Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сравнение моделей а . Маслоу , Ф. Герцберга и К. АлдерфераСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Сходство рассмотренных нами моделей человеческих потребностей достаточно очевидно (см. рис. 5.2), но между ними имеются и существенные различия. А. Маслоу и К. Алдерфер уделяют основное внимание внутренним потребностям индивидов, в то время как Ф. Герцберг определяет и разделяет позволяющие обеспечить удовлетворение нужд сотрудников условия (содержание труда и рабочую среду). Популярная интерпретация моделей А. Маслоу и Ф. Герцберга наводит на мысль о том, что в современном обществе большинство работников удовлетворили свои потребности более низкого порядка, поэтому они мотивированы преимущественно потребностями более высокого порядка. К. Алдерфер высказывает мнение, что неспособность удовлетворить потребности взаимоотношений или роста инициирует новое обращение индивида к потребностям существования. (Последствия неудовлетворенности потребностей, независимо от того, ведут ли они к конструктивным действиям или к срыву, обсуждаются в гл. 16). И наконец, все три модели указывают, что поощрение сотрудника предполагает предварительную идентификацию его доминирующих потребностей. Модели человеческих потребностей образуют базу анализа и практического использования методов регулирования поведения. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ Рассмотренные нам модели мотивации привлекают внимание исследователей прежде всего к сущности (природе) мотивирующих людей стимулов. Вот почему они известны как теории содержания мотивации, изучающие преимущественно внутреннее «Я» человека и воздействие его текущих потребностей на поведение индивида. Однако менеджеры организации вряд ли способны (даже если у них возникнет такое желание) отслеживать (измерять их уровень, контролировать изменения) возникающие у сотрудников потребности. Далее, простое знание основных нужд работников не предлагает менеджерам никаких «рецептов» того, что же им делать с имеющейся информацией. Отсюда возникает интерес к моделям мотивации, которые в большей степени ориентированы на конкретные результаты, поддаются точному измерению и предполагают систематическое применение различных стимулов. Пример практического использования принципов изменения поведения человека — метод регулирования организационного поведения, или ОП Рег, предложенный в работах Б. Ф. Скиннера 9. ОП Рег и постановка целей относятся к теориям процесса мотивации, предмет которых — анализ движущих поведением индивидов сил. ЗАКОН СЛЕДСТВИЯ Метод ОП Рег основывается на идее о том, что поведение человека зависит от его последствий; поэтому менеджеры имеют возможность контролировать (или по меньшей мере влиять на) некоторые поступки своих сотрудников, манипулируя предполагаемыми их последствиями. ОП Рег опирается на закон следствия, утверждающий, что человек склонен воспроизводить образцы поведения, последствия которых он воспринимает как благоприятные (подкрепление) и, наоборот, стремится не допускать повторения поступков, сопровождающихся негативным «послевкусием». Успешное применение ОП Рег предполагает соблюдение двух условий: менеджер должен уметь определять значимые для работника последствия и предпринимать такие действия, которые продемонстрируют подчиненному непосредственную взаимосвязь между его поведением и последующими результатами. В соревнованиях профессиональных спортсменов широко используются принципы ОП Рег. Например, на соревнованиях профессиональной женской ассоциации гольфа денежное вознаграждение получают только те игроки, которые участвуют в четырех основных турнирах и при этом получают наибольшее количество очков по завершении сезона. Далее, чек победительницы почти вдвое весомее денежной суммы, причитающейся второму призеру. Ассоциация профессионального гольфа использует денежный приз как благоприятное последствие для участниц соревнований, привязывая распределение вознаграждения непосредственно к достигнутым результатам. Предполагается, что данная система поощряет игроков участвовать в большинстве соревнований и четырех основных турнирах, стремиться к постоянному улучшению результатов. Закон следствия восходит к теории обучения, которая предполагает, что этот процесс протекает наиболее эффективно в комфортной для его участников среде. В то время как в теориях содержания утверждается, что поведением человека руководят внутренние потребности, в ОП Рег на первый план выдвигаются внешние последствия поведения индивидов. Преимущество ОП Рег состоит в том, что менеджер получает в свои «руки» весьма действенные инструменты контроля (и принимает на себя большую ответственность за их использование) над поведением подчиненных. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ Акцент в ОП Рег делается на использовании поощрений (обратите внимание на модель мотивации на рис.5.1) и подкрепляющих желаемое поведение индивида альтернативных последствиях. Однако перед использованием ОП Рег менеджеру необходимо принять решение о том, стремится ли он к увеличению вероятности определенного поведения какого-то человека в долгосрочном периоде или желает уменьшить ее. Определение целей предполагает ответ на два вопроса. Во-первых, какой тип последствий (положительные или отрицательные) будет использован? Во-вторых, целесообразно ли применять эти последствия или лучше воздержаться? Ответы на вопросы и определяют уникальные альтернативные последствия (см. рис. 5.4). Основной инструмент поощрения желаемого поведения — позитивное подкрепление, т. е. обеспечение благоприятных для индивида последствий, содействующих повторению целевых образцов поведения. Например, исполнение сотрудником рабочего задания на высоком уровне влечет за собой поощрение со стороны менеджера. Поскольку работник обычно стремится к признанию своих заслуг, такое поведение закрепляется и индивид и в дальнейшем стремится к высокому качеству труда. Подкрепление всегда должно быть сознательной реакцией менеджмента на целевое поведение сотрудников.
