Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проекты, связанные и не связанные ограничениямиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Является ли корпорация независимой или дочерней, проект ее ограничен характером той системы, частью которой она является. Очевидно, например, что деятельность корпорации ограничена по меньшей мере одним правительством, а дочерней компании — ее родительской организацией. По этой причине желательно разрабатывать два автономных варианта идеализированного проекта: один с учетом и другой без учета ограничений, налагаемых вышестоящей системой. Даже при наличии подобных ограничений, однако, большинство систем можно перестраивать радикально. Проект, игнорирующий ограничения, желательно разрабатывать первым. Это уменьшает вероятность, что ограничения, обусловленные внутренними факторами, будут приняты за внешние. Такая подмена встречается очень часто. Когда вариант с учетом ограничений готов (после разработки проекта, не связанного ограничениями), каждое ограничение, вызвавшее какие-либо сокращения в проекте, следует проверить с соответствующими властями в системе более высокого порядка, дабы удостовериться, что такое ограничение действительно существует. Если существует, то, прежде чем согласиться с ним, необходимо тщательно изучить возможность обойти его. Большинство ограничений «дырявы», но «щели» редко бывают очевидными. Например, одно государственное учреждение в развивающейся стране включило в идеализированный проект самого себя использование исследовательской группы из иностранных специалистов. Однако правительственными постановлениями запрещалось привлечение зарубежных консультантов государственными учреждениями. В то же время университетам, полностью финансировавшимся государством, разрешалось нанимать таких консультантов, а государственным учреждениям — привлекать эти университеты. Поэтому помощь иностранных специалистов данное учреждение могло получить, заключив соответствующие соглашения с местным университетом. Если различие между вариантом, учитывающим ограничения, и вариантом, не учитывающим их, незначительно, то ясно, что будущее системы в большой мере находится в ее собственных руках. Если это различие велико, тогда основной заботой на остальных стадиях процесса планирования будут изменения в системе, частью которой является данная. Вариант идеализированного проекта, не учитывающий ограничений, следует дополнять описанием предполагаемых изменений системы (систем), содержащей данную, того, как они будут происходить и почему. Затем оба варианта идеализированного проекта части корпорации передаются на уровень корпорации в целом. В этом случае различия между корпорацией как целым и ее частями могут стать объектом приложения объединенных усилий разработчиков. Иногда такая процедура побуждает родительскую организацию разработать идеализированный проект и для себя. Если идеализированный проект разрабатывается одновременно для семейства систем — системы, подсистемы, подподсистемы и т. д., усилия этих организаций необходимо объединять и координировать. Это достигается созданием плановых советов, описанных в гл. 3. ЗАЧЕМ РАЗРАБАТЫВАТЬ ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ Мы уже достаточно широко рассмотрели процесс составления идеализированного проекта, чтобы обратиться к выгодам, которые сулит участие в нем. Среди них само участие, эстетические ценности, согласие, приверженность, творчество и осуществимость. Проанализируем их по очереди. Участие Разработка идеализированного проекта помогает привлечь людей к участию в процессе планирования. Обычно считают, что только эксперты способны разработать план деятельности системы. Для участия в планировании, по общему мнению, требуется глубокое знание системы, ее окружения и методов планирования. Это мнение приводит к тому, что планирование в корпорации обычно осуществляется сравнительно небольшим числом лиц: управляющих, профессиональных плановиков и технических специалистов. В обычном планировании требования к экспертам обусловлены тем, что оно занимается определением недостатков планируемой системы, причин их существования и способов устранения. Для решения подобных задач необходимы специалисты. Однако, когда рассматривается вопрос, чем обязана быть система, и разрабатывается её идеализированный проект, никто не может считаться здесь единственным специалистом. Каждый из «акционеров» может внести важный вклад. Их мнения, стремления, мечты и предпочтения имеют
