Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Компьютер и системы управленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Функции системы управления поддаются компьютеризации в различной степени. Компьютеризована может быть значительная часть управленческой информационной подсистемы, однако в поведение, отличающееся от чисто механического, в настоящее время ЭВМ не может вторгаться. Принятие решений в случаях, когда могут быть построены модели и получены однозначные процедуры извлечения из них самих
решений, можно передать ЭВМ. Решения, для которых можно построить модели, но нельзя получить однозначных процедур, поддаются частичной компьютеризации. Решения же, которые не моделируются, компьютеризовать нельзя. Модель решения состоит из двух частей. Первая часть — уравнение, которое связывает критерий эффективности системы с теми аспектами решаемой ситуации, как контролируемыми, так и неконтролируемыми, которые могут повлиять на нее. Уравнение эффективности имеет вид: эффективность системы = определенное отношение между контролируемыми переменными н неконтролируемыми переменными. Эффективность может быть отражена такими количественными характеристиками, как число единиц продукции, выпускаемое за год, затраты на продукцию или проект, чистая прибыль. Среди контролируемых переменных могут быть численность занятых, денежные расходы на закупку материалов, виды используемых материалов, размещение и мощность сооружаемого объекта. Среди неконтролируемых переменных можно назвать погоду, состояние национальной экономики, стоимость рабочей силы, остроту конкуренции и предпочтения потребителей. Вторая часть модели отражает пределы, в которых можно манипулировать каждой из контролируемых переменных. Например, допустим, что имеется определенная сумма денег и ее следует распределить между нескольками видами деятельности. Выделенные суммы в совокупности не могут превышать имеющейся величины и не могут быть меньше нуля. Такие ограничения и уравнение эффективности можно выразить символами. Решение моделируемой проблемы состоит из тех значений контролируемых переменных, которые в пределах указанных ограничений и при соответствующих неконтролируемых условиях дают наиболее высокую эффективность системы. Такое решение называют оптимальным. Процедура манипулирования символами в модели для получения оптимального или близкого к оптимальному решения называется алгоритмом. Когда имеются модель проблемы и алгоритм получения решения, процесс решения может быть автоматизирован или выполняться исследовательской группой при руководителе. Очевидно, что при наличии модели и алгоритма необходимость полностью полагаться на опыт в реальном мире (пробы и ошибки) снижается или исчезает, следовательно, процесс обучения значительно ускоряется. Модели и алгоритмы обычно разрабатываются и применяются специалистами по исследованию операций и научному управлению. Их разработка зачастую требует значительного объема исследований, — исследований, которые обычно обеспечивают новое и более глубокое понимание операций системы. Разработка модели, кроме того, раскрывает и вносит необходимую ясность в суть действий системы, которая обычно остается скрытой. Таким образом, построение модели направляет важный процесс обучения. Поскольку разработанные модели формулируются в явном виде, они открыты для проверки и критики со стороны лиц, принимающих решения, и специалистов. Это также ускоряет совершенствование процесса принятия решений. Во многих случаях конструируются модели, для которых нельзя сформулировать алгоритмы. Это означает, что нет никакого систематического пути получения оптимальных решений из таких моделей. Тем не менее такие модели могут эффективно использоваться, в частности, для сравнения альтернативных решений, предлагаемых руководителем. Этот процесс часто упрощается, если модель вводится в ЭВМ и принимающие решения лица вовлекаются в диалог с машиной. Посредством такого диалога управляющие могут систематически улучшать предлагаемое решение проблемы, даже если они не могут найти наилучшее из возможных решений. Они могут экспериментировать с моделью, а не в реальной ситуации и благодаря этому ускорить процесс обучения и снизить его издержки. Модели различных проблем можно связывать друг с другом, чтобы выразить в