Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тактика завоевания и укрепления политической власти

Поиск

Для завоевания и укрепления политической власти организации используется множество тактических приемов (см. табл. 12.4). А на «Страничке менеджера» вы познакомитесь с конкретными предложениями (работа менеджера в сети, т. е. формирование на основе общих интересов группы индивидов и упрочение контактов между ними — еще один источник влияния, см. гл. 3). К наиболее популярным тактическим приемам относятся социальный обмен и разнообразные альянсы. В основе социального обмена лежит принцип «Если ты делаешь что-нибудь для меня, то и я сделаю нечто для тебя», который опирается на весьма действенную норму взаимности, в соответствии с которой индивиды, длительное время поддерживающие рабочие взаимоотношения, воспринимают «оплату» взаимных социальных долгов как наипервейшую обязанность. Правильная организация социального обмена предполагает, что все участвующие в нем стороны получают именно то, чего они желают. Осуществляющиеся в течение относительного длительного времени обмены предопределяют образование альянса, когда два или более индивида для получения обоюдных выгод объединяются в постоянную властную группу.

Таблица 12.4. Различные тактические приемы завоевания и укрепления

политической власти

Используемая тактика Пример
Социальный обмен Альянсы Восприятие индивида как представителя высшего руководства Контроль над информационными потоками Селективные услуги Символы власти и статуса Аппаратные игры Работа в сети Главный инженер компании помогает директору одного из производств в получении санкции на приобретение нового оборудования, если последний поддержит инженерный проект   Менеджер по информационным системам компании и вице-президент по финансам совместно разрабатывают требования к новой компьютерной системе   Помощник президента компании «подменяет» руководителя при приеме некоторых решений   Менеджер отдела исследований и разработок лично контролирует доступ к информации о новом продукте   Менеджер по продажам в первую очередь выполняет поручения и просьбы непосредственно взаимодействующих с его отделом служб   Новый менеджер добивается выделения более просторного кабинета и введения должности личного помощника   Менеджер А договаривается с вице-президентом о том, что ему передаются некоторые функции менеджера Б   Менеджер вступает в гольф-клуб

 

Еще один популярный способ обретения политического влияния — выдвижение в высшие эшелоны власти и/или достижение высокой должности в организации, что сопряжено с получением особых привилегий. Многие сотрудники воспринимают такого индивида как представителя наиболее влиятельных лиц организации, с готовностью посвящают его в текущие проблемы в надежде, что он поможете им получить доступ к руководителям компании.

В одной из американских компаний огромным влиянием пользовался помощник президента Говард Янус. От имени своего начальника он отдавал указания менеджерам, представлял президента на специальных мероприятиях, контролировал доступ к «телу» босса и «фильтровал» входящую и исходящую информацию. Эффективные манипуляции властными полномочиями позволили Г. Янусу добиться огромного влияния и после отставки президента занять его место. Тем не менее менеджеры достаточно благожелательно отнеслись к явному нарушению «прав наследования».

Широкое распространение получили селективные услуги индивида своим сторонникам, когда, к примеру, менеджер по продажам в первую очередь исполняет (вплоть до нарушения принятых в компании правил) поручения и просьбы коллег из других подразделений, обеспечивающих функции отдела сбыта. Вы можете попробовать добиться символов высокой власти и статуса, недвусмысленно дающих понять, что менеджер является весьма важной персоной, но учтите, что они должны быть адекватны вашей власти.

Некоторые менеджеры используют агрессивную тактику аппаратных игр, прибирая к рукам функции других руководителей. Однако она сопряжена со значительным риском, ибо такого рода приемы чреваты контрвыпадами обороняющихся.

Наиболее простая тактика расширения власти — участие в образовании или присоединение к группам по интересам, функционирующим на основе дружеских и личных контактов и использующимся в качестве места встречи влиятельных индивидов. Регулярные посещения менеджером торговой палаты или гольф-клуба позволяют ему завязывать новые полезные контакты.

Власть и умение использовать политические приемы — залог успеха организационной деятельности менеджера:

Руководство государственного учреждения рассматривает вопрос о перераспределении функций подразделений. Для принятия окончательного решения созывается совещание высших должностных лиц, на котором руководитель одного из подразделений выступает с докладом, в котором четко обосновывается идея передачи под его начало ряда функций другого отделения. По окончании совещания «обороняющийся» менеджер побеседовал со всеми его участниками и постарался убедить коллег в несвоевременности предложения. Через две недели состоялось повторное собрание, и подавляющим большинством голосов было принято решение отказаться от изменений. «Железная» логика доклада была «повержена» политическими методами.

