Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наблюдение за деятельностью неформальной организации

Поиск

Прежде всего менеджменту необходим визуальный портрет неформальной группы, так называемая сетевая диаграмма, или схема неформальной организации 8. Обычно профессиональный «художник» делает акцент либо на выражаемых членами группы чувствах (например, привлекательность, антипатия или безразличие), либо на демонстрируемом ими поведении. Идентификация взаимоотношений внутри группы позволяет определить пользующихся наибольшим доверием ее участников или выбрать человека, которому удастся добиться удовлетворительного компромисса даже в тех случаях, когда его аргументы воспринимаются как сомнительные. Обычно сбор необходимых для создания портрета «красок» осуществляется либо посредством прямого наблюдения, либо в ходе анкетирования членов группы. Сетевые диаграммы (пример простейшей представлен на рис. 13.2) позволяют выделить наиболее авторитетных членов группы (таких «звезд», как Таня или Джеки), «изгоев» (Каролина), о достоинствах которых коллеги и не подозревают, и принципиальные различия между оценками людей и реальной ситуацией.

 

Рис. 13.2. Пример сетевой диаграммы взаимодействий во время выполнения рабочего задания

ВЛИЯНИЕ ФОРМАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Поскольку неформальные организации находятся вне сферы контроля менеджмента, их невозможно запретить приказом по компании. Да и не следует пытаться «вычерпать море детским ведерком». Менеджменту необходимо научиться взаимодействовать с ними, оказывать влияние и на группы и на их членов:

1. Примите и поймите неформальные организации своей компании.

2. Определите принятые в них установки и образцы поведения.

3. Прежде чем предпринять какие-то действия по отношению к неформальным группам, оцените возможные последствия.

4. Постарайтесь найти взаимоприемлемый компромисс между интересами неформальной группы и требованиями компании.

5. Избегайте ненужных угроз в отношении участников неформальных организаций.

Наиболее желаемая комбинация формальной и неформальной организации предполагает, что официальные структуры обеспечивают движение взаимодействующих между собой групп и команд компании к общим целям. Другими словами, неформальная организация должна быть достаточно сильной, чтобы оказывать поддержку менеджменту в решении поставленных задач, но руководство компании не имеет права позволить ей занять «господствующие высоты».

ФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

|«О, нет! Ни слова о заседаниях! Сегодня только среда, а я уже побывал на пяти совещаниях. А когда же заниматься делом?»

Вам не раз приходилось слышать подобные высказывания (хотя бы в кинофильмах), не так ли? Одно из обследований показало, что многие менеджеры оценивают такого рода собрания как настоящую «черную дыру», просто пожирающую их рабочее время. Шла ли речь о заседаниях руководства, конференциях специальных команд или комитетов, но время, проведенное в формальных группах, всегда описывалось как пустая трата времени, источник конфузов и дезинформации, попытка индивида, обязанного принять решение, спрятаться за «спиной коллектива». Но, невзирая на мнение широких масс менеджеров, ежедневно «рождаются» все новые и новые комитеты, деятельность которых по-прежнему является важной частью жизни организации.

Возникает впечатление, что некоторые комитеты призваны стимулировать конфликты, а не анализировать проблемы, навязывать их членам готовые решения, выставить «дымовую завесу» некомпетентности. Эмоциональное поведение некоторых сотрудников отвлекает внимание членов комитета от важнейших проблем, в то время как формирование эффективных внутригрупповых отношений предполагает проявление понимания.

КОМИТЕТЫ

Для создания формальных групп имеется множество оснований — необходимость генерации идей, принятия решения, обсуждения вопросов и оценки ресурсов, мониторинга или конструктивной обратной связи 9. Комитет — это особого рода совещание группы, на котором ее членам в соответствии с исполняемыми ролями делегированы права (один участник — один голос) для принятия оперативных решений. Таким образом, если в комитет входят начальник и подчиненный, они, как члены группы, наделены равными правами. Более того, в силу имеющегося опыта, интересов или знания проблемы подчиненный может пользоваться большим влиянием. В тех случаях, когда члены комитетов не умеют абстрагироваться от обычно исполняемых ими ролей и рабочих взаимоотношений, в группе возникают специфические межличностные проблемы.