явной форме отношения между этими проблемами. Следовательно, формируя систему моделей, можно в некоторых случаях моделировать всю проблематику системы или основную ее часть. Такие системы моделей могут использоваться в процессе планирования. Например, может быть сконструирована модель для определения минимальной стоимости перевозки готовой продукции с завода или склада разбросанным на различном удалении потребителям с разными потребностями. Алгоритма для определения территориального размещения такого предприятия не существует. Тем не менее управляющий может предложить несколько существенно разных вариантов размещения, и модель поможет вычислить Минимальные транспортные расходы по каждому варианту. Управляющий может затем отобрать лучший из них, предложить новый ряд размещений, близких к выбранному варианту, и повторить процесс. Этот итеративный процесс может продолжаться до тех пор, пока управляющий не подойдет столь близко к наилучшему варианту размещения, насколько позволят модель и его терпение. Проблемы, для которых имеются или могут быть легко получены и модели, и алгоритмы, относятся в основном к повторяющимся, рутинным и ориентированным на оперативность видам деятельности. Обычно это такие проблемы, для которых человеческое поведе-
ние не является важным фактором и для которых скорее важен выбор средств, а не целей. Стратегические проблемы труднее моделировать и решать, чем тактические или оперативные. Однако использование моделей и алгоритмов упрощенных проблем высвобождает управляющих, и они получают больше времени для более важных, более комплексных и перспективных проблем, решение которых в обычных условиях откладывается под давлением повседневных краткосрочных кризисов. Модели — упрощения действительности, они лишь в исключительных случаях содержат все релевантные переменные и связи между ними. Следовательно, решения, которые они выдают — как бы эти решения ни были получены, — обычно требуют интерпретации управляющими, которая позволяет учитывать то, что упущено в моделях. Например, задача размещения завода или склада охватывает множество релевантных переменных, которые не поддаются количественному выражению. В частности, квалификация и настроения рабочих в данном районе, качество жизни, которое может быть предложено переселенцам, состояние транспортных коммуникаций. Таким образом, даже если есть алгоритмы для расчетов по моделям, получаемые на этой основе так называемые оптимальные решения редко могут применяться автоматически. Они обычно требуют оценки менеджерами, которые понимают эти модели и знают, какие важные упрощения введены в них. Автоматизация принятия решений не упрощает управленческий труд. Напротив, она раздвигает его рамки и усложняет его. Число проблем, стоящих перед ним, не снижается, потому что решения большинства проблем порождают несколько новых и более важных проблем. Если система управления должна обучаться, чтобы становиться более эффективной, то управляющие в ней также должны обучаться более успешному решению проблем возрастающей сложности. Вернемся теперь к другим частям системы управления и пределам их автоматизации. Память и блок сравнения, а также анализатор симптомов и пресимптомов могут быть компьютеризованны полностью, но подсистемы диагностики и предписаний — только в очень ограниченных пределах. Однако последние разработки "диагностических процедур, применимых к машинам и в меньшей степени к организмам, показывают, что развитие автоматизированной диагностики организаций не является невозможным. Никакие свойства системы управления не требуют автоматизации любой из ее частей. Более того, система как целое может оставаться в одной голове — руководителя. С другой стороны, каждая функция может выполняться различными группами или индивидами. В тех случаях, где более одного лица участвует в подобной системе (именно так обстоит дело во всех, за исключением очень малых, организациях), этими специалистами должен руководить тот управляющий, который отвечает-за систему. Пример системы управления Рассматриваемая система была разработана для отдела маркетинга компании, занимающейся крупносерийным производством дешевой потребительской продукции. Когда система была установлена, компании принадлежала наибольшая доля рынка этой продукции, около 9%. Компания