прямое отношение к делу. Например, человек, пользующийся услугами банка и не знающий при этом ничего о содержании его деятельности, может тем не менее высказать ценные соображения о том, какие услуги и каким образом он должен обеспечивать. Поэтому любой, кто взаимодействует с системой, может быть потенциальным участником разработки идеализированного проекта ее перестройки. Более того, поскольку участие в разработке подобного проекта, как правило, приятно, привлечь к нему бывает нетрудно. Однако это нечто гораздо большее чем просто удовольствие, так как обеспечивает участнику возможность глубоко обдумать вопросы, связанные с деятельностью системы, поделиться своими мыслями с другими людьми, которых это также волнует, и влиять на ее будущее. Это стимулирует выработку и развитие новых идей, и, как мы увидим, способствует развитию личности и корпорации. Не все участники разработки идеализированного процента должны заниматься всей системой или одними и теми же ее частями. Они могут начать с тех аспектов системы, которые наиболее интересны для них. Затем разные разработки одного аспекта системы и разных ее аспектов объединяются и обобщаются. Например, группа уборщиков, привлеченных к разработке идеализированного проекта системы, едва ли обратит внимание на те же стороны ее деятельности, что и ее руководство. Директора же, как правило, не занимаются проектированием и обслуживанием мусоросборников. Тем не менее без соответствующего оборудования последних ей столь же трудно выжить, как и при нехватке инвестиционного капитала. Машинисты, привлеченные к разработке идеализированного проекта, вероятно, займутся машинными операциями, планировкой рабочего пространства, оборудованием цеха, а не корпорацией в целом. Уборщики того же цеха, по-видимому, обратят внимание на другие стороны. Когда машинисты и уборщики анализируют работу друг друга, они обычно обнаруживают, что упускали из виду важные стороны деятельности своего цеха. Это позволяет им объединить усилия и представить более всесторонний и цельный проект, чем если бы они работали автономно. Поскольку то же самое повторяется и с другими категориями работников, вырабатывается широкое понимание, как взаимодействуют части производственного организма и как такое взаимодействие влияет на деятельность корпорации в целом. Поэтому корпорация получает немедленный и значительный выигрыш: усиление ориентации большого числа ее работников на систему в целом. А это главная выгода от планирования. Обучение, которое происходит в процессе разработки идеализированного проекта, повышает также способность участников совершенствовать качество производственной жизни — собственной и других — и усиливает их желание вносить подобные улучшения. Поэтому участие в разработке идеализированного проекта стимулирует развитие. Последнее происходит в самом процессе разработки независимо от характера выпускаемого продукта. Характер продукта играет, однако, важную роль на последующих стадиях планирования. Процесс разработки идеализированного проекта объеняет работу, игру и обучение. Каждый обязан этой интеграцией другим. Это наилучший фон для развития. Эстетика Участие в разработке идеализированного проекта позволяет «акционерам» системы воплотить свои эстетические установки в процессе планирования, При обсуждении проблемы качества жизни (гл. 2) отмечалось: одним из важнейших аспектов является здесь удовлетворение, получаемое людьми от того, что они делают и как они это делают, независимо от того, почему они это делают. Речь идет о внутренних, а не внешних ценностях. Предпочтения, основанные на внутренних ценностях, формируют стиль человека. Для маленькой группы плановиков корпорации — какими бы специалистами в своем деле они ни были — явно невозможно принять в расчет все соответствующие стилистические предпочтения «акционеров» или даже выявить их. А без этого нельзя эффективно планировать качество той части жизни «акционеров», которая определяется корпорацией. С другой стороны, такие предпочтения легко учесть в партнсипативном процессе разработки идеализированного проекта. Участники подобного процесса не могут не выразить свои предпочтения в своих рекомендациях. Другим нет до них нужды. Более того, участники не могут избежать выражения своих предпочтений в проекте, не позаботившись об эстетических потребностях других, а это и есть прогресс. Следует заметить также, что сам процесс проектирования может быть богатым источником эстетического удовлетворения. Он раскрепощает творческое воображение участников и — поскольку это приносит радость — обладает также большой рекреативной ценностью. Согласие Разработка идеализированного проекта устанавливает согласие среди его участников. Разработка идеализированного проекта формирует согласие потому, что она нацелена на конечные ценности, а не на средства их