ОСНОВНЫЕ СИСТЕМНЫЕ ФАКТОРЫ

Эффективное управление деятельностью комитета предполагает использование рассмотренных нами в гл. 1 системных концепций (см. рис.13.3). Принятие решения о формировании комитета требует тщательного анализа входов (число участников, их состав, рассматриваемые проблемы), групповых процессов (руководящие роли и альтернативные групповые структуры) и выходов (качество решений и групповая поддержка).

 

Рис. 13.3. Системный подход к формированию эффективного комитета

 

ЧИСЛО УЧАСТНИКОВ. Размер группы непосредственно влияет на эффективность ее деятельности. В том случае, когда число участников группы превышает семь человек, устойчивые коммуникации устанавливаются только между «избранными» ее членами, что воспринимается остальными как утрата возможности непосредственного общения. Если расширение состава участников группы вызвано необходимостью представления в ней различных точек зрения, требуется предпринять дополнительные усилия для обеспечения устойчивых коммуникаций. Наиболее предпочтительное число членов группы — пять человек. Деятельность комитетов с числом участников менее пяти осложняется конфликтами по поводу разделения власти.

СОСТАВ. Как правило, руководители комитетов и специальных групп имеют возможность выбирать их членов в соответствии с целями комитета, интересом потенциальных участников группы к проблеме, опытом их деятельности и взаимоотношениями.

В одном из исследований была предпринята попытка выделить личностные характеристики наиболее приемлемых с точки зрения менеджмента кандидатов для участия в специальных комитетах. Руководители компаний предпочитают видеть в них индивидов, проявляющих высокий интерес к проблемам и пользующихся уважением высшего менеджмента. Значение таких характеристик, как уровень компетентности, коммуникабельность, отношение к позиции руководства, определяется спецификой формируемого комитета.

ПОВЕСТКА ДНЯ. Рабочие совещания протекают как бы в на двух уровнях, первый — это официальная задача группы, или формальная повестка дня, второй — частные эмоции и мотивы ее участников, которые не принято выставлять на «всеобщее обозрение» 10. Тем не менее они оказывают серьезное влияние на деятельность группы и образуют так называемую скрытую повестку дня совещания, поводом для актуализации которой нередко становится кризис в решении формальных вопросов, что еще более осложняет ситуацию. И, наоборот, иногда группа топчется на месте, а затем внезапно происходит прорыв. И вновь причина продвижения — решение проблем скрытой повестки дня (даже если члены группы не догадывались о том, что они постоянно работали над ними). Так, если на первом месте для одного из членов комиссии стоит проблема взаимоотношений с другим ее участником (скрытая повестка дня), он не будет уделять должного внимания обсуждаемым вопросам до тех пор, пока не будет удовлетворительно решена его частная задача.

РОЛИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ. Каждая формальная группа нуждается не только в руководителе проекта, но и в социальном лидере 11. Примеры обязанностей лидеров группы представлены в табл. 13.3. Основная задача участвующего в совещании руководителя проекта заключается в том, чтобы помочь членам группы совместно достичь поставленных целей посредством создания необходимой структуры и постановки проблемы, предоставления и поиска данных, периодической оценки правильности «маршрута» и достижения согласия участников.

Работа группы может быть осложнена тем, что идеи и действия руководителя проекта негативно оцениваются ее членами. Огромную роль в восстановлении и поддержке взаимоотношений в группе играет ее социальный лидер (признание ценности вклада в достижение цели, поиск компромиссных решений, поддержка участников). Особенно трудной задачей является привлечение к ее деятельности индивидов, которые не пользуются расположением большинства членов группы. Роли руководителя проекта и социального лидера могут исполняться как одним «актером», так и «дуэтом». В последнем случае большое значение имеет организация взаимодействия лидеров.

