Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Привлечение и стимулирование специалистов↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Стимулировать поддержание квалификации профессиональных плановиков на любом уровне организации следует, обеспечивая их участие в профессиональных конференциях и обучение на курсах. Они должны следить за соответствующей литературой, и это также следует стимулировать. У них должны быть соответствующие фонды для приобретения наиболее важных в данной области журналов и книг. Наконец, следует поощрять публикации и доклады плановиков на профессиональных совещаниях.. Это обеспечивает корпорации ряд преимуществ. Во-первых, реакция их коллег вне компании дает руководству информацию относительно качества выполняемой ими работы. Во-вторых, такая деятельность персонала привлекает хороших специалистов в компанию. Это также помогает корпорации удерживать тех высококвалифицированных специалистов, которыми она уже располагает. Нет лучшего места для подготовки перспективных молодых специалистов в области общего руководства, чем хороший отдел планирования. Здесь в большей степени, чем в любом другом месте корпорации, они могут вступать в контакт с каждой частью организации. Это дает возможность развивать понимание важных взаимодействий и взаимозависимостей внутри корпорации. Планирование также учит молодых специалистов выделять главное и развивать способность реагировать на изменения внутренних И внешних потребностей. Наиболее эффективные сотрудники отдела планирования — это профессионалы. У профессионалов есть стандарты качества и принципы работы, преданность которым они свято сохраняют. Лояльность по отношению к нанимателю вторична. Работник, который лоялен в первую очередь к нанимателю, а не к профессии, имеет в лучшем случае ограниченную ценность для компании. Например, о враче корпорации, главная деятельность которого по отношению к жертвам несчастных случаев на производстве состоит в защите интересов компании против законодательства, нельзя сказать, что он хорошо работает как врач. Когда эти два объекта лояльности вступают в конфликт, профессионал остается на стороне профессии. Если же он ведет себя иначе, компания будет получать не лучшие профессиональные услуги. Корпорации, в которых планового отдела нет или же он не знаком с интерактивным планированием, обычно нуждаются в помощи извне, чтобы перейти к нему. Есть различные источники получения помощи: консультативные фирмы, исследовательские организации, центры при университетах либо институтах, частные консультанты. Они неравноценны. Следовательно, успешное планирование часто в большой степени зависит от правильного выбора источника помощи. Такой выбор не должен основываться на чтении и оценке предложений, рассылаемых конкурирующими организациями. Способность написать привлекательное предложение — ненадежный индикатор способностей «поставлять товары». Наилучшая процедура выбора состоит из следующих двух шагов. Первый — организовать устный доклад потенциальных консультантов перед руководством. Предусмотреть время, достаточное для глубокой дискуссии. Это лучше, чем предложение, может выявить компетентность консультанта и его готовность к работе с корпорацией. Для успеха любого совместного начинания в области планирования весьма важна гармония стилей. Во-вторых, следует получить оценки каждого потенциального источника иомощи по меньшей мере от трех его недавних клиентов. Обычно при этом может быть получена более полезная информация, чем при любых контактах с самим консультантом. При любом выборе компания должна предусмотреть, чтобы помощь извне предполагала ответственность за обучение и подготовку персонала компании, с тем чтобы он постепенно смог действовать самостоятельно. Компания должна также сохранять за собой право прервать пользование услугами внешнего источника помощи в пределах допустимого периода времени, обычно 30 дней. Случаи ошибочного выбора — не исключения, и не следует подвергаться риску вынужденного сотрудничества. По этой причине контракты, предусматривающие фиксированную оплату, менее желательны, чем контракты типа «издержки плюс вознаграждение». Разумно заключать контракт поначалу только на часть процесса планирования, например, формулирование «проблемного месива» и подготовку идеализированного проекта. При этом может быть оговорено расширение контракта в случае, если компания останется удовлетворена проделанной работой. Это позволяет ограничить начальное сотрудничество 3 — 6 месяцами. Следует предусмотреть, чтобы внутренние и внешние плановики часто, в сжатой форме и понятно информировали управляющих и их сотрудников. Их сообщения должны быть выражены