Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конфликты между отдельными лицами и корпорацией или ее частямиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Как члены, так и не члены профсоюзов часто испытывают ощущение, что в их подразделении или в корпорации как целом с ними обращаются неправильно. Недовольных работников можно найти на любом уровне корпорации. Сознательно или неосознанно, они часто пытаются препятствовать корпорации в достижении ее целей, и зачастую успешно. Работников, занимающих подобную позицию, называют отчужденными. Отчуждение — это вопрос морали, а законом морали является заразительность. Конфликты между подразделениями Части корпорации нередко добиваются противоречивых целей, установленных им вышестоящим руководством. Например, отдел, отвечающий за обслуживание производимого компанией домашнего оборудования, одновременно требует и максимизации количества ежедневных услуг, и минимизации запасов деталей в фургонах, выезжающих по заявкам. Чем меньше запасных частей в фургоне, тем чаще мастер должен возвращаться на центральный склад за деталями для ремонта. Противоречие очевидно. Оно вызывает отчуждение и безразличие работников обслуживания. Их производительность и способность, а также желание совершенствовать работу будут страдать до тех пор, пока подразделения, создавшие конфликт, не выработают четкий критерий, позволяющий найти приемлемое равновесие между противоречивыми требованиями. Конфликты между подразделениями одного уровня Разным подразделениям одного уровня часто ставятся противоречащие друг другу задачи. Например, отделу снабжения ставят
задачу минимизировать запасы, а отделу сбыта — максимизировать объем продаж. Эти цели явно находятся в противоречии. В электротехнической компании с несколькими отделениями одному из них надлежало поставлять двигатели для другого, причем второе получило указание использовать только эти двигатели. Оба отделения находились на хозрасчете. Отделение-поставщик часто предпочло бы продавать двигатели своим традиционным крупным заказчикам — по более высокой цене, чем заниматься трансфертными поставками. Отделение-получатель могло бы иногда приобретать двигатели из других источников по более низкой цене. Когда подсчитали ущерб, нанесенный обоим отделениям и корпорации в целом, он оказался значительным. Конфликты между подразделениями разных уровней Такие конфликты — совсем не редкость. Они обычно связаны с распределением ресурсов. Одно отделение может наблюдать, как произ-нодимый им капитал (который оно, на его взгляд, само может инвестировать с большой прибылью) изымается вышестоящим уровнем и передается другому подразделению, которое кажется первому «неудачником». Подобная практика часто снижает способность подразделения эффективно функционировать. Например, может быть издан циркуляр о сокращении штатов на определенный процент. Я сталки-вался с этим в корпорации, имевшей подразделение по хозяйственному консультированию, которое работало на коммерческой основе. Его прибыли, которые предполагалось поддерживать на возможно более высоком уровне, неизбежно снизились в результате сокращения штатов. Общеизвестно, что установление подотчетности, финансовой и административной зависимости от данного уровня встречается в штыки по меньшей мере некоторыми подразделениями нижестоящего уровня. Принудительная унификация отношений бюрократически мыслящими руководителями часто создает серьезные конфликты в нижестоящих подразделениях. Мне случалось наблюдать, как местные сбытовые подразделения на заполнение отчетных форм для центрального отдела маркетинга тратили больше времени, чем на торговлю. При этом они постоянно испытывали давление к) стороны последних по поводу увеличения объема продаж. Внутренние конфликты в корпорации как целом Корпорация, добивающаяся противоречивых целей, — вполне обычное явление, даже в тех случаях, когда цели сформулированы и явном виде. Например, большинство корпораций ставит перед собой и такую цель, как рост (увеличение доли на рынке, объема продаж, доходов), и такую, как отдача на инвестиции. Во многих обстоятельствах эти цели противоречат друг другу, поскольку рост бывает иногда возможен только с помощью капиталовложений с низкой отдачей. Например, новые заводы не всегда могут обеспечить такую же отдачу, как старые, построенные до начала инфляции. Есть отрасли, в которых каждое