Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Двухфакторная Модель Ф . Герцберга

Поиск

В основу предложенной в 1950-х гг. Фредериком Герцбергом двухфакторной модели мотивации легли результаты проведенных ученым исследований 7. Участвовавшим в них инженерам и бухгалтерским работникам предлагалось вспомнить периоды, когда они относились к своей работе особенно хорошо, а затем — когда они испытывали чувство разочарования. Затем респонденты описывали факторы, которые легли в основу позитивных и негативных ощущений. Ф. Герцберг пришел к выводу, что выделяемые участниками исследований предпосылки приятных и отрицательных ощущений носят принципиально различный характер. Предположим, респонденты выделяют в качестве причины возникновения позитивных чувств достижение поставленной цели. Однако неудача в решении задачи отнюдь не вызывает у них отрицательных эмоций. Респонденты относят их возникновение, к примеру, к политике компании.

ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ И МОТИВИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ. До Ф. Герцберга предполагалось, что мотивация и ее отсутствие связаны с противоположными факторами из одного и того же континуума. Ф. Герцберг же утверждал, что мотивация определяется двумя группами определенных, связанных с процессом труда факторов. Неудовлетворенность сотрудников вызывает прежде всего отсутствие таких условий, как гарантии работы и безопасность труда. Однако в общем случае их наличие обусловливает только нейтральное состояние работников (см. рис. 5.3), так как для этих факторов не характерно сильное мотивирующее воздействие. Такие потенциальные причины беспокойства и неудовлетворения Ф. Герцберг определил как гигиенические факторы (или поддерживающие), поскольку они необходимы для построения фундамента, на котором возможно поддержание разумного уровня мотивации работников.

Другая группа условий труда направлена в первую очередь на формирование мотивации, но отсутствие этих факторов обычно не вызывает отрицательных эмоций. Такого рода условия Ф. Герцберг отнес к мотивирующим факторам (мотиваторам, или факторам удовлетворения). На протяжении многих лет менеджеры не могли понять, почему политика опеки и дополнительные льготы не усиливают мотивацию работников. Идея разделения мотивирующих и поддерживающих факторов помогла ответить на этот вопрос: дополнительные льготы относятся, по Ф. Герцбергу, к гигиеническим факторам.

СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА И РАБОЧАЯ СРЕДА. С выделенными Ф. Герцбергом факторами вы познакомились на рис. 5.2. Такие мотиваторы, как достижения и ответственность, связаны по большей части непосредственно с процессом труда, с показателями деятельности сотрудника, с его личным признанием и ростом, т. е. с содержанием труда.

С другой стороны, поддерживающие факторы ассоциируются прежде всего с рабочей средой, поскольку они относятся в большей степени к внешней среде, в которой осуществляется процесс труда. Различие между содержанием труда и рабочей средой представляется весьма значительным, а значит, работники мотивированы в первую очередь тем, что они делают сами для себя. Если они берут на себя ответственность или стремятся к общественному признанию, значит, ими движут сильные мотиваторы.

ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ СТИМУЛЫ. Разница между содержанием труда и рабочей средой аналогична разнице между внутренними и внешними стимулами в психологии. Внутренние мотиваторы — это внутренние поощрения, которые человек ощущает в процессе труда, т. е. между трудом и поощрением присутствует прямая и часто непосредственная связь. Работник в такой ситуации самомотивирован. Внешние мотиваторы — это внешние поощрения, которые имеют место независимо от природы труда и не обеспечивают прямого удовлетворения в ходе выполнения рабочего задания (пенсионные программы, медицинские страховки, отпуска). Работники высоко ценят внешние мотиваторы, но они отнюдь не являются эффективными стимулами.