получения. Несогласие между людьми относительно идеалов, как правило, меньше, чем по поводу краткосрочных целей и средств их достижения. Например, конституции многих стран на удивление схожи. Большинство расхождений между ними связано с различным пониманием средств, а не конечных целей. Это уводит нас в сторону, поскольку мы характеризуем различия между этими странами как идеологические. К идеалам идеология имеет меньшее отношение, чем к средствам их достижения. (Созвучие этих двух слов обманчиво.) Например, идеологический вопрос о том, в чьей собственности должны находиться средства производства, относится к выбору средств достижения идеала «изобилие». Все народы ис-i юведуют такой идеал. Упомянутый выше идеализированный проект перестройки Парижа был представлен кабинету министров Франции при поддержке всех крупнейших политических партий. Они пришли к согласию и том, чем должен быть Париж в идеале. Возможно, это первый случай, когда они были единодушны во всем. В ходе недавней разработки идеализированного проекта в одной из крупнейших американских корпораций исходные проекты гото-нились раздельно каждым из восьми членов исполнительного совета корпорации. Эти восемь руководителей, часто спорившие друг с другом при обсуждении различных вопросов на совете, были изумлены сходством своих автономно разработанных проектов. В этом состоял главный результат для их последующего поведения. Проти-иоборство между ними сильно смягчилось, а предрасположенность к сотрудничеству — значительно возросла. Когда согласие относительно конечных ценностей достигнуто, раз-шчие во взглядах на средства достижения и краткосрочные цели «частую можно легко устранить. Это свойство процесса разработки идеализированного проекта способствует установлению атмосферы сотрудничества, в которой расхождения трактуются скорее как мелкая суета, чем как неразрешимые конфликты. Масса мелких согла-шений, достигнутых в ходе этого процесса, усиливает любую склонность к сотрудничеству и ускоряет достижение всеобщего согласия. Приверженность Участие в подготовке идеализированного проекта и достигаемое при этом всеобщее согласие обязывают участников к реализации того проекта. Идеям и идеалам, к формированию которых мы сами приложили руки, мы, как правило, привержены сильнее, чем остальным. Такая приверженность значительно снижает число и остроту проблем, связанных с осуществлением планов. Выполнить обычные планы бываетзачастую труднее, чем подготовить. Чем ниже развитие корпорации, тем труднее изменить ее; чем труднее изменить ее, тем сложнее выполнить план. Поэтому одной из главных трудностей планирования является преодоление сопротивления изменениям. Участие в разработке идеализированного проекта часто ослабляет такое сопротивление. Вспомним, что правительство или менеджмент не могут развивать тех, кем они управляют. Они могут лишь облегчить и поддержать их усилия по саморазвитию. Корпорация не может даже этого, если ее члены не проявят готовности прилагать усилия в области развития и изменения корпорации. Поэтому важно мобилизовать членов корпорации на то, что можно назвать Крестовым походом за Развитие. Как и крестовые походы, корпорации бывают двух типов: направленными против чего-либо — например, угрожающего врага или конкурента — и направленными на борьбу за что-то — например, за лидерство среди стран или корпораций. Выражая это другими словами, некоторые крестовые походы направлены на неделание чего-то уже сделанного, а другие — на то, чтобы сделать еще не сделанное. Негативно ориентированные крестовые походы более часты. Чаще и эффективнее корпорации мобилизуются против внешней угрозы, чем на защиту рожденного внутри ее самой представления о желательном. Что движет позитивно ориентированными крестовыми походами? Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет [59] дает такой ответ: Человек всегда был способен проявлять большой энтузиазм по поводу своего видения... неубедительных предприятий. Он брался за работу во имя идеи, в огромном напряжении сил стремясь к невероятному. И в конце концов достигал его. Быть способным так загораться энтузиазмом от простого отблеска чего-то невозможного, трудного, отдаленного — без всякого со мнения, один из живых источников его могущества (с. 1). Идеи могут бросать нас в крестовые походы, и разработка идеализированного проекта может рождать именно такие идеи, Творчество Разработка идеализированного проекта стимулирует творчество и направляет его на вопросы развития личности и организации. В большинстве случаев творческие возможности человека огорожены стенами самоограничений. Подобные ограничения превращают простые проблемы в неразрешимые головоломки. Головоломки — это не что иное, как проблемы, не поддающиеся разрешению из-за того, что были сделаны неверные допущения. Как только ограничивающая предпосылка отброшена, решение, как правило, легко находится. Творчество начинается с устранения таких самоограничений. Несколько лет назад один из выдающихся плановиков Мехико — мой друг — показал мне шесть вариантов плана транспортных