сбывала примерно 40 модификаций продукции на всей территории Соединенных Штатов, которая была поделена на 200 рыночных округов. В блоке принятия решений системы управления содержались модели каждого округа. Эти модели позволяли управляющим отдела маркетинга посредством диалога с ЭВМ устанавливать значения для переменных пяти типов: 1) цены; 2) реклама (уровень расходовг состав используемых средств массовой коммуникации, время и формы рекламных объявлений); 3) сумма расходов по сбыту; 4) число и тип сбытовых кампаний; 5) общее количество и тип материалов, которые должны быть распределены в розничной сети. Значения этих переменных устанавливались управляющими маркетинга ежемесячно с целью максимизировать долю рынка в каждом из округов. Ожидаемая величина доли рынка определялась с помощью модели, рассчитываемой на ЭВМ, и пересылалась в память и блок сравнения, в который уже были введены соответствующие параметры хранимой в нем процедуры принятия решений." В первый месяц система зафиксировала 42 отклонения, которые были переданы группе диагностики и предписаний. Эта группа-состояла из специалистов по маркетингу и производству, участвовавших в проектировании системы. Средняя ошибка ожиданий была значительной. Диагнозы отклонений потребовали различных затрат времени. Некоторые отнимали по нескольку месяцев. Когда находилось приемлемое решение, вносились коррективы. Число отклонений снижалось из месяца в месяц. Но прошествии года было найдено лишь шесть отклонений и средняя ошибка снизилась до одной четверти той, что была в первом месяце. Через 18 месяцев система стабилизировалась в среднем на двух отклонениях в месяц и средней ошибке, равной или меньше 1/16 величины для первого месяца. Вооруженное этой системой руководство маркетингом за десять лет более чем удвоило долю на рынке сбыта. Вскоре после того как была установлена эта система управления маркетингом, подобной системы потребовали управляющие производством. Она была разработана и постепенно снизила оперативные производственные затраты на 35 млн. долл. в год, причем проектирование и внедрение системы обошлось в сумму лишь около 300 тыс. долл. Рассмотрим теперь, как спроектировать ряд таких систем для взаимодействия с окружением корпорации. Встроенная система управления Каждая корпорация имеет иерархическую сеть управленческих подразделений. Если некоторые или все эти подразделения обладают системой описанного выше типа, то, чтобы эти системы эффективно обслуживали корпорацию как единое целое, требуются их координация и интеграция. Таких координации и интеграции можно достичь с помощью комитетов по распределению решений, организованных и действующих во многом подобно советам по планированию, рассмотренным в гл. 3. Если главный составитель планов в каждом подразделении отвечает также за подготовку диагнозов и предписаний, то один комитет может служить обеим целям. Каждое подразделение, за исключением тех, что находятся на низшем уровне, имеет комитет по распределению решений. Этот комитет состоит из 1) лица или лиц, ответственных за подготовку диагнозов и предписаний в подразделении, 2) соответствующего лица (лиц) на непосредственно вышестоящем уровне и 3) лиц с теми же функциями на непосредственно подчиненном уровне. Следовательно, в каждом комитете, за исключением одного на самом верху, представлены три уровня управления. В том, что наверху, — два уровня. Обратимся вновь к схеме на рис. 6.1. Члены каждого комитета получают копии отчетов о результатах анализа опасностей и возможностей (13) от системы управления нижестоящего уровня. Этот анализ разрабатывается на основе изменений, которые произошли или предвидятся вне системы, его подготовившей. Члены комитета получают также отчеты об отклонениях (9) и симптомах и пресимптомах (12), послужив-цшх обоснованием анализа. Это означает, что копии данных отчетов получают те, кто ответствен за принятие решений и диагноз в каждом подразделении на том уровне управления, на котором отчет был подготовлен, и соответствующие лица на двух вышестоящих уровнях. Каждый комитет несет ответственность за решение, где и как выявленные таким образом проблемы должны быть отрегулированы. Они могут быть адресованы вышестоящему подразделению, ряду нижестоящих подразделений или одному из них, включая то, в котором