Институт социальных и гуманитарных знаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт социальных и гуманитарных знаний



ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ

Елабужский филиал

О.В.Рузанова

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие

Печатается по решению Ученого Совета Елабужского филиала Института социальных и гуманитарных знаний (Протокол № 02-08/09 от 17.12.2008 г.)

 

 

Рецензенты:

З.А.Латипов, кандидат педагогических наук, доцент (ЕГПУ)

Пособие содержит краткое изложение основной части вопросов, рассматриваемых в курсе «Психология и педагогика», и предназначено для студентов непедагогических вузов и факультетов всех форм обучения, а также для широкого круга читателей.

Предисловие

Учебное пособие разработано для студентов экономических и юридических факультетов непедагогических вузов. Для этих студентов психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. Знания по психологии и педагогике помогут формированию целостного представления студента о личностных особенностях человека как факторе успешности овладения и осуществления им учебнойи профессиональной деятельностями, будут способствовать развитию умений учиться, культуры умственного труда, самообразования; позволят более эффективно принимать решения с опорой на знание психологической природы человека и общества.

Задачами учебного пособия являются:

- ознакомление с основными направлениями развития психологической и педагогической науки;

- овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы психического, проблемы личности, мышления, общения и деятельности, образования и саморазвития;

- приобретение опыта анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности;

- приобретение опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности;

- усвоение теоретических основ проектирования, организации и осуществления современного образовательного процесса, диагностики его хода и результатов;

- усвоение методов воспитательной работы с обучающимися, производственным персоналом;

- формирование навыков подготовки и проведения основных видов учебных занятий;

- ознакомление с методами развития профессионального мышления, технического творчества.

Усвоение содержания данного пособия целесообразно организовать с преобладанием форм и методов контекстного обучения, моделирующих предметно-технологическое и социальное содержание профессиональных, учебных и жизненных ситуаций: проблемных лекций, практических аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, анализа ситуационных задач, ролевой, деловой или оргдеятельностной игры и др.

CОДЕРЖАНИЕ

Раздел I Психология

Глава 1 ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

1.1. Исторические этапы развития психологии

1.2. Основные направления в психологии ХХ века

1.3. Предмет психологической науки

1.4. Научно-исследовательские методы психологии и педагогики

Глава 2 Психика и организм, сознание и подсознание. Психологическая защита

2.1. Психика и организм

2.2. Психика и особенности строения головного мозга

2.3. Сознание и подсознание

2.4. Механизмы психологической защиты

Глава 3 ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

3.1. Ощущение

3.2. Восприятие

3.3. Внимание

3.4. Память

3.5. Воображение

3.6. Мышление и речь

Глава 4 ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

4.1. Личность, человек, индивид, индивидуальность

4.2. Структура личности. Социализация личности

4.3. Темперамент

4.5. Характер. Акцентуации характера

4.6. Способности. Развитие способностей

Глава 5 Чувства и эмоции

5.1. Понятие о чувствах, эмоциях и их видах. Эмоциональные состояния

5.2. Функции эмоций и чувств, их значение в жизни человека

5.3. Развитие эмоциональной сферы личности и эмоциональная саморегуляция

Глава 6 Воля

6.1. Общее понятие о воле. Теории воли

6.2. Волевая регуляция человеческого поведения

6.3. Развитие воли у человека

Глава 7 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

7.1. Категория общения в психологии: содержание, структура и функции

7.2. Восприятие и понимание в процессе общения (перцептивная сторона общения)

7.3. Коммуникация в процессе общения (коммуникативная сторона общения)

7.4. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)

Глава 8 Психические состояния человека

8.1. Понятие и классификация психических состояний

8.2. Типичные положительные психические состояния человека

8.3. Отрицательные психические состояния и их предупреждение

 

Раздел II ПЕДАГОГИКА

Глава 9 ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ

9.1. Основные исторические этапы развития педагогики

9.2. Понятие, систематизация и задачи педагогической науки.