 

 

Таблица 13.3. Задачи руководителя проекта и социального лидера

Роль руководителя проекта Роль социального лидера
♦ Определение цели группы или формулирование проблемы ♦ Побуждение членов группы к изложению фактов, высказыванию идей и мнений ♦ Предоставление данных, высказывание идей и мнений ♦ Анализ вызывающих сомнения моментов, обеспечение структуры ♦ Подведение итогов дискуссии ♦ Определение момента достижения согласия членов группы ♦ Поддержка участия членов группы в совместной работе, публичное одобрение высказываемых идей ♦ Наблюдение за настроением группы, побуждение ее участников к выражению своих чувств ♦ Поиск компромиссов ♦ Побуждение членов комитета к анализу возможных ошибок и просчетов ♦ Стимулирование к совместной работе всех членов группы ♦ Оценка эффективности деятельности группы

 

Пример совещания, на котором члены группы проявляют среднюю активность, представлен на рис. 13.4. На этом заседании с руководителем общались все члены группы, за исключением Флеминга. Коммуникации 7 из 10 участников совещания были направлены преимущественно на ближайших соседей (возможно, в силу большого числа членов комитета). Смит и Флеминг принимают в совещании чисто формальное участие, а остальные сотрудники весьма активны. Из диаграммы следует, что для поддержания дискуссии руководитель комитета предпочитает обращаться с вопросами к его членам.

Структурные подходы

Совещания членов комитета обычно протекают в форме открытого обсуждения проблемы или вопроса. Кроме того, для достижения определенных целей и обеспечения надлежащего контроля над процессом используются такие альтернативных структуры, как мозговой штурм, номинальные группы, метод Дельфи и диалектическое исследование.

МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА. Основная цель метода мозгового штурма состоит в организации и стимуляции выдвижения и обсуждения креативных идей в небольших группах (до 8 участников) 12. Предполагается, что члены «штурмовой» команды руководствуются следующими правилами:

1. Генерирование максимально возможного числа идей.

2. Проявление изобретательности, сообразительности, смекалки.

3. Активно дополняют выдвигаемые предложения, стремятся использовать все самые ценные идеи.

4. Воздерживаются от какой-либо критики.

Успех мозгового штурма зависит от способностей каждого из участников группы, умения воспринимать новые идеи, использовать их для генерации собственных предложений и донести их до коллег.

В основе метода мозгового штурма лежат два основных принципа. Первый — уважение чужого мнения, когда во всех, казалось бы бесполезных и непрактичных, предложениях группа стремится найти рациональное зерно. Непосредственно во время «штурма» каждый сотрудник записывает свои идеи и предложения коллег, оценка которых выносится позже (разделение процесса «рождения» идеи и ее оценки). Реализация данного принципа побуждает членов группы генерировать смелые, уникальные идеи, не заботясь о том, что подумают об их авторе другие участники. Второй принцип предполагает неизбежность перехода количества в качество, ибо в потоке новых идей непременно появляются действительно интересные предложения. В сравнении с традиционными подходами (предполагающими совмещение процесса выдвижения возможных решений и их обсуждения) мозговой штурм способствует «рождению» огромного числа концепций. На мозговой штурм обычно отводится от 10 до 60 минут.

К участию в мозговом штурме следует привлекать настоящих энтузиастов, активность которых в решении проблемы превышает средний уровень, отличающихся четкой ориентацией на задачу. Поскольку в генерировании и развитии идей принимают участие все члены группы, каждый из них воспринимает окончательное решение как свое собственное. Основные проблемы данного метода заключаются в том, что некоторые члены группы опасаются невостребованности своих предложений, боятся, что высказывание ими парадоксальной идеи и последующая критика негативно повлияют на сплоченность группы. Кроме того, во время собственно «штурма» требуется четко соблюдать принцип, в соответствии с которым во время речи кого-либо из участников не допускаются посторонние реплики, так как члены группы должны успеть записать суть высказывания.

В последнее время широкое применение получил метод электронного мозгового штурма, когда обсуждение высказываемых идей осуществляется посредством компьютерных терминалов. Исследования показывают, что использование данного метода приводит к увеличению числа поступающих от каждого члена группы предложений (в силу совмещения процессов генерации и записи идей) 13. Кроме того, респонденты указывают, что данный метод позволяет им чаще принимать участие в коллективных «атаках» и отличается большей гибкостью (отсутствие необходимости «встречаться» в одно и то же время).

МЕТОД НОМИНАЛЬНОЙ ГРУППЫ. Участие в номинальной группе предполагает, что до момента принятия решения взаимодействия ее членов в максимальной степени ограничиваются 14. Обычно работа такой группы осуществляется в соответствии со следующими правилами:

1. Участники группы знакомятся с проблемой на совместном собрании.