зародилась данная проблема. Такая процедура снижает вероятность попыток решения проблем только там, где появились их симптомы (см. обсуждение принципов координации в гл. 3). Решения проблем, вызывающих трудности в подразделениях на других уровнях управления, а не того, где проблема появляется, могут рассматриваться в таких комитетах. Благодаря этому в подразделении, которое принимает решение, создается уверенность в том, что учтены последствия данного решения на соседних уровнях управления — выше- и нижестоящем. Это создает готовность к назревающему решению и его возможным последствиям, делает предсказуемой адаптацию. Заслуживает внимания еще один аспект создания системы систем управления. Зачастую можно получить экономию от масштаба деятельности, так как одно лицо или группа могут выполнять одну и ту же функцию для нескольких различных систем управления. Каждая из функций, показанных на рис. 6.1, за исключением принятия решений, поддается частичной или полной консолидации во всех звеньях. Рассмотренная система управления была спроектирована с целью обеспечить управляющим возможность обучаться тому, как обучаться и адаптироваться. Проект схематичен и представлен в общем виде, следовательно, допускает множество вариантов. Подобный проект следует имплантировать в идеализированный проект каждой системы. Ни одна организация не может эффективно продвигаться к желаемому будущему, если ее руководство неспособно постоянно улучшать свою деятельность в условиях как турбулентной, так и стабильной среды. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДСИСТЕМА Внимание управляющих и специалистов по информационному обслуживанию управленческих информационных систем (УИС) очевидно. Фактически многие считают что подобные системы должны быть панацеей для проблем управления любого типа. Энтузиазм по поводу таких систем можно понять. Они вовлекают менеджеров и проектировщиков информационных систем в романтические отношения с самым завораживающим инструментом нашего времени, с ЭВМ. Энтузиазм понять можно, но некоторые эксцессы, к которым он приводит, — нельзя. Вопреки впечатлению, созданному широким масштабом пропаганды УИС, сравнительно немногие из этих систем соответствуют ожиданиям управляющих, которые их одобряют или используют. Многих промахов там и здесь можно избежать, если избавиться от некоторых слишком общих, ложных и обычно неявных предпосылок в проектировании. Как представляется, существуют пять таких предпосылок.
«Управляющим крайне необходимо получать больше релевантной информации» Большинство УИС спроектировано с предпосылкой, что одной из наиболее существенных помех в деятельности управляющих является нехватка релевантной информации. В самом деле, очевидно, что управляющим не хватает релевантной информации. Не столь очевидно, что при ее достатке они действовали бы лучше или что [(Она позарез необходима им. По своему опыту могу утверждать, что действия многих не улучшились бы, потому что они страдают от переизбытка не относящейся к делу (нерелевантной) инфор.ча- i ции. Это требует пояснения. Сначала отметим, что последствия перенесения акцентов управленческих информационных систем с увеличения релевантной ин-I формации на уменьшение нерелевантной информации значительны. Если кто-то озабочен обеспечением релевантной информацией, внимание почти исключительно уделяется генерированию, хранению, поиску и обработке данных. Идеал, порождаемый такой ориентацией, представляется в виде некоего резервуара данных, в который управляющий может погружаться и всплывать с любой желаемой информацией. Но дело в том, что он вероятнее потонет в таком резервуаре, чем будет спасен им. Если, с другой стороны, информационная проблема рассматривается в первую очередь — но не исключительно — как проблема перегрузки нерелевантной информацией, тогда двумя наиболее важными функциями УИС становятся отсев и конденсация информации. Специальная литература редко обращается к этим функциям или к методам их выполнения. Большинство управляющих получает данных и информации больше, чем в состоянии переварить, даже если они посвятят этому все свое время. Они уже страдают от информационной перегрузки. Поэтому возникает необходимость отделять существенное от несущественного и отыскивать суть вопросов в релевантных документах. Я