решений для города и попросил меня предложить способ выбрать из них лучший. Я ответил, что это потребует много времени, поскольку ни один из них не дает значительного улучшения транспортной системы города. Он был потрясен и обижен. Придя в себя, он попросил меня обосновать свое заключение. Я объяснил, что его планы опираются на идеи, многократно проверенные; и при более благоприятных условиях, чем в Мехико, но не принесшие успеха. Тогда он сказал, что если это правда, то транспортные проблемы неразрешимы. Я не согласился и заметил, что есть еще альтернативы, не учтенные им. Он попросили меня указать их. Я сказал, что большинство правительстввенных учреждений можно вынести из Мехико и рассеять по стране. Поскольку в них прямо или косвенно занята почти половина населения города, такое решение значительно уменьшит население, а это в свою очередь ослабит проблему больше, чем любое добавление к существующей транспортной системе. Я указал также на множество других выгод такого решения для развития города. Мой друг отреагировал следующими словами: «То, что ты сказал, правильно, но федеральное правительство нельзя передвинуть». Я спросил почему. Он привел несколько причин, которые вызвали у меня возражения. Этот обмен' аргументами «за» и «против» продолжался до тех пор, пока обоим не стало ясно, что мы ни к чему не придем. Под конец он сказал, что я никогда не разберусь в этом, потом}' что не мексиканец. Вот в чем было дело! Затем он спросил меня, есть ли у меня другие предложения. Я ответил утвердительно и предложил сдвинуть время работы в городе. Поскольку у большинства работающих в Мехико мексиканцев был двух- или трехчасовой перерыв на обед, они возвращались домой или направлялись в другие отдаленные от работы места. Уменьшив перерыв до часу, можно было значительно ослабить нагрузку на транспорт. И снова мой приятель согласился, но сказал, что такое изменение невозможно. Когда я спросил, почему, он привел другой аргумент, заканчивавшийся выводом, что я не могу этого понять, потому что не мексиканец. Этот круг повторился еще несколько раз. В конце концов я напомнил ему, что не планирование, а политика считается искусством возможного. Немногое из того, чего мы хотим получить, достижимо средствами, которые кажутся возможными. Функция же планирования — делать возможным невозможное. Вскоре после этой беседы, когда президентом Мексики стал Хосе Лопес Портильо, он разбросал федеральные учреждения по стране и сократил обеденный перерыв для государственных служащих. Эти изменения явно не были невозможными, но они выпадали из поля «рения моего приятеля вследствие неправильности его допущений. Разработка идеализированного проекта высвобождает творческий потенциал потому, что устраняет многие сдерживающие его ограничения. Как показывает история с Мехико, многие из них рождаются представлением о невозможности практического осуществления. Однако применимость не является необходимым условием для идеализированного проекта. Поэтому участие в его разработке дает свободу воображению и стимулирует желание изобретать новое. Группа управляющих и представителей функциональных отделов крупного банка была привлечена к разработке проекта, не учитывающего ограничений, для этой организации и для системы, в которую она входила. Их усилия были направлены на решение проблемы быстрого увеличения чекового клиринга и его издержек. Поэтому они согласились, что идеализированный проект должен включать систему электронного перечисления средств. Один из членов группы предложил, чтобы — если требуется осуществление всех платежей этим способом — велась полная запись всех доходов клиентов на их счетах в банке. Другой указал, что объединить все множество банковских счетов можно, если присвоить вкладчикам и их счетам идентификационные номера, взяв для этого, например, номера их страховых карточек. Затем было замечено, что если осуществить эти идеи, то окажется возможным производить начисления подоходных налогов для каждого клиента, поскольку банк будет располагать также и полными данными о расходах клиентов: все расходы будут производиться с этих счетов, раз именно на них перечисляются все