Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О разделенной ответственностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Те, кто знаком с матричными организациями, узнает их внешнее сходство с представленным многомерным проектом. Здесь не место подробно останавливаться на их различиях, но для тех, кто занимается проектированием организаций, полезно познакомиться с этой альтернативной концепцией. Исчерпывающий обзор этой темы дают С. Дэвис и П. Лоуренс [21]. Уместно одно замечание относительно матричных организаций. Существенной характеристикой таких организаций является то, что подразделения, названные мной оперативными, имеют двойное подчинение: с одной стороны, руководителю оперативного подразделения (обслуживающего или штабного), частью которого они являются, с другой стороны — главе соответствующего реализующего (линейного) подразделения. Это наиболее критикуемое свойство данной структуры. Ее обвиняют в том, что она создает так называемую организационную шизофрению. Многомерный проект не создает подобных проблем. В многомерной организации отношения членов оперативного (или маркетингового) подразделения с директором реализующего подразделения, который закупает их услуги, ничем не отличаются от
отношений с посторонним клиентом. Они ответственны перед директором оперативного подразделения, который, естественно, использует оценку предоставляемых услуг директором реализующего подразделения. Те, кто возглавляет оперативное подразделение, работающее для реализующего подразделения, во многом находятся в том же положении, что и директора проектов в строительстве или консультационных фирмах. Те, кто работает в таких подразделениях, знают, кому они подчинены. Программирование бюджета Концепция программирования бюджета также пересекается с многомерной организацией. В том виде, в каком оно обычно предлагается или практикуется, программирование бюджета — это способ подготовки бюджета для оперативных и реализующих подразделений. Условия предоставления ресурсов и самостоятельности реализующим подразделениям не является при этом обязательным. Не обязательно также требование самоокупаемости оперативных подразделений на внутреннем и внешнем рынках организации. В многомерной организации бюджеты подразделений подготавливают сами подразделения, корпорация только инвестирует в них средства или дает деньги взаймы. Программирование бюджета обычно не воздействует на организационную структуру (хотя данный метод более совместим с матричными организациями, чем с традиционными структурами) и ее гибкость. Это способ распределения ресурсов по видам оперативной деятельности, обеспечивающий большую уверенность в том, что желаемые виды реализующей деятельности будут выполняться. Кроме того, он обеспечивает более эффективный, чем обычно, путь определения затрат. Многомерная структура удовлетворяет все эти условия, а также многие другие. Теперь рассмотрим некоторые варианты базового многомерного проекта и посмотрим, насколько разнообразными они могут быть. Некоторые варианты В корпорации, хозяйственные единицы которой относительно независимы, отличаются друг от друга и географически разбросаны, иногда бывает желательно организовать как многомерную именно определенную хозяйственную единицу, но не корпорацию в целом (рис. 7.3). Многомерная структура может быть введена на любом уровне организации или в любой ее отдельно взятой части — подразделении, отделе или секции. Кроме того, части многомерного подразделения могут быть организованы традиционно. Два или больше многомерных подразделения могут совместно использовать все или некоторые из своих подъединиц одного измерения (рис. 7.4). Для многомерно организованного подразделения возможно также закупать услуги от оперативной подъединицы другого многомерного подразделения той же корпорации. Если оказалось, что два реализующих подразделения пользуются услугами одних и тех же оперативных и маркетинговых подразделений, то они должны быть не в отдельности многомерными, а реализующими подразделениями одной многомерной организации. Многомерный проект можно варьировать другими способами. Например, функция производства (или какая-то другая) может быть придана реализующему подразделению. В таком случае последнее должно иметь фонды. Это затрудняет создание или ликвидацию реализующих и оперативных подразделений, но поскольку подобный вариант ближе к традиционной структуре он может оказаться легче для внедрения. Такие вариации могут быть использованы, чтобы облегчить переход от традиционной структуры к полностью многомерной. Рис. 7.3. Многомерное строение организации, начиная со второго уровня и ниже
Рис. 7.4. Два многомерных подразделения с одним общим измерением Отметим, что если функция продажи организована как оперативное подразделение в большей степени, чем в качестве третьего измерения, то в результате будет получена двумерная организация. Однако, если другие характеристики многомерного проекта сохраняются, эта структура не превращается в матричную организацию, поскольку работники не имеют двойного подчинения. Основной эффект от сокращения числа измерений таким путем состоит в том, что затрудняется изменение приоритетности между двумя критериями разделения работы, т. е. по видам продукции и по рынкам. Минимальный шаг в направлении к многомерности состоит в преобразовании обслуживающих подразделений традиционно организованной корпорации в центры прибыли, которые действуют как оперативные подразделения многомерной организации. Это не требует никаких изменений структуры. Например, одна крупная нефтяная компания преобразовала свой главный вычислительный центр в центр прибыли. Это потребовало, чтобы все другие подразделения оплачивали его услуги, но с правом выбора между центром и внешними источниками. С другой стороны, вычислительный центр наделялся правом продавать свои услуги на сторону. Центр не только стал весьма прибыльным, но внутренние пользователи почувствовали значительное улучшение качества получаемых услуг, более того, меньшее количество оборудования использовалось для выполнения большего объема работы.