получаю еженедельно материалов в среднем более чем на 60 часов чтения, п большинство менеджеров, насколько мне известно, получает но меньшей мере столько же. Более половины этого количества поступает само по себе, а не по нашим запросам. Несмотря на это, очень немногие УНС предусматривают какие-либо меры для обработки таких документов. Мне приходилось видеть выдаваемый ЭВМ отчет о состоянии запасов объемом около 600 страниц, ежедневно рассылаемый нескольким управляющим. Случалось также видеть книжного объема заявки на капиталовложения, громоздящиеся на столах управляющих. Кроме этого, большинство управляющих получает как минимум один журнал и две газеты в день. Большинству из тех, кто страдал от информационной перегрузки, известен тот факт, что, когда объем информации превосходит определенную величину, точка перенасыщения как по объему, так и по доле информации, которую мы пытаемся переварить, снижается. Мы оставляем надежду справиться с перегрузкой и прекращаем наши усилия. Чем больше мы перешли за эту точку, тем меньше информации мы используем. Ричард Л. Мейер [54] показал, что общественные институты ведут себя так же. До тех пор пока информационная перегрузка, которой подвергаются управляющие, не будет снижена, не следует ожидать, что любая дополнительная информация, предоставляемая УИС, будет использована эффективно. Казалось бы, необходимость фильтрации очевидна, однако при проектировании систем она почти всегда игнорируется. Вместе с тем разработаны п используются процедуры фильтрации на ЭВМ для различной специально]! информации. Подробное описание таких систем можно найти в работе [6]. Даже релевантные документы обычно слишком длинны. Большинство из них может быть сокращено без ущерба для содержания. Это иллюстрируется небольшим экспериментом, который некоторые из моих коллег и я провели с литературой по исследованию операций несколько лет назад. Пригласив ряд авторитетных экспертов, мы идентифицировали четыре недавно опубликованные статьи, уровень которых был оценен независимо каждым из экспертов как превышающий средний, и четыре статьи, оцененные ниже среднего. Авторов восьми отобранных таким образом статей попросили (не уведомляя об оценке их работы) подготовить объективные тесты усвоения материала, рассчитанные на тридцатиминутный опрос, и приложить к ним правильные ответы. Авторам сказали, что их статьи будут розданы для чтения аспирантам с целью выявления их способности понять намерения авторов. Проверки были проведены. Затем нескольких профессиональных авторов научных работ попросили сократить статьи до двух третей и затем до одной трети их первоначального объема, не редактируя сам текст. Они подготовили также краткие аннотации каждой статьи. Причем им не показывали опросников, подготовленных авторами статей. Затем была отобрана группа аспирантов, ранее не читавших эти статьи. Каждый из них получил случайную выборку из четырех статей: одну в оригинале, одну, сокращенную на треть, одну, сокращенную на две трети, и оДну в форме аннотации. Каждый вариант статьи был прочитан двумя аспирантами. Все были подвергнуты такой же проверке. После этого сравнили средние оценки. По статьям выше среднего уровня не оказалось существенной разницы между средними тестовыми оценками для всех вариантов ста-
тьи, кроме аннотации: средние оценки тех, кто читал только аннотацию, были значительно ниже. Этот результат говорит о том, что даже хорошо написанный материал может быть сокращен по меньшей мере на две трети, без существенного ущерба для содержания. По статьям ниже среднего уровня также не оказалось значительных различий в средних оценках тех, кто прочитал оригинал и сокращенные варианты статей, но обнаружилось значительное повышение средних оценок у тех, кто прочел только аннотацию. Из этого можно сделать вывод, что оптимальный размер неполноценного материала стремится к нулю. Теперь кажется ясным, что отсев информации для выделения ее релевантной части и конденсация того, что профильтровано, должны быть существенной частью УИС и что такая система должна обладать способностью управлять не только заказанной, но и незаказанной информацией. «Управляющим нужна та информация^ которую они хотят получать» Большинство проектировщиков управленческих информационных систем определяют, какая