Психика и особенности строения головного мозга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психика и особенности строения головного мозга



Мозг человека как главный отражатель объективного мира, как живое зеркало является сложнейшим органом, прошедшим дли­тельный путь эволюции. Начиная от простейшей физиологической раздражимости, свойственной растительному миру, через способность реагировать на внешние воздействия из-за необходи­мости в чем-либо, в мозгу с помощью биохимической и генети­ческой памяти закреплялись многочисленные связи. При эволю­ции человека эти связи обусловили специфическое психическое отражение, в результате которого головной мозг вначале получил свойство субъективного переживания, а затем и субъективного познания внешних воздействий. По оценке ученых, самыми ран­ними переживаниями были негативные переживания организма, сигнализирующие о признаках возможной гибели организма, и позитивные, когда шли сигналы об устранении опасности. Так возникла такая форма отражения, которая называется эмоциями. Эмоция — это уже не только физиологическое отражение (оно в ней непременно имеется), но это уже переживание, т.е. субъек­тивное явление.

В дальнейшем развитии с усложнением данного специфического отражения в мозгу у человека появляется спо­собность отражать мир в виде простейших образов, которые могли сигнализировать о жизненно важных явлениях внешнего мира. Так, по мнению ученых, и возникли ощущения как "субъективный образ объективного мира". Позже у человека наряду с непосред­ственным отражением появляется опосредованное отражение с помощью понятий, выражаемых словами, появляется и опериро­вание этими понятиями, т.е. мышление. Таким образом, эволюция привела к возникновению чисто человеческой формы отражения объективного мира — человеческого восприятия, чувств, памяти и воли.

Ученые давно стремятся к разгадке мозга — этого удивитель­ного феномена природы. В нашей стране существует Институт мозга, который был создан В.М.Бехтеревым. В США 90-е гг. объяв­лены десятилетием мозга. Однако деятельность головного мозга еще недостаточно изучена.

Выдающийся отечественный нейропсихолог А.Р.Лурия выделил 3 наиболее крупный отдела мозга, которые он назвал блоками, существенно отличающимися друг от друга по своим основным функциям в организации целостного поведения.

Первый блок включает в себя участки, наиболее тесно связанные с древними отделами, обеспечивающими активацию мозга. При его повреждениях, человек проявляет повышенную психическую утомляемость, быстро впадает в сон, внимание колеблется, нарушается организованный ход мыслей, эмоциональная сфера отличается чрезмерными перепадами.

Второй блок включает в себя кору больших полушарий в теменных, височных и затылочных отделах. Повреждение этих отделов проявляется в нарушениях ощущений и восприятия: в теменных отделах - кожной и кинестетической чувствительности, в затылочных отделах – зрения, в височных долях – слуха.

Третья обширная зона коры располагается кпереди от центральной извилины. При ее поражении нарушается способность к организации деятельности, речь и понятийное мышление.

Таким образом, выявленные специфические функции отделов мозга соответствуют основным компонентам психической деятельности – активации (мотива), образа и действия.

Существуют функциональные различия между полушариями головного мозга. В левом полушарии осуществляется создание логически непротиворечивой картины мира, связанной с использованием знаков (слов), анализа, последовательных операций, происходит процесс категоризации и обобщения. В правом полушарии происходит формирование и опознание высокоиндивидуализированных образов предметов, явлений и ситуаций. Совместная их работа дает всестороннюю, логически упорядоченную и целостную картину мира.

Сознание и подсознание

Человек — существо сознательное, в этом усматривается фундаментальная характеристи­ка способа бытия, жизни человека. Свою собственную жизнь, свое "я" человек способен отделить от окружающей его среды, выде­лить свой внутренний мир, представить свою субъективность как предмет осмысления, как предмет практического преобразования. Этим человек и отличается от животного. Итак, сознание собира­ет и интегрирует многообразные явления человеческой реальнос­ти в подлинно целостный способ бытия. Именно сознание делает человека Человеком.

Однако само признание многочисленными науками значения сознания для человека еще не привело к сколько-нибудь устояв­шейся теории этого феномена. Его изучают многие науки — фи­лософия, антропология, нейрофизиология, социология, психо­логия, физиология и др. Сознание является предметом присталь­ного внимания теологии абсолютно всех религий. Однако за от­дельными теоретическими подходами, методологическими схе­мами, разными методиками пока не проглядывается целостной научной характеристики сознания, хотя с психологической точ­ки зрения можно говорить о некоторых установленных его чертах.

Сознание индивида характеризуется активностью. Известна ре­активность организмов, т.е. такие их действия, которые обуслов­лены предшествующей ситуацией. Активность же обусловлена, прежде всего, спецификой внутреннего состояния субъекта в мо­мент действия, а также наличием цели и устойчивой деятельнос­тью по ее достижению.

Сознанию присуща интенциональность (лат. intentio — стрем­ление), т.е. направленность на какой-либо предмет. Сознание — это всегда сознание чего-либо.

Существенной характеристикой человеческого сознания явля­ется способность к рефлексии, самонаблюдению. Рефлексия (лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внут­ренних психических актов и состояний, осознание самого созна­ния. (Само сознание пытается ответить на вопрос: а что есть созна­ние?)

Сознание имеет мотивационно-ценностный характер. Оно всегда мотивированно, преследует какие-то жизненные ценности, что внут­ренне обусловлено потребностями организма или личности.

Сознание индивида всегда находится в динамике и предстает на разных уровнях ясности. Многие исследователи отмечают трудность в изучении сознания, которая в том и состоит, что сознание почти невозможно измерить известными в психологии методами (напри­мер, за определенный период). Попытки многих ученых найти со­знание в мозге человека оказались бесперспективными.

