Предмет психологической науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет психологической науки



Чтоже в настоящее время включается в систему знаний, которые составляют предмет психологии и исследуются ею? Это, конечно же, психика человека: ощущения и восприятие, внимание и память, воображение и мышление, общение и поведение, сознание и речь, способности, свойства и качества личности и многое другое, что будет рассмотрено нами позже.

Таким образом, одним из фундаментальных научных понятий психологии является психика. Всякий животный организм, в том числе человеческий, не может существовать без внешней среды. Она необходима для поддержания его жизни. Связь организма с внешней средой осуществляется с помощью нервной системы. Основным механизмом нервной деятельности живых существ является рефлекс как ответная реакция организма на раздражение внешней или внутренней среды. Как установил И.М.Сеченов, психические процессы (ощущения, мысли, чувства и т.д.) составляют неотъемлемую часть рефлексов головного мозга. Психика является субъективным (т.е. внутренним, в виде психических процессов), сложным и многообразным отражением объективного мира.

Итак, психика — это внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира. Психика присуща не только человеку, она имеется и у животных. Значит, психологию не следует понимать только как науку о человеке, в ней всегда учитывается общность психики животных и человека.

Психика проявляется у человека в следующих блоках психи­ческих явлений.

Первый блок — психические процессы — это элементарные пси­хические явления, длящиеся от доли секунды до десятков минут и более. Психическое существует как живой, предельно пластич­ный, непрерывный, никогда изначально полностью незаданный, а потому формирующийся и развивающийся процесс, который порождает те или иные продукты или результаты (например, по­нятия, чувства, образы, мыслительные операции и т.п.). Психи­ческие процессы всегда включены в более сложные виды психи­ческой деятельности.

Психические процессы, будучи продуктом взаимодействия ин­дивида с внешней средой, сами являются активными причинны­ми факторами (детерминантой) поведения. На человека влияет социальная среда (процессы, происходящие в ней на макро- и микроуровне), поэтому его сознание имеет свою системную и смыс­ловую организацию. Различные проявления психики образуют бес­сознательную сферу. Эта сфера также является предметом психоло­гии, помогающим выявить характер соответствия действительных мотивов, установок и ориентации личности (рис. 1).

Второй блок представляет собой психические состояния, кото­рые более продолжительны по сравнению с психическими про­цессами (могут продолжаться в течение нескольких часов, дней или даже недель) и более сложны по структуре и образованию. К ним относятся, например, состояние бодрости или подавленнос­ти, работоспособности или усталости, раздражительности, рас­сеянности, хорошего или плохого настроения.

Третий блок — это психические свойства личности. Они прису­щи человеку если не на протяжении всей жизни, то, по крайней мере, достаточно длительного ее периода: темперамент, харак­тер, способности и стойкие особенности психических процессов у индивида.

Некоторые психологи выделяют и четвертый блок психичес­ких явлений человека — психические образования, т.е. то, что ста­новится результатом работы психики человека, его развитие и саморазвитие. Это — приобретенные знания, умения, навыки, при­вычки и т.п.

Психические процессы, состояния, свойства, а также поведе­ние человека выделяются только для целей изучения, в действи­тельности же все они выступают как единое целое и взаимно пе­реходят друг в друга. Так, например, состояние, которое часто проявляется, может стать склонностью, привычкой или даже чер­той характера. Состояния бодрости и активности обостряют вни­мание и ощущения, а подавленности и пассивности ведут к рас­сеянности, поверхностному восприятию и даже вызывают преж­девременную усталость.

Изучая психику и поведение человека, ученые ищут их объяс­нение, с одной стороны, в биологической организации, в уст­ройстве и функционировании организма, а с другой — во внеш­ней социальной среде. Предметом исследований психологов в пер­вом случае становится развитие психики в зависимости от при­родных законов работы человеческого организма; во втором слу­чае исследуется зависимость психики и поведения человека от его места в обществе, той социальной роли, которую он выполняет, вида его деятельности, разнообразных отношений с окружающи­ми его людьми. Таким образом, кроме индивидуального поведе­ния, психологи изучают межличностные отношения людей.

Категории психологии отражают психическую реальность в ее самобытных характеристиках и являются основанием, своеобраз­ным стержнем всей современной психологии. Последняя ныне выступает в виде огромного древа с многочисленными ответвлениями: социальной, возрастной, дифференциальной психологи­ей, зоопсихологией, исторической, инженерной, медицинской, юридической, политической, педагогической, авиационной и космической психологией, психологией труда, спорта, науки и многого другого.

Следовательно, предметом психологии, под которым понима­ется система понятий, объясняющих закономерности психики как формы психического отражения действительности, являются соб­ственно психические процессы, а также психические свойства и состояния личности. Это общий предмет для всех психологичес­ких наук и их отраслей, хотя в каждом из них он уточняется.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.004 с.)