новое предприятие дает все более низкую отдачу. Многие компании пытаются одновременно и сохранить добрые отношения с наемными работниками, и сократить их численность. Другие хотят увеличить свою долю среди потребителей из числа национальных меньшинств и в то же время не хотят увеличить их представительство в штате, особенно среди руководящих кадров. В том, чтобы ставить такие цели, нет ничего необычного, но, когда не видят связанных с ними конфликтов и не пытаются их решать, это мешает развитию корпорации. Конфликты между корпорацией и внешними группами Такого рода конфликты в большинстве своем известны руководству корпорации, особенно противоречия с группами, имеющими специальные интересы, с государственными учреждениями и органами. Подобные конфликты часто используются как оправдания плохих результатов, но плохие результаты, чем бы они ни извинялись, не способствуют развитию корпорации. В отличие от расхождении между декларациями и практикой компании, ее представлениями и фактами (которые работникам ком пании трудно выявить), конфликты, о которых идет речь, сотруд-никам корпорации выявить легче, чем стороннему наблюдателю. Однако выявив, их не всегда легко огласить в семье сослуживцев. Для многих это затруднительно, так что их часто держат в секрете, даже если этот секрет известен многим. Но не признав открыто, их| нельзя разрешить. Во многих случаях такого признания практически достаточно, чтобы противоборствующие стороны прекратили кон-' флнкт без вмешательства третьей стороны. Рассмотрим теперь третий вид анализа, необходимого, чтобы) сформулировать «проблемное месиво». ПРОЕКЦИЯ В БУДУЩЕЕ ' Проекция в будущее представляет собой экстраполяцию показателей деятельности системы в недавнем прошлом в предположении об отсутствии значительных изменений в поведении как системы, так и ее окружения. Такая проекция — это, в сущности, набросок будущего, получаемый продлением недавней истории системы. Проекцию в будущее обыкновенно получают с помощью основных показателей деятельности, используемых в корпорации: объема продаж, доли на рынке, доходов, отдачи на инвестицин.и численности работающих. Подобную проекцию дают также соответствующие характеристики окружения: численность потенциальных потребителей, их средний доход, издержки на сырье и т. д. Сравнение этих проекций — например, совокупных продаж отрасли и продаж компании — может вскрыть будущие взаимосвязи, вытекающие, например, из невозможности захватить рынок более чем на 100%. Недавно я получил подобный результат, когда взял такую цель компании, как рост, и спроецировал ее объем продаж. Этот объем превысил спроецированный размер соответствующего рынка на 20 лет. Такое несоответствие проекции показывает, что или рынок, на котором подвизается данная компания, следует расширить, или цель роста не будет достигнута. В 60-х годах была подготовлена проекция, показавшая, что если американские университеты будут производить ученых с тем же ускорением, что и в последние годы, то к концу столетня численность ученых в США превысит численность населения. Можно предвидеть поэтому неизбежное сокращение роста научных программ. К сожалению, многие университеты игнорировали этот вывод, и их последующие финансовые затруднения полностью соответствовали прогнозу. Какие показатели корпорации и характеристики окружения сле-, дует использовать для проекции в будущее, нельзя определить механически. Требуется известное число проб и ошибок, а пробы дают ключ к уменьшению числа безуспешных попыток. Такие ключи час-го могут быть получены с помощью графика из четырех квадрантов, наподобие приведенного на рис. 4.2. На нем отражены прошлые и экстраполированные соотношения: 1) объем продаж/время; 2) емкость рынка/время; 3) объем продаж/основной капитал; 4) доходы/основной капитал; 5) доходы/время. По возможности следует охватывать не менее чем десятилетний период прошлого. Затем отметки экстраполируются на столько лет, сколько охватывают данные о прошлом. Экстраполировать можно с помощью статистических методов, но зачастую вполне достаточно невооруженного глаза и руки. Отметки могут показать, что объем продаж компании растет пыстрее, чем по отрасли в целом, т. е. растет ее доля на рынке. Ясно, что так не может продолжаться до бесконечности. Сравнения проекций объема продаж отрасли и таких показателей, как численность населения и доход семьи, могут