и экспрессивная реакция: «Тони, хотя бы в виде исключения, ты когда-нибудь сдашь отчет в установленные сроки!?»

ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Вне зависимости от форм (ассертивные или неассертивные) взаимодействий людей мы имеем дело с социальными трансакциями, когда один индивид отвечает другому. Изучение такого рода социальных обменов индивидов — предмет разработанного в 1950-е гг. психотерапевтом Эриком Берном трансакционного анализа (ТА). Его применение в отношении к повседневным взаимодействиям индивидов и отношениям в процессе труда подробно описывается в научной и популярной литературе 8. Задача ТА заключается в исследовании человеческих отношений и предложении действий, способствующих их укреплению.

 

Эго - состояния

Согласно Э. Берну, при взаимодействии двух индивидов каждая из сторон занимает одну из психологических позиций, определяемых как эго-состояния. Принято выделять три эго-состояния индивида — Родитель, Взрослый и Ребенок.

Эго-состояние Родитель предполагает, что индивид контролирует ситуацию, выступает как защитник, патрон, воспитатель, критик, проводник определенной политики и приверженец стандартов, подбадривающий собеседника: «Ты знаешь правила, Алекс. Остается только следовать им».

Эго-состояние Взрослый проявляется в рациональном, расчетливом, не допускающем лишних эмоций поведении. Индивид стремится внести улучшения, обрабатывает полученные данные, оценивает перспективные возможности, принимает участие в обсуждении проблем.

Эго-состояние Ребенок характеризуется спонтанностью, зависимостью, креативностью или вспыльчивостью, когда индивид стремится к немедленному признанию своих заслуг и вознаграждению. Его легко идентифицировать по эмоциональным реакциям (когда работник возмущенно заявляет своему начальнику: «Вы всегда только критикуете мой действия!»).

Необходимо отметить три основных момента эго-состояний. Во-первых, во время переговоров поведение индивида нередко представляет собой комплекс реакций Родителя, Взрослого и Ребенка. Во-вторых, каждое из эго-состояний имеет как положительные, так и отрицательные черты (добавляя нечто либо негативно воздействуя на чувство удовлетворения контрагента). В-третьих, мы определяем эго-состояние индивида, ориентируясь не только на слова и их смысл, но и на интонации, позу, жесты и выражение лица собеседника. Эго-состояния более четко проявляются в общении один на один.

ТИПОЛОГИЯ ТРАНСАКЦИЙ

Трансакции (обмен словами, действиями, письменными сообщениями) могут быть комплементарными или некомплементарными. Комплементарными являются трансакции, осуществляемые в открытом обмене взаимодополняющих эго-состояний отправителя и получателя. Если попытаться изобразить данный процесс графически, такие трансакции будут представлены параллельными линиями (см. рис. 12.3). Рассмотрим диалог начальника и подчиненного, когда первый в роли Родителя обращается ко второму как к Ребенку. Ответы же подчиненного-Ребенка направляются руководителю-Родителю. Представьте себе такой диалог:

Начальник: «Жанна, прекратите перебирать бумаги. Пятнадцать минут назад я попросил вас сходить в буфет и принести мне кофе».

Секретарь: «У меня срочное задание, но раз вы настаиваете… Вы ведь мой босс».

Инициирование начальником обмена Родитель к Ребенку стимулирует реакцию работника как Ребенка к Родителю. К сожалению, классические взаимоотношения начальник — подчиненный предполагают именно эти эго-состояния, особенно в тех случаях, когда менеджер отдает команды или оценивает деятельность работника. Доминирование в поведении руководителя данного стереотипа трансакций приводит к снижению эффективности межличностных и групповых отношений.

 

Начальник             Работник                  Начальник             Работник

С = Стимулы    О = Ответная реакция

Рис. 12.3. Комплементарный и перекрестный обмен в трансакционном анализе

 

Некомплементарные, или пересекающиеся, трансакции изображаются пересекающимися линиями стимула и ответной реакции (см. рис. 12.3). Так, начальник может обращаться к работнику как Взрослый к Взрослому, однако ответная реакция осуществляется по образцу Ребенок к Родителю. Например, менеджер спрашивает: «Джордж, как ты думаешь, стоит ли нам обрабатывать последнюю заявку?» В ответ он получает чисто детскую реакцию с соответствующим комментарием: «Это не моя проблема. За решения здесь платят только вам». Перекрестные трансакции могут заблокировать процесс обмена, что предопределяет неудовлетворительный результат коммуникаций и конфликт.

В общем, наиболее эффективные в процессе труда формы обмена — это трансакции типа Взрослый к Взрослому, так как участвующие в них индивиды ведут себя как разумные существа, а значит, вероятность эмоционального конфликта между ними уменьшается. Достаточно продуктивны и комплементарные трансакции, но некоторые из них (к примеру, отношения менеджер — работник по типу Родитель к Ребенку) ограничивают возможности роста «младшего».

ТЕОРИЯ ЖИЗНЕННЫХ ПОЗИЦИЙ

Поведение каждого индивида есть форма выражения его жизненной позиции. В раннем детстве у нас формируется доминантный способ общения с другими людьми, и стремление к сохранению «господствующих высот» остается с человеком в течение всей его жизни, до тех пор, пока опыт трансакций не заставит изменить жизненную позицию. Таким образом, у каждого из нас есть доминирующая, но не единственная жизненная позиция.

Сущность жизненной позиции формулируется как взаимодействие двух точек зрения (см. рис. 12.4) относительно того, как индивид оценивает сам себя и как он относится к окружающим людям. Все возможные комбинации положительного (хорошо) или отрицательного (плохо) ответов определяют основные жизненные позиции:

 

Рис. 12.4. Основные жизненные позиции индивидов

♦ Мне плохо — вам хорошо.

♦ Мне плохо — вам плохо.

♦ Мне хорошо — вам плохо.

♦ Мне хорошо — вам хорошо.

 

Наиболее желаемой позицией является та из них, которая в наибольшей степени приближается к трансакции Взрослый к Взрослому, т. е. «мне хорошо — вам хорошо», так как в данном случае индивид демонстрирует позитивное отношение к самому себе и уважительное — к окружающим. Такая позиция способствует формированию конструктивных взаимосвязей, продуктивным конфликтам и удовлетворяющим обе стороны конфронтациям. Остальные жизненные позиции менее эффективны. Вне зависимости от собственной жизненной позиции каждому менеджеру необходимо помнить о достоинствах позиции «мне хорошо — вам хорошо», так как возможное обращение к ней благоприятствует улучшению межличностных трансакций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.032 с.)