Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конфликт и методы его регулированияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Одним из важных показателей социально-психологического климата в коллективе являются конфликтные ситуации. Конфликтность или социально-психологическая напряженность в коллективе негативно отражается на всех сторонах его жизнедеятельности. Исследования показывают, что время послеконфликтных эмоциональных переживаний, расстройств, разлаженности человеческих отношений, нарушение делового контакта, как правило, во много раз способно предвосходить время самого конфликта. Руководителю, преподавателю для успешного регулирования конфликтной ситуации, возникшей в коллективе, нужно хорошо представлять сущность этого социального явления. Социальный конфликт — это особое состояние человеческих взаимоотношений, вызванное дефицитом тех или иных значимых ресурсов и проявляющихся в остром психическом напряжении и действиях противоборства. Это краткое определение сущности конфликта следует дополнить характеристикой некоторых особенностей этого сложного социального явления: • природа конфликта двойственна: реальный дефицит тех или иных ресурсов, не только материальных, но и статусных, властных и т.п., который лежит в его основе, часто дополняется виртуальным его образом в головах участников; причем первое часто расходится со вторым, нередко самым решительным образом. Подобного рода расхождение описывается в целом ряде классических литературных произведений, таких, как «Евгений Онегин», «Маскарад», «Отелло», «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и т.д.; • конфликт является универсальным событием общественной и личной жизни, он представляют собой столь же нормальное ее проявление, как и консенсус, согласие. Конфликта нет, как справедливо заметил один из современных исследователей этого социального явления, только... на кладбище. Другой иронично замечает: «если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте есть ли у вас пульс». Конфликты привносят в жизнь вкус и аромат, без них она была бы крайне скучна; • виды конфликтов чрезвычайно разнообразны: от детских ссор и до мировых войн. Причем каждый из конфликтов уникален. Известна фраза, которой Л.Н. Толстой начинает свой роман Анна Каренина: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, все несчастные — несчастливы по-своему». Существует целая наука — конфликтология, объектом которой как раз и являются конфликты во всем их многообразии, исследующая их причины, формы, динамику, а также пути их предупреждения и регулирования. Главным содержанием современной науки о конфликте является выявление того всеобщего, что характеризует возникновение, развитие и завершение конфликтов, а главная ее цель состоит в предупреждении разрушительных последствий конфликтных ситуаций. В рамках этой науки разработаны рекомендации для руководителей, преподавателей по предупреждению и регулированию конфликтов в производственных и учебных коллективах. Эти рекомендации носят универсальный характер и состоят в следующем: • четкое планирование социального развития коллектива, определение его перспективных, долговременных целей, которые могут быть рассчитаны на 10—15 лет. Они должны быть нацелены на всестороннее развитие производства и самого производителя, включать обучение работника и обеспечение постоянного повышения качества продукции и предоставляемых услуг. Именно способность руководителя, воспитателя к долговременному, стратегическому планированию признается сегодня наиболее ценным его качеством, от наличия которого в первую очередь зависит и стабильность группы, и ее способность противостоять разрушительным конфликтам; • постоянное информирование воспитанников, работников о ходе выполнения поставленных задач, текущих итогах деятельности коллектива. • разработка для каждого члена группы четких должностных инструкций, правил внутреннего распорядка, исключающих путаницу, неразбериху, проявления безответственности, порождающих конфликтные ситуации; • разработка системы материального и морального стимулирования труда, учебы; определение четких норм выработки и тарифов оплаты с учетом известного принципа: «делается только то, что вознаграждается». Вместе с тем существуют и некоторые формы поведения, которые ни при каких условиях не должен допускать эффективный руководитель, воспитатель. Эти формы поведения иногда именуются «негативными методами руководства». Именно эти методы часто служат источниками конфликтных ситуаций. К числу таких методов относятся, например, следующие: проявление к другому своей личной неприязни, антипатии; мелочные придирки, не связанные с существом дела; попытки запугать собеседника, угрозы; подчеркивание разницы в социальном статусе между собой и партнером; проявление неискренности, лицемерия и т.п. Сюда же относятся не только вербальные, но и невербальные средства общения, например пренебрежительные жесты в адрес партнера. Использование этих и им подобных приемов может привести к возникновению конфликта или к его усилению даже в условиях, когда его разрешение казалось уже совсем близким. Но в любом коллективе успех деятельности по предотвращению конфликтов зависит не только от выполнения своих обязанностей руководителем, воспитателем, но и от исполнения всеми членами коллектива возложенных на них обязанностей по работе или учебе. Цена эффективной работы по предупреждению и регулированию конфликтов в каждом коллективе может быть очень высока. Результаты управления конфликтом могут быть: 1) позитивные, или конструктивные; 2) негативные, или деструктивные. Позитивный, или конструктивный, результат успешно разрешенного конфликта выражается в следующих изменениях в жизни коллектива: • разрядка эмоциональной напряженности; • глубокое взаимопонимание сторон, их сближение, обеспечение информационно-связующего результата; • рост производительности труда, качества учебы, стимуляция социальных изменений, прогресса; • вскрытие имеющихся противоречий и определение путей их преодоления; • усиление взаимного доверия, терпимости членов данной, группы, их сплоченности. По мнению основоположника американской конфликтологии Л. Козера (р. 1913), именно эти позитивные результаты конфликтов являются источником всех социальных изменений. Однако конфликты могут приобретать и характер конфронтации, вражды между людьми, служить источником разрушения социальных связей, т.е. иметь и негативные последствия. Эти негативные последствия конфликтов состоят в следующем: • усиление чувства неудовлетворенности, подавленности, депрессии, снижение активности, падение производительности труда, качества учебы, усиление текучести кадров; • усиление дистанцирования, отчуждения между конфликтующими сторонами, снижение степени сотрудничества; • утверждение в сознании людей «комплекса врага», т.е. представления о другой стороне конфликта как о враге; • сохранение возможности дальнейшей эскалации конфликта. Сопоставления двух полярных по своему характеру типов завершения конфликтной ситуации в коллективе еще раз показывает высокую цену эффективного управления конфликтом, а также особое психологическое и педагогическое значение его своевременного предупреждения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.74 (0.01 с.) |