Исторические этапы развития психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические этапы развития психологии



 

Любая наука имеет свою историю, которая зачастую дает представление об ее предмете, проблемах, задачах и методах. Возникновение той или иной специализированной отрасли знаний диктуется определенными общественными потребностями. И педагогика, и психология первоначально существовали в лоне философии, от которой вначале отпочковалась педагогика, а затем и психология.

Исторически первой формой психологии является учение о душе.

Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от латинского «анима» — дух, душа) — древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и не­живыми предметами.

Согласно древнегреческому философу Платону (427—347 гг. до н.э.), душа у человека существует прежде, чем она вступает в соеди­нение с телом. Вершиной античной психологии явилось учение о душе Арис­тотеля (384—322 гг.). Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций.

В Средние века под влиянием церкви на все стороны жизни общества, включая и науку, анимистическая трактовка души Платоном и Аристотелем увязывается средневековыми авторами с христианским пониманием сущности человека. Душа является божественным, сверхъестественным нача­лом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено за­дачам богословия. Тем не менее, в христианской аскетике были осмыслены многие стороны душевной жизни личности, ищущей высшего смысла и нрав­ственных абсолютов.

В средние века накапливается конкретный материал об анатомо-физиологических особенностях человеческого организма как одной из основ психики. Особенно следует отметить деятельность арабских мыслителей IX—XII вв. Авиценны и Аверроэса. Немецкие схоласты Р. Гоклениус и О. Кассман впервые ввели термин «психология» (1590).

С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического зна­ния. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир чело­века преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. В рамках умозрительной психологии рассматривали явления психики такие философы как Р. Декарт (1596—1550), Спиноза (1632— 1677), Г. Лейбниц (1646—1716).

Термин «эмпирическая психология» введен немецким философом XVIII века X. Вольфом для обозначения направления в психологичес­кой науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за кон­кретными психическими явлениями, их классификации и установле­нии проверяемой на опыте, закономерной связи между ними. Этот принцип стал краеугольным камнем учения родоначальника эмпири­ческой психологии, английского философа Дж. Локка (1632—1704). Душу человека Локк рассматривает как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа челове­ка, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т. е. образовывать сложные идеи.

В развитие психологии внесли свой вклад многие философы. Самостоятельной же она стала в XIX в., когда в данную науку был введен эксперимент и усовершенствованы методы исследо­вания. Основанная В. Вундтом в конце XIX в. в Лейпциге экспериментальная психологическая лаборатория (а позже Институт экспериментальной психологии) положила начало новой экспериментальной ветви психологии.

Основоположником отечественной научной психологии считается И. М. Сеченов (1829—1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятель­ностью и заканчиваются ответной деятельностью — движением, по­ступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку «вы­рвать» психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравне­нии с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.

Важное место в истории отечественной психологии принадле­жит Г.И.Челпанову (1862—1936). Его главная заслуга состоит в созда­нии в России психологического института (1912). Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов ис­следования развивал В. М. Бехтерев (1857— 1927). Усилия И. П. Павлова (184У—1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных свя­зей в деятельности организма. Его работы плодотворно повлияли на по­нимание физиологических основ психической деятельности, однако собственной психологической концепции И. П. Павлов не создал.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.172.94 (0.006 с.)