Ни одна корпорация не может заполучить структуру, которую ее члены не могли бы саботировать, значит, чрезвычайно важно создать у членов организации соответствующую мотивацию. До сих пор не найдено более сильной мотивации, чем предоставление членам организации возможности участвовать в принятии решений, касающихся их работы. Перейдем теперь к структуре, предусматривающей такое участие. ПРОЕКТ ДЛЯ УЧАСТИЯ: ЦИКЛИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ Трудно, если вообще следует, ожидать проявлений доброй воли и сотрудничества от работников, которые получают мало удовлетворения от своей работы. Со времени второй мировой войны по этой причине предпринимались многочисленные попытки реорганизации труда. Наиболее известными из них являются структуризация работ, совмещение профессий, обогащение труда и автономные рабочие группы. Однако большинство из этих методов не предусматривает, чтобы планирование работы осуществлялось теми, кто должен ее выполнять. Это делают управляющие или нанимаемые ими специалисты. Если работникам не предоставляется постоянная возможность реорганизовывать труд так, чтобы он был и оставался увлекательным, то маловероятно, что они сохранят свою преданность работе. Именно эта возможность доступна большинству управляющих, и она делает их труд столь привлекательным. Следовательно, труд неуп-равленческогого персонала можно значительно обогатить, позволив ему участвовать в управлении. Не обязательно, чтобы при этом возникали непреодолимые практические трудности. Корпорации должны быть организованы иерархически, поскольку только таким путем разделенную работу можно координировать и интегрировать. Иерархия среди прочего означает, что управляющие имеют власть над неуправленческим персоналом и что одни управляющие распоряжаются другими. Но участие низового персонала в управлении на вышестоящем уровне уменьшает или разрушает эту власть. Демократия и иерархия кажутся несовместимыми. Демократия требует, чтобы любой, кто имеет властей над другими, был поставлен под их коллективный контроль. Если те, которыми управляют, контролируют своих управляющих, то иерархия, по-видимому, будет разрушена. Дело обстоит именно так, поскольку мы допускаем, что отношения подчинения могут распространяться только в одном направлении. Тогда, поскольку иерархия необходима для разделения работ, организации, которые требуют такой работы — даже правительственные учреждения, — организованы иерархически, а не демократически. Несовместимость иерархии и демократии заложена в нашем мышлении, она в природе вещей. Но как только мы отбрасываем допущение, что власть может распространяться лишь в одном направлении, становится возможным спроектировать полностью демократическую организацию, в которой иерархия сохраняется. Именно такой проект предлагается здесь. Этот проект является обобщением проекта, который обеспечивает полностью партисипативное планирование (гл. 3). Следовательно, как мы увидим, этот проект может включать как советы по планированию, так и комитеты по распределению решений, используемые в сети систем управления (гл. 6). Я назвал этот обобщенный орган советом по управлению. Каждому руководителю придан совет по управлению (рис. 7.5). Эти советы составляются во многом так же, как и для системы планирования. Каждый совет, за исключением тех, что расположены в вершине и в основании иерархии, состоит из 1) управляющего подразделением, к которому относится совет (совет 1.1 на рис. 7.5), 2) его непосредственного начальника и 3) его непосредственных подчиненных. Совет в вершине (1) состоит из главного управляющего, его непосредственных подчиненных, представителей внешних «акционеров» и представителей каждого уровня управленческого и неуправленческого персонала, включая низший уровень. В идеале эти представители должны избираться их коллегами на определенный срок. Сроки должны быть упорядочены таким образом, чтобы исключить прохождение всего персонала через совет. Советы низшего уровня (например 1.1.п) не включают управляющих низшего уровня, поскольку таковых не имеется, но они включают весь неуправленческий персонал, который подчинен управляющему низшего уровня. Если подразделение низшего уровня велико, то совет будет слишком большим, чтобы действовать эффективно. Следовательно, базовая трудовая единица должна быть небольшой, как правило, не более 10 человек. Снижение размера этих единиц не обязательно увеличивает число управляющих низшего уровня. Если трудовые бригады учреждаются как автономные рабочие группы, они могут избирать и заменять свое руководство. Если это сделано, никакого дополнительного числа управляющих не потребуется и каждая рабочая группа сможет иметь собственный совет, в котором учавствуют все ее члены наряду с руководством группы. Совет управляющего низшего уровня в этом случае состоит из лидеров автономных рабочих групп, а также включает его непосредственного начальника.
