Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эстетика: Психологическая перспективаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Видимой целью принятия решений является выбор средств, ведущих к желаемому результату, итогу. Исходя из этого, многие ученые придерживаются теории «рационального» принятия решений, из которой следует, что, когда лицо, принимающее рациональное решение, располагает альтернативными средствами, равно ведущими к одному результату, оно не может отдавать предпочтение какому-либо из них. К несчастью для этих теоретиков, когда в подобном положении оказываются даже явно рациональные люди, они вовсе не индифферентны к той или иной альтернативе. Например, коричневые ботинки совершенно так же пригодны для прогулок, как и черные, однако большинство из нас предпочитает или те, пли другие, поскольку одна из этих пар нравится нам больше. Предпочтение вечному перу, шариковой ручке, фломастеру или карандашу существует несмотря" на то, что, как нам известно, все они одинаково хороши, чтобы записать сообщение или набросать письмо. Таким образом, то ли большинство людей иррациональны, то ли иррациональна теория рационального принятия решений. Я думаю, что последняя, потому что люди обладают рациональными предпочтениями относительно средств не только с точки зрения их последствий. Средства оцениваются и сами по себе. Цели и средства — относительные понятия в зависимости от того, насколько крупный элемент поведения мы рассматриваем. Мы покупаем книгу, чтобы читать. Мы читаем, чтобы изучить. Мы изучаем, чтобы приобрести и т. д. Поэтому средства обладают двоякой ценностью: (1) инструментальной, или внешней, ценностью, которая заключается в вероятности, что они приведут к желаемому результату — цели; и (2) внутренней ценностью, связанной с удовлетворением, приносимым независимо от результата, к которому они приводят, — конечной ценностью, заключенной в них самих. Предпочтение тем или иным средствам, не зависящее от того, к какой цели они ведут, есть часть того, что мы называем стилем человека или организации. Стиль — это вопрос вкуса, который относится скорее к тому, от чего мы получаем удовлетворение, нежели к тому, отчего это происходит. Наша индивидуальность в такой же мере заключена в нашем стиле, как и в целях, которые мы преследуем, или эффективности, с какой нам это удается. Значение определенного стиля для жизни корпорации очевидно. Примером могут служить три руководителя, желающих диверсифицировать свою компанию, чтобы иметь больший размах в деле, которое и так шло прекрасно. По их словам, они хотели «иметь с ним больше развлечений». Развлечение — вопрос эстетики и отдыха, а не науки, экономики, этики или Морали. Другой пример: основная статья прибыли компании пострадала из-за ее стремления производить продукцию данного профиля только высшего качества. Ее затраты на материалы растут быстрее, чем у ее конкурентов, но она отказывается ухудшать свою продукцию или упростить технологию се производства. Ухудшение продукции сильно уменьшит удовлетворение, получаемое менеджерами от своей работы и от гордости за свою компанию. Это также область эстетики. Наконец, можно привести в качестве примера две автономные региональные конторы федеральной резервной банковской системы, которые выполняют совершенно одинаковые функции. Тем не менее они значительно различаются по организации и по методам выполнения этих функции. Атмосфера в этих двух банках очень различна, и это различие нельзя объяснить с точки зрения науки, экономики или в морально-этических категориях, они носят эстетический, вкусовой характер. В отличие от средств о целях обычно думают, что они обладают только внутренней ценностью, — ценностью, заключенной в удовлетворении, которое приносит их осуществление. Однако, как мы могли видеть, цели также являются средствами. Каждая достижимая цель имеет последствия, она ведет к дальнейшим результатам, которые в свою очередь вызывают какие-то последствия. Поэтому любая достижимая цель должна обладать и внешней ценностью, Которую составляет ее эффективность в формировании желаемых последствий. Дли измерения этой эффективности требуются этапные последствия, но цель, ведущая еще дальше, их не обеспечивает. Поэтому вехой должен быть идеал, конечное последствие. Внешней ценностью цели является сумма продвижений, которую дает ее достижение с точки зрения одного или более идеалов. В науке, например, где идеалом служит нулевая ошибка, уменьшение ошибки в результате проведенного исследования дает шаг вперед, следовательно, обладает внешней ценностью. Точно так же одним из идеалов корпорации может быть «производство с нулевыми издержками». И тогда шаги по снижению издержек производства принесут удовлетворение и от самого этого усовершенствования — и в этом их внутренняя ценность, — и от приближения к идеалу, — и в этом их внешняя ценность. В эпоху машин жизнь и все ее стороны анализировались по отдельности. Работа, игра, учеба были разделены и курировались по отдельности институтами, связанными исключительно с одним из них: например заводами, сельскими клубами и школами. В западном мире отношение к деловой жизни, работе диктовалось протестантской, если не пуританской, этикой. Эта этика отделяет работу от игры и обучения и рассматривает ее как аскетическую, а не эстетическую деятельность. Большинство людей даже сегодня думает о работе как о чем-то необходимом и по необходимости неприятном. Недостаточность приносимого работой удовлетворения однажды была представлена как разновидность земного чистилища, в котором искупается грех и постепенно накапливается добродетель. В нашем веке это представление потеряло свою убедительность. Поколение, рожденное после второй мировой войны, все сильнее избегает работы, не дающей удовлетворения и не обладающей внутренней ценностью. Качество жизни, включая жизнь на работе, складывается из удовлетворений, приносимых человеку внутренними ценностями жизни и приближением к идеалам, достигаемым в результате свершений, — ее внешней ценностью. Теперь нетрудно определить источники нашего беспокойства, связанного с ухудшением качества жизни. Все больше и больше людей получают все меньше удовлетворения от таких обыкновенных занятий, как прогулка, езда на автомобиле, посещение школы, хождение по магазинам или работа. Это снижение удовлетворенности является следствием ухудшения эстетических качеств нашего окружения и того, что мы в нем делаем. Ощущение, что качество нашей жизни ухудшается, основывается также на растущем убеждении, что большинство все более быстрых культурных и технических изменений, попросту говоря, тащит нас в никуда. Это означает, что мы не чувствуем продвижения вперед, к идеалу, или таким качествам идеального государства, как мир в умах, мир на Земле, равенство возможностей и устранение нищеты. Суть приближения к идеалу — наполнение жизни значением, превращение просто существования в осмысленную жизнь, где есть место выбору. Сегодня растет уверенность в том, что мы не контролируем наше будущее. Это в свою очередь заставляет нас думать, что наши решения не имеют смысла. Фатализм и смирение разрушают качество жизни. Отчуждение от работы вызывается отчасти снижением качества производственной жизни, работой, которая не приносит удовлетворения сама по себе и не дает ощущения приближения к идеалам. К лучшему качеству жизни Я заявил выше, что ответственность за улучшение качества жизни всех тех, на кого данная социальная система, например, корпорация, оказывает непосредственное влияние, несет сама эта система. По-видимому, чтобы выполнять эту задачу, необходимо быть в состоянии измерять качество жизни. Критерии как для удовлетворенности существующим состоянием, так и для степени продвижения к идеалу предложены, например, авторами работы [7J. Однако для практических ситуаций они слишком трудны. Поскольку получить показатели качества жизни в лучшем случае очень трудно, вместо них используются социальные индикаторы, которые построить легче: например, уровень преступности, число проживающих в одной квартире, уровень заболеваемости. Использование таких индикаторов поднимает фундаментальную проблему методологии. Их эффективность зависит от того, насколько они коррелируют с заменяемыми показателями. Но поскольку адекватные измерители для исследования такой корреляции нам неизвестны, мы не можем правильно оценить подобные индикаторы. Поэтому их полезность удостоверяется субъективно понимаемым соответствием между ними и содержательными качественными суждениями их защитников о качестве ЖИЗНИ, также субъективными. Это, однако, ставит серьезную методологическую проблему: чьи, когда и где высказанные суждения следует использовать? Насколько они заслуживают доверия? Более того, если использование индикаторов мы обосновываем их корреляцией с подобными суждениями, почему мы просто не используем последние? Как раз это многие и делают. Должны ли мы ожидать, пока будут выработаны достаточно показательные критерии качества жизни, чтобы разработчики социальных систем, плановики и менеджеры могли приступить к ее эффективному улучшению? Или наоборот, должны ли мы идти вперед, не располагая точными измерителями? Или, может быть, существует альтернативный подход к решению проблемы качества жизни, дающий хорошие результаты и не требующий показателей? Я полагаю, что такая альтернатива существует. Проблемы, связанные с усилиями по улучшению качества жизни других, включая жизнь на производстве, возникают потому, что другие не располагают ни возможностями, ни способностью сделать это самостоятельно. Управляющие и плановики, которые обладают если не способностью, то возможностями улучшать качество жизни других, требуют его измерения. Однако, если бы те, чью жизнь обычно планируют, получили возможности и способность производить такие улучшения сами, проблема измерения исчезла бы. Единственно, что требуется, — так это.