Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Адаптивно-обучаюшиеся системы управленияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Управление — это контроль целенаправленной системы частью этой системы.,Управление включает три функции: 1) идентификация существующих и потенциальных проблем, т. е. опасностей и возможностей, 2) принятие решений — процесс решения, что делать, и выполнение этого решения или обеспечение выполнения и 3) поддержание и улучшение эффективности в меняющихся, и неизменных условиях. Для выполнения этих функций требуется постоянное обеспечение информацией. Следовательно, система управления должна состоять из трех взаимодействующих подсистем, по одной на каждую функцию, и управленческой информационной (под) системы. Блок-схема системы управления Очевидно, что управление организацией требует наблюдения за управляемой организацией (А) и ее средой (В). Наблюдать —значит генерировать данные (1). Данные — это символы, которые представляют свойства объектов и событий. Это сырой материал, и, следовательно, требуется обработка данных, чтобы преобразовать их в информацию (2). Пока они не обработаны, они мало используются или никак не используются в получении решений. Информация также состоит из символов, которые представляют свойства объектов и событий, но эти символы пригодны для выработки решений. Следовательно, обработка данных — необходимая часть информационной подсистемы (С). Например, множество данных приходится обрабатывать, чтобы получить информацию, помещаемую в годовом отчете. Когда те, кто несет ответственность за принятие решений (D)., получают информацию, они могут подсчитать ее непредставительной или нечитаемой, усомниться в ее значимости или полноте. С другой стороны, они могут принять ее, но пожелать дополнений. По этим или другим причинам получение информации часто заставляет тех, кто принимает решения, делать запросы (3) или на дополнительную информацию, или на переработку уже полученной. Запросы лиц, принимающих решения, требуют от информационной подсистемы двух дополнительных качеств. Она должна быть способной генерировать новые данные, то есть обращаться (4) к организации или к ее среде таким образом, чтобы были получены необходимые данные. Она также должна быть способной повторно использовать ранее полученные данные. Это требует такого хранения данных, которое обеспечивает их произвольный поиск. "Устройства" для хранения данных, находятся ли они в ящике картотеки или в компьютере, называют файлом. Если это "устройство" реализовано па ЭВМ, оно называется банком данных. После того как старые или новые данные обработаны для получения информации но запросам, которыми инициируется этот процесс, полученная информация передается тем, кто принимает решения. Этот цикл "информация — запрос" может быть повторен любое число раз. В какой-то момент цикл останавливается: или удовлетворены запросы лиц, принимающих решения, или время вышло. Затем принимается решение. Результат — это инструкция (5), сообщение, предназначенное для воздействия на поведение управляемой организации или ее части. Теперь рассмотрим, что требуется для слежения и контроля за решением. Каждое решение направлено на свершение некоего со бытия, которое в ином случае не произошло бы, или на предотвращение события, которое в противном случае состоялось бы. В любом случае предусматривается ожидаемый результат и момент времени, в котором он ожидается. Следовательно, контроль решения требует, чтобы ожидаемые результаты и время их выполнения были определены. Допущения, на которых основаны эти ожидания, информационные процедуры и процедуры принятия решений, используемые для их осуществления, также следует определить в явном виде. В совокупности эти условия составляют запись решения (6), которая должна быть помещена в долговременную память (Е). Человеческая память, как правило, слишком активна для этой цели. Она обладает свойством ревизии воспоминаний о прежних ожиданиях в свете последующего опыта, как это показывает приводимый ниже пример. Компания по производству промышленного оборудования составила проект для определения уровня, на котором следует поддерживать запасы деталей. На совещании высших управляющих компании консультант, привлеченный для руководства исследованием, предложил одно небольшое дополнение. Оно состояло в том, чтобы каждый управляющий сделал предположение относительно воздействия этого исследования на уровень запасов. Нужно было записать предположение на карточке вместе с фамилией управляющего и поместить карточку в запечатанный конверт. Так и было сделано. Конверты были переданы секретарю для храпения на время выполнения проекта. По прошествии года, в течение которого управляющие активно участвовали в исследовании, оно было завершено. Было созвано совещание по рассмотрению результатов проекта. После того как они были представлены и обсуждены, вызвали секретаря и попросили принести конверты для "вскрытия". Секретарь не проявил поспешности. В конце концов, после нескольких безуспешных попыток связаться с ним по телефону, он прибыл с явными признаками большого потрясения и сказал, что не смог отыскать конверты. Менеджеры были разгневаны и разочарованы, но консультант сказал, что не все потеряно, и предложил выдать им новые карточки, чтобы те записали своп исходные оценки заново. Они это сделали. Консультант собрал карточки, а затем извлек "потерянные" конверты из своего портфеля. К замешательству менеджеров, он сравнил исходные и воспроизведенные оценки. Их средние относились как один к шести и, конечно, воспроизведенные оценки были гораздо ближе к полученному результату. Без выявления ошибки обучение очень затруднено, если вообще возможно.