Теперь рассмотрим функции этих советов. Во-первых, каждый совет несет ответственность за координацию деятельности подразделений, подчиненных руководителю, к которому относится этот совет. Поскольку управляющие подразделениями, чья деятельность должна координироваться, составляют большинство каждого совета (за исключением того, что находится в вершине), то в значительной
степени они координируют сами себя. В этом им оказывают помощь два непосредственно вышестоящих руководителя. Во-вторых, каждый совет несет ответственность за интеграцию деятельности подразделений, представленных в нем, с деятельностью двух вышестоящих уровней управления и двух нижестоящих (если имеется такое количество уровней, в противном случае интегрируется столько уровней, сколько их имеется). Напомним, что член совета, имеющий наивысший ранг, является членом двух советов вышестоящих уровней, а член совета, имеющий самый низкий ранг, является членом двух советов нижестоящих уровней (если такое число уровней имеется). В-третьих, совет несет ответственность за формирование политики подчиненного ему подразделения. Политика — это правило, которому подчинено принятие решений, а не решение в обычном смысле. Например, совет может установить политику служебного продвижения, но решение выдвинуть того или иного работника остается правом управляющего. Ответственность за формирование политики не совпадает с ответственностью за принятие решений. Политика, формируемая каким-либо советом, должна быть совместима с политикой советов вышестоящего уровня. Однако совет может повлиять на политику, формируемую вышестоящим советом через своих старших членов, входящих в его состав, или, если речь идет о политике высшего совета, через своих представителей в этом совете. Отметим, что каждый совет включает в свой состав управляющих тех подразделений, которые в наибольшей степени заинтересованы в формируемой им политике. Следовательно, маловероятно, что последствия этой политики на других уровнях ускользнут от их внимания. Политика, формируемая любым советом, кроме высшего, не должна касаться контрактов между администрацией и организованным трудом. Трудовые соглашения должны оставаться функцией специального подразделения, а право их одобрения должно оставаться в руках правления корпорации. Очевидно, что благодаря деятельности советов можно избежать множества проблем, возникающих при заключении таких соглашений. Вопрос о том, должны ли официальные представители профсоюзов допускаться к участию в качестве представителей рабочих в правления корпораций, — один из тех, на которые нельзя дать общий ответ. Это зависит от конкретных условий. Четвертая и наиболее противоречивая функция каждого совета состоит в оценке и одобрении деятельности подотчетного ему руководителя. Здесь имеется сходство с ответственностью правления корпорации по отношению к исполнительному директору. При таких условиях ни один управляющий не может сохранять свой пост безодобрения своего совета, т. е. непосредственных подчиненных, которые составляют большинство в этом совете. Однако совет любого управляющего (за исключением совета главнго руководителя) не может уволить его — только непосредственный начальник может сделать это, — но может передвинуть управляющего с занимаемого им поста. Следовательно, руководитель может занимать свой пост только при поддержке как своего непосредственного начальника, так и непосредственных подчиненных. Именно такой ряд условий придает структуре демократический характер: каждое лицо в системе, которое имет власть над другими, подотчетно их коллективному контролю. Это предотвращает произвол по отношению к любому члену организации со стороны любого вышестоящего лица. Отдельного рассмотрения требует вопрос о специалистах аппарата управления. Им предоставляется возможность участвовать в управлении в следующем порядке. Все начальники, которые имеют свой аппарат управления, или назначают руководителя аппарата, пли сами выпоняют эту роль. В таком случае для каждого руководите аппарата формируется