Основные исторические этапы развития педагогики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные исторические этапы развития педагогики



Обучение и воспитание родились вместе с человеческим обще­ством. Они были необходимы для того, чтобы накопленный опыт — социальный, производственный, духовный — не был утерян но­выми поколениями людей. Обучение и воспитание, таким обра­зом, были изначально одной из ведущих функций социума. Без этой деятельности человеческое общество перестало бы существо­вать и развиваться. Осуществляли воспитание и обучение, как пра­вило, пожилые люди или наиболее опытные взрослые, но перво­начально эта деятельность не являлась самостоятельным процес­сом, а проводилась параллельно с другими занятиями. Первое упоминание о школе обнаружено в древнеегипетс­ких источниках за 2,5 тысячи лет до н.э. В них говорилось о том, что жрецы обучали детей царских сановников началам арифмети­ки и геометрии. С усложнением накопленных людьми знаний и приобретением полезного опыта, который необходимо было сохранять с целью дальнейше­го приумножения, данная деятельность постепенно стала выде­ляться в самостоятельную.

Свое название педагогика получила от функции, которую в Древней Греции исполняли рабы, специально приставленные к молодым людям из аристократических семей. Этим рабам родители поруча­ли присмотр за своими детьми, когда те шли в школу или из нее, а также при прогулках. Этих рабов называли детоводителями (греч. "пейда" — ребенок, "гогос" — вести). Позже данный термин закре­пился за всеми, кто был связан с обучением и воспитанием подра­стающего поколения, а затем стал обозначать и собственно науку.

Считается, что впервые педагогика выделилась в самостоятель­ную отрасль знания в начале XVII в., когда английский философ и естествоиспытатель Френсис Бэкон опубликовал свой трактат "О дос­тоинстве и увеличении наук". В нем он предпринял попытку клас­сифицировать все науки и выделил педагогику, которую понимал как "руководство чтением".

Однако отпочкование от философии не означало создания новой науки. Таковой она стала считаться только после выхода трудов выдающегося чешского мыслителя-гуманиста, педагога и писателя Яна Амоса Коменского, и, прежде всего его основополагающей работы, которая до сих пор имеет непре­ходящее значение, — "Великой дидактики". Именно в этой книге были разработаны основные вопросы теории и практики учебной работы с детьми.

Я.А.Коменский впервые обосновал идею всеобщего обучения, создал систему связанных ступеней обучения. Эта система включала в себя материнскую школу (до 6-летнего возраста); элементарную школу (от 6 до 12 лет); гимназию (от 12 до 18 лет) и академию (от 18 до 24 лет). В своей практике он внедрил классно-урочную систе­му и теоретически обосновал ее. Им разработаны основные принци­пы дидактики: сознательность, наглядность, постепенность, пос­ледовательность, прочность и посильность. Я.А.Коменский обо­сновал главные требования к учебнику, а также сформулировал основные требования к учителю.

Дальнейшее развитие педагогика получила в трудах многих мыслителей. Назовем сначала наиболее крупных зарубежных уче­ных, внесших свой вклад в развитие этой отрасли знания. Швейцарский ученый И.Г.Песталоцци (1746—1827) выдвинул идею раз­вивающего обучения. Немецкий педагог-демократ А.Дистервег (1790—1866), будучи последователем идей Песталоцци, опубликовал ряд трудов по педагогике, издал учебники по математике, естествознанию, немецкому языку и др.

Из зарубежных педагогов новейшего времени в нашей стране хорошо известен польский писатель, врач Я.Корчак (настоящее, имя которого Г.Гольдшмит; 1878—1942). Его книга "Как любить детей", проникнутая высоким гуманизмом, неоднократно издавалась у нас в стране и за рубежом. Автор остался верен своим воззрениям в годы оккупации Польши фашистской Германией, боролся за жизнь детей в Варшавском гетто и вместе с 200 своими воспитанниками погиб в концлагере, переступив порог крематория.