■,* Запись решения должна быть использована для передачи инструкции (7) информационной подсистеме, чтобы обеспечить инфор: мацию, необходимую для слежения за решением. Допущения, на которых основывается решение, и действительное выполнение этого решения (8) следует периодически контролировать. Действительные и предполагавшиеся условия, а также действительные и ожидаемые результаты необходимо сравнивать (Е). Когда предполагаемые и действительные условия или ожидаемое и действительное выполнение совпадают делать больше нечего. От клонения же (9) необходимо отметить и огласить. Такие отклонения указывают, что те или иные события развивались неудачно или же исключительно благоприятно. Чтобы определить, что в действительности произошло и что следует сделать в этой связи, требуется диагноз (F). Цель диагноза — найти, из-за чего произошли отклонения, и предписать (F) корректирующее пли поддерживающее воздействие. Установить причины отклонений бывает нелегко, но есть только четыре тина таких причин. 1. Информация, использованная при принятии решения, была ошибочной. Если это так, то должно быть предписано изменение в информационной подсистеме (10а) или введение анализатора (10d) симптомов и пресимптомов1, чтобы предотвратить повторение ошибки. Например, если найдено, что собранные данные о динамике рыночных цен не соответствуют цели, для которой они были использованы, может быть принято решение приобретать такие данные в будущем на коммерческой основе. 2. Технология принятия решения неудачна. В таком случае должно быть внесено изменение (10&) в подсистему принятия решения. Например,.если установлено, что запасы готовой продукции превосходят ожидаемый уровень, а реализация продукции соответствует ожиданиям, может потребоваться модификация формулы решения. 3. Решение может быть реализовано не так, как намечалось. Тогда требуются изменения (10с): либо должны быть улучшены связи лиц, принимающих решения, с организацией, либо же организация должна быть изменена так, чтобы возросла вероятность выполнения инструкций. Если, например, выполнение решения отнимает намного больше времени, чем ожидалось, то, возможно, следует изменить процедуры выполнения или кадровый состав. 4. Могут произойти непредусмотренные изменения среды. В таких случаях должен быть найден путь лучшего предвидения подобных изменений, понижения чувствительности к ним или уменьшения вероятности их возникновения. Это может потребовать любого из уже упомянутых изменений, или их сочетания, или изменения в самой среде. Например, если производственные затраты превысили ожидаемые из-за непредвиденного подорожания энергии, может быть заново спроектирован процесс производства, чтобы понизить энергоемкость продукции, или повышена ее цена. Именно процесс, инициируемый подготовкой записи решения (6) и завершаемый изменением системы или ее среды (10), создает для руководства возможность обучаться и адаптироваться быстро и эффективно. Теперь обратимся к выявлению опасностей и возможностей. Прежде всего нам необходимо определить симптомы и затем синтезировать их в диагноз. Обычно термин «симптом» используется для обозначения признака опасности для здоровья организма или организации. Однако его можно употреблять также и для обозначения благоприятной возможности. Симптом — это одно из таких значений фактора, которые он обычно принимает при исключительно благоприятном или неблагоприятном развитии некоторых событий, но редко — при нормальном ходе событий. Необычно высокие затраты на единицу продукции говорят о том, что возникли какие-то серьезные трудности. Необычно низкие затраты указывают на исключительную благоприятность создавшихся условий. С другой стороны, и высокая и низкая температура человеческого тела указывают на болезненное состояние организма. Жар редко ассоциируется с хорошим здоровьем. Эффективные средства для определения нормального или откло-няющегося от нормы качества дают методы статистического контроля. Факторы, используемые как симптомы, представляют собой свойства поведения или деятельности организмов и организаций. Такие факторы могут быть использованы и динамически как пресим-птомы или знамения, т. е. индикаторы будущих угроз или возможностей. Например, область нормальной температуры человеческого тела составляет около 1гр по Фаренгейту. Допустим, что в пяти последовательных замерах температуры паццента, проводимых с разрывом в полчаса, наблюдается нормальная, но повышающаяся температура. Это указывало бы на то, что без лечебного вмешательства у наблюдаемого пациента вскоре появится жар. Подобный же вывод можно было бы сделать при наблюдении небольших, но следующих одно за другим увеличений числа дефектов выпускаемой продукции. Пресимптом — это неслучайное нормальное поведение. Неслучайность может быть выражена многими способами, наиболее известные из них — тренды или циклы. Такого рода неслучайность обычно легко распознается с помощью статистических тестов или даже простого наблюдения. Сформировавшаяся система управления регулярно получает информацию по ряду показателей деятельности (11), некоторые значения которых являются симптомами. Во многих организациях слежение за симптомами..осуществляется контролером, в больнице — это функция дежурных сестер. Контролеры и дежурные медсестры обычно получают и анализируют большое число показателей в поисках симптомов и пресимптомов. Следовательно, информационная подсистема должна обеспечивать такое отслеживание. Их выполняет анализатор симптомов и пресимптомов (С). Когда симптомы и пресимптомы (12) обнаружены, они должны передаваться на диагностику. После получения диагноза выявленные опасности и возможности (13) должны быть сообщены подсистеме принятия решений. Подсистемой диагностики и предписаний должна быть выдана запись диагноза и предписаний (14), во многом подобная записи решения. Запись должна посылаться в память, где ее элементы могут последовательно сравниваться с фактической информацией, поставляемой информационной подсистемой в ответ на инструкции о необходимой информации (15). Отклонения должны последовательно соообщаться подсистеме диагностики и предписаний, в которой вырабатывается корректирующее воздействие. Такое корректирующее воздействие может содержать любое из ранее упомянутых изменений (10а—10с?) или изменения в ее собственном процессе принятия решений (16). Эти изменения обеспечивают обучение и адаптацию с обратной связью — обучение тому, как обучаться и адаптироваться. Наконец, информация относительно опасностей и возможностей (17) может быть послана в подсистему принятия решений от источника, находящегося внутри организации или в ее окружении. Например, такая информация может поступить от руководителя, подчиненного, потребителя или поставщика. Отметим, что в системе управления имеется три уровня контроля. Первый — система как целое контролирует организацию, частью которой она является. Второй — подсистема диагностики и предписаний контролирует систему управления. Третий — самоконтроль этой подсистемы.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.211.121 (0.01 с.) |