доходы. «Минутку, — сказал один из участников работы. — Если система будет знать, сколько мы тратим и на что, не лучше ли будет взимать налоги с расходов и потребления, а не с доходов?» Вопрос вызвал поток творческих идей. Началось с вывода, что взимание налогов с потребления, а не с доходов будет сильным стимулом оставлять деньги на счете, т. е. к сбережению. Это станет большим стимулом, чем процент на вклады, потому что в большинстве случаев налоговая ставка выше процента. В данной связи было признано целесообразным не взимать процент по ссудам, оставив лишь небольшие комиссионные за услугу. Заемщик должен был бы, однако, выплачивать налог на потребление по этой сумме. Когда детали возможной налоговой системы, основанной на потреблении, были уточнены, проектировщики убедились, что она будет лучше действующей системы. В результате было предусмотрено приспособление электронной системы перечислений к подобной налоговой системе, когда она станет возможной. Вывод состоит в том, что в обычном планировании появление и развитие таких новаторских идей очень маловероятно.
Забота об осуществимости является главной помехой творчеству. Разработка идеализированного проекта не только ослабляет эту заботу, но также и значительно изменяет представления участников о возможности практической реализации. Осуществимость Разработка идеализированного проекта расширяет представления участников о возможном внедрении результатов. В обычном планировании реализуемость плана как целого вытекает из представлений всех участников, взятых отдельно. Поэтому план считается осуществимым не больше, чем наименее осуществимая его часть. Такое убеждение и дорого и неверно. План вовсе не подобен цепи. Это система решений. Иначе говоря, план как целое обладает свойствами, отсутствующими у какой-либо его части, а последние приобретают такие свойства, которыми они не обладают, взятые отдельно. Поэтому возможен реализуемый план, состоящий из частей, в отдельности неосуществимых. Возможен также нереализуемый план, состоящий из частей, каждая из которых но отдельности вполне осуществима. Например, план для Парижа включал два изменения, которые — рассматривайся они по отдельности — были бы отвергнуты как неосуществимые. Первое — о выносе из Парижа столицы Франции и второе — о превращении Парижа в самоуправляющийся открытый город, не подчиненный правительству Франции. С позиций миссии Парижа, введенной в идеализированный проект, он становится неформальной столицей мира — эти два изменения не только осуществимы, но и абсолютно необходимы. Вот почему правительство Франции предприняло значительные шаги по реализации проекта. Когда предварительный вариант идеализированного проекта Национальной системы научных коммуникаций и передачи технологий был представлен большой группе «акционеров» для критики и уточнения, один из членов этой группы отреагировал следующим образом: «Этот проект — лучшее, что когда-либо происходило в этой области. Он — великий! Но какого святого вы назвали его идеалом? Мы можем осуществить его завтра же, если направим на это свой ум». Этот «акционер» откликнулся на то, что является, вероятно, самым важным качеством идеализированного проекта: он открывает нам, что главным барьером между нами и наиболее желательным для нас будущим являемся мы сами. Это препятствие устраняется набором мобилизующих идей, и обеспечить нас таким, набором идей может идеализированный проект. Вот что хотелось мне сказать о пользе идеализированного проекта. Рассмотрим теперь, как должен быть организован сам процесс его разработки. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ ИДЕАЛИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТА Если процесс планирования в целом организован циклически, как предложено в гл. 3, тогда и стадия идеализированного проекта должна быть организована так же. Каждое подразделение должно готовить оба варианта проекта — с учетом и без учета ограничений. Тогда на плановые комитеты ляжет обязанность координировать и обобщать эти проекты. Все комитеты и участники планирования должны иметь доступ к любому из разрабатываемых проектов и возможность вносить предложения, дополнения и исключения. Движение проектов вверх, вниз и по уровням организации должно продолжаться до тех пор, пока не будет получен полный комплект совместимых проектов, одобренных всеми. Многие корпорации предпочитают вводить интерактивное планирование по стадиям, сверху вниз. В таких случаях идеализированный проект разрабатывается с позиций высшего уровня исполнительным советом или комитетом. Когда первый вариант закончен, он передается для комментирования и внесения предложений