Информация о случаях аморального поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информация о случаях аморального поведения



Гражданство в организации отнюдь не означает, что ее сотрудник слепо подчиняется непосредственному начальнику или исполнительному директору, лично участвует в противоправной деятельности, пусть даже под корпоративным знаменем, под давлением менеджмента идет на компромиссы с совестью, так или иначе нарушая общественные нормы. В том случае, когда менеджмент компании идет на противоправные или аморальные действия, сотрудник имеет возможность оказать им противодействие (см. рис. 11.8) 16. Один из вариантов — выступление в роли информатора, который сообщает сведения о незаконной или неэтичной деятельности внешним или внутренним должностным лицам.

Принято считать, что некоторые сотрудники организации активно выступают в роли информаторов 17. Кто-то из информаторов является опытным профессионалом, другие чувствуют себя обязанными отстаивать общественные или коллективные интересы, третьи просто настроены против работодателя.

Один из самых показательных примеров — сообщение одного из служащих компании-поставщика военной техники, завышавшей стоимость контрактов с Пентагоном. Федеральный суд оштрафовал компанию на $ 55 млн, а информатор получил вознаграждение в сумме $ 7,5 млн в соответствии с Актом о заведомо ложных претензиях 1986 г.

Обращаясь к общественности, информаторы надеются оказать давление на организацию, с тем чтобы компания приняла меры, направленные на исправление ситуации. Несмотря на защиту закона, некоторые информаторы подвергаются репрессиям со стороны организаций (преследование, перевод или увольнение). Уменьшить потребность в информаторах позволяет создание условий для выражения мнений работников внутри организации, поощрение их социальной активности (системы предложений, обратная связь, собрания с участием высших менеджеров).

 

 

Рис. 11.8. Альтернативные реакции сотрудника на противоправные действия

 

ВОПРОСЫ

1. Опишите модель легитимности организационных воздействий.

2. Не нарушали ли работодатели ваши права на частную жизнь?

3. Предположим, вы исполняете обязанности менеджера. Вам стало известно, что один из работников не так давно был инфицирован вирусом СПИДа. Один из его коллег отказывается работать рядом с вирусоносителем. Какие действия вы предпримете?

4. Вспомните организацию, в которой вы когда то работали. Как бы вы оценили основные характеристики исполнявшихся вами рабочих заданий?

5. Не припомните ли вы случаи проявления вами безответственности по отношению к организации, в которой вы работали (работаете)?

6. При каких условиях вы решились бы на критику работодателя или коллеги?

Глава 12

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ГЛАВЫ

Природа и типология конфликтов

Последствия конфликтов и стратегии их разрешения

Ассертивное поведение

Трансакционный анализ

Типология власти

Организационная политика и влияние

 

Значительную часть рабочего дня они [эффективные руководители] улаживают конфликты между своими сторонниками и противниками, между подчиненными, разъясняя им, что расхождения во взглядах — неотъемлемая часть общественной жизни.

Ренато Таджиури 1

 

Менеджмент большинства организаций убежден, что ни один из представителей рода человеческого не достоин доверия, ни на кого нельзя полагаться (даже в самой малости).

Чарльз Хэнди 2

 

Джойс и Джоан обсуждают проблемы развития компании, но дискуссия менеджеров грозит выйти за рамки «парламентской». Джойс отстаивает стратегию роста организации, утверждая, что ее ближайшие цели должны заключаться в поглощении основных конкурентов. Джоан же считает, что реализации предложений коллеги будет означать неминуемое банкротство компании. «Что же ты предлагаешь?» — в вопросе Джойса нескрываемый сарказм. «Я считаю, что мы обязаны заняться укреплением наших рыночных позиций, — отвечает Джоан. — Давно пора увеличить инвестиции на разработку нового продукта, перейти к агрессивному маркетингу и сократить численность персонала». Прежде чем продолжить дебаты, Джоан и Джойс решили еще раз, не давая волю эмоциям, проанализировать проблему, внимательно отнестись к аргументам коллеги, ведь менеджеры делают общее дело. Такая позиция сторон позволила избежать возникновения острого конфликта.