нормальным языком, а не профессиональным жаргоном. Те, кто к этому не способен, как правило, не понимают, о чем они говорят или пишут. Хотя наличие единого документа, представляющего план в деталях, иногда желательно, это редко бывает необходимо, если речь идет об интерактивном планировании. Причин две. Во-первых, чем больше работников участвуют в планировании, тем меньше необходимость информировать их о том, что было сделано. Конечно, даже в этом случае немногие вовлечены в подготовку каждого раздела плана. Поэтому бывает полезным подготовить итоговый документ, содержащий более детальное описание частей плана. Эти детализированные документы должны храниться в центральном файле, который находится в ведении отдела планирования корпорации. Во-вторых, поскольку интерактивное планирование — это непрерывный процесс, записи его результатов имеют тенденцию устаревать за время их подготовки. Следовательно, форма итогового документа должна позволять легко вносить добавления, изъятия, исправления. Причины нарушений непрерывности в планировании Причиной большинства нарушений непрерывности в процессах традиционного планирования, на мой взгляд, является смена ключевой фигуры или фигур. Новые назначения, снятия с должности и маем нового персонала могут вызывать значительные «разрывы» в традиционном планировании. Однако чем больше работников вовлечено в планирование, тем меньше оно подвержено таким нарушениям непрерывности, и наоборот. Возникновение кризисов также ведет к нарушениям непрерывности планирования. Если кризисы и не останавливают планирования, они все же, как правило, прерывают или серьезно затягивают его. Это также, по-видимому, более свойственно традиционному, а не интерактивному планированию. Хотя последнее основывается на видении желаемого будущего, выбор средств в нем твердо коренится в настоящем. Такое планирование связано с решением, что делать сейчас, чтобы приблизить желаемое.будущее. Следовательно, те, кто участвует в интерактивном планировании, не теряют контакта с настоящим и считают, что реальность обеспечивает базу для реагирования даже на наиболее серьезные кризисы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ Джон Голл [34] открывает последнюю часть своей «Системантики» весьма уместными замечаниями: Мы подошли к концу нашего изложения, почему бы просто не остановиться? Был ли Евклид обеспокоен тем, чтобы закруглить свои «Начала» тщательно отделанным небольшим эссе о значении всей работы? (Конечно, нет.) Но чтобы читатели не чувствовали, что они оставлены, так сказать, подвешенными в воздухе, добавлено это заключение (с. 85). Возможно, я тоже должен просто остановиться, но я не могу устоять перед искушением дать краткий обзор ключевых идей, представленных в каждой главе. Я надеюсь, что читатель найдет это полезным. Если нет, Вы можете просто остановиться. 1. Система — это множество элементов, которое нельзя разделить на независимые части. Из этого следует, что: а) существенные свойства системы теряются, когда она расчленяется физически или концептуально, и б) существенные свойства частей также теряются, когда части физически или концептуально отделяются от целого. По этим причинам анализ системы, начинающийся с расчленения ее, может раскрыть только ее структуру и то, как она работает, но не существенные ее свойства или причину, по которой она действует именно таким образом. Чтобы узнать и понять последнее, необходимо использовать синтетическое мышление: вникнуть в функции, которые система выполняет как для системы, частью которой она является, так и для своих частей. 2. Исторически концепция корпорации была связана с представлением ее в виде машины или организма. Лишь недавно подошли к пониманию корпораций как организаций. Организации — это целенаправленные системы, которые содержат целенаправленные части и сами являются частями более крупных целенаправленных систем. Корпорации —это организации, основными функциями которых в обществе являются производство и распределение благ. Предполагается, что именно через эти функции они вносят вклад в социальное развитие. В системе свободного предпринимательства возможность правительственного вмешательства в случае их неспособности удовлетворительно распределять блага более вероятна, чем в случае их неспособности производить блага. Общество возлагает на корпорации все большую ответственность за сохранение социального природного окружения, которое они разделяют с другими. Целенаправленные части корпораций, работники оказывают на них давление, заставляющее вносить вклад в их личное развитие и обеспечивать им удовлетворительное качество трудовой жизни. Развиваться — означает увеличивать желание и возможность удовлетворять собственные желания и желания других. Следовательно, наиболее общая и приемлемая цель корпорации состоит в развитии ее желания и способности стимулировать и облегчать развитие общества или обществ, частью которых она является, и ее целенаправленных частей. Таким образом, развитие — это вопрос не столько того, что имеется, сколько того, что может быть сделано с тем, что имеется. Это лучше выражается качеством, а не уровнем жизни. Качество жизни — вопрос эстетики: удовлетворения, получаемого (а) от деятельности независимо от ее результата и (б) благодаря ощущению продвижения вперед. 