информация нужна управляющим, путем их опроса. При этом основываются на предположении, что управляющие знают, какая информация им нужна. Для того чтобы управляющие знали, какая информация потребуется, они должны: 1) быть осведомлены о всех видах решений, которые приходится принимать, и 2) иметь адекватную модель по каждому виду решений. Второе условие, если уже не первое, редко удовлетворяется. Гений хорошего управляющего заключен в его способности эффективно управлять системой, не познанной полностью. Система, которая познана полностью, не требует искусства управляющего. В этом случае достаточно ученого, который понимаем систему, или клерка, программа действий которого составлена ученым. В науке давно известно, что, чем меньше мы понимаем явление, тем больше переменных требуется, чтобы объяснить его. Следовательно, управляющий, которого спрашивают, какая ему нужна информация, чтобы контролировать объект, действия которого он понимает неполностью, обычно проявляет осторожность и говорит, что ему нужна вся информация, какую он может получить. Проектировщик информационной системы, который понимает объект управления даже в меньшей степени, чем управляющий, проявляет дополнительную осторожность и пытается обеспечить всю информацию. Результат — перегрузка информацией, большая часть которой не относится к делу. Чем больше эта пересрузка, тем менее вероятно, что управляющий будет извлекать и использовать какую бы то ни было релевантную информацию, содержащуюся в этом потоке. Мораль проста: невозможно определить, какая информация необходима для принятия решений, до тех пор, пока не будет построена адекватная логическая модель процесса решений и модель поведения управляемой системы. Информационные системы — это подсистемы систем управления и, следовательно, не могут быть адекватно спроектированы, если нет понимания сути управляемой системы и управления ею. Не похоже, что такое понимание может быть найдено среди тех, кто обычно проектирует УИС. «Если управляющие обеспечиваются нужной им информацией, их решения будут улучшаться» Даже если допустить, что управляющие могут не знать, какая именно информация им необходима, они будут действовать лучше, если у них есть информация, чем при ее отсутствии. Следующий пример показывает, что это допущение не обязательно верно. В качестве примера используется предельно упрощенная производственная задача. Должно быть произведено десять изделий, каждое требует времени для обработки на двух станках, М1 и М2, Каждое изделие должно вначале поступать на М1, а затем на М2-Задача сводится к тому, чтобы определить порядок, в котором следует обрабатывать десять изделий, чтобы минимизировать общее время их Таблица, 6.1. Задача о последовательности изготовления изделий
изготовления. Довольно просто. Вся информация, требуемая для решения этой задачи, приведена в табл. 6.1. Несмотря на то что эта проблема намного проще, чем большинство реальных проблем управления производством, и все данные, необходимые для ее решения, обеспечены, очень немногие управляющие могут решить ее. Им не удается получить решение путем перебора, потому что имеется более 3,5 млн. альтернатив. И все же проблему можно' решить менее чем за минуту, если знать, как. Возьмем изделие с абсолютно наименьшим временем обработки на одном из станков - № 9. Поскольку время обработки, 1, находится в правой колонке, поместим изделие 9 в конец последовательности и вычеркнем строчку 9 в таблице. Находим изделие с наименьшим временем обработки среди оставшихся, № 7 с временем обработки 2. Поскольку 2 стоит в левой колонке, поместим изделие 7 на первое место в последовательности и вычеркнем строчку 7. Следующим с наименьшим временем обработки будет изделие № 2, время обработки 3. Так как это время стоит в Левой колонке, поместим данное изделие на второе место в последовательности и вычеркнем строчку 2. Продолжим расстановку: с начала для периодов обработки, находящихся в левой колонке, И с конца для тех, что расположены справа, до тех пор пока все изделия не будут размещены в новой последовательности. В случае равенства двух или более периодов обработки может быть выбран любой из них. Суть этого примера в том, что, если мы знаем, как использовать информацию, нужную для решения проблемы, можно либо соста-вить программу