Организациям, по определению, необходимы сотрудники, обладающие навыками взаимодействий и общения друг с другом (нередко в парах, как в случае с Джоан и Джойсом). В идеале такого рода межличностные взаимоотношения предполагают продуктивность, сотрудничество и удовлетворение участвующих в них лиц. В реальной же организации идеал чаще всего так и остается «светлым образом».

Практически все возникающие в процессе труда взаимоотношения рано или поздно приводят к конфликтам. Но их характер (конструктивный или деструктивный) зависит прежде всего от установок и навыков сторон (а также от имеющегося в их распоряжении времени и других ресурсов). В этой главе мы исследуем теоретические концепции возникновения и выхода из конфликтов. Очевидно, что если работник организации стремится быть услышанным коллегами и менеджерами, он должен уметь обосновывать и отстаивать свои позиции. Наше исследование навыков эффективных коммуникаций основывается на трансакционном анализе.

Один из основных источников различий властных полномочий сотрудников в крупных организациях — межличностное поведение. Наш анализ источников власти в организации позволяет идентифицировать те из них, которые мы относим к конструктивным. И наконец, мы рассмотрим проблемы организационной политики и стратегий межличностного влияния.

КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

ПРИРОДА КОНФЛИКТА

Как считает Р. Таджиури, конфликты — «неотъемлемая часть общественной жизни». Под конфликтом мы понимаем любую ситуацию, в которой его субъекты (два или более) воспринимают позиции контрагентов как противоположные. Конфликт — это межличностный процесс, в основе которого — расхождения участвующих в нем сторон по поводу целей или методов их достижения. В споре Джойс и Джоан стороны отстаивают не только различные цели, но и специфические методы их достижения (прецедент более сложного конфликта). Конфликты различных интересов неизбежны, но в некоторых организациях они разрастаются до «вселенских» масштабов. В соответствии с выводами одного из исследований участие в конфликтных ситуациях занимает до 20 % рабочего дня менеджеров, выступающих их непосредственными участниками или посредниками между подчиненными 3. Очевидно, что понимание природы конфликтов и обладание навыками их разрешения — неотъемлемая составляющая управленческого искусства.

Проводимые в организациях исследования позволяют сделать вывод, что межличностное поведение играет весьма важную роль в деятельности менеджеров. В качестве одной из основных причин провалов имевших хорошую репутацию управленцев обычно называется «напряженность в отношениях с другими людьми». В обобщенном портрете потерпевшего фиаско европейского менеджера преобладают такие «краски», как напряженность, зависимость, утрата чувства собственного достоинства, критиканство, неспособность к созданию доверительных отношений. Подобные личностные характеристики делают его конфликт с руководством или подчиненными неизбежным.

УРОВНИ КОНФЛИКТА

«Вспышка» конфликта может быть зарегистрирована как между работниками на производстве, индивидом и группой, так и между конкурирующими организациями (в гл. 4 мы затрагивали проблемы ролевого конфликта (различных ролевых ожидания) и ролевой неопределенности (отсутствие четкого понимания необходимых действий)).

ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ. Основная причина большинства ролевых конфликтов сотрудников организаций — противоречащий их воззрениям прямой приказ непосредственного начальника или одного из руководителей компании. Значительно реже внутриличностный ролевой конфликт возникает вследствие противоречий исполняемых индивидом ролей, когда, к примеру, менеджер исполняет обязанности руководителя команды, который обязан добиваться привлечения дополнительных ресурсов, и в то же время является ответственным за сокращение операционных расходов должностным лицом.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ. Межличностные конфликты представляют собой серьезную проблему, ибо оказывают значительное влияние на человеческие эмоции (прежде всего в тех случаях, когда индивид защищает свой имидж и самооценку от дискредитации). Непосредственная угроза самооценке человека чревата серьезными столкновениями и осложнением взаимоотношений с другими людьми. Нередко причиной ссор становится несовместимость темпераментов участвующих в конфликте сторон, неэффективные коммуникации или различия в восприятии или оценках событий.

