Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Недирективное консультированиеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
На противоположном полюсе континуума находится недирективное, или ориентированное на клиента, консультирование, т. е. процесс квалифицированного ознакомления с проблемами сотрудника, поощрение его к анализу их причин и принятию адекватных решений. Данный тип психологического консультирования предполагает акцент на сотрудника, когда консультант добровольно отказывается от исполнения ролей советчика и судьи. Однако злоупотребление данным стилем может привести к тому, что менеджер будет уделять недостаточное внимание своим обязанностям по нормальному директивному руководству. Недирективное консультирование одновременно развивалось двумя группами исследователей: Элтоном Мэйо, Фрицем Ротлисбергером и их коллегами в компании Western Electric и Карлом Роджерcом и его коллегами 8. Ниже приводится пример практического применения принципов недирективного консультирования: Гарольд Пейс обратился к консультанту, Дженис Петерсон, за помощью, и она постаралась построить такие взаимоотношения, которые поощряли бы сотрудника к свободному рассказу о проблемах. Она объяснила Г. Пейсу, что постарается помочь ему понять проблему и успешно справиться с ней, избегая каких-либо конкретных рекомендаций. Во время рассказа сотрудника консультант поощряла его выражать свои чувства, проявляла интерес к его идеям. Когда негативные эмоции иссякли, Г. Пейс получил возможность выразить одно-два позитивных ощущения. Консультант поощряла выражение позитивных эмоций и принимала их, не пытаясь порицать или хвалить (точно так же как и при выражении негативных чувств). Через некоторое время, на новой встрече, Г. Пейс высказал свои соображения по поводу причин своих проблем и предложил возможные способы их устранения. Постепенно он самостоятельно выбрал направление позитивных действий. Впоследствии Г. Пейс почувствовал снижение потребности в помощи консультанта. В ходе развития взаимоотношений психологического консультирования важно, чтобы консультант разделял чувства сотрудника, а не судил о них, высказывая критику или похвалу, поскольку суждения и оценки могут помешать работнику свободно раскрыть свои истинные чувства. Основная идея заключается в том, чтобы предоставить работнику возможность обсуждать свои ощущения, исследовать возможные решения и находить решение проблем. Основные различия между недирективным и директивным психологическим консультированием представлены в табл. 16.4, из которой следует, что при недирективном психологическом консультировании основным действующим лицом является консультируемый работник, в то время как при директивном консультировании — консультант. ПРИМЕНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛАМИ. Профессиональные консультанты нередко используют определенные формы недирективного консультирования, осуществляют как восходящие, так и нисходящие коммуникации. Недирективное консультирование позволяет наиболее эффективно осуществлять эмоциональную разрядку, за которой, как правило, следует прояснение сознания. Уникальное преимущество недирективного консультирования заключается в способности приводить к переориентации работника, так как консультант делает акцент на изменении личности, а не на решении текущих проблем. Профессиональные консультанты обращаются с каждым консультируемым как с равным им человеком в социальном и организационном плане. Они внимательно и сочувственно выслушивают рассказ о проблемах сотрудника и стараются помочь ему найти адекватный способ поведения. Консультанты особенно внимательно воспринимают содержащуюся между строк информацию, что позволяет получить более полное представление о чувствах работника, ищут истинные причины событий и чувств (которые могут быть настолько болезненными, что сотрудник избегает говорить о них). Как показано на рис. 16.5, недирективное психологическое консультирование следует модели консультирования «Айсберг», которая предполагает, что выражаемые сотрудником эмоции — лишь малая доля его чувств. ОГРАНИЧЕНИЯ. При всех перечисленных преимуществах недирективное консультирование имеет определенные ограничения. Прежде всего оно требует больших затрат времени (а значит, является более дорогостоящим, что ограничивает число имеющих возможность получить помощь), чем директивное психологическое консультирование. Профессиональные консультанты должны иметь соответствующее образование. Результаты недирективного консультирования, кроме того, во многом зависят от способностей и желания работников, которые, как предполагается, должны осознанно стремиться к восстановлению психического здоровья, обладать достаточным социальным интеллектом, чтобы понять, какие проблемы им необходимо решить, и эмоциональной устойчивостью, необходимой для их устранения. Недирективный консультант должен проявлять особую осторожность, чтобы не стать «костылем», на который могут опереться сотрудники, манкирующие своими должностными обязанностями. В некоторых случаях, когда происходит возвращение сотрудника к инициировавшей его проблеме окружающей среды, применение психологического консультирования нецелесообразно. В такой ситуации консультант может выйти за рамки своей обычной роли и посоветовать руководству предпринять корректирующие действия.
Таблица 16.4. Основные различия между недирективным и директивным консультированием
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.42.59 (0.008 с.) |