чтобы отдельные лица могли оценивать качество собственной жизни, чтобы они имели возможность улучшать его, чтобы они были заинтересованы в этом и чтобы их усилия были облегчены. Следовательно, планирование должно заниматься не проблемой улучшения качества жизни других, а тем, как предоставить им возможность сделать это для себя, и постоянно учиться делать это более эффективно. Проблему, переформулированную таким образом, можно решать, стимулируя и облегчая участие других в проектах и планировании организаций и институтов, частью которых они являются. Те, кто участвует в проектировании и планировании своих организаций или институтов, не могут не вложить в эти проекты и планы свои стилевые предпочтения. Не могут они и удержаться от того, чтобы отразить в них свои идеалы. Поэтому планированием, в наибольшей степени отвечающим стилям и идеалам "акционеров", является партиеппативное планирование, особенно та его разновидность, которую мы рассмотрим в гл. 3. типы организаций Я утверждав что социальные системы — общества, институты, организации, включая компании, -— должны облегчать развитие своих "акционеров", особенно своих членов. Если это утверждение принято, то следить за тем, чтобы данная функция системы выполнялась рационально и эффективно, надлежит тем, кто управляет данной системой. Взаимоотношения между теми, кто управляет, и теми, кем управляют, — вопрос политики. Политика — это вопрос власти: кто кого контролирует. Будучи политическими существами, люди участвуют в политической деятельности даже тогда, когда это участие состоит в отстранении от активных политических действий. Поскольку такое устранение оказывает воздействие на благосостояние "акционеров" социальной системы, его едва ли можно считать неполитическим или стоящим вне либо над политикой. Например, отказ от голосования в западных странах, где оно существует, — мощное политическое средство. Однако предметом моего рассмотрения является не абсентеизм, и не прямая политическая деятельность; скорее, им является политическая философия институтов и организаций, в частности корпораций. Взаимосвязь между политической философией и политикой та же, что и между фабулой драмы и ее диалогами. Эти два компонента отделены друг от друга, но тесно связаны. Позиция, занимаемая правительством или руководством по отношению к власти, — возможно, в отличие от позиции, которой оно придерживается на словах, — можно охарактеризовать двумя шкалами: целей и средств. Одна относится к тем, кто избирает цели для социальной системы, другая — к тем, кто избирает средства их достижения. На одном конце шкалы выбора целей находится единоличный выбор целей для социальной системы как целого. Этот конец можно назвать автократией целей. На другом конце — все, кто держит пакет в этой системе, участвует в выборе ее целей. Этот конец можно назвать демократией целей. Между этими позициями располагается масса промежуточных. Например, выбор целей может быть прерогативой небольшой группы — исполнительного комитета или комиссии, члены которых не избираются теми, кого они контролируют. Ближе к другому концу находится случай, когда выбор осуществляет такой выборный орган, как конгресс или парламент. Аналогичную шкалу можно построить и для выбора средств. Ее концами являются автократия средств и демократия средств. Социальные системы, включая корпорации, можно охарактеризовать их позициями в пространстве, описанном этими двумя шкалами (рис. 2.2). Этими позициями определяется их политическая философия. Рассмотрим четыре угла приведенной схемы. В социальных системах «автократия целей — автократия средств» одно лицо обладает властью принимать все решения, влияющие на положение членов системы. Это происходит в том случае, когда общество управляется абсолютным монархом или диктатором. Абсолютная власть, конечно, концентрируется скорее в руках небольшой группы, чем одного человека, например, хунты. Таким образом организованы многие общества, тюрьмы, военные организации, церкви и корпорации. Автократических организаций и институтов великое множество даже в тех обществах, государственная структура которых не является автократической. С другой стороны, и в автократических обществах есть промышленные организации, управляющиеся демократически. Автократическая политическая структура не исключает децентрализации принятия решений, но, когда оно децентрализовано, решения нижних уровней всегда могут быть пересмотрены