3. Планирование не должно быть усилием но воскрешению прошлого или по подготовке к предсказанному будущему. Будущее любой организации зависит больше от того, что она делает между настоящим и будущим, чем от любого момента в ее прошлом. Следовательно, планирование должно состоять из проектирования желаемого будущего и изыскания путей его приближения. Принципиальная (но не единственная) выгода, которая должна быть получена от такого (интерактивного) планирования, реализуется через участие в нем. Каждый участник имеет возможность углубить свое понимание того, как его поведение воздействует на эффективность в целом, и, следовательно, стремится ее повысить. Кроме того, участники •планирования могут привнести свои идеалы и стилистические предпочтения в организацию, внося таким образом вклад в улучшение качества своей трудовой жизни. Следовательно, процесс планирования, равно как и его результаты, способствует развитию организации в целом и ее частей. Участием в планировании должны быть но возможности широко охвачены все заинтересованные лица. Планирование должно быть непрерывным и предусматривать взаимодействия между всеми частями организации. Оно должно состоять из пяти фаз: 1) формулирования «проблемного месива», 2) определения целей, 3) выбора средств их достижения, 4) планирования получения (выработки) и распределения ресурсов, требуемых для применения выбранных средств, и 5) проектирования реализации этих средств и контроля за их реализацией и эффективностью. 4. «Проблемное месиво», которому должна противостоять организация, — это будущее организации при условии, что поведение как ее самой, так и ее окружения, не меняется сколько-нибудь значительно. «Проблемное месиво» — это система проблем и благоприятных возможностей, которая, поскольку она является системой, представляет собой не просто сумму своих частей, а продукт их взаимодействий. Следовательно, воспринимать и понимать их надо холистически. Формулирование «проблемного месива», перед которым стоит организация, требует детального знания и понимания того, как она. может функционировать и функционирует и какие из ее собственных характеристик и характеристик ее окружения препятствуют улучшению ее деятельности. Формулирование «проблемного месива» наилучшим образом фиксируется в форме сценария будущего, который экстраполирует поведение организации и ее окружения в прошлом и в настоящем. 5. Целью интерактивного планирования является эффективное достижение идеализированного состояния. Это состояние формулируется как проект такой системы, которой ее «акционеры» заменили бы существующую, если бы имели эту возможность. Подобный проект должен быть технологически осуществимым и практически жизнеспособным, обеспечивать систему способностью быстро и эффективно обучаться и адаптироваться. Раз система может быть улучшена и может улучшать себя, она не является ни утопической, ни идеальной; это наилучшая из систем поиска идеала, которую ее проектировщики могут вообразить. Процесс идеализированного проектирования облегчает и стимулирует широкое участие в планировании, вырабатывает согласие среди его участников, рождает их сотрудничество, стимулирует их творчество и значительно расширяет их представление о возможном. Благодаря этому процессу его участники узнают, что именно они сами, а не кто-то другой, являются главным препятствием на пути к будущему, которого они больше всего желают. Различия между сценарием будущего и идеализированным проектом составляют расхождения, устранению которых посвящена остальная часть процесса планирования. 