Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ Регулирования поведенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основное достоинство методов ОП Рег состоит в том, что они превращают менеджеров в сознательных носителей функции мотивации, что поощряет управленцев анализировать поведение сотрудников, идентифицировать причины поступков подчиненных и определять специфические последствия, которые помогут изменить их поведение в желаемом направлении. Неотъемлемая составляющая этой стратегии — оценка качества выполнения рабочих заданий и признание заслуг сотрудников (обратите внимание на открывающую гл. 5 цитату из работы Луиса Луиса Ричмана), что является весьма действенным стимулом подкрепления. Основные руководящие принципы стратегии регулирования поведения представлены в табл. 5.3. Ее успешная реализация позволяет добиться значительных улучшений в избранных сферах (уменьшение числа прогулов, опозданий и т. д.). Компания Collins Food International использовала ОП Рег для изменения поведения сотрудников бухгалтерии. Одна из целей заключалась в снижении коэффициента ошибок в счетах. Были проведены исследования соответствующих показателей, после чего менеджеры провели собрание, на котором обсудили с сотрудниками полученные результаты и поставили новые задачи. Работники, которым удалось добиться уменьшения количества ошибок за определенный период, были поощрены, сотрудникам регулярно сообщали о достигнутых показателях. В результате в секторе оплаты счетов коэффициент ошибок снизился с 8 до менее чем 0,2 %. Методы ОП Рег хорошо зарекомендовали себя в больницах в таких видах деятельности, как регистрация пациентов, ведение учета историй болезней и выставление счетов пациентам за медицинские услуги. Например, в одной из клиник среднее время, необходимое для регистрации одного поступившего пациента, было сокращено с 44 до 14 мин, а канцелярские затраты на одну регистрацию снизились с 15,05 до $ 11,73. Методы изменения поведения критикуются по «всем направлениям», включая теоретические принципы, на которых они основываются, и их практическую ценность (см. «Страничкy менеджера»). Таблица 5.3. Основные практические принципы стратегии регулирования поведения Определите конкретные характеристики желаемого поведения. Убедитесь, что ожидаемое поведение находится в рамках возможностей работника. Примите решение об интенсивности и размерах ценных для работников поощрений, которые будут способствовать изменению их поведения. В чем состоит связь между желаемым поведением и поощрениями? Используйте положительное подкрепление во всех случаях, когда это возможно. Наказания применяются только в исключительных случаях и для определенных типов поведения. Для развития желаемого поведения используйте методику формирования. Постарайтесь до минимума сократить интервал между правильной реакцией сотрудника и подкреплением. Подкрепление должно осуществляться достаточно часто в соответствии с выбранным графиком.
Прежде всего указывается, что под воздействием ОП Рег и мотивируемые желаемыми последствиями многие индивиды изменяют свое поведение. Очевидно, что в данном случае менеджмент манипулирует людьми в своих интересах, что противоречит потребностям человека в независимости и самоактулизации. Некоторые критики также опасаются, что практика изменения поведения чрезмерно расширяет властные полномочия менеджеров: «Кто будет контролировать контролеров?» Кроме того, указывается, что практика ОП Рег оскорбляет умственные способности людей, так как в крайнем ее проявлении отношение менеджмента к человеку ничем не отличается от экспериментов над белыми мышами. А ведь каждый индивид — думающая, контролирующая свои действия личность, имеющая право на выбор и самомотивацию. Другая проблема состоит в том, что методы ОП Рег имеют ограниченное применение в сферах профессиональной деятельности. Как бы вы определили желаемое поведение и подкрепление для таких специалистов, как юрист корпорации или руководитель компании? Данная проблема еще более осложняется по мере возрастания доли сферы услуг в экономиках развитых стран. Страничка менеджера В своей работе «Наказание вознаграждением» Альфи Кон стремится доказать, что корпоративные планы стимулирования не имеют смысла, ибо в силу органических присущих им недостатков они невыполнимы. По мнению автора, они основываются на некорректных психологических допущениях относительно поощрений. В противоположность общепринятой точке зрения: ♦ поощрения не вознаграждают, а наказывают индивидов (их использование подтверждает, что деятельность сотрудника контролируется извне; нередко поощрение не оправдывает ожиданий работника); ♦ поощрения вызывают конфликты в командах (сотрудничество и командные взаимодействия сменяются конкуренцией членов рабочей группы); ♦ поощрения не предполагают рассмотрение причин различий в результатах сотрудников (они освобождают менеджеров от необходимости факторов, определяющих различия в эффективности работников); ♦ поощрения мотивируют к отказу от рискованных предприятий (усилия работников ограничиваются исключительно целью получения награды и не более того); ♦ поощрения негативно отражаются на заинтересованности (они отвлекают и менеджера, и работников от проблемы внутренней мотивации). А. Кона обычно спрашивают: «Но ведь поощрения срабатывают, не так ли?» Он отвечает: «Совершенно верно. Они мотивируют людей к получению поощрений» (но отнюдь не стимулируют к полной реализации способностей, талантов и потенциальных возможностей).
ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ОП Рег, по существу, игнорирует познавательные способности человека (оценка и выбор), без которых немыслим процесс исполнения рабочих заданий. В методах регулирования поведения лишь в минимальной степени учитывается влияние предшествующих проявлений («подсказок») поведения сотрудников. Попытки преодоления данных ограничений привели к возникновению теории социального обучения (как форме адаптации процесса ОП Рег к реальной практике менеджмента). Теория социального обучения Альберта Бандуры, утверждает, что, наблюдая и имитируя ролевые модели в окружающей рабочей среде, сотрудники организации получают значительные объемы информации об эффективном поведении в процессе труда (косвенное обучение, или обучение на опыте других людей) 10. А поведение работников в рабочей среде оказывает влияние на тех, кто наблюдает за ними. Таким образом, в организациях существует формальный постоянный или неформальный двусторонний обмен информацией между работниками и менеджментом (сотрудники постоянно анализируют попытки менеджеров изменить их поведение). Работники концентрируются прежде всего на действиях менеджмента, а не на словах, а значит, руководителям необходимо помнить о том, что их поступки воспринимаются подчиненными как ролевая модель. Теории социального обучения обращают внимание менеджмента на положение о том, что работники реагируют на события в окружающей их трудовой среде отнюдь не механически, а пристально наблюдают за поведением других людей, постоянно анализируют символы и подсказки, в результате чего поведение сотрудников носит по преимуществу осознанно выбранный характер. Итак, сознательный выбор образцов поведения предполагает предварительное определение его целей. ВЫБОР ЦЕЛЕЙ Цели — это контрольные цифры, которых необходимо достичь в результате выполнения рабочих заданий, и конкретные задачи на будущее, постановка которых позволяет сконцентрировать внимание работников на наиболее значимых для организации проблемах, поощряет эффективное планирование распределения критически важных ресурсов (времени, денег и энергии) и стимулирует подготовку планов действий, направленных на их достижение. Цели появляются в нашей модели мотивации (см. рис. 5.1) до начала деятельности работника, что акцентирует внимание на исполняемой ими роли сигнала о допустимости определенных образцов поведения. Кроме того, по достижении желательного поведения обращение к целям позволяет менеджерам сравнить планируемые и достигнутые работником результаты и выявить причины возможных различий. Процесс выбора целей во многом напоминает процесс мотивации, поскольку в его основе — несоответствие между текущими и ожидаемыми показателями работы, которое ведет к возникновению ощущения напряжения, уменьшающегося только после достижения цели в будущем 11. «Покорение вершин» позволяет удовлетворить стремление личности к достижениям, «подпитывает» чувство компетентности и самооценку и стимулирует индивидуальные потребности роста личности. Человек, успешно достигший поставленных целей, обычно ставит себе еще более сложные задачи. Основной фактор успеха в определении целей — самоэффективность индивида, т. е. его внутренняя уверенность в своей компетентности и потенциальных возможностях в отношении конкретного рабочего задания 12. (Чувство самоэффективности отнюдь не тождественно самоуважению, которое является более широким ощущением человека, его оценки своих собственных возможностей, мыслей и действий.) Уровень самоэффективности обычно оценивается относительно конкретных задач или исполнения множества разнообразных обязанностей. Высокий уровень самоэффективности означает, что сотрудники склонны ставить перед собой высокие личные цели. Первый шаг к успешной постановке целей — формирование и подкрепление веры в самоэффективность работника (обратите внимание на практические подсказки в табл. 5.4); следующий — попытка менеджера объединить ведущие элементы процесса выбора целей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.10.75 (0.006 с.) |