Коммуникация в процессе общения (коммуникативная сторона общения) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммуникация в процессе общения (коммуникативная сторона общения)



Общение — это прежде всего коммуникация, т.е. специфический обмен информацией эмоционального и интеллектуального содер­жания, значимой для участников общения.

В социально-психологическом смысле коммуникация — это процесс передачи информации от отправителя к получателю.

Отправитель, цель которого заключается в том, чтобы оказать на получателя то или иное воздействие, передает определенное сообщение. Обычно отправитель имеет представление о том, как бы он хотел, чтобы сообщение интерпретировалось получателем. Интерпретация сообщения зависит от целого ряда факторов, одт ним из которых является то, как оно закодировано.

Коды — символы, знаки, переводящие идею отправителя на язык, понятный получателю. В качестве кодов используются вер­бальные (устная и письменная речь) и невербальные (зрительные образы, звуки, цвета, запахи, жесты, интонации) средства.

Сообщение — информация, которую отправитель передает по­лучателю. Содержание сообщения должно быть понятно получа­телю. В реальной практике люди зачатую не отделяют личность отправителя оттого, что он сообщает. Поэтому фактор симпатии к личности отправителя имеет большое значение для восприятия сообщения.

Канал — средство, с помощью которого сообщение передается от отправителя к получателю. Каналы подразделяются на средства массовой коммуникации и межличностные каналы, т.е. непосред­ственный личностный обмен сообщениями между отправителем и получателем при помощи различных средств связи.

Получателю для понимания информации нужно ее раскодиро­вать. Далее получатель осуществляет обратную связь: передает свое сообщение отправителю, выступая в данном случае как отправи­тель информации, а отправитель, соответственно, становится по­лучателем информации.

Именно обратная связь делает коммуникацию двусторонним процессом, так как, получив информацию о реакции получателя, отправитель учитывает ее, корректируя свои действия, цели. Об­ратная связь может быть положительной, когда желаемый резуль­тат сообщения достигнут, и отрицательной, информирующей ис­точник, что желаемый результат сообщения достигнут не был.

На протяжении всего процесса передачи информации суще­ствуют помехи, именуемые коммуникативными барьерами, или шумом, искажающим содержание сообщения. Эти помехи будут рассмотрены ниже.

Основные принципы коммуникации. Немецкий специалист в об­ласти управления М. Биркенбиль сформулировал принципы лю­бой коммуникации.

Знание и применение этих принципов в процесс общения су­щественно повысит ее эффективность.

Первый принцип: истина не то, что говорит отправитель, а то, что понял получатель.

Недооценка этого принципа является источником ошибок, связанных с любыми коммуникативными затруднениями, так как каждый человек в результате своей запрограммированности смот­рит на мир через свою систему ценностей и предрассудков, кото­рые влияют на осмысление сообщения отправителя. Точно также ответ получателя будет соответствовать его системе ценностей, сквозь которую он смотрит на мир. Кроме того, при восприятии любого сообщения у получателя возникают определенные чувства, вытекающие из его прежнего жизненного опыта, которые эмоци­онально «окрашивают» сообщения.

Из этого основного принципа коммуникации следует, что на один человек, выступающий в качестве получателя информации, не ощущает и не воспринимает содержание сообщения отправителя в точности таким, каким его тот задумал, даже если отправитель и выражает свои мысли предельно ясно.

Единственное исключение из этого правила — передача мате­матических формул.

Второй принцип: если получатель неправильно интерпретирует сообщение отправителя, то в этом всегда виноват отправитель. Это означает, что ответственность за точную коммуникацию лежит на отправителе.

Этим принципом нужно руководствоваться в процессе комму­никации и не перекладывать вину за неудачную коммуникацию на партнера по общению.

В качестве третьего принципа коммуникации М. Биркенбиль рассматривает аксиому Ватцлавика, согласно которой: всякая ком­муникация осуществляется одновременно на двух уровнях: на уров­не содержания и на уровне отношений, причем уровень отношений определяет содержательный уровень.

Это означает, что наиболее важным из двух уровней является уровень отношений. Поэтому если не удается сразу достичь со своими собеседниками коммуникационного уровня отношений, т.е. гармонии, то не нужно тратить силы и время на проведение разумных объективных аргументов на коммуникационном содер­жательном уровне, ибо получатель информации не будет их вос­принимать. Никого нельзя убедить только одними аргументами.

Передача любой информации возможна лишь посредством зна­ков, знаковых систем. В процессе коммуникаций выделяют вер­бальную (словесную — в качестве знаковой системы использует­ся речь) и невербальную коммуникацию (неречевые знаковые системы). Между ними существует своеобразное разделение функ­ций: по словесному каналу передается информация в чистом виде, а по невербальному — отношение к собеседнику.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.005 с.)