глава 10 Педагогика как теория обучения

10.1. Дидактика: понятие, основные функции

10.2. Принципы обучения

10.3. Методы обучения

Глава 11 Педагогика как теория воспитания

11.1. Общее представление о воспитании

11.2. Цели и содержание образования и воспитания

11.3. Средства и методы воспитания

Глава 12 ВОСПИТАНИЕ В КОЛЛЕКТИВЕ

12.1. Сущность малой социальной группы

12.2 Руководство коллективом и его стиль

12.3. Социально-психологический климат коллектива

12.4. Конфликт и методы его регулирования

Глава 13 Нравственно-психологический образ педагога

13.1. Понятие и взгляды на проблему нравственно-психологического образа педагога.

13.2. Основные признаки психолого-педагогической культуры педагога

Глава 14 Семейное воспитание и семейная педагогика

14.1. Характерные черты семейного воспитания, его проблемы

14.2. Условия и основные типы семейного воспитания

14.3. Взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе. Авторитет воспитателя

Глава 15 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ И ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ ЕГО КАЧЕСТВА

15.1. Образовательный менеджмент

15.2. Система образования в современной России

15.3. Проблема качества образования

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Раздел I ПСИХОЛОГИЯ

Бихевиоризм

Основоположником данного направления является американский уче­ный Джон Уотсон (1878—1958). Психология как наука должна заниматься не сознанием, душевными явлениями, которые недоступны научному наблюдению, а поведением. Уотсон считает, что основная задача бихеви­оризма (от англ. behaviour — «поведение») заключается в накоплении наблюдений над поведением с таким расчетом, чтобы можно было предска­зать, какая будет реакция человека на соответствующую ситу­ацию (стимул). Поведение является или результатом научения — инди­видуально приобретенного путем слепых проб и ошибок, или заученного репертуара навыков. Эдвард Толмен, Кларк Халл и Бересс Скиннер — последователи Уотсона, — пришли к выводу, что все-таки связи между стимулами и поведенческими реакциями не являются прямыми. Они опосредованы «промежуточными переменными» — знаниями, контролирующим ме­ханизмом и др. Однако трактуются эти механизмы по аналогии со счет­но-решающим устройством ЭВМ, т. е непсихологически. Тем не менее, идеи бихевиоризма оказали благотворное влияние на лингвистику, ант­ропологию, социологию, стали одним из истоков кибернетики, внесли вклад в разработку проблемы научения.

Гештальтпсихология

Возникла в Германии благодаря усилиям Т. Вертгеймера, В. Келера и К. Левина, выдвинувших программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов). Гештальтпсихология выступила против ассоциативной психологии Б. Вундта и Э. Титченера, тракто­вавшей сложные психические феномены в качестве выстроенных из простых по законам ассоциации. Понятие о гештальте (от нем. «фор­ма») зародилось при изучении сенсорных образований, когда обнару­жилась «первичность» их структуры по отношению к входящим в эти образования компонентам (ощущениям). Например, хотя мелодия при ее исполнении в различных тональностях и вызывает различные ощу­щения, она узнается как одна и та же. Аналогично трактуется и мыш­ление: оно состоит в усмотрении, осознании структурных требований элементов проблемной ситуации, и в действиях, которые соответству­ют этим требованиям (В. Келер). Построение сложного психического образа происходит в инсайте — особом психическом акте мгновенного схватывания отношений (структуры) в воспринимаемом поле. Свои по­ложения гештальтпсихология противопоставила также бихевиориз­му, который объяснял поведение организма в проблемной ситуации перебором «слепых» двигательных проб, лишь случайно приводящих к успеху. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психи­ческим явлениям.

Глубинная психология

В 1896 г. возникло направление в психологической теории и практике, положившее начало тому, что сейчас называют глубинной психологи­ей. У ее истоков стоял австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд (1856—1939). Начав свои исследования как физиолог и врач-невропа­толог, Фрейд пришел к выводу, что физиологический подход к психи­ке недостаточен, и предложил свою систему анализа душевной жизни человека, названную им психоанализом. С топической (структурной) точки зрения психика содержит, по Фрейду, три образования: «Я», «Сверх-Я» и «Оно». Две последние системы локализованы в слое пер­вичного психического процесса — в бессознательном. «Оно» — это мес­то сосредоточения двух групп влечений: а) влечения к жизни, или эро­са, куда входят сексуальные влечения и влечение к самосохранению «Я», б) влечение к смерти, к разрушению — танатоса. «Оно» составля­ет движущую силу поведения, источник психической энергии, мощное мотивационное начало. «Я» — это вторичный, поверхностный слой душевного аппарата, именуемый обычно сознанием. «Я» воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма. Его основ­ная функция — соизмерять вышеназванные влечения с требованиями враждебной индивидууму социальной сферы в интересах его самосо­хранения. Систему требований «Я» к «Оно» составляет «Сверх-Я» — внутренний «надзиратель», «критик», источник нравственного самоограничения личности. Данный слой психики формируется большей частью бессознательно в процессе воспитания (прежде всего в семье) и проявляется в виде совести.

