Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субституты и усилители руководства

Поиск

Оригинальную (лишь слегка отдающую «ароматом» ситуационности) концепцию руководства предложили Стивен Керр и его коллеги 17. В большинстве моделей руководства предполагается, что формальный лидер обязан обеспечить направление «движения» сотрудников, соответствующие структуры и вознаграждение, а также необходимые работникам внимание и социальную поддержку. Однако выполнение данных условий чревато формированием нездоровой зависимости сотрудников от руководителей, подавлением возможностей развития и самоуправления подчиненных. У руководителя же могут отсутствовать необходимые черты характера, знания и умения для эффективного выполнения лидерства. Более того, существует вероятность действия нейтрализаторов, т. е. атрибутов сотрудников, задач и организаций, ослабляющих попытки руководителя оказать воздействия на работников. К нейтрализаторам относятся физические расстояния, жесткие системы вознаграждения и практика замены руководителя кем-то из подчиненных или вышестоящих менеджеров.

Если добиться быстрого изменения ситуации или замены руководителя невозможно, менеджмент имеет возможность обратиться к субститутам, или усилителям руководства (см. табл. 8.4). К субститутам руководства относятся факторы, обусловливающие ограничение значения действий конкретного менеджера (источник которых — ситуационные факторы задачи, организация, сотрудники). Наличие опытных подчиненных, четкие правила или спаянная рабочая группа предполагают уменьшение потребности в ориентированном на задачи руководителе. Задания, предполагающие внутреннее удовлетворение работников, профессиональная ориентация членов группы или их стремление к независимости «отодвигают на второй план» ориентированных на внимание к сотрудникам менеджеров.

И наоборот, некоторые факторы позволяют «оттенить» и усилить положительные характеристики менеджера. К усилителям руководства относятся факторы, способствующие увеличению влияния лидера на работников (повышение статуса менеджера, материальное стимулирование, успешное разрешение кризисов) 18. Побуждение сотрудников к участию в процессе принятия решений, формирование команд позволяют усилить влияние менеджера, придерживающегося поддерживающего стиля руководства. Значение ориентированного на нейтрализаторы/субституты/усилители подхода состоит в том, что использующие его организации получают доступ к различным «лекарственным препаратам» в тех случаях, когда отсутствует возможность замены или обучения руководителя. Однако не следует забывать и о чувствах «попавшего в переплет» менеджера — самооценка лидера, столкнувшегося с тем, что «незаменимых нет», может резко снизиться.

Таблица 8.4. Возможные нейтрализаторы, субституты и усилители влияния руководства

Нейтрализаторы Субституты Усилители
Физические расстояния между руководителем и работниками   Индифферентность сотрудников к вознаграждению   Внутреннее удовлетворение от выполнения рабочей задачи   Жесткие рабочие правила     Жесткая система вознаграждения   Сплоченные рабочие группы   Сотрудники, обладающие большим опытом, знаниями и способностями   Внутреннее удовлетворение процессом труда   Практика замены менеджера Равная оценка/обратная связь   Системы участия в прибылях и доходах   Адекватный возникшей проблеме штат сотрудников   Изменение должностных обязанностей, направленное на усиление обратной связи   Использование методов разрешения межличностных конфликтов. Высокая оценка подчиненными опыта, влияния и образа руководителя   Формирование рабочих команд, способных добиться решения поставленных задач   Спаянные рабочие группы   Потребность сотрудников в независимости Высокие цели   Повышение статуса группы   Повышение статуса руководителя и материальное стимулирование   Руководитель как основной источник информации   Кризисы как демонстрация способностей руководителя (на подчиненного или начальника)

 

САМО - И СВЕРХРУКОВОДСТВО

Использование субститутов руководства позволяет частично компенсировать слабости менеджера, а усилителей — повысить эффективность его действий. Однако Чарльз Манц и Генри Симс предлагают радикальное решение — так называемую концепцию саморуководства 19. В ее основе — два основных элемента: естественно мотивированные, самостоятельные, направленные на решение рабочих задач действия сотрудников и усилия, нацеленные на выполнение обязательных задач, денежное вознаграждение за выполнение которых не предусмотрено. Саморуководство требует от работников поведенческих навыков самостоятельной постановки задачи, контроля над процессом труда, внутреннего вознаграждения, моделирования рабочего процесса и самокритики. Кроме того, условием саморуководства является ментальная деятельность, направленная на формирование чувства естественного вознаграждения, возникающего при выполнении рабочих задач, и концентрацию на нем внимания, а также создание эффективных мыслительных стереотипов, таких как ментальные образы и разговор с самим собой.

Дениза — менеджер по безопасности труда и обучению компании Lakehead Pipeline, обслуживающей трубопроводы в Северной Канаде. Более 300 работников компании работают в географически удаленных регионах в небольших группах. Для того чтобы подготовить сотрудников к работе в критических ситуациях (аварии), тренировочные программы Денизы побуждают рабочих к саморуководству (во время работы в рамках стандартных операционных процессов). Рабочие должны самостоятельно ставить цели на рабочий день, оценивать свое поведение и контролировать соблюдение правил техники безопасности.

