Сущность малой социальной группы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность малой социальной группы



Небольшие группы занимают особое место в структуре любой организации, предприятия, учебного заведения, службы или от­дела. Все они являются малыми социальными структурами и от­личаются тем, что входящие в них люди действуют в режиме интенсивного группового общения, их деятельность носит совмест­ный характер. Такого рода социальные общности и принято на­зывать малыми, или первичными, социальными группами.

Малая группаэто объединение людей для достижения дело­вых целей, которые в определенный, достаточно длительный про­межуток времени действуют совместно, причем каждый сознает себя членом группы.

Оптимальным считается состав группы в семь человек, хотя жестких количественных ее рамок не существует.

Различают формальные и неформальные малые группы.

Формальная малая группа обычно создается по инициативе сверху для выполнения определенных деловых, учебных задач. Ее отличительным признаком является четко определенный состав, общие задачи, четкое распределение ролей, однозначное установ­ление статуса, прав и обязанностей членов группы.

Неформальные группы, которые иногда называют подгруппами, возникают стихийно, по инициативе снизу на основании целей, прямо не совпадающих с целями организации, как результат общ­ности интересов, симпатий, что проявляется во взаимопомощи, обмене информацией и т.д. Такие подгруппы могут носить дест­руктивный и даже криминальный характер. Они не имеют четкой, устойчивой структуры; распределение статусов и ролей склады­вается здесь в ходе развития внутригрупповых отношений.

Эти неформальные группы могут выполнять ряд функций:

• реализовыватъ некоторые групповые интересы: разрабаты­вать внеплановые изобретения, научные труды, получать допол­нительные заработки, решать вопросы совместного досуга и т.п.;

• сохранять общие культурные, национальные, религиозные ценности;

• защищать от чрезмерного давления администрации, интен­сификации труда, перегрузок в учебе, увольнений;

• создавать настроение уверенности, психологического ком­форта.

Таким образом, неформальные группы могут выполнять как де­структивные, так и конструктивные роли, вступать в конфликт с целями организации, снижать общую эффективность работы фор­мальной группы. Но при умелом руководстве они способны гума­низировать учебу, труд, приспособить деятельность производствен­ной организации или учебного заведения к потребностям и желаниям человека, повысить эффективность учебы, трудовой деятельности.

Для эффективной деятельности малой социальной группы не­обходимо сочетание в ней формальных и неформальных структур при сохранении ведущей роли первой из них. Именно гармоничное развитие обеих этих структур превраща­ет малую социальную группу в новое качественное состояние — группуколлектив.

Основные признаки коллектива как формы малой социальной группы

Коллектив (от лат. collectivus — собирательный, целост­ный, единый) это малая группа, члены которой объединены тес­ными деловыми, межличностными, нравственными связями и ко­торые совместными усилиями обеспечивают получение социаль­но значимого результата своей деятельности.

В отличие от других социальных общностей коллектив характе­ризуется следующими основными чертами:

1) устойчивым взаимодействием, которое способствует прочно­сти и стабильности его существования в пространстве и во времени;

2) отчетливо выраженной однородностью состава, то есть наличием признаков, присущих коллективу;

3) относительно высокой степенью сплоченности на основе единства взглядов, установок, позиций членов коллектива;

4) структурированности — определенной степенью четко­сти и конкретностью распределения функций, прав и обязанностей, ответственностью между членами коллектива;

5) организованностью, то есть упорядоченностью, подчиненностью коллектива определенно­му порядку выполнения совместной коллективной жизнедеятельнос­ти;

6) открытостью —то есть готовностью к принятию новых членов.

Подчеркивается, что в коллективе постоянно происходят сложные процессы идентификации, самооценки личности, ее обо­собление. Таким образом, коллектив может оказывать на своих членов двойственное влияние.

Позитивное воздействие связано с тем, что потребность во вза­имодействии с другими людьми, в общении — одна из главных в системе человеческих потребностей. Находясь вне коллектива, человек почти всегда чувствует себя дискомфортно, что называется не в своей тарелке, за исключением тех моментов, когда он удовлетворяет свои физиологические потребности: сон, еда и т.д. Психофизиологические исследования показывают, что, находясь на людях, человек наполовину легче переносит болевые ощуще­ния, что и выражает известная пословица: «На миру и смерть крас­на»; установлено также, что при обучении в группе у людей в два-три раза возрастает концентрация внимания, существенно увели­чивается производительность труда.

Но коллектив может воздействовать на людей и негативно. На некоторых людей пребывание в коллективе действует подавляюще. Это относится прежде всего к людям определенного психическо­го склада, например интровертам, людям, сосредоточенным на своих внутренних переживаниях, испытывающим трудности, по­вышенное напряжение, дискомфорт при общении с другими, осо­бенно незнакомыми. Но независимо от типа нервной системы у всех людей при взаимодействии в коллективе усиливаются неко­торые недостатки, остающиеся скрытыми в других условиях, на­пример: эгоизм, робость, неуверенность в себе, авторитарные за­машки, стремление командовать, некомпетентность, непрофесси­онализм и т.п.

Эти противоречивые воздействия коллектива на личность за­ложены в самой сложной природе процесса взаимодействия кол­лектива и личности.

Поэтому зрелый коллектив не возникает сам собой, он созда­ется только в результате систематической, длительной, целена­правленной, упорной воспитательной работы по его сплочению, налаживанию отношений взаимопомощи и сотрудничества. Зре­лый коллектив может быть только результатом деятельности, уси­лий каждого сотрудника, учащегося, но в первую очередь — преподавателя, руководителя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.175.59.242 (0.005 с.)