В динамическом плане названные уровни личности характери­зуются конфликтом между сознательным и бессознательным. Бессоз­нательные влечения, по словам Фрейда, «по природе своей достойны осуждения», подавляются энергией «Сверх-Я», что создает невыноси­мое для человека напряжение. Последнее может быть частично снято с помощью бессознательных защитных механизмов — вытеснения, ра­ционализации, сублимации и регрессии. Задача психоаналитика, как психотерапевта, усматривается Фрейдом в том, чтобы выявить по­средством анализа свободно всплывающих ассоциаций и сновидений пациента травмирующие его переживания, а затем помочь ему осо­знать их и, значит, освободиться от них.

3. Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др. Однако, уже его ближайшие ученики пришли к выводу, что не сек­суальные влечения, по преимуществу, чувство неполноценности и не­обходимость компенсировать этот дефект (А. Адлер), либо коллектив­ное бессознательное (архетипы), вобравшее в себя общечеловеческий опыт (К. Юнг), определяют психическое развитие личности. А.Адлер, основатель так называемой «индивидуальной психологии», отмечал отсутствие жесткой границы и антагонизмов между сознанием и бес­сознательным. К.Юнг в своем учении, названном им же аналитической психологией, «смотрел на человека в свете того, что есть в нем здорового и крепкого, нежели с точки зрения его пороков».

Связать природу бессознательного ядра психики человека с со­циальными условиями его жизни пытались К. Хорни, Г. Салливен и Э. Фромм — реформаторы психоанализа Фрейда (неофрейдисты). Человеком движут не только биологически предопределенные бес­сознательные побуждения, но и приобретенные стремления к безопас­ности и самореализации (Хорни), образы себя и других, сложившиеся в раннем детстве (Салливен), влияния социоэкономической структуры общества (Фромм).

Когнитивная психология

Ее представители У. Найссер, А. Пайвио и др. отводят в поведении субъ­екта решающую роль знаниям (от лат. cognito — знание). Для них цент­ральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов в про­цессах запоминания и мышления. Эта психология возникла под опре­деленным влиянием теоретико-информационного подхода. Основное понятие когнитивной психологии — «схема». Она представляет собой имеющийся в голове человека план сбора и программу переработки ин­формации об объектах и событиях. Восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как устройство организма генотипом.

В итоге когнитивной психологией были выявлены важнейшие свойства, присущие познавательной деятельности: избирательность, определяемость средой, неполнота познавательных схем и др.

Организационные методы

Сравнительный метод — (метод «поперечного среза») заключается в сопоставлении различных групп людей по возрасту, образованию, де­ятельности и общению. Например, две большие группы людей, одина­ковых по возрасту и полу (студенты и рабочие), исследуются одними и теми же эмпирическими способами добывания научных данных, и по­лученные данные сопоставляются между собой.

Лонгитюдный метод (метод «продольного среза») состоит в многократных обследованиях одних и тех же лиц на протяжении дли­тельного времени. К примеру, многократное обследование студентов на протяжении всего срока обучения в вузе.

Комплексный метод — способ изучения, при котором в иссле­довании участвуют представители различных наук, что позволяет ус­танавливать связи и зависимости между явлениями разного рода, на­пример, физиологическим, психическим и социальным развитием личности.

Эмпирические методы

Эффективность применения любого эмпирического метода зависит от того, насколько он валиден (соответствует тому, для получения и оценки чего он изначально предназначался) и надежен (позволяет получать одни и те же результаты при повторном и многократном использовании).

1. Обсервационные методы: наблюдение и самонаблюдение

Одним из основных методов в изучаемых науках является ме­тод наблюдения, т.е. преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Предметом наблюдения являются действия и поступки человека, его высказывания и сопровожда­ющие их мимика и жесты. Восприятие внешнего поведения чело­века носит субъективный характер, поэтому не следует спешить с выводами, необходимо многократно проверять результаты, срав­нивать их с данными других исследований.