Рис. 5.4. Альтернативные последствия использования методов ОП Рег
Окончание перечня доступных менеджерам поощрений теряется где-то в бесконечности, далеко не всегда они требуют крупных затрат, а сотрудники воспринимают их весьма эмоционально. Ниже представлено несколько примеров: ♦ В компании Blandin Paper придается большое значение труду линейных менеджеров; ее руководство поощряет лучших мастеров небольшими подарками (футболки, чашки для кофе или сертификаты на посещение местных ресторанов). ♦ Издательство Pfeiffer- Hamilton Publishers ежегодно устраивает вечеринку «праздник творчества», а его работники непременно получают экземпляр каждой вышедшей книги с автографом автора.
♦ Сеть ресторанов Grandma’ s Restaurant награждает всех проработавших в компании более десяти лет сотрудников золотыми часами. ♦ Многие компании награждают отличившихся работников почетными грамотами, отмечают дни рождения. Основное условие эффективности поощрения — его индивидуальный характер и непосредственность. Формирование — это систематическое, усиливающееся применение положительного подкрепления. Обычно, по мере того как индивид приближается к желаемому поведению, интенсивность подкрепления увеличивается. Хотя целевые образцы поведения не достигнуты, но они поощряются усиленным подкреплением поведения в желаемом направлении. Формирование особенно полезно при обучении сотрудников решению сложных задач. Рассмотрим процедуру обучения новых продавцов в небольшом магазине. Прежде всего директор объясняет сотруднику установленную процедуру продаж и наблюдает за его работой. В тех случаях, когда новый продавец правильно ведет себя в каком-то моменте, директор выражает свое одобрение и поощряет подчиненного. Негативное подкрепление имеет место в тех случаях, когда определенный стереотип поведения предполагает устранение нежелательных последствий (в то время как наказание обычно ведет к отрицательным результатам). В соответствии с законом следствия во вновь возникающей аналогичной ситуации образец поведения, позволивший избавиться от негативных последствий, повторяется. К примеру, после того как авиамеханик провел одну из рабочих смен без защитных наушников, сотрудник понял, что они прекрасно предохраняют от дискомфорта, вызванного гулом моторов самолетов (неблагоприятное последствие); негативное подкрепление побудило его постоянно носить защитное снаряжение. Наказание — это управление неблагоприятными последствиями, цель которого состоит в предотвращении нежелательного поведения. Подчас наказание — единственный эффективный инструмент, препятствующий нежелательному поведению, но использовать его следует весьма осторожно. Одним из основных ограничений наказания является то, что оно никак не указывает на желательное поведение индивида. (Хотя наказание может служить социальным сигналом для информирования окружающих о значимости приемлемого поведения). Другая проблема заключается в резко отрицательном отношении подчиненных к злоупотребляющим наказаниями менеджерам, что провоцирует напряжение в трудовых отношениях и резко уменьшает эффективность попыток подкрепления «любителей дисциплины». Кроме того, подвергшийся наказанию индивид далеко не всегда осознает, какой образец поведения послужил причиной санкций, поэтому велика вероятность того, что впоследствии он будет избегать и желательных для менеджеров стереотипов. Под торможением понимается сдерживание положительных последствий, которые были получены в ходе регулирования поведения сотрудников. Желательное усвоенное поведение нуждается в постоянном подкреплении, что поощряет работников к его воспроизведению. В отсутствие подкрепления желаемого поведения со стороны менеджера достигнутый эффект постепенно угасает. Например, работница, которая была отмечена за творческий подход к выполнению задания, в течение нескольких недель сделала три рационализаторских предложения и передала их мастеру, однако какой-либо реакции (ни положительной, ни отрицательной) не последовало. Предложения просто исчезли в бюрократическом лабиринте. Излишне говорить, что стремление работницы к участию в усовершенствовании рабочих процессов было ослаблено отсутствием последствий. В данном примере торможение, по всей вероятности, носило случайный, не зависящий от желания мастера характер, но нередко оно используется как сознательная стратегия, предполагающая подкрепление желательных для изменения поведения альтернативных реакций через определенный отрезок времени. Вывод о том, что менеджер имеет возможность «сбора» полезных «плодов» торможения поведения путем игнорирования нежелательного поведения работников, по меньшей мере наивен. Сотрудники имеют множество альтернативных источников удовлетворения потребностей как в организации, так и вне ее, многие из них находятся вне пределов сферы контроля менеджера. В целом менеджмент достигнет более благоприятных результатов, активно манипулируя позитивными и отрицательными последствиями поведения в соответствии с заранее определенным графиком. ГРАФИК ПОДКРЕПЛЕНИЯ Практическое использование ОП Рег предполагает предварительный анализ менеджерами поведения работников (насколько хорошо и как часто работники достигают желаемых результатов). Исследование частотности поведения позволяет идентифицировать базовую линию, или стандарт, относительно которого определяется изменение поведения сотрудников. Затем менеджер разрабатывает график подкрепления, в котором определяется повторяемость, с которой выбранное последствие будет сопутствовать желаемому поведению. Подкрепление может быть либо постоянным, либо частичным (см. табл. 5.2). Постоянное подкрепление предполагает, что каждый правильный образец поведения сотрудников сопровождается подкрепляющим фактором. В некоторых случаях данный уровень закрепления может быть желательным для поощрения быстрого обучения, однако в обычных рабочих ситуациях он вряд ли применим хотя бы к одному работнику. Пример постоянного подкрепления — оплата каждой изготовленной работником детали.