объяснить, почему снижается уровень продаж отрасли, и подсказать, вероятно ли Рис. 4.2. Система координат проекции в будущее При использовании данных о прошлом можно анализировать следующие показатели деятельности: 1) среднегодовой рост доходов с поправкой на инфляцию; 2) среднегодовой рост продаж с поправкой на инфляцию; 3) среднегодовые отношения «объем продаж/основной капитал»; 4) среднегодовые отношения «доходы/объем продаж». Располагая данными о выручке за какой-либо год, можно оценить (1) объем продаж, необходимый для ее получения, если их соотношение останется прежним; и (2) величину основного капитала, необходимого для получения данного объема продаж, если сохранится прежнее соотношение между ними. Поэтому, имея данные об изменении выручки во времени, можно получить кривые, показанные на рисунке сплошной линией. Кроме того, полезно представить на таком графике оборачиваемость капитала и показатели роста. Опыт подсказывает два основных принципа, которые часто помогают построить показательные проекции. Первый состоит в том, что такие проекции плодотворны для изучения важнейших допущений, на которые опирается корпорация в своих надеждах на будущее. Подобные допущения обычно бывают глубоко захоронены и требуют раскопок для извлечения их на свет. Однажды выставленные открыто, они используются для подготовки ряда проекций, проверяющих их обоснованность. Например, в 1959 г. одна из крупнейших в США автомобилестроительных компаний исходила из допущения (1) постоянного роста продаж до конца столетия прежними темпами и (2) из того, что американский автомобиль не претерпит значительных изменений, например, в размерах и очертаниях. Эти допущения были проверены следующим способом. Во-первых, был спроецирован рост населения США до 2000 г. Затем было исчислено количество людей, способных водить машину, исходя из неизменности законов о возрастном цензе. Далее, было спроецировано число автомашин в расчете на душу населения в возрасте, позволяющем водить машину. Это дало возможность определить, сколько автомобилей будет в США в 2000 г. при таких допущениях. Искомая величина была получена на основе проекций (1) годового пробега одного автомобиля и (2) доли в нем автопробега по городским территориям. Затем была получена оценка общего автопробега по городским территориям при данных, разумеется, предпосылках. Следующим шагом было определение необходимого прироста длины городских улиц и хайвэев для сохранения интенсивности движения на уровне I960 г. Затем издержки на милю этой дополнительной длины были спроецированы и использованы для получения совокупных издержек. Чтобы получить среднегодовые издержки, эту величину разделили на сорок. Полученное число превысило максимальную величину расходов федерального правительства на эти цели за все времена более чем в 12 раз. Мало того, дальнейшие расчеты показали, что если такая сумма будет израсходована, то более 100% поверхности американских городов будет покрыто улицами, хайвэями и автостоянками. Напомним, что проекции в будущее не являются прогнозами. Результаты, полученные в таком исследовании, не реализуются, но они вскрывают важнейшие характеристики «проблемного месива», перед лицом которого стоит корпорация. Проекции ясно показывают необходимость изменять допущения, лежащие в основе деятельности корпорации, и анализировать другие варианты будущего, помимо того варианта, какого ожидают и желают руководители компании. Второй плодотворный способ отыскивать проекции в будущее — использование показателей поставок и потребления важнейших ресурсов. Например, допущение о постоянном росте количества чеков, учитываемых одним из федеральных резервных банков, предполагает уже в не очень отдаленном будущем занятие для этих целей таких служебных площадей, что не хватит всех производственных площадей города, в котором расположена штаб-квартира данного банка. Это открытие побуждает банк разрабатывать и с течением времени активно поддерживать развитие и использование системы электронного перевода денег. Компания, производящая электрооборудование, экстраполировала потребности в инженерах определенной специальности и сравнила результат с проекцией числа выпускников университетов по данной специальности. Оказалось, что первый показатель опережает второй почти на десять лет. СЦЕНАРИИ БУДУЩЕГО Те проекции в будущее, которые вскрывают новые аспекты, можно