Основным условием научности наблюдения является его объек­тивность, т.е. возможность контроля путем либо повторного на­блюдения, либо применения других методов исследования (на­пример, эксперимента). Исторически наблюдение является пер­вым научным методом.

Наблюдение бывает нескольких видов: стан­дартизированное (проведенное строго в соответствии с намечен­ной программой), свободное (не имеющее заранее установленных рамок), включенное (исследователь становится непосредственным участником того процесса, за которым ведет наблюдение), скры­тое (примером может служить телепередача "Скрытая камера").

Самонаблюдение (интроспекция) — наблюдение человека за собственными психическими явлениями.

Экспериментальные методы

Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование некоторыми факторами и регистрацию соответст­вующих изменений в состоянии и поведении изучаемого.

Лабораторный эксперимент проводится в специ­ально создаваемых и контролируемых условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры и приборов.

Естественный эксперимент - психологический эксперимент, включенный в деятельность или общение незаметно для испытуемого. Так, например, педагог имеет возможность варьировать содержание, формы, приемы и темп обучения в параллельных классах и сту­денческих группах.

Формирующий эксперимент — это метод иссле­дования в условиях специально организованного эксперименталь­ного педагогического процесса. Он имеет разные названия: преоб­разующий, созидательный, воспитывающий, обучающий метод, психолого-педагогический метод активного формирования пси­хики. На нем основан ряд интенсивных педагогических методик, к примеру своеобразные погружения в проблему, тренинг-груп­пы. Результаты эксперимента позволяют подтвердить, уточнить либо отвергнуть предварительно разработанную модель воздействия на личность, группу или коллектив.

Приемы обработки данных

К приемам обработки данных в психологии относятся:

количественный (математико-статистический) и

качественный анализ, в том числе дифференциаций материала по типам, группам, вариантам и составление психологичес­кой казуистики, т. е. описание случаев, как наиболее полно выражаю­щих типы и варианты, так и являющихся исключениями или нарушениями общих правил;

 

Интерпретационные методы

К интерпретационным методам относятся:

различные ва­рианты генетического метода (анализ материала в плане развития с выделе­нием отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. п.)

структур­ный метод (установление структурных связей между всеми характеристи­ками психики).

Изучение психологии и педагогики имеет практическую зна­чимость для будущих специалистов: полученные в процессе обу­чения знания необходимы в работе с персоналом и социальными группами, кроме того, они помогут построить деловые и повсед­невные межличностные отношения, а также призваны помочь в самопознании с тем, чтобы рационально подходить к собствен­ной судьбе, личностному росту.

 

Глава 2

Психика и организм

Человек, в отличие от животных, имеет двойственную природу – биологическую и социальную. С биологической точки зрения его поведение определяется необходимостью сохранения жизненно важных внутренних условий, однако формы удовлетворения возникающих при этом потребностей определяются социально. Социальная сущность человека проявляется в наличии у него личности – совокупности социально обусловленных и социально значимых психологических свойств.

Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности («Психология. Словарь»). Являясь предметом психологической науки, психика отражает систему чувственных и умственных образов, мотивов, действий, отношений между людьми и личности.

В психике человека выделяют 3 стороны:

экзопсихика отражает все, что происходит вне организма человека

эндопсихика отражает все, что происходит внутри организма человека

итнеропсихика отражает все, происходит внутри самой психики.

Отражение внешней и внутренней среды психикой происходит на уровнях: осознания, подсознания, бессознательном уровне.

В содержательном плане выделяются следующие сферы психического отражения: познавательная, эмоциональная, волевая, мотивационная, психомоторная.

Основными свойствами психики человека является:

- вторичность по отношению к материальному миру

- идеальность

- субъективность

- избирательность

- активность

Основные функции психики человека:

1) функция отражения объективной реальности

2) функция регуляции всех жизненных процессов в организме человека

3) взаимодействие личности с внешней средой

 

В повседневной жизни мы достаточно часто убеждаемся в зави­симости, точнее, взаимозависимости физического самочувствия и психического состояния. В настоящее вре­мя науке известно, что человеческий организм является в высшей степени самоорганизующейся и саморегулирующейся системой. Мозг человека за свою эволюцию приобрел особое свойство — высочайшую пластичность, т.е. умение приспосабливаться к са­мым разнообразным и неожиданным условиям существования. Истинные возможности психики, ее резервы в саморегуляции организма, состояний тела огромны.