6а. Корпорация или любая другая организация способна развиваться и помогать развитию других в том случае, если она гибка и способна быстро и эффективно обучаться и адаптироваться. Большинство традиционно структурированных корпораций страдает от недостатка гибкости, поскольку их структуры предполагают ранговую упорядоченность трех главных измерений, по которым распределяется работа: операции (например, функции), результаты (например, продукция) и рынки. Поэтому, когда относительная важность соответствующих критериев меняется, как часто бывает, необходима крупная реорганизация. Обычно это вызывает сильное сопротивление. Необходимость в структурном изменении может быть значительно снижена, а склонность к таким изменениям значительно усилена с помощью многомерной структуры, в которой все три измерения пронизывают каждый уровень организации. Кроме того, проектируя в такой организации каждое подразделение как центр прибыли с большой степенью автономности, его выживание ставят в зависимость от эффективности. Такие подразделения более гибки и склонны к изменениям, чем те, выживание которых не зависит от их эффективности, как, например, в случае бюрократии. 66). Нет организационной структуры или функции, которую члены организации не могли бы саботировать, если они к этому склонны. Такая склонность часто является следствием неудовлетворенности трудом и отсутствия возможности повлиять на него, т. е. бессилием. В организации, которая управляется автократически, подобные условия возникают с большей вероятностью, чем в такой, которая управляется демократически. При демократической системе члены организации в известной степени прямо контролируют: а) что они делают, и б) что делается для них. Между желанием сделать возможным демократическое участие в управлении и необходимостью иерархической структуры для координации и интеграции выполняемой в ней работы есть кажущееся противоречие. Оно разрешается в циклической организации, где каждый управляющий имеет совет, в состав которого, кроме него, входят его непосредственный начальник и непосредственные подчиненные. Эти советы отвечают за: 1) определение политики в рамках совместимости с политикой, исходящей сверху, 2) координацию деятельности на непосредственно подчиненном уровне, 3) контроль за управляющими на непосредственно подчиненном им уровне. Такая структура дает работникам определенный контроль над теми, кто прямо контролирует их, а значит, над собственной деятельностью. Это позволяет каждому работнику что-то предпринять относительно источников неудовлетворенности трудом. 7. Организация не может быть способной быстро и эффективно обучаться и адаптироваться, если такой способностью не обладает ее руководство. Руководство — это часть организации, которая несет ответственность за контроль над ней. Чтобы выполнять эту функцию, руководство должно идентифицировать и прогнозировать проблемы и благоприятные возможности, принимать решения относительно того, что следует предпринять, и выполнять такие решения, а также прослеживать и, если необходимо, изменять то, что сделано, чтобы обеспечить его эффективность. Для каждого из этих видов деятельности необходима информация, следовательно, возникает потребность в управленческой информационной системе. Проект системы управления, которая интегрирует эти функции, представлен в гл. 7. Он охватывает три уровня контроля: контролирование организации ее руководством, контроль за руководством и контроль за теми, кто контролирует руководство. Эти виды контроля спроектирован таким образом, чтобы обеспечить эффективное и
экономичное обучение и адаптацию организации в целом, ее руководства и тех, кто контролирует управляющих. 8. Расхождения между базовым сценарием и идеализированным проектом, подлежащие устранению, представляют собой проблемы планирования, которые требуют формулирования и выбора средств. Есть три подхода к этим или любым другим проблемам: они могут быть решены, разрешены или устранены. Решить проблему — означает найти средство, которое действует достаточно хорошо, которое удовлетворяет. Разрешить проблему — означает найти средство, которое действует настолько хорошо, насколько вообще возможно, которое оптимизирует. Устранить проблему — означает таким образом перестроить соответствующую систему или ее окружение, что проблема ликвидируется, снимается. Это средство — идеальное. Лучше разрешить, чем решить, и лучше устранить, чем разрешить, поскольку немногие проблемы остаются решенными надолго. Устранение требует большего творчества, чем разрешение, и разрешение — большего, чем решение. К сожалению, творчество — весьма редкий товар. Творческое формулирование средств требует выявления самоогрничивающих допущений (зачастую неосознаваемых), устранения их и анализа последствий. Такие допущения могут серьезно ограничивать: 1) область переменных, которые рассматриваются как релевантные, и 2) наше восприятие степени контроля над релевантными переменными. Они также 3) преувеличивают наше представление о количестве и строгости ограничений, налагаемых извне, и 4) заставляют выводить несуществующие причинные связи и упускать из виду существующие. Сознательное усилие по выявлению и устранению самоограничивающих допущений (используя процедуры, предложенные в гл. 8, или другие) часто помогает открыть средства, явно лучшие, чем любые из уже учтенных. 