вышестоящими властями и в конечном итоге — на высшем уровне. Децентрализованные единицы в автократических организациях никогда не автономны. Взаимоотношения власти между правительством и гражданами, между менеджментом и управляемыми могут быть совершенно от- личными от структуры самого правительства или менеджмента, т. е. отношения власти внутри правительства или менеджмента могут отличаться от тех, которые существуют между правительством и теми, кем оно правит, или менеджментом и управляемыми. Например, правительство демократического государства может быть организовано автократически. Высший уровень власти в правительстве может обладать полным контролем над другими его членами, столь же полно контролируемыми и снизу. С другой стороны, автократически управляемый орган, например, исполнительный совет, может быть сам организован демократически. Большинство корпораций в США являются автократиями целей и средств, но их руководство все чаще бывает организовано как «автократия целей — демократия средств». В социальных системах «автократия щлей — демократия средств» цели для нижестоящих устанавливаются сверху, но средства их достижения они выбирают сами. Так организованы автономные рабочие группы, которые становятся все более обычными в промышленных системах. Их задачи или цели им предписаны, но они вправе выбирать любые средства, какие сочтут нужными. Аналогичным образом часто организованы подразделения партизанских армий и политических партий. Постановление о десегрегации школ, принятое Верховным судом США, означает предписание цели всем местным органам, свободным, однако, в выборе любых средств, которыми эта цель достигается. Происходящий сейчас во многих корпорациях переход к управлению по целям есть сдвиг в сторону такого типа распределения власти внутри менеджмента, когда использование автономных рабочих Групп оказывает влияние на отношения между управляющими и управляемыми. В социальных системах «демократия целей — автократия средств» полный контроль над используемыми средствами принад-
Автократия средств
Демократия средств
Автократия целей Демократия целей
Рис. 3.3. Типы отношений власти в социальных системах
лежит высшей власти, но цели избираются теми, кому служит данная организация. По такому образцу организованы институты социальных услуг — лечебные заведения, дома престарелых и многие школы. Больницы, например, — по крайней мере в принципе — предполагается, служат интересам их пациентов, которые тем не менее обладают слабым контролем над средствами достижения этой цели или вовсе ими не обладают. Выбор целей контролируется властями. Подобное распределение власти исходит из предпосылки, что отдельные лица не знают, как позаботиться о себе, или не способны сделать это так же хорошо, как специалисты. Отношения типа «доктор — пациент» существуют также между управляющими и управляемыми, в том числе между правительством страны и избирателями. В социальных системах «демократия целей — демократия средств» управляемые определяют выбор как целей, так и средств их достижения. Правительство и менеджмент выступают здесь как обслуживающие организации, ответственные перед теми, кем они управляют. Единственная законная цель подобной политической структуры — служить членам системы. Поэтому правительство или менеджмент в системах данного типа являются поистине инструментом управляемых. Так построены многие организации, принадлежность к которым определяется желанием их членов, например, сельскохозяйственные кооперативы, творческие союзы, клубы. Точно так же организованы небольшие сообщества, управляемые собранием жителей. Под давлением законодательных установлений к структурам подобного типа приближаются многие промышленные организации Европы. Вернемся теперь к высказанному мною выше утверждению, что правительство или менеджмент не могут развивать своих управляемых, но могут и должны способствовать подобному развитию и облегчать его. Поскольку развитие требует возрастающей компетентности, высшим идеалом которой является всемогущество, постольку в тех пределах, в каких социальная система способствует развитию, она является демократией целей. Более того, поскольку развитие требует обучения и создания мотивов, то наилучшим образом развиваются те, кто участвует в принятии касающихся их решений, включая решения относительно развития. Поэтому система, старающаяся максимально эффективно развивать своих членов, должна быть также и демократией средств. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Поскольку построения данной главы сложны, представляется необходимым закончить ее обобщающими замечаниями. Понятие корпорации эволюционирует от механистического до организмического и от организмического до организационного. Представляемая как