В истории психологии было предложено немало подходов, изу­чающих связи между морфологией тела человека и его психикой. Имеются различные типологии конституции человеческого тела, влияющие на психику. Наибольшую известность приобрели конституциональные типологии человеческой психики Э. Кречмера и У. Шелдона.

Немецкий психолог Э. Кречмер (1888—1964) в своей знаменитой работе «Строение тела и характер» попытался найти те связи, кото­рые существуют между строением тела человека и его психологичес­ким складом. На основе большого объема клинических наблюдений он пришел к выводу: тип телосложения предопределяет не только формы психических заболеваний, но и наши основные личностные (характе­рологические) особенности. Система Э. Кречмера предназначалась в первую очередь для диагностики психических заболеваний, она позволяла предвидеть направление и формы негативных изменений психики индивида.

В психологической практике получил наибольшее распространение вариант этой системы, предложенной американским психологом У. Шелдоном. В основе этого варианта лежат системы антропометри­ческих показателей («компонентов телосложения»), соответствие ко­торым оценивается по семибалльной шкале: единица — минимум, се­мерка — максимум их выраженности у конкретного индивида. Как и Э. Кречмер, У. Шелдон пришел к выводу о существовании трех «соматотипов», то есть основных моделей строения человеческого тела, максимально не похожих друг на друга.

Подробно изучены психологические раз­личия мужчин и женщин. В частности, установлено, что мужчины превосходят женщин по скорости и координации движений, ори­ентации в пространстве, пониманию механики и математики, однако у женщин более ловкие руки, больше скорость восприя­тия, счета, памяти, а также беглость речи. У женщин ярче выра­жена социальная ориентация. С помощью более детальных иссле­дований строения мозга у мужчин и женщин было обнаружено, что женский мозг в некоторых участках так называемого мозоли­стого тела (отвечающего за межполушарные связи) имеет больше нервных клеток. Это дает основание предполагать, что у женщин лучше происходит синтез информации. Это в какой-то степени объясняет наличие загадочной "женской интуиции". Женское на­чало, как известно, призванное обеспечить продолжение рода, больше ориентировано на консервативные признаки в психике, на боль­шую психическую устойчивость.

Напротив, творческие художественные способности и возмож­ность уверенно ориентироваться в пространственных координатах заметно лучше у мужчин. Видимо, они обязаны этими преимущества­ми правому полушарию своего мозга.

Мужское начало связано с необходимостью адаптации к со­вершенно новым, неведомым условиям, что и объясняет большую психо­логическую индивидуализированность мужчин, среди которых чаще встречаются не только сверхталантливые, но и психически больные или совершенно никчемные особи. Следовательно, можно утверждать, что особенности как мужской, так и женской психики определяются эволюционно-генетической целесообразностью.

Самым очевидным образом связь органического и психического обнаруживают неизбежные для каждого из нас процессы физиологичес­кого старения. Изменения при этом происходят хотя и медленно, мало за­метно, но неуклонно. Аккуратность и любовь к порядку превращаются в мелочную педантичность, бережливость в скупость, твердость в тупое упрямство. Нивелируются индивидуальные черты, сужается кругозор, утрачиваются связи с внешним миром и аффективная отзывчивость, взгляды и высказывания принимают шаблонный характер, растут эго­центризм, черствость, подозрительность, недоверчивость, злобность и бестактность, то есть все то, что психиатры называют сенильными черта­ми, признаками необратимого регресса личности.

 

Сознание и подсознание

Человек — существо сознательное, в этом усматривается фундаментальная характеристи­ка способа бытия, жизни человека. Свою собственную жизнь, свое "я" человек способен отделить от окружающей его среды, выде­лить свой внутренний мир, представить свою субъективность как предмет осмысления, как предмет практического преобразования. Этим человек и отличается от животного. Итак, сознание собира­ет и интегрирует многообразные явления человеческой реальнос­ти в подлинно целостный способ бытия. Именно сознание делает человека Человеком.