совет, включающий его самого, начальника и специалистов аппарата управления. Этот совет действует так же, как и другие, но его сфера — работа аппарата управления, а не управление. Он контролирует пост руководителя аппарата, а не управляющего, которому придан. Он устанавливает политику для работы аппарата, координируется и интегрируется с другими штабными единицами. Руководитель аппарата управления может быть членом совета управляющего. Теперь рассмотрим некоторые более важные оперативные характеристики циклической структуры. Какая часть времени управляющего поглощается советом? Очевидно, это зависит от того, в скольких советах он участвует. В общем, но не без исключений, у руководителя должно быть менее 10 непосредственных подчиненных. Большинство советов собираются не более чем на четыре часа в месяц. Тогда, если управляющий участвует в 10 советах (а для большинства это число меньше), самое большее 40 часов в месяц будет им затрачено на совещания советов. Это не более 25 % рабочего времени. Таким образом, остается довольно много времени для другой деятельности, но не это главное. Суть в том, что многие из наиболее важных обязанностей управляющего могут быть выполнены через участие в этих советах. Они дают возможность управляющему координировать и интегрировать работу, за которую он отвечает, оценивать своих подчиненных и их подчиненных, информировать и мотивировать их и быть в курсе того, что происходит наверху, внизу и на его собственном уровне. Каждый совет управления должен разработать свои рабочие процедуры. Например, в одних член совета, имеющий наивысший ранг, выполняет роль председателя, в других эта роль выполняется поочередно. Одни собираются регулярно, другие по созыву. Большинство советов устанавливают процедуру, но которой каждый или ряд членов совета могут быть отозваны на сессию. Многое зависит от того, насколько физически отдалены члены совета. Важно еще раз подчеркнуть, что эти советы — не комитеты по управлению. Они не принимают решений за подотчетные им подразделения. Однако управляющие могут использовать их в качестве советников, хотя и не обязаны следовать полученным рекомендациям. Как и в отношении предыдущих проектов, возможно много вариантов циклической структуры. Это позволяет привязать проект к характеристикам конкретной организации. Данная схема была использована в ряде частных и общественных организаций, некоторые из них были очень крупными, другие — поменьше. Подобная структура использовалась в отделениях корпораций, т. е. начиная с определенного уровня вниз, не затрагивая высший уровень. Она использовалась также на высшем уровне, распространяясь вниз. Ее внедрение обычно осуществлялось постепенно и последовательно, охватывая по одному уровню в данный период времени. Я не знаю ни одного применения этой структуры, при котором те, кого она затрагивала, не почувствовали бы значительного улучшения трудовой морали и производительности. Ни в одном из известных мне случаев внедрение этой структуры не заканчивалось последующим свертыванием. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проекты системы управления и многомерной, а так циклической структур могут использоваться как по отдельности, так и в том или ином сочетании. Каждый в отдельности и все вместе они служат для увеличения способности к обучению и адаптации организаций, их подразделений и их членов. Без этой способности развитие невозможно. Обучение возникает из опыта, своего и чужого. Следвательно, возрастание способности к обучению обязательно включает обогащение опыта, расширяя область возможного выбора. Все три проекта направлены на расширение выбора, следовательно, на обогащение опыта, которое не только увеличивает возможности обучения и адаптации, но обладает также внутренней и внешней ценностью. Они расширяют возможности реализации индивидуальных стилевых предпочтений и достижения идеалов. Следовательно, все три проекта направлены на улучшение качества трудовой жизни и производительности организаций, в которых жизнь протекает. ГЛАВА 8 ПЛАНИРОВАНИЕ СРЕДСТВ I: ФОРМУЛИРОВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВ Будущее, сущ. То время, когда дела наши процветают, друзья нам верны, счастье нагие обеспечено. Амброз Бирс После того как окончательный вариант идеализированного проекта завершен и принят всеми, сто следует сравнить с базовым сценарием. Различие между ними составит разрыв, который следует попытаться заполнить с помощью последовательно