Основные направления в психологии ХХ века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления в психологии ХХ века



В начале XX в. в психологии возникает кризисная ситуация: не дал заметных результатов метод интроспекции; не удалось уточнить специ­фику психической реальности, решить проблему связи психических яв­лений с физиологическими, обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы. Попытки преодоления этого кризиса привели к формированию нескольких влиятельных школ (направлений) в психологической науке.

Бихевиоризм

Основоположником данного направления является американский уче­ный Джон Уотсон (1878—1958). Психология как наука должна заниматься не сознанием, душевными явлениями, которые недоступны научному наблюдению, а поведением. Уотсон считает, что основная задача бихеви­оризма (от англ. behaviour — «поведение») заключается в накоплении наблюдений над поведением с таким расчетом, чтобы можно было предска­зать, какая будет реакция человека на соответствующую ситу­ацию (стимул). Поведение является или результатом научения — инди­видуально приобретенного путем слепых проб и ошибок, или заученного репертуара навыков. Эдвард Толмен, Кларк Халл и Бересс Скиннер — последователи Уотсона, — пришли к выводу, что все-таки связи между стимулами и поведенческими реакциями не являются прямыми. Они опосредованы «промежуточными переменными» — знаниями, контролирующим ме­ханизмом и др. Однако трактуются эти механизмы по аналогии со счет­но-решающим устройством ЭВМ, т. е непсихологически. Тем не менее, идеи бихевиоризма оказали благотворное влияние на лингвистику, ант­ропологию, социологию, стали одним из истоков кибернетики, внесли вклад в разработку проблемы научения.

Гештальтпсихология

Возникла в Германии благодаря усилиям Т. Вертгеймера, В. Келера и К. Левина, выдвинувших программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов). Гештальтпсихология выступила против ассоциативной психологии Б. Вундта и Э. Титченера, тракто­вавшей сложные психические феномены в качестве выстроенных из простых по законам ассоциации. Понятие о гештальте (от нем. «фор­ма») зародилось при изучении сенсорных образований, когда обнару­жилась «первичность» их структуры по отношению к входящим в эти образования компонентам (ощущениям). Например, хотя мелодия при ее исполнении в различных тональностях и вызывает различные ощу­щения, она узнается как одна и та же. Аналогично трактуется и мыш­ление: оно состоит в усмотрении, осознании структурных требований элементов проблемной ситуации, и в действиях, которые соответству­ют этим требованиям (В. Келер). Построение сложного психического образа происходит в инсайте — особом психическом акте мгновенного схватывания отношений (структуры) в воспринимаемом поле. Свои по­ложения гештальтпсихология противопоставила также бихевиориз­му, который объяснял поведение организма в проблемной ситуации перебором «слепых» двигательных проб, лишь случайно приводящих к успеху. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психи­ческим явлениям.

Глубинная психология

В 1896 г. возникло направление в психологической теории и практике, положившее начало тому, что сейчас называют глубинной психологи­ей. У ее истоков стоял австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд (1856—1939). Начав свои исследования как физиолог и врач-невропа­толог, Фрейд пришел к выводу, что физиологический подход к психи­ке недостаточен, и предложил свою систему анализа душевной жизни человека, названную им психоанализом. С топической (структурной) точки зрения психика содержит, по Фрейду, три образования: «Я», «Сверх-Я» и «Оно». Две последние системы локализованы в слое пер­вичного психического процесса — в бессознательном. «Оно» — это мес­то сосредоточения двух групп влечений: а) влечения к жизни, или эро­са, куда входят сексуальные влечения и влечение к самосохранению «Я», б) влечение к смерти, к разрушению — танатоса. «Оно» составля­ет движущую силу поведения, источник психической энергии, мощное мотивационное начало. «Я» — это вторичный, поверхностный слой душевного аппарата, именуемый обычно сознанием. «Я» воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма. Его основ­ная функция — соизмерять вышеназванные влечения с требованиями враждебной индивидууму социальной сферы в интересах его самосо­хранения. Систему требований «Я» к «Оно» составляет «Сверх-Я» — внутренний «надзиратель», «критик», источник нравственного самоограничения личности. Данный слой психики формируется большей частью бессознательно в процессе воспитания (прежде всего в семье) и проявляется в виде совести.

В динамическом плане названные уровни личности характери­зуются конфликтом между сознательным и бессознательным. Бессоз­нательные влечения, по словам Фрейда, «по природе своей достойны осуждения», подавляются энергией «Сверх-Я», что создает невыноси­мое для человека напряжение. Последнее может быть частично снято с помощью бессознательных защитных механизмов — вытеснения, ра­ционализации, сублимации и регрессии. Задача психоаналитика, как психотерапевта, усматривается Фрейдом в том, чтобы выявить по­средством анализа свободно всплывающих ассоциаций и сновидений пациента травмирующие его переживания, а затем помочь ему осо­знать их и, значит, освободиться от них.

3. Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др. Однако, уже его ближайшие ученики пришли к выводу, что не сек­суальные влечения, по преимуществу, чувство неполноценности и не­обходимость компенсировать этот дефект (А. Адлер), либо коллектив­ное бессознательное (архетипы), вобравшее в себя общечеловеческий опыт (К. Юнг), определяют психическое развитие личности. А.Адлер, основатель так называемой «индивидуальной психологии», отмечал отсутствие жесткой границы и антагонизмов между сознанием и бес­сознательным. К.Юнг в своем учении, названном им же аналитической психологией, «смотрел на человека в свете того, что есть в нем здорового и крепкого, нежели с точки зрения его пороков».

Связать природу бессознательного ядра психики человека с со­циальными условиями его жизни пытались К. Хорни, Г. Салливен и Э. Фромм — реформаторы психоанализа Фрейда (неофрейдисты). Человеком движут не только биологически предопределенные бес­сознательные побуждения, но и приобретенные стремления к безопас­ности и самореализации (Хорни), образы себя и других, сложившиеся в раннем детстве (Салливен), влияния социоэкономической структуры общества (Фромм).

Когнитивная психология

Ее представители У. Найссер, А. Пайвио и др. отводят в поведении субъ­екта решающую роль знаниям (от лат. cognito — знание). Для них цент­ральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов в про­цессах запоминания и мышления. Эта психология возникла под опре­деленным влиянием теоретико-информационного подхода. Основное понятие когнитивной психологии — «схема». Она представляет собой имеющийся в голове человека план сбора и программу переработки ин­формации об объектах и событиях. Восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как устройство организма генотипом.

В итоге когнитивной психологией были выявлены важнейшие свойства, присущие познавательной деятельности: избирательность, определяемость средой, неполнота познавательных схем и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.005 с.)