для ЭВМ, либо дать инструкции исполнителю, как решить ее. Нет необходимости тратить время управляющего. Если же мы не знаем, как решать проблему, то нет уверенности, что и дополнительная информация окажется полезной. У большинства проблем управления слишком много возможных решений, чтобы надеяться на чье-то умозаключение или интуицию для выбора наилучшего из них, даже если имеется полная информация. Более того, когда проблема связана с вероятностными исходами, как обычно и бывает, ненаправленное мышление затрудняется агрегировать их каким-либо осознанным образом. Есть множество простых проблем, связанных с вероятностными исходами, в которых неподготовленная интуиция срабатывает очень редко. Например, какова точная вероятность того, что среди двадцати пяти случайно отобранных людей окажется по меньшей мере двое, дни рождения которых прихо-дятся на один день года? Она больше 50%. Мораль: если управляющие не знают, как использовать информацию, в которой нуждаются, то предоставление им этой информа ции лишь увеличит их информационную перегрузку. Если они знают, как испольозвать ее, то они могут проинструктировать кого-то еще, как ее использовать для них. Это не означает, что управляющим, которые не знают, как использовать необходимую для решения проблемы информацию, она не нужна вовсе. К информации, которая -необходима управляющим, чтобы заниматься проблемами, относится такая, которая позволяет им решать лучше при ее наличии, чем без нее. Чтобы выявить подобную информацию, может понадобиться экспериментирование. Следовательно, чтобы информационную систему можно было совершенствовать, она должна быть встроена в систему управления, которая позволяет управляющему изучать свои информационные потребности. Без такого обучения он вынужден запрашивать и получать больше информации, чем ему нужно. «Расширение коммуникаций приводит к повышению эффективности» Одна из характеристик большинства УИС состоит в том, что они обеспечивают управляющих большим количеством информации о действиях других управляющих и их подразделении. Улучшение потока информации между частями организации считается желательным, поскольку, как утверждается, это позволяет управляющим лучше координировать их действия и таким образом иовышать общую эффективность. Мало сказать, что это не всегда верно, это вообще редко случается в действительности. Трудно рассчитывать, что две конкурирующие компании станут лучше сотрудничать,^если каждая из них обеспечивается большим количеством и лучшей информацией относительно другой. Эта аналогия не столь отдаленна, как может показаться: конкуренция Между частями корпорации нередко более интенсивна, чем между корпорациями, и, как отмечалось наблюдателями, менее этична. Возможные последствия обеспечения частей корпорации большим количеством информации относительно друг друга иллюстрируются следующим примером, в котором упрощена реальная ситуация из деятельности универсального магазина и его двух основных отделении по закупке и продаже. Закупкой и продажей управляют соответственно отдел снабжения и торговый отдел. Первый контролирует количество закупаемого товара каждого наименования, и этим его роль в основном ограничивается, поскольку условия конкуренции диктуют ему выбор товаров. Отдел обычно закупает товар в тех количествах, которые обеспечивают максимальные скидки, и слабо контролирует цены закупок. Перед отделом была поставлена цель минимизации средней стоимости запасов при условии их соответствия ожидаемому спросу. Главной контролируемой переменной торгового отдела была продажная цена. Эта цена, конечно, влияет на количество реализованного товара. Целью отдела была максимизация совокупной прибыли. Управляющий этим отделом получал помощь от специалистов по статистике, которые учитывали прежние значения цен и соответствующие им количества реализованных товаров. По этим данным специалисты строили зависимость «цена — спрос» для каждого вида товаров. Они определяли оценку среднего ожидаемого спроса и дополнительно — пессимистическую и оптимистическую оценки (рис. 6.2). Планируя на период, управляющий торговым отделом должен выбрать продажную цену. Назовем эту цену Р1. Затем он использует зависимость «цена — спрос» для того, чтобы определить, какое количество товара понадобится. Естественно, что