машина, она не имеет собственной цели, а служит инструментом для своих владельцев, средством достижения их цели извлечения прибыли. Рассматриваемая как организм, она обладает собственными целями, главными из них служат выживание и рост. И в том и в другом представлении она не ответственна за достижение целей ее частей — работников. Когда же корпорация рассматривается как орга-низация, она несет указанную ответственность перед всеми своими "акционерами" и перед обществом — более крупной системой, частью которой она является. Экономическая роль корпорации в обществе состоит в том, чтр-бы путем создания и распределения богатства сделать возможным потребление. Она несет ответственность за то, чтобы способ выполнения этой роли не вел к снижению качества жизни как внутри корпорации, так и в окружающей ее среде. Ее главной целью должно быть саморазвитие и облегчение развития всех ее "акционеров" особенно членов корпорации. Развитие есть процесс увеличения чьего-либо желания и способности удовлетворять собственные и чужие желания. Поскольку развитие, понимаемое подобным образом, касается мотивации и обучения как минимум в такой же мере, как и богатства, оно может происходить как при наличии ресурсов, так и при их отсутствии. Поэтому нехватка ресурсов, ограничивающих рост, вовсе не обязательно ограничивает развитие. Тем не менее на любой стадии развития достижимое качество жизни зависит от тех ресурсов, которые уже доступны или можно сделать доступными. Следовательно, влияние развития на ресурсы имеет большее значение, чем их влияние на развитие: чем более развиты целенаправленная система или индивид, тем меньше они зависят от внешних ресурсов и тем эффективнее они могут использовать и создавать ресурсы для улучшения качества жизни. Развитие подразумевает рост компетентности. Компетентность, достаточная для достижения любой цели или для бесконечного приближения к любому идеалу — всемогущество, — является необходимым метаидеалом человечества, потому что мы не можем ничего пожелать, не желая одновременно быть способными осуществить свое желание. Социальной системе надлежит облегчать развитие своих членов. Для этого от нас требуется выполнение четырех функций: научной, экономической, морально-этической и эстетической. Им соответствуют истина, изобилие, добро и красота. Из этих четырех функций эстетическая наименее понята. Качество жизни — прежде всего вопрос эстетики, за ним стоит удовлетворение от того, что мы делаем, даже если это самое тривиальное дело. Такое удовлетворение составляет внутреннюю ценность используемых нами средств. Качество жизни связано также с продвижением вперед по отношению к идеалам — целям, которых нельзя достичь, но к которым можно бесконечно приближаться. Измерение этих двух видов удовлетворения возможно в принципе, но не на практике; не располагая сооответствующей мерой, нельзя разработать и показатели, приблизительно заменяющие ее в конкретном анализе. Поэтому такая мера необходима для тех, чьей задачей является проектирование, планирование и развитие общества или организации, улучшающих качество жизни других. Возможна, правда, и альтернативная стратегия, не требующая подобной меры (хотя и здесь она была бы полезна): проектировать, планировать и развивать социальные системы, в которых каждый член системы может участвовать в этой деятельности, и таким образом все больше ставить свое будущее под собственный контроль. Вовлеченность в подобный процесс созидания будущего и сама является способом развития и источником удовлетворения, а потому приводит к улучшению качества жизни. Ключом к развитию и измерению качества жизни является не планирование и измерение для других, но предоставление им возможности планировать и измерять для себя. Есть глубокая мудрость в девизе одной из местных самоуправляющихся групп черного гетто Филадельфии: "Планировать или быть планируемым". Делать возможным партисипативное планирование — значит создавать умение жить. Отношения между управляющими и управляемыми имеют политический характер: в них содержится распределение власти. Социальные системы можно охарактеризовать по двум шкалам: автократии- демократии целей и автократии демократии средств достижения целей. Поскольку управляющие не могут развивать управляемых, а могут лишь способствовать их развитию и поскольку индивидуальное развитие протекает наиболее эффективно в случаях, когда индивиды могут участвовать в принятии касающихся их решений, типом социальной системы, наилучшим образом способствующей развитию, является система "демократия целей — демократия средств". Ответом на ограничения роста является неограниченное развитие. Ключом к бесконечному развитию субъекта является выбор, ограниченный только тем, чтобы средства и цели препятствовали осуществлению свободы выбора у других субъектов.