Рис. 5.3. Поддерживающие и мотивирующие факторы

 

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДВУХФАКТОРНОЙ МОДЕЛИ. Модель Ф. Герцберга проводит различия между необходимыми, но недостаточными для мотивации сотрудников гигиеническими факторами, и мотивирующими факторами, которые непосредственно влияют на уровень интенсивности усилий работников. Двухфакторная модель позволила расширить «арсенал» менеджмента, продемонстрировав потенциал внутренних поощрений, возникающих из процесса труда как такового. (Это заключение связано с целым набором других поведенческих понятий, таких как обогащение содержания труда, делегирование полномочий, саморуководство, качество трудовой жизни, которые мы будем рассматривать в следующих главах). Но менеджменту не следует пренебрегать факторами, создающими по крайней мере нейтральную рабочую среду. Кроме того, отсутствие должного внимания к гигиеническим факторам инициирует значительную неудовлетворенность работников.

Модель Ф. Герцберга (как и модель А. Маслоу) подвергается острой критике 8. Указывается, что ее применение носит ограниченный характер, поскольку модель базируется на исследованиях труда менеджеров, специалистов, «белых воротничков». Точное следование данной модели приводит к недооценке значения мотивирующих ролей оплаты труда, статуса и отношений сотрудников с коллегами (поддерживающие факторы). Поскольку Ф. Герцберг не проводит четкого различия между результатами воздействия двух групп факторов (см. рис. 5.3), а рассматривает основные тенденции, гигиенические факторы могут мотивировать часть сотрудников, а мотиваторы играют роль поддерживающих факторов для других работников. Представляется, что в конечном итоге модель несколько «привязана к методу», т. е. разделение двух групп факторов — продукт примененного Ф. Герцбергом подхода (анализ отчетов о положительном и негативном трудовом опыте).

МОДЕЛЬ СВР К. АЛДЕРФЕРА

В попытке преодоления слабостей рассмотренных нами моделей (и в первую очередь модели А. Маслоу) Клейтон Алдерфер предложил модифицированную (трехуровневую) иерархию потребностей (см. рис. 5.2)8. Ученый высказал предположение, что изначально работники заинтересованы в удовлетворении потребностей существования, объединяющих физиологические факторы и факторы безопасности (оплата труда, физические условия труда, гарантии рабочего места, дополнительные блага). Еще одна категория — потребности во взаимоотношениях (потребность быть понятым и воспринятым руководителями, подчиненными и коллегами, а также другими людьми). И наконец, потребности роста, включающие в себя стремление к самоуважению и самоактуализации.

Президент сети магазинов одежды считает, что перед его компанией открываются новые перспективы, и собирается открыть в дополнение к существующим девяноста магазинам-складам десять новых. Но в кабинет президента входит ведущий менеджер по маркетингу и заявляет, что ненавидит свою работу. «Что он, собственно, имеет в виду? — думает президент, приглашая посетителя присесть. — Вряд ли маркетолог озабочен гарантиями рабочего места или условиями труда. Возможно, речь пойдет о развитии управленческих возможностей?»

Разговор между президентом и менеджером по маркетингу может быть структурирован в соответствии с моделью СВР К. Алдерфера. Прежде всего президент должен завершить определение относительно насыщенных уровней потребностей менеджера.

Например, значительные различия в уровнях вознаграждения высших менеджеров привели к тому, что маркетолог ощущает неудовлетворенность потребностей существования (несмотря на высокую заработную плату и приличные премии). Или долгие часы работы в ходе подготовки к открытию новых магазинов, частые командировки оставляют неутоленной его потребность взаимоотношений. Наконец, если предположить, что на своей должности менеджер «достиг потолка», он, быть может, ощущает необходимость развития в областях, не имеющих отношения к маркетингу, и личностного роста в новых сферах.

Модель СВР отнюдь не ограничивается перегруппировкой уровней потребностей по А. Маслоу на три категории. В частности, модель СВР не предполагает такого строгого перехода от уровня к уровню, а допускает активизацию как всех трех, так и какого-то одного. Следовательно, индивид, испытывающий неудовлетворенность потребностей на любом из верхних уровней, может вернуться к основам и сконцентрироваться на нижнем уровне, после чего он вновь начинает подниматься по ступенькам потребностей. И наконец, принимая во внимание, что два первых уровня отчасти ограничены в своих требованиях, потребности роста не только не имеют пределов, но и, как только достигается удовлетворение на каком-то уровне, стимулируют дальнейшее движение индивида.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.110.231 (0.009 с.)