9. После того как сформулирован ряд альтернативных средств, должен быть сделан выбор. Это требует оценки. Независимо от того, насколько очевидным кажется превосходство одного средства над другим, желательна их систематическая сравнительная оценка. К счастью, этому могут помочь научная методология, методы и техника. Они включают экспериментирование, использование математических моделей и алгоритмов, имитацию, игры. Однако при использовании таких процедур редко представляется возможным количественно учесть все релевантные переменные. Следовательно, результат научных процедур почти всегда требуется в той или иной мере дополнить субъективными оценками. Каким бы методом ни было выбрано средство и независимо от убежденности в его превосходстве, его использование необходимо контролировать, т. е. систематически и постоянно оценивать его использование. Это следует делать хотя бы по той причине, что условия, при которых оцениваются те или иные средства, со временем значительно меняются. Но есть и другая причина: нет лучшего пути для оценки средства, чем в ходе его использования. 10. После того как средства выбраны, необходимо определить объемы и время поставок требующихся ресурсов. Эти потребности сопоставляются с тем, что имеется в. наличии. Дефициты должны быть или покрыты, или устранены путем пересмотра выбранных средств. Излишки ресурсов также достаточная причина, чтобы пересмотреть выбранные средства, а также цели и задачи, с которыми они связаны. Те аспекты планирования ресурсов, которые включают 1) закупаемые товары, материалы и услуги; 3) сооружения и оборудование и 3) денежные средства, хорошо разработаны в том смысле, что оснащены множеством количественных методов и инструментов. Однако качество результатов, получаемых с их помощью, не лучше чем качество используемых данных. Использование чисел не дает гарантии точности: числа могут быть весьма неточными. В бюрократических организациях значение подразделения зачастую пропорционально его численности. Это создает давление в сторону роста. Хотя максимизация занятости является важной социальной функцией корпорации, занятость социально полезна и удовлетворяет в индивидуальном отношении только в том случае, если она продуктивна и осмысленна. Растрата человеческого тру: да—следствие банкротства разума. 11. Реализация и контроль являются частями планирования, а не последовательными1 шагами. Они одновременно являются завершением одного цикла планирования и началом следующего. Уроки, которые извлекаются из этих процессов, обеспечивают движущие импульсы и исходную информацию для непрерывного планирования. Чем тщательнее контролируются реализация и ее последствия, тем большему можно научиться. Процесс интерактивного планирования и требует, и вознаграждает. Он требует времени, усилий и ресурсов, но не в такой степени, как можно вообразить после прочтения этой книги. Поскольку он предполагает участие многих, время и усилия разделяются. Следует добавить, что для налаживания процесса, создания облегчающих его форм и процедур требуется больше времени, чем для поддержания их работы. Интерактивное планирование вознаграждается продвижением к идеалам, получаемым от этого удовольствием, а также личным и организационным развитием. Обеспечивая благоприятную возможность сочетать игру и обучение с работой, такое планирование позволяет наслаждаться высоким качеством трудовой жизни. Итак, я вернулся к тому, с чего начал, к концу. И подобно апокрифическому змию, который стал пожирать свой хвост и продолжал, пока не самоистребился, я тоже исчезаю. ПРИЛОЖЕНИЕ БАЗОВЫЕ СЦЕНАРИИ В данном приложении приведены два весьма различных по стилю базовых сценария. Один состоит из ряда взаимосвязанных проекций в будущее \ а второй представляет собой часть «истории», написанной как бы в 1990 г. Напомним, что сценарий будущего — это экстраполяция прошлого, сделанная в предположении, что данная система и ее среда развиваются без вмешательства, т. е. без изменения тенденций, характеризующих релевантные прошлые события. Напомним также, что такая проекция — прогноз не того, что произойдет, а того, что произошло бы при отсутствии вмешательства. Так как те или иные вмешательства весьма вероятны, проекция в будущее представляет собой в большей степени прогноз маловероятных событий, чем того, что произойдет. Цель сценария состоит в том, чтобы определить, когда и как система разрушится, если не будет никаких вмешательств. Можно ведь планировать вмешательства сейчас а не