ГЛАВА 3 НАШЕ МЕНЯЮЩЕЕСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПЛАНИРОВАНИИ Планировать, гл. переход. Хлопотать по поводу наилучшего метода получения случайного результата. Амброз Бирс В последней главе стало вырисовываться понятие планирования, существенно отличное от использовавшихся до этого. Это понятие планирования как деятельности, в рамках которой имеет место развитие, а не просто как деятельности, результат которой может участвовать в развитии. Еще более глубоко различие между теми, кто верит и кто не верит в планирование, независимо от представления о нем. Планировать или не планировать — всегда кажется вопросом темперамента, даже среди животных. Вспомним известную басню о стрекозе и муравье. Некоторые отказываются планировать, во всяком случае сознательно; они позволяют событиям случаться самим собой. Тем не менее и они не могут избежать влияния планирования, осуществляемого другими, и чаще становятся его жертвами, чем получают выгоды от него. Этим и определяется значение процитированного выше девиза «Планировать или быть планируемым». Разрешить людям планировать для себя — вопрос элементарной справедливости. Большей частью планирование осуществляется профессиональными плановиками для других. Для таких специалистов партисипативное планирование означает принимать в расчет желания, надежды и ожидания других людей в том виде, какими они, эксперты, их видят; при этом последние являются объектом экономических, юридических, моральных ограничений, опять же в соответствии с представлениями экспертов. Единственное, чего плановики не могут, как им кажется, сделать, — позволить тем, кого касается их планирование, «вмешиваться» (т. е. участвовать в нем). Они полагают, что это значило бы вульгаризировать процесс планирования и снизить оценку другими их особой компетенции. Партисипативное же планирование, о котором идет здесь речь, напротив, означает прямую вовлеченность в процесс планирования всех тех, кого оно непосредственно затрагивает. Развиваемое здесь понятие планирования имеет и другое существенное отличие. Большинство плановиков считает план совокупностью принимаемых независимо друг от друга решений для набо-
pa проблем (опасностей и возможностей). Поэтому план корпорации видится им как комплект планов, подготовленных автономно для каждой части этого целого. Предлагаемая здесь модель планирования, наоборот, исходит из рассмотрения целого, затем взаимодействия частей и только потом самих частей. Основой для этого служит представление о планировании как рассмотрении взаимозависимых проблем. Если бы было по-другому, т. е. если бы планирование охватывало только независимые проблемы, оно представляло бы собой не более чем решение одной сложной проблемы. Попробую пояснить это подробнее. Пакет из двух или более взаимозависимых проблем образует систему. Французы называют такую систему проблематичной (problematique), и за отсутствием корреспондирующего слова в английском языке я называю ее «проблемным месивом» (mess). (Пожалуй, о планировании правильно думать как об управлении неким сонмом проблем, «проблемным месивом».) «Проблемное месиво», как и всякая другая система, обладает свойствами, отсутствующими у его частей. Когда система расчленяется на части, эти свойства теряются. Кроме того, каждая часть системы обладает свойствами, которые теряются, если части рассматриваются по отдельности. Решение для «проблемного месива» зависит от того, как взаимодействуют решения для его частей. Поэтому план должен быть чем-то большим, нежели совокупностью независимо полученных решений для отдельных проблем. Он должен иметь дело с «проблемным месивом» как с целым, системно. Коротко говоря, планирование рассматривается здесь как парти-сипатнвный способ проработки ряда взаимосвязанных проблем, когда предполагается, что, если не предпринять определенных действий, наступление желаемого будущего маловероятно и что, если надлежащие действия осуществлены, вероятность такого будущего возрастает. ТИПОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ Разработанное здесь понятие планирования легче всего уяснить, если противопоставить его преобладающим сейчас иным понятиям. Существенные различия между ними вытекают из их временной ориентации. У одних плановиков преобладает ориентация на прошлое — риактивная (reactive), у других на настоящее — инак-тивная (inactive), у третьих на будущее — упреждение, или преак-тивнзм (proactive). Четвертый вид ориентации — на взаимодействие (интерактивизм; interactive), разрабатываемый здесь, учитывает прошлое, настоящее и будущее как различные, но неразделимые аспекты планируемого «проблемного месива», он в рав-
ной степени сосредоточивается на каждом из них. В его основе лежит убеждение, что, если не учитывать все эти аспекты, развитие будет затруднено. Четыре основных типа ориентации в планировании подобны ос-новным цветам: они редко встречаются в чистом виде. Большинство н аблюдаемых нами технологий планирования, подобно цветам, слож-ны, тем не менее доминирует обычно один вид. Более того, ориентации меняются с течением времени, по мере сменяемости людей и изменения ситуаций. Названные ориентации не являются общепсихологическими или общесоциологическпмн, это просто удобные характеристики для удивительно широко распространенных методов управления и пла-нирования. Наконец, Следует усвоить, что реагирование, инерция и предупреждение имеют свои сильные стороны, хотя в моем рассмотрении будут подчеркиваться их слабости. Попытаюсь указать, в чем состоят эти сильные стороны.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.235.100 (0.012 с.) |