Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления : Концепция характеристик трудаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Какие конкретно методы позволяют добиться обогащения содержания процесса труда и достичь планируемых результатов? Один из наиболее известных подходов разработали Ричард Хакман и Грег Олдхам. В его основе — анализ характеристик процесса труда по пяти основным направлениям — набору навыков и умений, идентифицируемости задания, значимости задачи, автономии и обратной связи 13. В идеале обогащение содержания труда осуществляется по всем пяти направлениям. В противном случае уровень мотивации сотрудников снижается. Выделенные исследователями направления влияют прежде всего на психологическое состояние работников (определяющее удовлетворение трудом, качество труда, показатели текучести и невыходов). Их влияние на результаты труда не столь ощутимо. Низкий уровень содержания труда по некоторым выделенным направлениям характерен для многих видов деятельности. Вне зависимости от индивидуальной реакции работников на основные направления большинство индивидов выделяют их как стержневые для внутренней мотивации. Основные характеристики процесса труда и их эффекты представлены на рис. 11.6. Рис. 11.6. Влияние основных характеристик процесса труда на его результаты
НАБОР НАВЫКОВ И УМЕНИЙ. Одна из основных характеристик процесса труда — набор необходимых для выполнения рабочего задания навыков и умений работника. Набор навыков и умений позволяет работнику производить различные операции, которые требуются на разных стадиях процесса труда. Данное понятие отнюдь не тождественно расширению сферы труда, поскольку для выполнения различных заданий могут использоваться одни и те же навыки и умения. Желательность же некоторого их разнообразия иллюстрируется следующей историей: Один из американских туристов в Мексике, привлеченный искусством резчика по дереву (он же плотник), поинтересовался стоимостью украшенного резьбой стула. Услышав о его цене (50 песо) турист решил приобрести сразу четыре (надеясь на «скидку за объем»). Однако резчик «заломил» уже 250 песо. Американец был весьма удивлен, но мексиканский плотник объяснил свою позицию: «А попробуйте-ка изготовить четыре совершенно одинаковых стула». Задания, требующие применения разнообразных навыков, нередко воспринимаются работниками как более привлекательные; снижается монотонность, сопровождающая любую повторяющуюся трудовую деятельность. Когда речь идет о преимущественно физическом труде, использование комплекса навыков предполагает работу различных групп мышц, что облегчает нагрузки, которые приходятся на работника. Разнообразные навыки и умения требуют проявления большей компетентности, так как сотрудник имеет возможность выполнять одно и то же задание различными способами. ИДЕНТИФИЦИРУЕМОСТЬ ЗАДАНИЯ. Не так давно рабочее задание формулировалось таким образом, что сотрудник выполнял определенное задание, никак не идентифицируя свой труд с конечным результатом. Это приводило к возникновению у индивида ощущения бессмысленности его деятельности. В тех случаях, когда задание предполагает изготовление конечного продукта в целом или существенной его части, принято говорить об идентифицируемости рабочего задания. Оператор подъемного крана по прозвищу Джонни Кран проводит по 16 часов в сутки на высоте 60 м в крошечной кабинке. В чем состоит основной источник его удовлетворения? Джонни отвечает: «Я могу устроить любому желающему экскурсию по Вашингтону и показать здания, которые я построил». Вот пример работы, которая, по-видимому, не нуждается в увеличении разнообразия. Что касается идентифицируемости задания, то хотя Джонни Кран не имеет оснований утверждать, что он единолично строит здание, он четко идентифицирует задачу, которая стоит перед строителями, и осознает момент ее выполнения. ЗНАЧИМОСТЬ ЗАДАЧИ. Значимость задачи характеризует воздействие, которое оказывает (с точки зрения работников) производимый продукт на других людей. Воздействие может осуществляться на членов организации (как в случае, когда сотрудник выполняет важнейшие функции в рабочем процессе) и на людей за ее пределами (работник производит медицинский инструмент, спасающий человеческие жизни). Таким образом, значимость задачи предполагает выполнение сотрудником важных для организации и общества функций. Даже рутинные с точки зрения непосвященных работы могут рассматриваться как чрезвычайно значимые. В компании St. Regis Paper (изготовление упаковки для продовольственных товаров) показатели отбраковываемой продукции достигали 6 %. Для того чтобы добиться повышения качества, менеджмент предпринял попытку увеличить штат инспекторов и изменить технологический процесс, однако его усилия не увенчались серьезными сдвигами. Было принято решение изменить акценты в направлении осознания сотрудниками значимости их работы. Операторам начали передаваться письменные жалобы покупателей, а на упаковке появилась новая надпись «Высокое качество St. Regis Paper. Изготовлен и проверен (фамилия рабочего)». В результате принятых мер доля дефектной упаковки снизалась с 6 до 0,5 %. АВТОНОМИЯ. Понятие автономии характеризует степень свободы действий работника в принятии решений относительно выполнения заданий и контроля, в значительной степени определяющей чувство его ответственности. С одной стороны, сотрудники желали бы действовать в рамках организационных ограничений, с другой — они стремятся к определенной степени свободы. Один из методов «автономизации» сотрудников — практика управления по целям, предполагающая участие исполнителей в определении задач и способов их решения. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. Работник получает информацию об уровне исполнения рабочего задания как непосредственно из процесса труда (обратная связь с заданием), так и от менеджеров или коллег. Вне зависимости от «знака» обратной связи (положительной или отрицательной) она должна быть достаточно сбалансирована. Оперативная и непрерывная обратная связь в сравнении с отложенной и спорадической более эффективна. Идея обратной связи проста, но ее осуществление имеет большое значение для сотрудников, которые проводят на работе значительную часть жизни и имеют право знать, насколько хорошо они выполняют свои обязанности. Кроме того, они желали бы получать оперативную информацию, ибо прекрасно понимают, что движение по кратчайшему пути к цели требует точных данных о положении «путника» на местности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.244.92 (0.009 с.) |