Однако само признание многочисленными науками значения сознания для человека еще не привело к сколько-нибудь устояв­шейся теории этого феномена. Его изучают многие науки — фи­лософия, антропология, нейрофизиология, социология, психо­логия, физиология и др. Сознание является предметом присталь­ного внимания теологии абсолютно всех религий. Однако за от­дельными теоретическими подходами, методологическими схе­мами, разными методиками пока не проглядывается целостной научной характеристики сознания, хотя с психологической точ­ки зрения можно говорить о некоторых установленных его чертах.

Сознание индивида характеризуется активностью. Известна ре­активность организмов, т.е. такие их действия, которые обуслов­лены предшествующей ситуацией. Активность же обусловлена, прежде всего, спецификой внутреннего состояния субъекта в мо­мент действия, а также наличием цели и устойчивой деятельнос­тью по ее достижению.

Сознанию присуща интенциональность (лат. intentio — стрем­ление), т.е. направленность на какой-либо предмет. Сознание — это всегда сознание чего-либо.

Существенной характеристикой человеческого сознания явля­ется способность к рефлексии, самонаблюдению. Рефлексия (лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внут­ренних психических актов и состояний, осознание самого созна­ния. (Само сознание пытается ответить на вопрос: а что есть созна­ние?)

Сознание имеет мотивационно-ценностный характер. Оно всегда мотивированно, преследует какие-то жизненные ценности, что внут­ренне обусловлено потребностями организма или личности.

Сознание индивида всегда находится в динамике и предстает на разных уровнях ясности. Многие исследователи отмечают трудность в изучении сознания, которая в том и состоит, что сознание почти невозможно измерить известными в психологии методами (напри­мер, за определенный период). Попытки многих ученых найти со­знание в мозге человека оказались бесперспективными.

Однако мы должны вести речь не только о сознании отдельно­го индивида. Сознание изначально включено в качестве необхо­димого элемента в социальные структуры; более того, социальные системы функционируют и развиваются только в сознательной деятельности человека. Социальное бытие как бы отпечатано в сознании отдельного человека. Каждый человек не есть исходная причина и конечная точка своей жизни, своего сознания, своей смерти. Все эти человеческие феномены овладевают бытием каж­дого субъекта, превращаются в конкретный способ его индивиду­альной жизни.

Иногда считается, что сознание человека и самосознание, т.е. знание субъекта о мире и о своем месте в нем, тождественны, однако это не так. Практика сознания, собственно психологический анализ со­знания есть преодоление сознанием полной поглощенности теку­щими делами, текущим процессом жизни, занятие позиции над ней. Иначе говоря, практика сознания преобразует бытийное со­знание в рефлексию или в рефлексивное сознание.

Необходимым и первым этапом в становлении рефлексивного сознания является самосознание, или сознание "самости". Само­сознание как осознание себя, как сознание своей "самости" в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может принимать различные формы и проявляться как самопознание, самооценка, самоконтроль и самопринятие.

Самопознание — это нацеленность человека на познание своих физических (телесных), душевных, духовных возможностей и ка­честв, своего места среди других людей. Выделяют три аспекта осуществления само­познания. Во-первых, это анализ ре­зультатов собственной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотношений сдругими людьми на основе существующих норм. Во-вторых, это осознание отношения к себе других людей. И в-третьих, самопознание происходит в самонаблюдении своих состояний, переживаний, мыслей, в анализе мотивов поступков.

Самопознание выступает как основа самооценки. Самооценка включает в себя знание шкалы ценностей, по которой человек может оценить себя. Самооценка бывает адекватной (реальной, объективной) или неадекватной, которая, в свою очередь, может быть заниженной или завышенной.

Самопознание есть основа развития постоянного самоконтроля и саморегуляции человека. Самоконтроль проявляется в осознании и оценке субъектом собственных действий, психических состоя­ний, в регуляции их протекания. Самосознание связано с уровнем притязаний человека.

Американскому психологу У.Джеймсу принадлежит формула самоуважения, самооценки человека.

Самооценка = Успех (результат)/Уровень притязаний.