МЕЖГРУППОВОЙ КОНФЛИКТ. Острые конфликты (по большому счету напоминающие вражду молодежных группировок) нередко возникают между подразделениями или отделами организации, когда каждая из сторон стремится одержать верх в «стычке», добиться расширения зоны своего влияния и власти и улучшить собственный имидж. Причины такого рода столкновений — различные подходы к проблемам, преданность группе и борьба за ресурсы. На конкурентном рынке каждая организация ограничена в доступе необходимых для ее деятельности ресурсов и направлениях их использования, а значит, функционирующие в ней группы испытывают недостаток средств. «Зерна» межгрупповых конфликтов «прорастают» везде, где ограничены ресурсы (к примеру, производственное подразделение компании нуждается в новом оборудовании, а отдел продаж настаивает на расширении своего штата).

Ранее мы отмечали, что некоторые конфликты носят конструктивный характер. Данное утверждение справедливо и для межгрупповых взаимодействий, когда открытая форма конфликта (в отличие от «тлеющей») и поиск взаимоприемлемого решения способствуют устранению проблемы. До тех пор пока стороны не сформулировали проблему, ее невозможно ни осознать, ни проанализировать. В то же время межгрупповой конфликт мотивирует противостоящие группы к его разрешению и достижению нового состояния равновесия. Приверженцы подобных воззрений настаивают на необходимости периодических искусственно раздуваемых конфликтов. С другой стороны, в определенных ситуациях требуется погасить неожиданно разгоревшийся конфликт, чтобы не допустить разрушительных для организации последствий. Задача менеджмента заключается в управлении конфликтами (акцент на конструктивном характере противоречий и противодействие бесконтрольному распространению «огня амбиций»).

ИСТОЧНИКИ КОНФЛИКТА

Причины возникновения межличностных конфликтов различны (см. рис. 12.1):

Организационные изменения. Сотрудники организации придерживаются различных воззрений относительно направления развития организации, конкретных «маршрутов» к намеченным целям, принципов использования ресурсов и возможных результатов. Ускорение технологических, политических и социальных изменений, глобализация экономики предопределяют неизбежность перманентных организационных трансформаций.

Личностные расхождения. В гл. 1 упоминалось, что концепция индивидуальных различий является одним из краеугольных камней ОП. Мысли, восприятия, поведение людей сугубо индивидуальны. Некоторые из наших знакомых просто «идут по неправильному пути», но мы даже не можем сформулировать, в чем состоит их главная «ошибка». Личностные расхождения могут послужить источником конфликта, но они же являются одним из основных условий конструктивных решений. Необходимо принимать, уважать и уметь использовать эти различия.

 

Рис. 12. 1. Модель процесса разрешения конфликта

 

Различные системы ценностей. Каждый из нас имеет особые системы убеждений и ценностей, во многом определяющие наше поведение. Возникающие на их основе конфликты обычно более сложны, чем разногласия по поводу характеристик продуктов, производственных проблем или кампаний по продвижению.

Угроза статусу. В гл. 4 мы указывали, что статус, или социальный ранг, личности в группе имеет огромное значение для многих людей. В случае возникновения угрозы статусу индивида стремление к сохранению лица превращается в основную движущую силу его борьбы за сохранение желаемого имиджа. Конфликт обычно возникает между защищающим свою самооценку человеком и «агрессором».

Контрастирующие восприятия. Различный жизненный опыт и ожидания определяют наше индивидуальное восприятие бытия. Поскольку для каждого из нас восприятие почти тождественно реальности (более того, мы распространяем его и на чувства окружающих), человек очень часто просто не допускает и мысли о возможности иных воззрений. Даже в тех случаях, когда индивиды стремятся разобраться в аргументах оппонентов, рассмотреть проблему с отстаиваемых ими позиций, угроза возникновения конфликта сохраняется.

Недостаток доверия. Продолжительные взаимоотношения индивидов и групп предполагают, что между ними существует определенная степень доверия — способности определять свои действия, полагаясь на высказывания и поступки другой стороны. Доверие открывает границы, побуждает к действиям и обогащает социальную ткань организации. Доверие создается годами, но разрушено оно может быть одним словом, одним жестом. Если одна из сторон считает, что у нее есть основания не доверять другой, возникает возможность конфликта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.151.158 (0.021 с.)