на второй уровень с просьбой подготовить аналогичные проекты по своему участку. Этот процесс продолжается до тех пор, пока не достигнет первого этажа. Когда это происходит, все элементы циклической организации планирования готовы. Если неограниченное участие в разработке невозможно или не разрешается, его можно приблизительно достичь с помощью метода, предложенного при проектировании Национальной системы научных коммуникаций и передачи технологий. Ядром бригады проектировщиков служит группа профессиональных плановиков. Она составляет первый сценарий. После этого создаются одна или больше групп консультантов с максимально возможным представительством «акционеров». Исходный проект представляется этой группе или труп1 пам. Их замечания или предложения фиксируются и впоследствии включаются во второй вариант проекта, который посылается членам консультативных групп с просьбой разослать копии всем другим «акционерам», кто может, по их мнению, внести свой вклад в работу. Полученные комментарии и предложения собираются бригадой и обсуждаются вместе с консультантами. Затем готовится третий вариант. Этот процесс продолжается до тех пор, пока поток комментариев не иссякнет. Тогда готовится заключительный вариант. В такую процедуру можно вовлечь несколько сот человек. Роль профессионального плановика в разработке идеализированного проекта Напомним, что роль профессионального плановика при интерактивном планировании состоит не в подготовке плана для других, а в стимулировании и облегчении их планирования для себя. Эта роль не более пассивна, чем роль учителя в классном занятии. Среди прочего профессиональный плановик может проектировать, планировать — и управлять им — внедрение процесса планирования. На стадии идеализированного проекта профессиональный плановик может стимулировать участников и обуять их освобождаться от пут, ограничивающих воображение и творчество. Первые попытки бывают иногда очень скованными. Участники могут робеть и быть не готовыми отстраниться от текущего положения дел. В некоторых случаях они смешивают перестройку настоящего с прогнозированием будущего. Поэтому для плановиков часто бывает необходимым разработать исходный проект, чтобы раскрепостить разработчиков и пробудить их творческие возможности. Может потребоваться проект, «отрывающий» их от корней, слегка шокирующий, чтобы вызвать нужную реакцию. В некоторых случаях участники склонны к устному обсуждению, а от профессионалов хотят письменных материалов. Когда они готовы, результат следует тщательно проанализировать с другими участниками. После того как участники схватывают главную идею и воспринимают дух идеализированного проектирования, для профессиональных плановиков начинается их основная работа. Они должны следить за тем, чтобы предусматривалось включение в проект экспериментального анализа, когда встречаются объективно неразрешимые вопросы, и оказывать помощь в проектировании таких экспериментов. Кроме того, процесс нужно контролировать для того, чтобы обеспечить включение в проектируемую систему способности обучаться и адаптироваться. Как это делается — предмет гл. 6 и 7. В отдельных случаях члены проектной группы предпочитают вносить свою лепту вначале анонимно. Следует разрешать это. Они могут представлять свои рекомендации плановикам, а те — синте-знровать их и выделять существенные различия в них для обсуждений всей группой. Они могут также указывать на упущения и делать замечания, побуждающие дальнейшую пробу сил. В большинстве подобных случаев второй вариант проекта разрабатывается открыто всей группой. Заторможенность и застенчивость обычно полностью изживаются уже на ранних стадиях процесса. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Разработка идеализированного проекта — это формулирование результатов, на достижение которых направлено планирование. Это холистическое формулирование системы целей, а не просто перечисление независимых элементов. Таким образом, оно дает вехи, к которым стараются как можно ближе подвести нас остальные стадии планирования. Заложенные в идеализированный проект идеалы представляют собой конечные ценности, к которым пытается приблизить нас проект. Стоит анализировать проекты и выделять их. Полученные таким путем перечни могут сильно отличаться от перечней, составленных перед разработкой проектов. Для одних и тех же объектов они оказываются, как правило, более функциональными и менее моралистическими, более конструктивными и меньше напоминают «материнские заветы», чем предварительные перечни. Весьма вероятно также, что они будут содержать не те позиции, которых можно было бы ожидать. Проект обеспечивает проверку наличия этих ценностей. Если они не отражены в проекте, а только декларированы, существует вероятность, что они так и останутся декларациями, не воплотившись на практике. Те параметры проекта, которые считаются достижимыми (а таковых большинство), являются целями или задачами — в зависимости от того, сколько времени нужно для их.