ждать (как это обычно бывает), пока система не окажется в состоянии кризиса. Вмешательства в условиях кризиса редко обеспечивают эффективные решения проблем. Планируемые вмешательства с большей вероятностью окажутся созидательными и эффективными. Более того, проекции в будущее и сценарии могут быть использованы для творческих предложений, которые обычно не рассматриваются даже при планировании, предшествующем состоянию кризиса. Пример такой выработки решений дает первый сценарий. СЦЕНАРИЙ 2 Приводимая часть базового сценария изменена лишь в том, что касается обеспечения анонимности компании, для крторой он был написан. Здесь она именуется «Альфой». Эта компания является филиалом, полностью принадлежащим фирме «Бета корпорейшн», которая приобрела ее у первоначальных владельцев в 60-е годы. «Альфа» производит свою продукцию на старом заводе, где между администрацией, которую назначает «Бета», и объединенными в профсоюзы рабочими никогда не было хороших отношений. Дан- 1 Первый сценарий опубликован на русском языке в составе другой «книги Р. Акоффа (Искусство решения проблем. М., «Мир», 1983, гл. 7) и поэтому в настоящем издании опущен. — Прим. ред.
ный сценарий был подготовлен под руководством Джорджа Колхуна во второй половине 70-х годов. В начале 1980 г. руководство компании «Альфа» определило рынок, на котором намеревалось конкурировать в следующие десять лет. К этому моменту компания боролась за то, чтобы удовлетворить 70% спроса на этом рынке. В 70-е годы продукция отрасли, частью которой была «Альфа», росла в среднем на 7% в стоимостном и лишь менее 3% —в физическом выражении в год. По расчетам компании, ее рынок сбыта должен был увеличиться с 2 млрд. в 1980 г. до 3,8 млрд. в 1990 г. В течение 70-х годов «Альфа» увеличивала объем выпуска продукции в среднем на 3,5% в год. Экстраполируя на 1990 г., она рассчитывала на 10%-е увеличение своей.доли на совокупном рынке. Эти расчеты основывались на предположении, что доля рынка, контролируемая компанией, будет сохраняться, но в 70-е годы она уменьшалась. Зная об этом, администрация решила произвести крупные капиталовложения с целью поднять спрос на продукцию компании. Прогнозируя значительное увеличение спроса в ответ на планируемые усилия в области рекламы и продвижения продукции к потребителю, администрация считала необходимым увеличить выпуск продукции на своем заводе. Было решено расширить производство на 10—15% на два месяца, но переговоры с профсоюзами по этому вопросу натолкнулись на непредвиденные трудности. Администрация утверждала, что в интересах рабочих профсоюз должен согласиться на овладение ими смежных профессий и гибкое распределение работы, не выдвигая при этом требования повысить заработную плату до уровня рабочего места высшей категории. Профсоюз утверждал, что единственная цель компании состоит в увеличении прибыли, и претендовал на значительную долю выгод от повышения производительности. Администрация не вступала в переговоры с рабочими по данному поводу. Их начал профсоюз. Это обстоятельство в сочетании с затяжкой переговоров усиливало враждебность рабочих к администрации, тем самым дополнительно осложняя соглашение. Отчаявшись, администрация решила действовать односторонне и увеличить ритм производства на два месяца. Руководство проинструктировало начальников участков и мастеров, но проигнорировало необходимость информировать рабочих о временном характере принятых мер. В результате, когда эти меры стали вводить, небольшая группа рабочих начала стихийную забастовку. Профсоюз решил не поддерживать их. Последовало несколько актов насилия. Тогда администрация использовала свое юридическое право уволить участников забастовки. Когда рабочие на заводе узнали об этом, они прекратили работу. Это вынудило профсоюз изменить позицию и поддержать забастовку. Профсоюз выдвинул два требования: восстановление на работе всех уволенных и снижение темпа производства до прежнего уровня. Администрация высказала намерение удовлетворить первое требование, но не второе. Забастовка продолжалась несколько недель. Сбыт продукции начал сокращаться из-за ее нехватки и неблагоприятного для компании освещения событий в прессе. Под давлением этих обстоятельств администрация наконец пошла навстречу требованиям бастующих. Все рабочие, за исключением тех, кто участвовал в насильственных действиях, были приняты обратно. Увеличение скорости конвейера было ограничено 10% на один месяц в году. После забастовки объем продаж вернулся к прежнему уровню к концу 1980 г. Новые мероприятия в области маркетинга, начатые в этот период, привели к значительному повышению спроса на продукцию компании в 1981 и 1982 гг. «Альфа» работала