Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модель руководства «путь - цель»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В основе предложенной Мартином Эвансом и развитой Робертом Хаусом модели «путь—цель» лежит мотивационная модель ожиданий (см. гл. 6) 14. Приверженцы руководства «путь—цель» утверждают, что основное содержание деятельности руководителя состоит в использовании структур, обеспечении поддержки и вознаграждения работников, что позволяет создать атмосферу, способствующую достижению целей организации посредством создания целевой ориентации, а также выбора и корректировки пути к поставленным целям. Процесс «путь—цель» представлен на рис. 8.6. Руководители определяют потребности работников, задают необходимые цели, а затем определяют размер вознаграждения за их достижение, обеспечивая его четкую взаимосвязь с ожиданиями сотрудников и создавая благоприятные условия для их деятельности. Ожидаемые результаты процесса включают в себя уровень удовлетворения сотрудников процессом труда, одобрение ими действий руководителя и высокую мотивацию, что способствует высоким результатам в будущем.
Рис. 8.6. Процесс руководства в модели «путь—цель»
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ. Центральная роль в модели «путь — цель» отводится целям. Определение целей предполагает постановку руководителем как краткосрочных, так и долгосрочных рабочих задач и задает меру соответствия сотрудников и команд стандартам трудовой деятельности. Значение определения целей основывается на целенаправленности человеческого поведения (см. гл. 5). Члены группы испытывают потребность в восприятии поставленных перед ними целей как реально достижимых под руководством менеджера. В противном случае действия сотрудников носят хаотичный характер. КОРРЕКТИРОВКА ПУТИ. Определение целей — важный, но лишь один из элементов процесса руководства в модели «путь — цель». Менеджерам необходимо учитывать случайные факторы и доступный им диапазон возможностей руководства, и прежде всего следует оценить два вида поддержки. Руководитель обязан обеспечить как поддержку решения задачи, так и психологическую поддержку сотрудников. Поддержка задачи включает в себя деятельность менеджера по координации получения и использования необходимых для выполнения производственного задания материальных, финансовых и властных ресурсов, устранению внешних ограничений, контролю движения по «маршруту». Большое значение имеет и психологическая поддержка сотрудников, стимулирование членов группы к выполнению заданий. Вот как описывает работник телефонной станции действия руководителя, которому удается сочетать ориентацию на задачи и психологическую поддержку сотрудников: Один из наших начальников в западной зоне — настоящий лидер. Почему? Он внимателен к сотрудникам (психологическая поддержка) и не дает «спуску» в работе (поддержка задачи). Он энтузиаст в душе, а не по должности, и это заразительно. Подчиненным нравится работать под его началом и учиться у него. Он компетентен в том, о чем говорит, и относится к работникам не как к машинам, а как к разумным человеческим существам. И он ждет от них выполнения заданий. Он дает нам понять, насколько важна наша работа. 15 СТИЛИ РУКОВОДСТВА. Модель «путь — цель» предполагает, что роль руководителя состоит в оказании подчиненным помощи в осознании того, что должно быть сделано (цель) и как это должно быть сделано (путь). Лидер обязан показать работникам, что достижение целей выгодно и сотрудникам, и организации, что способствует возрастанию ожиданий подчиненных (действиям, направленным на достижение целей, и, как следствие, к заслуженному вознаграждению). Руководителю необходимо принять решение об индивидуальном подходе к каждому из подчиненных. В модели «путь — цель» выделяются несколько видов руководства: ♦ Директивное руководство — менеджер обращает особое внимание на распределение задач, стандарты эффективной работы и составление рабочих графиков. ♦ Руководство, основанное на поддержке, — лидер демонстрирует внимание к потребностям работников, их моральному состоянию, стремится к созданию благоприятных условий труда. ♦ Руководство, ориентированное на достижение целей, — менеджер возлагает на подчиненных большие надежды, внушает работникам уверенность в их силах, стремится к моделированию желаемого поведения. ♦ Участие в управлении — лидер предлагает работникам принять участие в принятии решений, заинтересован в использовании их предложений.
СИТУАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ. Одна из обязанностей руководителя — анализ основных ситуационных факторов, к которым относятся внешняя среда и специфические характеристики работников. Исследование первого предполагает определение степени структурированности рабочих заданий, совместимость его формальной системы прав и обязанностей с директивным подходом и участием в управлении, а также анализ уровня удовлетворения рабочей группой социальных потребностей работников. Оценка отличительных черт работника предполагает, что внимание руководителя концентрируется прежде всего на анализе исследования его траектории контроля, включающем в себя рассмотрение того, в какой степени индивид обязан своими достижениями собственным усилиям (внутренняя траектория, которая более подходит к стилю участия в управлении) и внешним факторам (внешняя траектория, адекватная, скорее, директивному стилю). Затем анализируется готовность сотрудника к восприятию воздействий других людей. Высокий уровень данного фактора благоприятствует директивному руководству, низкий — участию в управлении. И наконец, менеджер оценивает способность работника разобраться в поставленной задаче. Обладающие высокой уверенностью в себе сотрудники эффективно взаимодействуют с поддерживающим руководителем, сотрудники, испытывающие затруднения в поисках путей достижения целей, — с лидером, нацеленным на достижение результата. Приверженцы модели «путь — цель» указывают, что она позволила идентифицировать ряд новых вероятностных переменных руководства и отличительных черт лидера. Одно из достоинств модели состоит в том, что она позволяет установить непосредственную связь между стилем руководства и лежащей в его основе моти-вационной моделью. С другой стороны, необходимо продолжение исследований достоверности модели «путь — цель», ибо она имеет в значительной мере теоретический характер. Ученые получили доказательства того, что применение данной модели позволяет повысить степень удовлетворенности сотрудников руководителем группы, чего нельзя сказать о ее влиянии на показатели деятельности работников.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.118.36 (0.007 с.) |