объединить с результатами системного анализа и изучения помех в единый сценарий такого будущего, какое наиболее вероятно для корпорации, если не будет значительных изменений в поведении ее самой и ее окружения. Именно в таких сценариях «проблемное месиво» корпорации находит наилучшее отражение. Пример подобного сценария содержится в приложении. Он подготовлен исторически, т. е. ретроспективно из некоторой точки в будущем. Этот прием помогает показать, как происходят трансформации, упорядочивающие «проблемное месиво». Конечно, такой сценарий условен, но служит важным средством выработки необходимых навыков представления предполагаемого будущего. Чтобы сценарий был полезным, он должен быть интересным и даже захватывающим. Если он плохо написан, то каким бы интересным ни было его содержание, он не привлечет того внимания, на которое был рассчитан. Хорошо подготовленный сценарий будущего позволяет увидеть, что «проблемное месиво», проецирующее ситуацию текущего момента, является, как минимум, в такой же мере следствием того, что уже сделала и делает корпорация, как и того, что делали и делают с нею. Он должен также показывать, какие изменения можно ввести, чтобы избежать опасностей, обрисованных в «проблемном месиве». Например, в рассмотренном выше примере с автомобилестроительной фирмой сценарий будущего ясно указал, что единственный способ сохранить уровень продаж — значительно уменьшить размеры автомобилей. Более поздние исследования использования автомобилей и влияния их размеров на пропускную способность улиц и хайвэев выявили, что двухместные машины, в которых пассажир сидит позади водителя, могут увеличить ее почти на 500%. Этого достаточно, чтобы избежать прокладки новых улиц и строительства новых хайвэев в США до начала нового столетия. Более того, хотя этот автодорожный сценарий был подготовлен в 1959 г., он подчеркивал, что такой автомобиль снизит потребность в топливе и загрязнение окружающей среды; оба эти фактора правильно интерпретировались как сдерживающие для отрасли. Поскольку компания имярек не поверила данному сценарию, она не придала ему значения и осталась на своих инактивистских позициях. Лет 15 спустя она начала считаться с его выводами, по главным образом под давлением правительства. Она выжид&да так долго, что упустила великолепную возможность, которую использовали зарубежные производители. Американская компания могла в значительной степени сама построить свое будущее, а теперь ее будущее формируют внешние силы. Сценарий будущего следует делать максимально достоверным. Если он показывает желаемое будущее, значит, не требуется серьезных корректировок деятельности. Однако такой случай весьма маловероятен. Во многих случаях несколько разных сценариев могут казаться одинаково правдоподобными, даже при использовании ограничительных допущений в их подготовке. В таких ситуациях следует разрабатывать не один сценарий. Один из главных моментов в разработке сценариев будущего — не представлять их как прогноз того, что может случиться. Связанные с нарушением этого принципа ошибки очевидны в книге «Пределы роста» [53], написанной в 1972 г. Цель сценария будущего — вскрыть последствия сегодняшнего поведения корпорации и допущения, на которых оно основано. Его задача — сконцентрировать внимание на верно поставленных проблемах и выработать понимание характера этих проблем и их взаимодействия. Именно соотнесение с тем фоном, который формируется пониманием нежелательного будущего и его источников, кладет начало процессу перестройки будущего корпорации. ЗАКЛЮЧЕНИЕ «Проблемное месиво», которое предстает перед корпорацией в случае незначительного изменения ее самой и ее окружения, — это ее будущее, предопределенное ее текущим состоянием. Проблемы и возможности ее сегодняшнего дня сформированы теми проблемами, с которыми она столкнется при этом условии неизменности. Формулирование «проблемного месива» корпорацией требует системного анализа, анализа помех ее развитию и разработки проекций в будущее. Результаты этих действии можно синтезировать в сценарий — детальную картину ее будущего. Системный анализ должен выявлять существенные черты данной организации: характер ее деятельности в окружения, вскрыть, какова ее структура, как она управляется и функционирует. Главные помехи развитию корпорация обычно создает себе сама. Помехи такого рода состоят из расхождений