Однако мы должны вести речь не только о сознании отдельно­го индивида. Сознание изначально включено в качестве необхо­димого элемента в социальные структуры; более того, социальные системы функционируют и развиваются только в сознательной деятельности человека. Социальное бытие как бы отпечатано в сознании отдельного человека. Каждый человек не есть исходная причина и конечная точка своей жизни, своего сознания, своей смерти. Все эти человеческие феномены овладевают бытием каж­дого субъекта, превращаются в конкретный способ его индивиду­альной жизни.

Иногда считается, что сознание человека и самосознание, т.е. знание субъекта о мире и о своем месте в нем, тождественны, однако это не так. Практика сознания, собственно психологический анализ со­знания есть преодоление сознанием полной поглощенности теку­щими делами, текущим процессом жизни, занятие позиции над ней. Иначе говоря, практика сознания преобразует бытийное со­знание в рефлексию или в рефлексивное сознание.

Необходимым и первым этапом в становлении рефлексивного сознания является самосознание, или сознание "самости". Само­сознание как осознание себя, как сознание своей "самости" в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может принимать различные формы и проявляться как самопознание, самооценка, самоконтроль и самопринятие.

Самопознание — это нацеленность человека на познание своих физических (телесных), душевных, духовных возможностей и ка­честв, своего места среди других людей. Выделяют три аспекта осуществления само­познания. Во-первых, это анализ ре­зультатов собственной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотношений сдругими людьми на основе существующих норм. Во-вторых, это осознание отношения к себе других людей. И в-третьих, самопознание происходит в самонаблюдении своих состояний, переживаний, мыслей, в анализе мотивов поступков.

Самопознание выступает как основа самооценки. Самооценка включает в себя знание шкалы ценностей, по которой человек может оценить себя. Самооценка бывает адекватной (реальной, объективной) или неадекватной, которая, в свою очередь, может быть заниженной или завышенной.

Самопознание есть основа развития постоянного самоконтроля и саморегуляции человека. Самоконтроль проявляется в осознании и оценке субъектом собственных действий, психических состоя­ний, в регуляции их протекания. Самосознание связано с уровнем притязаний человека.

Американскому психологу У.Джеймсу принадлежит формула самоуважения, самооценки человека.

Самооценка = Успех (результат)/Уровень притязаний.

 

Л.Н.Толстой высказал мысль о том, что человек — это дробь, которая стремится к единице, но не достигает ее никогда. В числи­теле этой дроби лежит то, что человек представляет собой, а в знаменателе — то, что он о себе думает. И это представление че­ловека о себе, как пишет Л.Н.Толстой, часто лучше, чем он есть на самом деле.

Результатом самопознания человека является выработка им си­стемы представлений о самом себе или "образа я". Образ "я" оп­ределяет отношение индивида к самому себе, выступает основой построения взаимоотношений с другими людьми.

Если говорить о функционировании сознания, то целесооб­разнее, как считают многие исследователи, вести речь о состоя­ниях сознания. Ими могут быть наивное, рациональное, обыден­ное, мистическое, рефлексивное состояние сознания, а также его многие патологические состояния.

 

Впервые взаимоотношения сознательного и бессознательного детально исследовал известный австрийский ученый З.Фрейд (1856—1939). Он образно сравнивал бессознательную сферу с ло­шадью, а сознание — с всадником. Не всегда всадник правит ло­шадью, более того, чаще бывает, что лошадь совсем не слушается всадника. Человек получает многие сигналы от внешнего мира, но осознает только некоторые из них.

Исследования многих пси­хологов показали, что в зону ясного сознания в данный момент попадают те объекты, которые затрудняют регулирование отно­шений человека с внутренней или внешней средой. Их осознание и помогает человеку создать новый режим регулирования или новый способ решения задачи. Как только создается этот новый режим или способ, регуляция переходит в режим "автопилота", т.е. на подсознательный уровень. Эта непрерывная возможность переад­ресовки ряда задач на автоматическое управление обеспечивает че­ловеку возможность решать новые, все более творческие задачи. Та­ким образом, происходит гармоничное взаимодействие сознания и подсознания.

Большая часть процессов в нашем организме протекает неосознанно, однако они влияют на наше поведение. Фрейд пока­зал, что бессознательные побуждения лежат в основе многих очагов скрытого напряжения, из-за которых могут проявляться не только трудности адаптации, но даже заболевания.

Основная часть психических процессов, как уже было сказано, обычно не осознается человеком. Однако это не означает, что они не могут превратиться в осознанные, познаваемые. Метод психо­анализа З.Фрейда позволяет выявить бессознательное. В сфере бес­сознательного выделяют:

1) подсознательное — те представления, желания, действия, устремления, которые ушли в настоящее время из сознания, но могут появиться вновь;

2) собственно бессозна­тельное — такое психическое, которое ни при каких обстоятель­ствах не становится сознательным.

Более того, З.Фрейд считал, что само бессознательное — это не столько процессы, на которых не сосредоточивается внимание человека, сколько переживания, подавляемые сознанием; в этом случае сознание воздвигает мощ­ные барьеры против них.

Человек может войти в конфликт с социальными запретами, и в этом случае у него увеличивается внутренняя напряженность. В коре головного мозга возникают изолированные очаги возбуж­дения, что может повлечь их закрепление, сохранение и травми­рующее влияние на психику. Нормализовать состояние психики можно с помощью поиска очага (его воспоминания), вскрытия (перевода информации в словесную форму), переоценки (изме­нения системы установок, отношений), переживания в соответ­ствии с новой значимостью, ликвидации очага возбуждения.

Самосознание чаще неосознанно поддерживает и сохраняет уро­вень самоуважения личности, выполняя тем самым очень важную функцию. Реализация этой функции изучена психологами в блоке механизмов психологической защиты.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.015 с.)