Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность малой социальной группыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Небольшие группы занимают особое место в структуре любой организации, предприятия, учебного заведения, службы или отдела. Все они являются малыми социальными структурами и отличаются тем, что входящие в них люди действуют в режиме интенсивного группового общения, их деятельность носит совместный характер. Такого рода социальные общности и принято называть малыми, или первичными, социальными группами. Малая группа — это объединение людей для достижения деловых целей, которые в определенный, достаточно длительный промежуток времени действуют совместно, причем каждый сознает себя членом группы. Оптимальным считается состав группы в семь человек, хотя жестких количественных ее рамок не существует. Различают формальные и неформальные малые группы. Формальная малая группа обычно создается по инициативе сверху для выполнения определенных деловых, учебных задач. Ее отличительным признаком является четко определенный состав, общие задачи, четкое распределение ролей, однозначное установление статуса, прав и обязанностей членов группы. Неформальные группы, которые иногда называют подгруппами, возникают стихийно, по инициативе снизу на основании целей, прямо не совпадающих с целями организации, как результат общности интересов, симпатий, что проявляется во взаимопомощи, обмене информацией и т.д. Такие подгруппы могут носить деструктивный и даже криминальный характер. Они не имеют четкой, устойчивой структуры; распределение статусов и ролей складывается здесь в ходе развития внутригрупповых отношений. Эти неформальные группы могут выполнять ряд функций: • реализовыватъ некоторые групповые интересы: разрабатывать внеплановые изобретения, научные труды, получать дополнительные заработки, решать вопросы совместного досуга и т.п.; • сохранять общие культурные, национальные, религиозные ценности; • защищать от чрезмерного давления администрации, интенсификации труда, перегрузок в учебе, увольнений; • создавать настроение уверенности, психологического комфорта. Таким образом, неформальные группы могут выполнять как деструктивные, так и конструктивные роли, вступать в конфликт с целями организации, снижать общую эффективность работы формальной группы. Но при умелом руководстве они способны гуманизировать учебу, труд, приспособить деятельность производственной организации или учебного заведения к потребностям и желаниям человека, повысить эффективность учебы, трудовой деятельности. Для эффективной деятельности малой социальной группы необходимо сочетание в ней формальных и неформальных структур при сохранении ведущей роли первой из них. Именно гармоничное развитие обеих этих структур превращает малую социальную группу в новое качественное состояние — группу — коллектив. Основные признаки коллектива как формы малой социальной группы Коллектив (от лат. collectivus — собирательный, целостный, единый) — это малая группа, члены которой объединены тесными деловыми, межличностными, нравственными связями и которые совместными усилиями обеспечивают получение социально значимого результата своей деятельности. В отличие от других социальных общностей коллектив характеризуется следующими основными чертами: 1) устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности его существования в пространстве и во времени; 2) отчетливо выраженной однородностью состава, то есть наличием признаков, присущих коллективу; 3) относительно высокой степенью сплоченности на основе единства взглядов, установок, позиций членов коллектива; 4) структурированности — определенной степенью четкости и конкретностью распределения функций, прав и обязанностей, ответственностью между членами коллектива; 5) организованностью, то есть упорядоченностью, подчиненностью коллектива определенному порядку выполнения совместной коллективной жизнедеятельности; 6) открытостью —то есть готовностью к принятию новых членов. Подчеркивается, что в коллективе постоянно происходят сложные процессы идентификации, самооценки личности, ее обособление. Таким образом, коллектив может оказывать на своих членов двойственное влияние. Позитивное воздействие связано с тем, что потребность во взаимодействии с другими людьми, в общении — одна из главных в системе человеческих потребностей. Находясь вне коллектива, человек почти всегда чувствует себя дискомфортно, что называется не в своей тарелке, за исключением тех моментов, когда он удовлетворяет свои физиологические потребности: сон, еда и т.д. Психофизиологические исследования показывают, что, находясь на людях, человек наполовину легче переносит болевые ощущения, что и выражает известная пословица: «На миру и смерть красна»; установлено также, что при обучении в группе у людей в два-три раза возрастает концентрация внимания, существенно увеличивается производительность труда. Но коллектив может воздействовать на людей и негативно. На некоторых людей пребывание в коллективе действует подавляюще. Это относится прежде всего к людям определенного психического склада, например интровертам, людям, сосредоточенным на своих внутренних переживаниях, испытывающим трудности, повышенное напряжение, дискомфорт при общении с другими, особенно незнакомыми. Но независимо от типа нервной системы у всех людей при взаимодействии в коллективе усиливаются некоторые недостатки, остающиеся скрытыми в других условиях, например: эгоизм, робость, неуверенность в себе, авторитарные замашки, стремление командовать, некомпетентность, непрофессионализм и т.п. Эти противоречивые воздействия коллектива на личность заложены в самой сложной природе процесса взаимодействия коллектива и личности. Поэтому зрелый коллектив не возникает сам собой, он создается только в результате систематической, длительной, целенаправленной, упорной воспитательной работы по его сплочению, налаживанию отношений взаимопомощи и сотрудничества. Зрелый коллектив может быть только результатом деятельности, усилий каждого сотрудника, учащегося, но в первую очередь — преподавателя, руководителя.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.155.91 (0.007 с.) |