между призывами и практикой. Как правило, их легче всего выявить с помощью специалистов извне. С другой стороны, конфликт, как внутренний, так и с внешним окружением, обычно легче всего выявить изнутри. Проекции в будущее — это экстраполяции прошлых условий корпорации и показателей ее деятельности. Они исходят из допущения незначительных изменений. Те проекции, которые выявляют невозможность осуществления чего-то, являются ключевыми для определения «проблемного месива». Сценарий, синтезирующий результаты системного анализа, анализа помех и проекций в будущее,- должен быть написан живо и будить мысль. Кроме прочего, он должен показывать, что, если корпорация будет вести себя по-прежнему и ее окружение — тоже, ее продвижение к целям остановится. Это расхождение определяет ее «проблемное месиво». ГЛАВА 5 ПЛАНИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ I: ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ В жизни каждого есть пустоты, которые должен заполнять идеал, иначе они навсегда останутся незаполненными и бесполезными. Джулия Уорд Хоув Предполагаемые итоги предпринятого действия могут быть трех видов: 1) задачи — результаты, которые предполагается получить в пределах планового периода; 2) цели — результаты, которых не предполагается достичь и за пределами планового периода, но к которым мы рассчитываем приблизиться в рамках этого периода; 3) идеалы — результаты, которые считаются недостижимыми, но приближение к которым возможно. Таким образом, задачи можно рассматривать как средства достижения целей, а цели — как средства приближения к идеалам. Разрабатываемый здесь метод определения результатов, к которым мы стремимся, начинается с конкретизации идеалов, а затем возвращается к целям и, далее, к задачам. На следующей стадии планирования осуществляется выбор средств для продвижения к избранным результатам. Выбор идеалов — это центральный момент интерактивного планирования, который реализуется путем разработки идеализированного проекта создания еще не существующей или перестройки уже действующей системы. Такие проекты выражают концепцию системы, которую ее разработчики хотели бы иметь прямо сейчас, а не к какому-то сроку в будущем. Поэтому прогнозировать окружение, в котором будет функционировать система, нет необходимости: это окружение, существующее сейчас. Тем не менее допущения о будущем окружении системы являются необходимым элементом проекта. К этому мы еще вернемся. Идеализированный проект системы должен обладать тремя качествами: он должен быть (1) технически осуществимым, (2) функционально жизнеспособным и (3) предусматривать возможность быстрого самообучения и адаптации системы. Рассмотрим каждое из них в названном порядке. 1. Требование технической осуществимости означает, что проект не должен предусматривать какие-либо технологии, еще не используемые сейчас. Например, в идеализированный проект системы связи нельзя включать чувственную телепатию. Можно, однако, предусматривать технически осуществимую модернизацию технологий, используемых в настоящее время, но в другом виде. Например, можно проектировать систему связи, в которой все послания передаются лазерным лучом, а телефон называет абонента до того, как снята трубка. Короче говоря, требование технической осуществимости служит для того, чтобы исключить из идеализированного проекта возможности попытки заставить работать научную фантастику. 2. Требование функциональной жизнеспособности означает, что разрабатываемая система должна быть способна выживать, если будет создана. Однако это не требует от нее способности быть созданной. Поэтому реализуемость проекта совершенно несущественна. Например, издержки, связанные с превращением некой существующей корпорации в проектируемую, не должны учитываться, но идеализированная корпорация, если она будет создана должна быть экономичной. Причины такого пренебрежения фактором реализуемости станут ясны, когда мы проанализируем влияние идеализированного проекта на его разработчиков. 