Большой популярностью в нашем столетии пользуются взгляды известного американского педагога, ученого и детского врача Б.Спока. Его педагогические взгляды в 70-е гг. вызвали во всем мире волну дискуссий. Их суть сводилась к частному педагогическому вопросу: что ставить на первое место — строгость или добро­ту? В зависимости от ответа на него педагоги в ходе обсуждений идей Б.Спока разделились на две категории: а) признающих пре­имущественно гуманистические методы воспитания и б) считаю­щих главным в воспитании авторитарное воздействие. Широкую известность получили книги Б.Спока "Ребенок и уход за ним", "Разговор с матерью". В них популярно раскрываются не только медицинские аспекты воспитания здорового ребенка, но и содержатсяоригинальные педагогические идеи.

В России педагогические знания также имеют давнюю традицию. При археологических раскопках древнего Новгорода обнару­жено большое количество берестяных грамот с азбукой и началами математики, что неопровержимо доказывает существование школ. Причем многие источники свидетельствуют, что грамота была доступна не только именитым, но и рядовым гражданам.

Огромный вклад в отечественную педагогику внесли К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов и Л.Н.Толстой.

Мы можем гордиться рядом всемирно известных мыслителей-педагогов. Основоположником научной педагогики в России при­знан К.Д.Ушинский (1824—1870). Все его труды по философии, психологии, педагогике, физиологии, а также его литературные произведения служили задачам создания школы, которая разви­вала бы душевные и духовные силы человека, реализовывала бы его высшее предназначение. Он по праву считается создателем на­родной школы в России. Великий педагог создал несколько учеб­ников, среди которых можно назвать "Родное слово" и "Детский мир", по которым училось не одно поколение россиян.

Главный фундаментальный труд К.Д.Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» содер­жит обоснование содержательно-эвристического понимания пе­дагогики. Педагогика, по его мнению, — не отрасль знания, а практическая деятельность, которая нуждается в научном обо­сновании, поэтому и все науки, изучающие человека, должны иметь педагогический статус. Идея Ушинского о разработке ин­тегральной науки, в основе которой лежит педагогическая дея­тельность, названная им педагогической антропологией, является актуальной в наши дни и находит свое практическое применение.

Среди более поздней плеяды педагогов наиболее известны С.Т.Шацкий (1878-1934), П.П.Блонский (1884-1941), А.С.Ма­каренко (1888-1939), В.А.Сухомлинский (1918-1970). Труды оте­чественных педагогов, в которых разработаны проблемы воспита­ния детских и юношеских коллективов, получили мировое при­знание.

В настоящее время многие педагоги-новаторы разрабатывают новые подходы к воспитанию и обучению. Так, в последние годы получила распространение педагогика сотрудничества в практике и книгах Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Шаталова, Е.Н.Ильина и др. Более разнообразной становится система образовательных учреждений. Некоторые школы преобразованы в гимназии, открыты частные школы, лицеи, многие учителя преподают по своим авторским учебным программам. Много изменений происходит и в вузах: внедряются новые интеллектуалоемкие педагогические техноло­гии (в частности, компьютерные), кейс-методики, интенсивное "погружение" в темы.

Известный советский педагог П.П.Блонский считал, что са­мым важным вопросом педагогики является вопрос о том, что же такое воспитание. Под предметом педагогики долгое время подра­зумевали воспитание и обучение молодого поколения, его подго­товку к будущей жизни. Это значительно упрощало задачи педаго­гики, превращало ее в свод правил и приемов воспитательной деятельности. При этом вопрос о том, что же лежит в их основе, оставался без ответа. Именно поэтому ученые-педагоги занялись изучением закономерных связей, которые существуют между раз­витием личности и воспитанием. Кроме того, все возрастающий динамизм жизни, при котором темпы социального прогресса опе­режают темпы смены поколений, породил необходимость непре­рывного образования, потребовал обучения и воспитания не только подрастающего поколения, но и других возрастных групп, а также заострил задачу воспитания саморазвивающейся личности с аутодидактическими навыками.

Именно поэтому ныне предметом педагогики, по общему признанию ученых, считается воспитание и обучение человека на всех возрастных этапах его развития (как особая функция общества).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.005 с.)