планируемых мероприятий. Конечная точка на дальней стороне разрыва — идеал, если разрыв в принципе нельзя заполнить, или цель, задача, если это можно сделать; цель, если разрыв нельзя заполнить в плановом периоде, и задача, если это возможно. Такая классификация целей зависит от текущего состояния наших информированности, знаний и понимания, нашей оценки ресурсов, потребных для заполнения разрыва, а также доступности этих ресурсов в будущем. Следовательно, изменения в наших информированности, знаниях и понимании могут потребовать перестановки целей. То, что казалось достижимым в один момент, может оказаться недостижимым в другой, и то, что казалось нереальным, может впоследствии оказаться вполне осуществимым. Кроме того, наши оценки времени и ресурсов, необходимых для достижения цели, могут значительно изменяться в зависимости от того, чему мы обучаемся на пути к результату. Когда различия между достигнутым и желаемым идентифицированы и классифицированы, каждое из них необходимо наделить временным приоритетом. Такое упорядочивание должно учитывать взаимодействие разрывов. Устранение некоторых из них не будет иметь большого значения, если не ликвидированы другие. В таких случаях взаимозависимые разрывы должны быть объединены в неразделимые впоследствии группы. После этого можно начинать планирование средств достижения результатов. Средство есть поведение, которое обеспечивает желаемый исход или приближает к нему. Средства, как и цели, бывают нескольких типов. Наиболее общие из них следующие: Действие: дело, которое занимает относительно мало време-нинапример, встать, сесть, позвонить по телефону или написать письмо.
Курс действий, процедура или процесс: последовательность действий, направленных на получение желаемого результата — например, совершение путешествия, заключение контракта, установка нового элемента оборудования или сборка автомобиля. Занятие: часто повторяемые действия или курсы действий — например, заполнение транзитных виз, подготовка ежемесячных отчетов. Проект: системы одновременных или последовательных курсов действий, направленных на достижение желаемых результатов — например, возведение здания, перемещение предприятия из одного места в другое или разработка новой продукции. Программа: системы проектов, направленные на достижение желаемых результатов —например, разработка производственной линии, выход на новые рынки пли вертикальная интеграция. Кроме того, планирование средств связано с выбором. Политики: правил, которые применяются к определенным тинам выбора средств —например, недискриминационный наем, поддержание продажной цены не ниже,, чем у конкурентов, поддержание уровня качества товара. Эти категории не являются абсолютными, они переплетаются друг с другом. Пути достижения планируемых результатов Выбор средства достижения запланированного результата является проблемой планирования. Как и для любых других проблем, для тех, которые возникают в планировании, можно использовать один из трех подходов: решить, разрешить или закрыть (снять). Решить проблему означает выбрать средство, которое дает достаточно хороший результат, удовлетворяет. Я называю этот подход клиническим, поскольку он опирается главным образом на прошлый опыт, метод проб и ошибок. Этот подход ориентирован качественно, а не количественно, глубоко коренится в чувстве здравого смысла и заставляет широко использовать субъективные суждения. «Клиницисты», конечно,, используют исследования, даже количественные, но они редко применяют исключительно их или отводят им решающую роль. Результат исследования редко является главным основанием для их суждения. Исследования, которые они используют, как правило, основываются на обзоре мнений, позиций и характеристиках, даваемых людьми. Следовательно, главными инструментами, применяемыми в их исследованиях, являются опросы и интервью. Большинство управляющих использует этот подход. Они защищают его, ссылаясь на нехватку информации и времени, не позволяющую сделать что-то большее. Как и многие клиницисты, они утверждают, что реальные проблемы столь запутаны, что альтерна- тивные подходы становятся либо неприменимыми, либо неадекватными. Более того, они провозглашают, что их методология минимизирует риск, следовательно, максимизирует вероятность выживания. Этот подход склонны использовать плановики-риактивисты. Разрешить проблему означает выбрать средство, которое, как предполагается, дает наилучший возможный результат, оптимизирует. Я называю