По мере обретения опыта менеджеры осознают, что источник их политической власти — поддержка ключевых сотрудников организации или групп, членами которых они являются. Ее уровень определяется способностями и навыками работы менеджера с людьми и в социальных системах. Получение и использование личной власти в частных интересах предполагает неустанную заботу менеджера о нуждах окружающих (что позволяет сохранить лицо), участие в многосторонних договоренностях, установку заградительных «рогаток» и «ежей», предложение гениальных компромиссов и участие во множестве других, не менее «достойных» политических акций 14.

Исследования показывают, что индивиды, обладающие высокими способностями к самоконтролю, эффективно регулируют собственную деятельность и быстро адаптируются к ситуации, чувствуют изменения в ожиданиях людей, заботятся о производимом на окружающих впечатлении и оперативно откликаются на их сигналы, стремятся непременно довести до конца каждое начатое дело. Такие менеджеры воспринимаются окружающими как потенциальные лидеры. Индивиды с низким самоконтролем менее чувствительны к замечаниям окружающих, ведут себя так, как им хочется, не уделяя особого внимания впечатлению, которое они производят, что негативно отражается на их взаимоотношениях с другими людьми и не способствует подъему по иерархической лестнице.

Поскольку в продвижении по службе заинтересованы многие работники организации, современные компании представляют собой плодороднейший «чернозем», на котором «распускаются» самые разные политические «цветы». Сторонние наблюдатели отмечают, что шансы на карьерный рост способного, но не уделяющего должного внимания самоконтролю и политике менеджера, минимальны. Единственный способ «переломить» ситуацию — обращение к управлению впечатлением, предполагающему создание и защиту собственного имиджа посредством целенаправленных воздействий на оценки окружающих. Стратегии управления впечатлением, в частности, привлекают внимание к позитивным невербальным сигналам (понимающая улыбка, взгляд), комплиментам, покровительству 15. Навыки межличностного общения имеют огромное значение как для личного успеха менеджеров, так и для создания условий эффективного труда их подчиненных.

Страничка менеджера

В современных организациях менеджеры и все сотрудники должны научиться добиваться желаемых результатов, устанавливать взаимодействие и ускорять события, не обращаясь к традиционным формы власти. Возможно, вы подумали, что мы цитируем научно-фантастический роман? Отнюдь нет. А. Коген и Д. Бредфорд утверждают, что, поскольку каждый из нас преследует в основном личные интересы, поддерживая взаимовыгодный обмен и сотрудничество, мы имеем возможность оказывать влияние на других людей. Они предлагают следующие шаги:

1. Рассматривайте противоположную сторону как потенциального союзника.

2. Определите цели, к которым вы стремитесь.

3. Идентифицируйте потребности, интересы и цели другой стороны.

4. Оцените свои ресурсы для того, чтобы найти нечто ценное для обмена.

5. Оцените текущие взаимоотношения с другой стороной.

6. Определите, что вы желали бы получить в обмен на свое предложение.

7. Осуществите реальный взаимовыгодный обмен.

Достижение желаемого влияния предполагает постоянный обмен «ты мне, я тебе» и высокий уровень взаимодействия сторон.

 

ВОПРОСЫ

1. Как бы вы охарактеризовали взаимосвязи Теории X и Теории Y, стратегий разрешения конфликта и концепции жизненных позиций?

2. Насколько вы ассертивны (1 балл — низкий уровень ассертивности, 10 баллов — высокий)? Должны ли вы быть более настойчивыми? При каких условиях?

3. Многие работники считают, что их незаслуженно обделяют поглаживаниями. В чем может заключаться причина такого невнимания? Какие действия могли бы предпринять менеджеры?

4. Вспомните организацию, членом которой вы состояли. Каким формам власти отдавали предпочтение ее руководители? Как реагировали на их применение сотрудники? Какие изменения вы могли бы порекомендовать?

5. В чем состоит значение нормы взаимности? Как данное понятие может использоваться в межличностных отношениях?

6. Проанализируйте определение организационной политики. В чем состоит ее роль в организации?


ЧАСТЬ V

ГРУППОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Глава 13



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.170.80 (0.008 с.)