3. Требование, чтобы идеализированная система поддавалась быстрому изучению и адаптации, будет выполнено, если соблюдаются следующие три условия: а) «акционеры» системы должны иметь возможность в любой момент модифицировать проект. Это желательно потому, что соответствующие данные, знания, понимания и ценностные установки «акционеров» со временем меняются, особенно в результате деятельности по реализации проекта. Поэтому данное условие гарантирует возможность постоянного совершенствования проекта по мере накопления опыта. Оно также оставляет возможность изменения проекта в случае изменения состава «акционеров»; б) второе условие вытекает из того факта, что в процессе любого проектирования возникают вопросы, на которые нет объективных ответов. Например, при подготовке в США идеализированного проекта национальной системы научных коммуникаций и передачи технологий [6] возник вопрос, нужно ли реферировать статьи, поступающие в технические журналы. По этому вопросу было два противоположных мнения. Согласно одному из них, реферирование необходимо, поскольку позволяет отсеять слабые работы. Сторонники другой точки зрения доказывали, что реферирование может помешать опубликованию очень глубоких, творческих и нестандартных работ. При этом оставался открытым вопрос: как сбалансировать эти две потребности. Информации, позволившей бы разработчикам ответить на этот вопрос объективно, не было. Требование, которое исключает субъективное решение подобных вопросов, возникающих в ходе проектирования, состоит в том, что основой для их решения должно быть введение в проект процедуры их экспериментального решения. Это наделяет проектируемую систему способностью постоянно обучаться на собственном опыте и позволяет с течением времени совершенствовать проект. Упомянутый выше вопрос о реферировании был решен следующим образом. (Более детальное описание см. в [6].) В проект был заложен принцип равного количества публикуемых в журналах незаказанных отреферированных и незаказаиных неотреферироваипых статей. Последние должны были отбираться наугад. Все статьи должны были публиковаться без указания, к какой группе они относятся, чтобы читатели об этом не знали. Предполагалось просить читателей оценить прочитанные статьи как нужные или бесполезные. На основе этих оценок предполагалось определить по каждому журналу, какие статьи предпочитают читатели: отреферированные или неотреферированные. Затем эту информацию собирались использовать для формирования политики каждого журнала. Политика должна была периодически пересматриваться после повторпых экспериментов. Таким путем предполагалось не только улучшить журналы, но и модифицировать их по мере изменения как лодей, так и условий; в) третье условие состоит в том, что все решения, принимаемые в рамках системы, должны быть объектом контроля. Это означает, что ожидаемые последствия каждого решения и допущения, на которые опираются такие ожидания, будут под постоянным наблюдением. При этом в случае их значительного отклонения от реальных условий или последствий следует диагностировать отклонения и предпринимать действия по корректировке. Подобная система контроля должна включать подсистему наблюдения за внешней средой, способную регистрировать изменения в ней, не учтенные при подготовке идеализированного проекта. Это сделает возможным приспособление к неожиданным изменениям. Создатели американского автомобиля явно исходили из обилия дешевого топлива. Когда эти исходные условия изменились, это не было отмечено и соответствующие поправки в проекты автомобилей не были внесены. Со временем внести такие поправки заставило государство, но они были явно и слишком незначительными, и слишком запоздалыми. Если бы система проектирования и производства автомобилей сама была спроектирована с учетом рассмотренной нами выше способности адаптироваться, нынешний энергетический кри-зис можно было бы предотвратить или он был бы не столь серьезным. Идеализированный проект системы контроля решений детально анализируется в гл. 7. В заключение остается сказать, что идеализированный проект не является идеальной системой, поскольку его можно совершенствовать и он сам может совершенствоваться. Другими словами, это не совершенная, или утопическая, система. Скорее, это наиболее эффективная с точки зрения приближения к идеалу система, которую могут задумать ее разработчики. Это такая система, которой ее проектировщики могли бы сейчас заменить сейчас существующую, если бы имели возможность заменять ее любой системой по своему усмотрению. Теперь вернемся к стадиям разработки идеализированного проекта. Хотя я должен описать их раздельно и последовательно, на практике они одновременны и тесно взаимодействуют. Тремя стадиями, о которых идет речь, являются: (1) выбор миссии (mission), (2) уточнение нужных качеств проекта и (3) проектирование системы, ВЫБОР МИССИИ Миссия — это очень общая цель, вызывающая у каждого члена организации и у всех них чувство устремленности к чему-то. Миссия может мобилизовать организацию на конкретные действия. Это планирование того, чем была чаша Грааля в крестовых походах: образа чего-то очень желательного и в то же время обязательного. Выбор миссии обеспечивает нацеленность процесса разработки идеализированного проекта, сцепление, полную гармонию его частей. Формулирование миссии есть нечто большее, чем определение роли системы. Каждая целенаправленная система исполняет больше чем одну роль. Человек, например, может исполнять роли отца, мужа, работника, учителя, гражданина и т. д. Корпорация также исполняет много ролей — например потребителя, поставщика, нанимателя, налогоплательщика. Миссия — это цель, объединяющая все множество ролей системы. Без такой всеобъемлющей цели корпорации или любой другой целенаправленной системе недостает консолидации и способности планировать для себя как целого. Лишенная этого, она может планировать только независимое выполнение отдельных своих ролей. Вспомним (об этом шла речь в гл. 2), что корпорация или любая другая социальная система, осознающая себя как организм, исходит из того, что ее части и система более высокого порядка, частью которой является она сама, служат ей. Они используются ею как средства для выживания и роста. С другой стороны, когда социальная система представляется себе организацией, она видит себя как исполнителя нескольких функций по отношению к своим частям и системе, частью которой она является. Более того, ее главная функция — способствовать развитию последних. Поэтому определение миссии служит для выявления тех аспектов развития, которым она намеревается посвятить себя, и — в самом общем виде — того, как она собирается добиваться этих целей. Корпорациям зачастую трудно сформулировать свою миссию, поскольку им, как правило, недостает ориентации на службу обществу. Даже когда они подвизаются в сфере услуг, они чаще исего ориентированы на себя. В результате они обычно думают о своей миссии — если вообще о ней думают — в терминах собственного роста: стать больше, номером первым, более прибыльной и т. д. Такая миссия редко вдохновляет кого-либо еще, кроме нескольких высших руководителей, которые в большинстве случаев являются главными, если не единственными, кто выигрывает от достижения такой цели. Рост может быть миссией для руководства корпорации или держателей ее акций, но лишь редко — для большинства ее членов и внешних «акционеров», не держащих ее акций, поэтому он не является миссией организации. Миссией должна быть цель, которой могут посвятить себя практически все «акционеры» организации. В качестве примера можно привести определение миссии корпорации, обозначенной здесь «Ита корп.». Быть всемирным производителем И поставщиком продукции... и вспомогательного оборудования, восприниматься всеми заинтересованными в Корпорации лицами как организация, которая в такой же степени печется об их благополучии, как о собственном. Более конкретно, корпорация будет стремиться: а) удовлетворять финансовые притязания ДЕРЖАТЕЛЕЙ АКЦИЙ и заставить их гордиться тем, какими средствами достигаются эти цели. Данное положение следует понимать следующим образом: имея возможность выбирать между акциями «Иты» и другими акциями сравнимой финансовой выгодности при равном контроле над одинаковыми пакетами, держатели предпочтут акции «Иты», благодаря таким нефинансовым аспектам ее деятельности, как связи с сообществом и отношение к своим работникам; б) обеспечить ПОТРЕБИТЕЛЕЙ исключительно ценной продукцией и услугами, облегчающими ее использование, откликаться на их нужды и пожелания, добиться, чтобы они ценили нас. Из продукции с одинаковой ценой потребители выберут продукцию «Иты»; в) быть воспринимаемой ПОСТАВЩИКАМИ как компания, которая ценит получаемые от них продукцию и услуги, учиться у них. «Ита» будет относиться,к своим поставщикам так, как она хотела бы, чтобы они относились к ней. Если поставщик по каким-либо причинам не сможет удовлетворить спрос всех заказчиков, он будет отдавать предпочтение «Ите»; г) обеспечить высокое качество жизни всем своим РАБОТНИКАМ, независимо от их ранга и функций, включая возможности для личного развития. Если другие