он использует при этом оптимистическую оценку (Q1), поскольку рассчитывает обезопасить себя на случай повышения спроса. Если окажется, что спрос превысит предложение, то оценка его деятельности снизится. Когда управляющий торговым отделом определял это количество товара, он ставил в известность управляющего снабжением. Тот раньше работал в торговом отделе, где также имел доступ к зависимости «цена — спрос». Зная методы управляющего торговым отделом, он от количества Q1 (на рис. 6.2) переходил к среднему значению на кривой спроса. Оценка его эффективности требовала, чтобы он держал уровень запасов не выше количества Q2 Поэтому он соответствующим образом информировал управляющего торговым отделом, который незамедлительно корректировал продажную цену так, чтобы максимизировать объем реализации товара, исходя из того, что может быть закуплено только Q2 товара. Он устанавливал цену на уровне Р2. Управляющий снаб- жением узнавал об этом и регулировал размер партии до уровня Q3. Легко видеть, что, если этот процесс будет продолжаться, ничего не будет закуплено и, значит, ничего не будет продано. Этого не произошло, потому что администрация запретила коммуникацию между двумя управляющими. Это не устранило причину проблемы — неправильный выбор критериев эффективности, — но смягчило последствия. Когда критерии эффективности подразделении выбраны неправильно и ведут к конфликту между ними (а это происходит сплошь и рядом), коммуникация между ними может лишь навредить общей эффективности, а не способствовать ей. Мораль: организационная структура и критерии эффективности должны быть правильно выбраны прежде, чем открываются шлюзы и допускается свободный обмен информацией между частями организации. «Управляющий не обязан знать. как работает информационная система. — ему достаточно знать, как ее использовать» Большинство разработчиков УИС пытаются добиться, чтобы системы были безопасными, не противодействовали менеджерам и тем самым не отпугивали их. Проектировщики пытаются обеспечить управляющим легкий доступ к системе и убедить их в том, что от них не требуется иных знаний о системе, кроме того, как ее использовать. Обычно проектировщикам удается преуспеть в этом намерении. Управляющие лишаются тем самым возможности оценить систему в целом. Нередко это вызывает у них боязнь подобных попыток, потому что они не хотят демонстрировать свое невежество. Устраняясь от оценки своих информационных систем, менеджеры делегируют значительную часть контроля над организацией разработчикам систем, которые, кем бы они ни были еще, редко бывают компетентными управляющими. Позвольте привести пример, проясняющий суть этого вопроса. Исполнительный директор машиностроительной компании попросил помочь ему решить одну проблему. В крупном отделении компании, примерно за год до этого, была установлена автоматизированная система управления производственными запасами. Для системы была приобретена различная вычислительная техника на сумму около 2 млн. долл. Директор как раз получил запрос отделения разрешить замену этой техники новой, значительно более дорогостоящей (и прогрессивной). Отделение сопроводило запрос объемистым обоснованием. Директор хотел знать, насколько замена действительно
оправданна. Он сказал, что недостаточно знаком с системой и соответствующей техникой, чтобы самостоятельно дать такую оценку. Было организовано совещание в штаб-квартире отделения, в ходе которого я получил обширную и детальную информацию. Система была крупномасштабной, но относительно простой. Ее центральной частью была программа для определения момента выдачи заявки на пополнение запасов и допустимого уровня запасов по каждому наименованию. ЭВМ следила за уровнем запасов, оформляла заказы на их пополнение и выдавала многочисленные отчеты о состоянии запасов. После окончания этой информационной части совещания у меня поинтересовались, нет ли вопросов. Вопросы были. Я хотел уз- нать, действительно ли до внедрения системы объемы запасов по многим наименованиям превышали максимум, допустимый при новой системе. Мне сказали, что такие превышения были по мно-гим наименовавниям. Я попросил перечень примерно 30 из них и немного миллиметровки. С помощью системы коорди
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.176.238 (0.019 с.) |