Таблица 5.2. Различные типы графиков подкреплений
A. Временные интервалы ♦ Фиксированный интервал: подкрепление в заранее определенные периоды времени ♦ Переменный интервал: подкрепление следует в различные периоды времени B. Коэффициент |
||||||||||
Чек об оплате труда выдается каждые две недели | |||||||||||
Отдел охраны труда проводит проверки каждого подразделения компании четыре раза в год в случайной последовательности | |||||||||||
♦ Фиксированный коэффициент: подкрепление после определенного числа правильных реакций ♦ Переменный коэффициент: подкрепление после переменного числа правильных реакций | Продавец автомобилей получает премию после каждого пятого проданного автомобиля | ||||||||||
Лотерея для работников, не имевших пропусков работы за время промежуточных периодов различной продолжительности |
Частичное подкрепление имеет место в тех случаях, когда подкрепляются лишь некоторые из правильных поступков, что обусловливает снижение темпов обучения сотрудников. Однако уникальная особенность частичного подкрепления состоит в том, что приобретенные знания закрепляются в сознании сотрудников на более длительный срок. Выделяют четыре типа графика подкрепления — фиксированный интервал, переменный интервал, фиксированный коэффициент и графики переменного коэффициента.
ФИКСИРОВАННЫЕ ИНТЕРВАЛЫ. График фиксированных интервалов предусматривает подкрепление через определенные периоды времени. Типичный пример — чек на заработную плату, который работник получает каждые две недели.
Другой пример — опыт одной из ведущих авиакомпаний. Компания имела пять офисов для приема заказов на билеты по телефону, в которых работало более 1500 сотрудников. Была поставлена задача дополнительно мотивировать каждого из них к увеличению числа принятых заказов. Менеджмент принял решение обратиться к графику фиксированного интервала подкрепления, в качестве которого выступили ежедневно доводимые до сведения сотрудников данные о доле реальных заказов в общем числе звонков. Были получены потрясающие результаты: через некоторое время доля принятых заказов возросла с 25 до 50 % от числа обращений.
ПЕРЕМЕННЫЙ ИНТЕРВАЛ. График переменного интервала предполагает, что подкрепление производится через различные периоды времени. Обычно эти вариации периодов группируются вокруг некоей цели, или средней величины периода подкрепления. Так, в одной из компаний проверка соблюдения правил техники безопасности в каждом подразделении проводится четыре раза в год, но в случайной последовательности и с переменными интервалами.
ФИКСИРОВАННЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ. Применение графика фиксированного коэффициента имеет место в тех случаях, когда подкрепление осуществляется после определенного числа правильных реакций. К примеру, сотруднику, который продает определенное число достаточно дорогих товаров (автомобили), положена премия. Так, в агентстве по продаже автомобилей продавцы получают премию после реализации каждой пятой машины (ее мотивирующее значение особенно возрастает при продаже третьей или четвертой).
ПЕРЕМЕННЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ. График (см. «График: переменного коэффициента») переменного коэффициента — подкрепление после переменного (неопределенного) числа правильных реакций (подкрепление после девятнадцатой, пятнадцатой, двенадцатой, двадцать четвертой и затем семнадцатой реакций). Переменное расписание является наиболее действенным из всех графиков подкрепления, что подтверждает построенная по аналогичному принципу и прекрасно себя зарекомендовавшая задолго до теоретических исследований работа игровых автоматов («одноруких бандитов»).
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.27.225 (0.013 с.)