 

Л.Н.Толстой высказал мысль о том, что человек — это дробь, которая стремится к единице, но не достигает ее никогда. В числи­теле этой дроби лежит то, что человек представляет собой, а в знаменателе — то, что он о себе думает. И это представление че­ловека о себе, как пишет Л.Н.Толстой, часто лучше, чем он есть на самом деле.

Результатом самопознания человека является выработка им си­стемы представлений о самом себе или "образа я". Образ "я" оп­ределяет отношение индивида к самому себе, выступает основой построения взаимоотношений с другими людьми.

Если говорить о функционировании сознания, то целесооб­разнее, как считают многие исследователи, вести речь о состоя­ниях сознания. Ими могут быть наивное, рациональное, обыден­ное, мистическое, рефлексивное состояние сознания, а также его многие патологические состояния.

 

Впервые взаимоотношения сознательного и бессознательного детально исследовал известный австрийский ученый З.Фрейд (1856—1939). Он образно сравнивал бессознательную сферу с ло­шадью, а сознание — с всадником. Не всегда всадник правит ло­шадью, более того, чаще бывает, что лошадь совсем не слушается всадника. Человек получает многие сигналы от внешнего мира, но осознает только некоторые из них.

Исследования многих пси­хологов показали, что в зону ясного сознания в данный момент попадают те объекты, которые затрудняют регулирование отно­шений человека с внутренней или внешней средой. Их осознание и помогает человеку создать новый режим регулирования или новый способ решения задачи. Как только создается этот новый режим или способ, регуляция переходит в режим "автопилота", т.е. на подсознательный уровень. Эта непрерывная возможность переад­ресовки ряда задач на автоматическое управление обеспечивает че­ловеку возможность решать новые, все более творческие задачи. Та­ким образом, происходит гармоничное взаимодействие сознания и подсознания.

Большая часть процессов в нашем организме протекает неосознанно, однако они влияют на наше поведение. Фрейд пока­зал, что бессознательные побуждения лежат в основе многих очагов скрытого напряжения, из-за которых могут проявляться не только трудности адаптации, но даже заболевания.

Основная часть психических процессов, как уже было сказано, обычно не осознается человеком. Однако это не означает, что они не могут превратиться в осознанные, познаваемые. Метод психо­анализа З.Фрейда позволяет выявить бессознательное. В сфере бес­сознательного выделяют:

1) подсознательное — те представления, желания, действия, устремления, которые ушли в настоящее время из сознания, но могут появиться вновь;

2) собственно бессозна­тельное — такое психическое, которое ни при каких обстоятель­ствах не становится сознательным.

Более того, З.Фрейд считал, что само бессознательное — это не столько процессы, на которых не сосредоточивается внимание человека, сколько переживания, подавляемые сознанием; в этом случае сознание воздвигает мощ­ные барьеры против них.

Человек может войти в конфликт с социальными запретами, и в этом случае у него увеличивается внутренняя напряженность. В коре головного мозга возникают изолированные очаги возбуж­дения, что может повлечь их закрепление, сохранение и травми­рующее влияние на психику. Нормализовать состояние психики можно с помощью поиска очага (его воспоминания), вскрытия (перевода информации в словесную форму), переоценки (изме­нения системы установок, отношений), переживания в соответ­ствии с новой значимостью, ликвидации очага возбуждения.

Самосознание чаще неосознанно поддерживает и сохраняет уро­вень самоуважения личности, выполняя тем самым очень важную функцию. Реализация этой функции изучена психологами в блоке механизмов психологической защиты.

 

Ощущение

Познавательная деятельность человека складывается из серии познавательных психических процессов: ощущения, восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи.

Процесс познания окружающего мира осуществляется на двух уровнях: чувственного познания, включающего в себя ощущения, восприятия и представления, и логического познания, осуществляемого посредством понятий, суждений и умозаключений.

Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает с помощью органов чувств в виде ощущений.

Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

Ощущения являются источником наших знаний о мире и са­мих себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые же ощущения имеются только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. С одной стороны, ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, ощущения субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека.

 

Структура приема информации

Предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями. Раздражители вызывают возбуждение в нервной ткани. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и как всякое психическое явление имеет рефлекторный характер.

Физиологическим механизмом ощущения является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами. Анализаторы принимают воздействие определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и перерабатывают их в ощущения.

Анализаторы состоят из следующих частей:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.106 с.)