организации предложат работникам «Иты» равное или большее финансовое вознаграждение, они предпочтут остаться в «Ите». Если «Ита» предложит работникам других организаций равное финансовое вознаграждение, они предпочтут работать на «Игу», Работники «Иты> будут обладать более высоким престижем среди рабочих и менеджмента, чем работники других фирм; д) считаться выдающимся корпоративным гражданином в каждом СООБЩЕСТВЕ, где «Ита» ведет свои операции (включая народы, страны, округи и города). «Ита» будет вести свою обычную деловую деятельность таким образом, чтобы вносить значительный вклад в повышение качества жизни и развитие этих сообществ. «Ита» будет корпорацией, к которой станут тянуться окружающие. Государственному учреждению легче сформулировать свою миссию, чем частной организации. Главная функция государственных учреждений явно состоит в том, чтобы служить другим. Поэтому выбор миссии предполагает определение типа услуг, которые больше всего хочется обеспечить, и круга потребителей, кому хочется их предоставить. Например, идеализированный проект и последующий долгосрочный план перестройки Парижа [61], подготовленные в начале 70-х годов, были организованы вокруг такой миссии, как служить в качестве неформальной столицы мира. В подобной работе для Мехико, была предложена миссия служить центром развития, стимулирующим и облегчающим развитие, во-первых, Мексики как страны, во-вторых, Латинской Америки и, в-третьих, всего «третьего мира». Ниже приведена выдержка из документа, формулирующего эту миссию. Мехико долгое время впитывал в себя ресурсы — человеческие, природные и производимые — всей Мексики, а не отдавал их. Как ни парадоксально, результатом стало ухудшение качества обеспечиваемой им жизни. Город всегда занимался собственным ростом, но не развитием других. Пока будет сохраняться такое положение, он будет становиться все больше и больше, безуспешно пытаясь решить связанные с этим проблемы. Мехико должен вернуть себя к исходной точке. Мы представляем его как «центр развития», посвятивший себя стимулированию и облегчению развития других. Не взяв на себя такую миссию, он не сможет развиваться сам. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖЕЛАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПРОЕКТА Когда миссия сформулирована, хотя бы для пробы, полезно определить качества, которыми хотелось бы в идеале наделить проектируемую систему. Например, когда человек хочет построить дом, он вначале обсуждает проект с архитектором, которому он может сказать, что хотел бы иметь одноэтажный современный коттедж с гостиной, столовой, кухней с уголком для завтрака, тремя спальнями, двумя ванными и туалетом. Он может также уточнить, что хотел бы, чтобы этот домик был из дерева н было много стекла. В ходе обсуждения с архитектором подобная спецификация обычно детализируется и расширяется. В корпорации составлять перечень спецификаций зачастую лучше всего на семинаре по мозговой атаке, записывая все предложения на большом листе или на доске так, чтобы было видно всем присутствующим. После того как выдвинуто несколько первых предложений, процесс обычно набирает силу, и каждое из них встречает, как правило, меньше возражений, чем можно было ожидать. На одном таком семинаре, посвященном вопросу, какими качествами должна обладать идеальная телефонная система, не вызвало возражений ни одно из более чем 50 предложенных качеств. Среди них были названы, в частности, следующие: Мне бы понравилась система, в которой нет звонков по ошибке. Я хотела бы знать, кто звонит, прежде, чем отвечу. Я хотел бы пользоваться телефоном без помощи рук. Я предпочла бы носить телефон с собой по дому, а не бежать к нему, когда он звонит. Я хотел бы иметь возможность переводить вызов, поступивший ко мне домой, в то место, где я нахожусь сейчас. Когда я разговариваю по телефону, а кто-то еще пытается со мной связаться, я хотела бы знать об этом и о том, кто звонит; и я хотела бы иметь возможность сообщить ему что-нибудь вроде: «Подождите минутку, я сейчас отвечу», не прерывая разговор с первым собеседником. Во время аналогичной процедуры в одной из американских многонациональных компаний были предложены следующие качества. Определенный процент капитала, произведенног
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 603; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.19 (0.022 с.) |