этот подход исследовательским, поскольку он широко опирается на научные методы и инструментарий. Он предпо- лагает широкое использование математических моделей и экспериментов в естественной среде или лабораторных; следовательно, он опирается главным образом на наблюдение и измерение, каждое из которых выполняется как'можно более объективно. Наиболее интенсивно исследовательский подход используется те- оретиками управления и управляющими, ориентированными на тех- нику, основная организационная цель которых скорее успех, неже- ли просто выживание: Они ориентированы на рост. «Исследователи», и в особенности управляющие, которые обращаются к ним, часто прибегают к клиническим методам для тех ас- пектов проблем, которые нельзя обработать количественно и поэтому нельзя включить в математические модели. Исследователи в большей степени, чем управляющие, сопротивляются смешению оптимальных решений с качественными оценками и часто предпочитают оптимальные решения неполностью сформулированных проблем субоптимальным решениям полностью сформулированных проблем'. Именно этот подход чаще других используют плановики-преактивисты. Закрыть (снять) проблему означает изменить природной субстанции, которая содержит проблему, или изменить ее среду с целью устранить проблему. Те, кто закрывает проблемы, идеализируют, а не удовлетворяют или оптимизируют, потому что их цель состоит в том, чтобы изменить данную систему или ее среду и подвести ее ближе к предельно желательному состоянию, такому, в котором проблема не может возникнуть или не возникает. Я называю этот подход проектным. «Проектировщики» используют методики, методы и инструменты как клиницистов, так и исследователей, а также многие другие, но они используют их синтетически, а не аналитически. Они пытаются снять проблему путем изменения характеристик системы, элемент которой содержит проблему, а не разрешить ее в рамках этого элемента. Проектный подход используется тем меньшинством управляющих и теоретиков управления, основная организационная цель которых — развитие, а не рост или выживание. К этому подходу тяготеют интерактивисты. Различие между решением, разрешением и устранением проблем можно пояснить на примере. Крупная станкостроительная компания столкнулась с частыми, крутыми и значительными изменениями спроса на ее продукцию. Реакции, на эти колебания были и резкими, и дорогостоящими. Среди прочего компания была вынуждена часто переходить от найма к увольнению персонала, в том числе многих высококвалифицированных работников. Это порождало низкую трудовую мораль, а она вела к низкой производительности, не говоря уже о враждебности между рабочими и администрацией. Администрация компании периодически решала эту проблему, исходя из прошлого опыта, используя «хорошо взвешенные суждения» и здравый смысл. Но этот подход пришлось счесть неадекватным, потому что проблема не исчезала и становилась все острее. Для проблем, к которым подходят клинически, характерны рецидивы и обострения. Этот недуг преследовал психотерапию и социотерапию с момента их появления: примерами могут служить новомодные методы лечения алкоголизма и наркомании. Отчаявшись, администрация решила попробовать провести исследование и оптимизацию. Исследователи, привлеченные для выполнения работы, сформулировали проблему как уточнение объема производства — решение зависит главным образом от точности прогнозирования спроса. К сожалению, не было разработано хорошей процедуры прогнозирования. Поэтомгу решения, полученные с помощью оптимизирующей модели, были лишь ненамного лучше прежних. Затем была предпринята третья попытка с использованием проек-thofo дохода. Начали с переформулирования проблемы и определили ее как проблему, требующую сглаживания колебаний спроса, а не "поиска пути реагирования на эти колебания. Хозяйственная деятельность компании была перестроена; чтобы снизить колебания, была добавлена новая производственная линия, спрос на продукцию которой был контрцикличен по отношению к спросу на станки. Вместе с тем новое производство (выпуск дорожностроительной техники) требовало использования той же технологии, и применяемые в нем детали и узлы были взаимозаменяемы с теми, что шли на производство станков. Более того, для реализации этой продукции использовались фактически те же сбытовая сеть и система маркетинга. Впоследствии колебания совокупного спроса на оба вида продукции составили около 1/15 величины колебаний спроса на станки в отдельности. Это