достижения или решения. Оценка этих периодов должна подождать выбора средств и планирования ресурсов. Именно на этих стадиях планирования принимаются решения о том, что нужно сделать для достижения намеченных конечных результатов или приближения к ним, какие для этого требуются ресурсы, имеются ли они, доступны или нет. Прежде чем приступить к рассмотрению остальных стадий процесса планирования, требуется уделить большое внимание еще нескольким очень важным аспектам идеализированного проектирования. Они связаны с потребностью наделить идеальную систему способностью быстро и эффективно обучаться и адаптироваться. Различным аспектам этой потребности и посвящены следующие две главы. ГЛАВА 6 ПЛАНИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ II: ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ Человека, который преуспел а руководстве, но не искушен в выполнении трех интеллектуальных функций управления (формирование политики, принятие решений и контроль), можно сравнить с циркачом на одноколесном велосипеде — он демонстрирует виртуозные трюки во время представления, но мальчик-посыльный на велоколяске движется более устойчиво и перевозит полезный груз. Стаффорд Вир Продуктом идеализированного проекта должна быть система продвижения к идеалу. Такая система должна обладать способностью устремляться к своим идеалам с возрастающей эффективностью как ■ в постоянных, так и в меняющихся условиях, способностью к обучению и адаптации. Адаптироваться означает реагировать на внутреннее или внешнее изменение таким образом, чтобы поддерживать или улучшать производительность. Изменение, ответной реакцией на которое является адаптация, может представлять собой либо опасность, либо дополнительную возможность. Например, появление нового конкурента может быть опасностью, исчезновение старого — дополнительной возможностью. И то и другое требует способности распознавать изменения, которые могут повлиять или влияют на эффективность, и реагировать на них при помощи корректирующего или поддерживающего воздействия. Такое воздействие может состоять из изменения либо в самой системе, либо в ее среде. Например, если внезапно похолодает, можно теплее одеться (изменить себя) или включить обогреватель (изменить среду). Кроме того, изменение, к которому нужно адаптироваться, может возникнуть либо по выбору, либо при отсутствии выбора. Устранение конкурента, например, может произойти независимо от действий корпорации или быть их следствием. Используемое здесь понятие адаптации намного богаче, чем то, которое применяется в теории эволюции. Согласно этой теории, адаптация относится лишь к непроизвольным реакциям на внешние изменения, а реакции состоят из внутренних изменений. Это ограниченное толкование вызвано тем обстоятельством, что теория эволюции занимается нецеленаправленными системами, а в тех случаях, когда имеет дело с целенаправленными системами, не рассматривает их целенаправленность. Здесь же мы занимаемся исключительно целенаправленными системами и их целенаправленностью. Обучаться означает улучшать деятельность при неизменных условиях. Мы обучаемся на основании своего и чужого опыта. Такой опыт может быть контролируемым, как при экспериментировании, или неконтролируемым, как при использовании метода проб и ошибок. Например, если мы улучшаем стрельбу из винтовки, тренируясь на мишени, мы обучаемся. Если после того, как мы овладели этим навыком, поднимается ветер, из-за которого мы промахиваемся, нужна адаптация. Мы можем адаптироваться, либо регулируя прицел винтовки, либо целясь с учетом ветра. Так как обучение и адаптация, в том смысле, в каком мы говорим о них здесь, являются целенаправленными видами деятельности (т. е. вопросом выбора), то они сами могут быть предметом обучения. Обучение тому, как обучаться и адаптироваться, иногда называют обучением второй степени. Если мы лишены такой способности, значит эта глава была написана зря, поскольку намерением было обеспечить именно такое обучение. Система не может обучаться и адаптироваться, если этого не может ее руководство. Следовательно, система продвижения к идеалу должна иметь систему управления, которая может обучаться тому, как обучаться и адаптироваться.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.247.59 (0.016 с.) |