Могут ли работники обучаться саморуководству? Для этого им необходимо поддержка сверхруководителей (менеджеров, которые активно работают над развитием способностей своих подчиненных) 20. В основе сверхруководства элементы Теории Y. Предполагается, что менеджер должен обязательно заниматься самообразованием и моделировать его для своих подчиненных. Сверхруководители открывают подчиненным новые горизонты, поощряют саморуководство, стремясь к тому, чтобы оно заняло достойное место в желаемой культуре каждого работника. Точно так же как в случаях с другими субститутами руководства, сверхруководство может быть привлекательным для менеджеров в качестве желаемой цели, так как отказ от некоторых элементов директивного управления в определенной степени облегчает решение основных задач управления.

ТРЕНЕРСКИЙ СТИЛЬ

Одна из наиболее часто применяемых в отношении руководителя метафор — тренер. Но в настоящее время получила развитие практика, когда руководитель готовит и направляет команду, но не участвует в игре, время от времени «выбегая» к «кромке поля», чтобы внести некоторые коррективы в действия «учеников» или оказать воздействие на «судью». Их роль заключается в правильном подборе «игроков», в обучении и развитии подчиненных, которые участвуют в проблемно-ориентированных «установках перед матчами», на которых рассматриваются вопросы ресурсного обеспечения выполнения рабочих заданий и предложения работников. Некоторые из менеджеров утверждают, что «тренировки» занимают у них 50-60 % рабочего времени 21. На «учениях» и в «бою» они подбадривают и подгоняют «игроков», отмечают их достоинства и задают «работы над ошибками», демонстрируют поддержку и проводят неформальные консультации. Руководители-тренеры воспринимают свой стиль управления как поддерживающий, но временами им необходимо грубо «встряхнуть» подчиненных, отправить кого-то «на скамейку запасных», проявить жесткость.

 

Страничка менеджера

В своей книге «Каждый из нас — тренер» Дон Шьюла, удачливый в прошлом тренер бейсбольной команды Miami Dolphins и специалист по менеджменту Кен Бланчард приходят к заключению, что каждый руководитель обязан тренировать членов своих команд. Авторы высказывают предположение, что хороший менеджер-тренер (COACH) должен обладать следующими чертами:

1. (C onviction-driven) «Обреченность» на руководство (обладает четким видением перспектив развития организации и умением передать его подчиненным).

2. (O verlearning) Сверхобучение (посвящает все свое время и энергию подготовке работников к достижению поставленных целей).

3. (A udible-ready) Умеет слушать (осознает необходимость адаптации к внешним условиям и наделяет ключевых работников высокой степенью автономности, правом отклоняться от первоначального плана).

4. (C onsistency) Постоянство (осознает желание работников сотрудничать с предсказуемым менеджером и прилагает все усилия для того, чтобы не отклоняться от устойчивых стереотипов поведения).

5. (H onesty) Честность (устанавливает и подчеркивает важность своей индивидуальной системы ценностей, служит образцом этического поведения).

Д. Шьюла и К. Бланчард уверены, что функции тренера имеют первостепенное значение не только в спорте, но применимы ко всем взаимоотношениям менеджер —подчиненные, ибо позволяют наиболее эффективно реализовать способности сотрудников.

 

ДРУГИЕ ПОДХОДЫ

Кратко охарактеризуем еще два подхода к руководству. Важнейшую роль в переходный для организации период играют лидеры-провидцы, способные создать идеальный «портрет» компании в будущем и, используя свое коммуникативное искусство, убедить других людей в необходимости его реального воплощения. Проблемы трансформационного руководства и черты харизматических лидеров обсуждаются в гл. 15. Второй подход предполагает взаимовлияние и общение менеджеров и работников, которые и являются предметом исследования. Данная концепция образует базис рассматриваемой в гл. 9 концепции участия сотрудников организации в управлении.

ВОПРОСЫ

1. В чем состоят различия между управлением и руководством? Почему по мере повышения организационного уровня на первый план выходят концептуальные навыки руководителя?

2. «Для того чтобы быть хорошим руководителем, менеджер должен научиться подчиняться». Согласны ли вы с этим утверждением?

3. Как соотносятся Теория X или Теория Y и стили руководства, и прежде всего концепции ориентированного на обстоятельства руководства и сверхруководства? Прокомментируйте утверждение: «Философия управления управляет практикой».

4. Довелось ли вам выступать в роли руководителя? Какого стиля руководства вы придерживались? Какие ошибки вы, возможно, допустили?

5. Вспомните субституты и усилители руководителя. Какие из них, на ваш взгляд, имеют наибольший потенциал положительных воздействий и почему?

6. Модель принятия решения Врума основывается на предположении о том, что менеджеры обладают достаточной гибкостью, позволяющей им изменять стили руководства. Насколько правомерно такое допущение?

7. Какая из моделей руководства наиболее близка к концепции лидера-тренера? Почему?

Глава 9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.19.136 (0.01 с.)