2. Каждый из них самостоятельно разрабатывает решение.

3. Предложения членов группы доводятся до коллег в структурированном формате (к примеру, анонимные оценки предложенных вариантов, что исключает давление со стороны более опытных сотрудников).

4. Участники получают возможность задать уточняющие вопросы (в течение ограниченного отрезка времени).

5. Решение принимается по результатам суммирования анонимных оценок предложений.

Метод номинальной группы предполагает различные степени участия сотрудников в решении проблемы, отсутствие давления на коллег во время дискуссии, жесткий временной контроль. К его недостаткам следует отнести формализацию процедур, что не позволяет воспользоваться выгодами обмена идеями.

Исследователи проанализировали качество предлагаемых номинальной группой в ходе обсуждения стратегии маркетинга компании решений. Возникающие на различных этапах процесса идеи оценивались на предмет качества и креативности. Оказалось, что в номинальных группах наиболее качественные (практичность, широта воздействия, долговременное влияние) идеи предлагаются в начале дискуссии, а творческие (средний уровень качества) — в конце обсуждения. Было предложено два возможных объяснения. Во-первых, пример выступающих с предложениями коллег позитивно воздействует на других сотрудников. Во-вторых, постепенно участники обсуждения осознают, что высокая структурированность процесса не допускает критики идей и давления коллег.

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ПО МЕТОДУ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК. Дельфийский метод предполагает, что для решения проблемы формируется группа из экспертов по данному вопросу или имеющих необходимую информацию сотрудников, руководитель которой распространяет среди участников заранее подготовленные анкеты. Обмен мнениями членов группы обычно происходит в письменной форме. Данный

метод широко используется при составлении прогнозов развития рынков или компании (например, оценка объема продаж в ближайшие десять лет). Заключения участников обобщаются и вновь направляются респондентам, которые, используя дополнительную информацию, уточняют свои прогнозы. Данный процесс может повторяться несколько раз до тех пор, пока не будут получены достаточно близкие прогнозы, на основе которых готовится итоговый доклад 15.

Эффективность метода Дельфи определяется временем, которым располагают эксперты, их опытом, уровнями коммуникаций и мотивации сотрудников. К его преимуществам обычно относят:

♦ Отсутствие проблем, связанных с личным общением членов группы.

♦ Эффективное использование времени экспертов.

♦ Достаточное для размышлений и анализа проблем время.

♦ Разнообразие и качество генерируемых идей.

♦ Высокую точность прогнозов.

Внедрение новых компьютерных технологий повлияло и на организацию процесса вынесения экспертных оценок. В частности, использование персональных компьютеров позволяет существенно сократить время, необходимое для организации исходных данных и осуществления обратной связи.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ. В некоторых случаях группы, деятельность которых основывается на личных взаимодействиях, быстро приходят к одному из решений, упуская из виду более эффективные (в силу неприятия участниками группы заседаний или отсутствия у них желания обсуждать острые вопросы). Один из возможных выходов предлагают сторонники диалектического метода принятия решения (ДМПР), у истоков разработки которого стояли великие древнегреческие философы Платон и Аристотель 16. Основные шаги ДМПР приведены на рис. 13.5.

 

Рис. 13.5. Основные шаги диалектического метода принятия решений

 

На первом этапе руководитель обязан четко сформулировать обсуждаемую проблему. Затем участники группы предлагают два или более возможных ее решения. Основной этап процесса — определение членами группы принципов (очевидных или неявных), которые лежат в основе каждого предложения. Участники комитета разбиваются на несколько подгрупп, в которых они изучают относительные достоинства и недостатки предложений. Ознакомившись с представленными доводами «за» и «против» каждого варианта, группа принимает окончательное решение (выбор одного из предлагаемых вариантов действий, компромисс или выдвижение нового предложения).

ДМПР позволяет членам группы тщательно проанализировать предложения, взвесить аргументы «за» и «против», повышается уверенность в себе авторов идей. К недостаткам метода следует отнести излишнюю склонность членов группы к компромиссам во избежание конфронтации и повышенное внимание к доводам «против», в ущерб поиску позитивных решений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.7.53 (0.012 с.)