Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организационная структура и управлениеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Четвертый вид расхождения относится к организации деятельности по достижению целей и методам управления ею. Такого рода расхождениям посвящены работы К. Арджириса и Д. Шона [11, 12]. В наше время, например, в ходу децентрализация и партиси-пативное управление, Практика часто расходится с заявлениями об их внедрении. Исполнители это знают. Они правильно считают, что многие такие организации централизованны, авторитарны и партисипативность в них отсутствует. Исследователи организаций долгое время выделяли формальную, или провозглашенную, и неформальную, или реальную, организационные структуры. Неформальная структура может быть необходимой для выживания организации, но может и представлять собой главную угрозу выживанию. В одном национальном банке, занимающемся сельским развитием в не очень высокоразвитой стране, я показал организационную схему, соответствующая часть которой представлена на рис. 4.1 (а). Внутренние распри в банке побудили меня и моих коллег изучить, как он функционирует в действительности. Подученные результаты представлены схемой (б). Явное расхождение было причиной серьезных Рис. 4.1. Различие между официальной и действительной организационными структурами: (а) — официальная, (б) — действительная. недостатков в деятельности банка. На войну между фракциями тратилось больше усилий, чем на выполнение банковских функций. «Акционеры» и окружение организации Последний вид расхождения относится к представлениям об «акционерах» и внешней среде организации. Такие представления часто служат для оправдания политики корпораций и стратегий, которые при этом нельзя осуществить, поскольку они исходят из некорректных допущений [32]. Окружение корпорации полезно представлять в виде двух частей: 1) деловое, которое состоит из тех лиц, организаций и институ 2) фоновое, которое состоит из всего остального, что также вли Каждая корпорация неизбежно делает многочисленные допущения о тех, с кем она взаимодействует, например о потребителях. Как я отмечал выше, редкая компания понимает, почему ее продукция находит потребление, хотя думает, что это ей известно. Зачастую компания верит собственной рекламе гораздо больше, чем ее потребители. Опираясь на эту веру, она приходит к выводу —когда потребители ведут себя не так, как ожидалось, — что их поведение иррационально. Немногие фирмы склонны признавать другую возможность: что они сами ведут себя неразумно. Однако опыт показывает, что такое допущение гораздо плодотвбрнее. Э. Фогель заметил по этому поводу [80], когда он был вице-президентом по маркетингу в «Энхойзер — Буш, инк.»: ■ Проблемы маркетинга решаются исходя не из допущения об иррациональном поведении потребителя и разумном — продавца, а как раз из противоположного. Потребители могут вести себя иррационально в краткосрочном, но не в долгосрочном аспекте. Они быстро обучаются. Заявления торговцев о том, что потребитель ведет себя иррационально, в сущности означают, что они не понимают потребителя и не знают, как — или не хотят — достичь такого понимания. Уточняю, я не говорю, будто потребитель осознает, что он делает или почему он это делает. Он может действовать рационально, даже если не понимает себя. Это наше дело — выявить, почему он поступает так, а не иначе, даже если он сам этого не знает. Один небольшой и знакомый пример. Большинство продавцов бензина исходит из допущения, что потребители руководствуются предпочтением той или иной марки. Однако исследования показали, что предпочтения большинства потребителей не связаны с маркой бензина, и по простой причине: они не могут назвать разницу в эффективности конкурирующих марок. Это означает, следовательно, что они выбирают станцию обслуживания, а не марку бензина, И исходят при этом из желания сократить до минимума время, затрачиваемое на заправку. Это совершенно разумное поведение при данных обстоятельствах. Продавец бензина, располагающий такой информацией и использующий ее, может так подобрать места и так спроектировать заправочные станции, что получит значительные преимущества в конкуренции. В ходе нашей работы мы обнаружили, что предпочтения потребителей по отношению к алкогольным напиткам не иррациональны, а основаны на том, насколько хорошо выполняют те пли иные функции разные алкогольные напитки в тех или иных обстоятельствах, природных, экономических или психологических. Мы должны не только углублять понимание потребителя и делать это по меньшей мере начиная с предпосылки о том, что его поведение разумно, но начинать также и с допущения, что большинством наших ошибок и упущений в маркетинге мы обязаны собственной нерасчетливости (с. 21 -22). Однажды я спросил руководителя предприятия по производству фасованных продовольственных товаров: «Почему в Англии душевое потребление сахара выше, чем у нас?» Он ответил: «Потому что они больше его любят». Тогда я спросил, как он узнал об этом. Он с раздражением ответил: «Какого черта! Разве они не потребляют его больше?» По меньшей мере частично объяснение потребления сахара вполне доступно, но большинству его потребителей и производителей оно неизвестно. Объяснением служит соотношение углеводов и белков в рационе питания и его воздействие на содержание сахара в крови. В целом, чем выше эта пропорция, тем больше потребляется сахара. Имея некоторое представление об этом и связанных с ним явлениях, можно объяснить многие различия в структуре потребления между этими странами, между молодыми и старыми людьми: например, то, что первые предпочитают лимонад, а последние — минеральную воду. Когда одной компании предложили делать скидку на заказы в зависимости от степени их заблаговременности, ее юрисконсульты сказали, что это незаконно. Внешняя группа юристов пришла к противоположному мнению, руководствуясь которым компания добилась определенных успехов. Когда юристов — задачей которых является ограждение компании от беспокойства — спрашивают, правильно ли будет сделать то-то и то-то, они, как правило, отвечают «нет». Они знают: если не делать того, что предлагается, то компания избежит хлопот, а этого они и хотят. Тем не менее, если компания намеревается что-то предпринять и юристов спрашивают, как это сделать, избежав беспокойства, они часто находят нужный путь. О некоторых ограничениях обычно думают, что они наложены правительством, тогда как в действительности они существуют только в головах менеджеров. Это верно даже по отношению к самому правительству. Агентство по контролю за вооружениями и разоружению однажды заключило договор с университетской исследовательской группой, в которую входил и я. После того как закончились соответствующие переговоры, нас уведомили об условии секретности, ранее не упоминавшемся. Мы отказались принять это условие на том основании, что работа, которую мы собирались выполнять, не входила в соответствующий перечень. Нам сообщили, что закон о создании Агентства предусматривает такое условие для всех заключаемых им контрактов, даже если речь идет о работах, не вошедших в перечень секретных. Мы продолжали стоять на своем. Агентство сообщило, что договор будет расторгнут. Мы ничего не делали. После нескольких недель молчания нас уведомили, что Агентство нашло способ обойти требование секретности. Мы приступили к работе. Много мудрости заключено в определении Амброзом Бирсом самоочевидного: «Очевидное для тебя самого и ни для кого больше»1. Примеры подобных заблуждений можно привести для каждого типа «акционеров» и конкурентов в деловом окружении, равно как 1 А. Бирс. Указ. соч., с. 282.
и в фоновом. Допущения о них, которыми руководствуется корпорация в своей деятельности, оказывают решающее влияние на то, что она делает и как она это делает. Обоснованность таких допущений следует постоянно перепроверять, но этого нельзя сделать без явного их определения. Хорошее планирование требует подобных определений и их анализа. Скрытые расхождения Трудно осознать те типы расхождений, которые мы уже рассмотрели, и еще труднее устранить их, когда они осознаны. Их вредное воздействие на организацию, как правило, следует хорошо отразить в документах, прежде чем что-то с ними делать. Все мы знаем, как трудно увидеть собственные непоследовательность и лицемерие. Нам известно также, как легко увидеть эти недостатки в других. Для организации самоанализ так же труден, как и для людей. Поэтому наиболее эффективно и безболезненно подобный анализ можно провести с помощью одного или нескольких внешних специалистов, квалифицированных и объективных. Анализ расхождения требует заинтересованности в нем и чувствительности к непоследовательности, а также опыта, приобретенного в других корпорациях. Сравнение различных корпораций сделает чуткого наблюдателя восприимчивым к расхождениям. Путеводную нить часто дает системный анализ, особенно если «правила игры» хорошо известны. Противоречие между описанием существующего положения вещей и относящимися к нему правилами и инструкциями часто служит симптомом наличия расхождений. В каждой организации есть несколько человек, которым известно о расхождениях и которые готовы обсудить их с кем-нибудь, кто может сохранить анонимность и что-то сделать для их устранения. Внешних исследователей, работающих в организации, обычно засыпают такими откровениями после того, как убеждаются в том, что они достойны доверия, и в их возможностях. Дополнительные ключи дадут собеседования с лицами, недавно работавшими в организации. Для выявления расхождении можно использовать несколько методических приемов. Одни из них разработали Арджирис и Шон [11], другие Ф. Эмери [29] (их анализ содержится в работах [31] и [84]). Метод называется «исследовательский семинар» (search conference). Суть приемов, разработанных Арджирисом и Шоном, раскрывается в инструкциях участникам: Опишите, пожалуйста, действие, другими словами, вступление в контакт с одним или более лицами, которое (1) уже имело место или (2) ожидается Вами в ближайшем будущем. Если Вас связывают какие-либо обстоятельства, придумайте ситуацию, в которой у Вас не было бы затруднений. Начните Ваше описание с абзаца о цели Вашего вмешательства, о его сути, участниках и других важных характеристик. Далее, напишите несколько абзацев о Вашей стратегии. Какие задачи Вы решали, какие средства намеревались использовать и почему избрали именно те, а не иные цеди и стратегии? Далее, заполните несколько страниц диалогами, фактически имевшими место или ожидаемыми Вами. Расположите их следующим образом. На этой стороне страницы напишите, что Вы думаете, когда говорит каждый участник беседы (включая Вас самих), На этой стороне страницы напишите, что фактически говорил каждый участник или что Вы ожидаете от него услышать. Если Вы не уверены, что уже раскрыли основные пункты, продолжайте писать. (Диалог должен занимать не меньше двух страниц.) Наконец, после того как Вы перечитаете свой пример, опишите основные допущения, которых, но Вашему мнению, Вы придерживаетесь относительно эффективности акции. Когда эти примеры готовы, участники работают с исследователем над задачей выявления управляющих переменных и стратегий действия, которые, представляется, определяют такое поведение участника, какое записано в ответе. Затем участники пытаются оценить свое восприятие себя и других в данном случае и определить, какие поведенческие характеристики проявились при этом (с. 44). Исследовательский семинар является семинаром по планированию, на ранних стадиях которого непоследовательности и расхождения часто всплывают на поверхность. Унльямс описывает [84] эту стадию семинара следующим образом: Задача семинара и его программа обычно принимают форму перечня вопросов, на которые участники берут обязательство ответить в сотрудничестве с другими. Содержание вопросов меняется в зависимости от конкретного контекста, но их общая логика отражает тенденции в обществе как целом. Обобщенные ответы дают картину изменений, происходящих в той общественной сфере, к которой принадлежит данная система, но над которой она не обладает или практически не обладает прямым контролем. На этом фоне участники могут увидеть факторы, очерчивающие (или очерчивающие с определенной вероятностью) эволюцию их собственной организации или сообщества. На данной стадии участники могут высказать субъ-
ектпвные суждения относительно цели и задач своей системы. Это и будут цели, считающиеся желаемыми для организации, т. е. критерии для установления приоритетов в будущем планировании (с. 472). Конфликт В гл. 2 я утверждал, что устранение противоречий — морально-этический идеал — необходимое условие постоянного повышения чьей-либо способности удовлетворять собственные или чужие желания, т. е. необходимое условие развития. Конфликт имеет место, когда два или более желаний взаимодействуют таким образом, что шаг вперед в удовлетворении одного из них означает шаг назад в удовлетворении другого или других. Противоречие (конфликт) желаний может находиться внутри индивида (организации) или в отношениях между индивидами (организациями). Когда речь идет о развитии корпорации, можно указать множество видов противоречий: 1) конфликт личности, являющейся элементом корпорации; 2) между такими индивидами; 3) между индивидами и корпорацией или ее частью (подразделением); 4) внутри подразделений; 5) между подразделениями одного уровня; 6) между подразделениями разных уровней или между подразделением и корпорацией; 7) внутри корпорации как целого; 8) между корпорацией и внешними силами: группами, организациями, институтами, обществом. Рассмотрим кратко каждый из этих видов. Конфликты личности В корпорациях все больше осознают ущерб, наносимый внутренними противоречиями отдельных лиц на всех уровнях. Накопленный опыт ясно показывает, что алкоголизм, пристрастие к наркотикам, семейные, финансовые и юридические проблемы снижают работоспособность людей. Это привело к разработке программ помощи работникам, которым личные проблемы мешают хорошо работать. Конфликт между индивидами Конфликты, вероятно, возникают в любой группе, члены кото рой взаимодействуют более или менее тесно. Такие конфликты могут вызываться различием характеров или несогласием относительно целей и путей их достижения. И какова бы ни была причина, они могут снижать и производительность как коллектива, так и отдельного работника, и их способность улучшать работу. Чем выше посты, занимаемые лицами, вовлеченными в межличностный конфликт, тем больший ущерб он может нанести и тем больше эти работники могут помешать развитию корпорации. Конфликты между директорами могут парализовать корпорацию, а между правительствами — превратить страны в два вооруженных враждебных лагеря.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.36.61 (0.007 с.) |