на полную мощность при небольшом увеличении занятых. Однако достигнутый «потолок» выпуска продукции был ниже, чем рассчитывала администрация. В значительной степени это было связано с отказом профсоюза допустить гибкое распределение рабочих заданий. Вдобавок к концу 1981 г. производительность труда стала снижаться, увеличилось число прогулов, замедлился темп работы. Кроме того, устаревшее оборудование действовало менее эффективно, чем ожидалось. Производственное оборудование «Альфы» плохо эксплуатировалось потому, что, по расчетам руководства, «Бета» должна была построить для нее новые корпуса, как только это станет экономически оправданно. В результате возросли частота и продолжительность остановок производства, а поддержание качества продукции стало главной проблемой. К середине 80-х годов в отрасли, частью которой была «Альфа», вследствие слияний, поглощений и банкротств компаний значительно возросла концентрация производства. По этой причине «Альфа» все больше втягивалась в ожесточенную рекламную войну с основными конкурентами. Чтобы сохранить — не говоря уж» о ее расширении — долю на рынке, она была вынуждена поднять расходы по сбыту значительно выше запланированных уровней. Вместе с ремонтом и заменой оборудования, а также разработкой новой продукции это поглощало большую часть прибылей компании. Мало что оставалось для улучшения условий труда. Это укрепило широко распространившееся к тому времени среди рабочих убеждение, что компании • «наплевать» на все, кроме выжимания из них большей прибыли. В 1985 и 1986 гг. трудности в работе завода, связанные с загрузкой, близкой к предельной, накапливались. Широко распространилось мнение, что в них следует винить плохие коммуникации. По этой и другим причинам главной заботой администрации стала координация производственных операций на заводе. Руководство признавало, что начальники участков работали с огромным напряжением сил и что некоторые из них недостаточно подготовлены для того, чтобы справляться с кадровы ми проблемами, порожденными предельной загрузкой производствен ных мощностей. Поэтому, чтобы дать этим управляющим больше времени для работы с подчиненными и высвободить их для дополнительной подготовки в области человеческих отношений, был введен еще один уровень управления непосредственно над ними. Этот второй уровень был создан, чтобы принять на себя все более сложные проблемы корпорации. Поощрялась ориентация работы начальников участков на кадровые проблемы. Однако, как оказалось, новые управляющие затрудняли коммуникации, направленные как вверх, так и вниз. Безуспешность их усилий сделала очевидным, что проблемы координации коренились не в производственном графике, а в растущем среди рабочих возмущении интенсификацией труда. Все это привело администрацию к решению, что следующий трудовой контракт должен включать условие гибкого распределения рабочих заданий. Во второй половине 1986 г. «Альфа» столкнулась с значительным сокращением сбыта продукции. По общему мнению руководства, это было следствием ухудшения ее качества. Но какова бы ни была причина падения сбыта, становилось ясно, что необходимо значительное сокращение занятости. В связи с тем, что администрация надеялась провести соглашение о гибком распределении работ в следующем трудовом контракте, и из-за того, что оптовики компаний накопили большие запасы нераспроданной продукции, администрация решила начать сокращение. Чтобы избежать неблагоприятной огласки, как случилось ранее, одновременно было уволено лишь небольшое число рабочих. Намеревались продолжать практику таких увольнений до тех пор, пока не будет достигнуто желаемое большое сокращение персонала. Сокращения усилили непрочность положения оставшихся рабочих и привели к дальнейшему обострению и бел тот конфликтных трудовых отношений. Производительность снизилась, стычки и угрозы стали повсеместными. То чувство приверженности к компании, которое еще оставалось у рабочих, окончательно испарилось, когда они убедились, что здесь у них нет перспектив. Предварительные переговоры с профсоюзом показали, что рабочие скорее будут снова бастовать, чем согласятся на увеличение гибкости при распределении работ. Сбыт продолжал снижаться, а производственные расходы — расти. Тем временем основные конкуренты «Альфы» установили значительно более эффективное производственное оборудование. Снизив издержки производства, они увеличили свои инвестиции в маркетинг. Убытки компании продолжали расти, несмотря на ее усилия сохранить позиции В 1987 г. «Бета» решила избавиться от «Альфы» и со временем продала ее одному из се конкурентов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.73.6 (0.013 с.) |