снятие проблемы посредством перестройки хозяйственной деятельности продвинуло компанию ближе по меньшей мере к одному из ее идеалов — стабильной занятости. Это также значительно усилило равномерность ее доходов и снизило остроту проблем денежной наличности и отношений, рабочих с администрацией. Улучшения, получаемые путем решения проблем, обычно менее долговечны, чем те, которые получены путем их разрешения. Устранение проблемы еще более радикально. Однако немногие, если воообще какие-либо, проблемы могут быть решены, разрешены или сняты навсегда. Каждый из типов решения проблем создает новые проблемы. Поэтому последствия любого типа решения проблемы необходимо учитывать. Такой учет, рассмотренный в гл. 11," является важнейшей частью контроля планов. Необходимость творчества Планирование средств требует формулирования альтернативных путей полного или частичного заполнения разрыва между базовым сценарием и идеализированным проектом. Необходимо сопоставить сформулированные альтернативы и выбрать одну из них. Однако во многих случаях ни одна из альтернатив не кажется достаточно удачной, и даже когда такая находится, часто оказывается, что есть возможности для значительного улучшения. В любом из этих случаев необходимы поиск или изобретение средства, которое было бы лучше, чем первоначально сформулированные. Успех такого поиска пли изобретательского усилия зависит в огромной степени от того, насколько творчески это осуществляется. В гл. 3 было отмечено, что творчество связано главным образом с выявлением самоограничивающих допущений. Эти допущения обычно делаются подсознательно, т. е. хорошо замаскированы от тех, кто их делает. Затем следует отбросить выявленные ограничения, найдя для этого достаточные основания, и исследовать открывающиеся возможности. Этот процесс творческого формулирования средств является предметом данной главы. Далее будет рассмотрено, как оценивать сформулированные средства, чтобы выбор между ними был удачен. ПРИРОДА РЕШЕНИЯ Наша способность творчески формулировать средства достижения целей зависит отчасти от того, насколько хорошо мы понимаем природу решения. Решить — означает сделать выбор качественных или количественных значений одного пли большего числа переменных факторов. Они называются решающими или контролируемыми переменными. Не все переменные, подконтрольные в решаемой ситуации, являются контролируемыми. Мы пытаемся контролировать только те из них, которые, но нашему убеждению, являются релевантными, т. е. оказывают воздействие на результат. Например, место размещения предприятия является переменной, которая влияет на себестоимость его продукции.
Результат решения является совместным продуктом того, что сделано (выбранное средство), и среды, в которой это сделано. Например, эффективность предприятия в новом месте размещения может зависеть от местных погодных условий, отношения к нему местного населения и близости к источникам сырьевых материалов и энергии. Те аспекты ситуации, которые влияют на результат, но не контролируются лицом, принимающим решение, составляют среду решения. Эта среда образуется из неконтролируемых, но необязательно неподконтрольных переменных. Релевантные подконтрольные переменные могут быть- неправильно представлены как либо нерелевантные, либо неподконтрольные, следовательно, будут неконтролируемыми. Контролировать переменную означает устанавливать ее значение односторонне, т. е. обладать способностью устанавлнвать ее значение, вызывать его. Например, в этом смысле мы контролируем освещение в наших домах — определяем, включить его или нет. Влиять на переменную означает иметь некоторый, но не полный контроль над ней, быть сопроизводителем. Например, назначение цены продукта влияет на уровень продаж, но не контролирует его, поскольку воздействие оказывают и другие переменные. Ряд релевантных переменных, на которые мы оказываем влияние, но которые не контролируем полностью, составляют то, что мы называем нашим деловым окружением. Ряд релевантных переменных, которые мы не контролируем, составляют наше фоновое окру-жение. Таким образом, руководитель корпорации может быть частью делового окружения своих подчиненных, с другой стороны, руководители конкурирующей корпорации являются частью его фонового окружения. Поскольку объем контроля, которым мы обладаем, может изменяться со временем, эти виды окружения также могут изменяться. В тех пределах, в которых мы увеличиваем контроль, мы перемещаем элементы нашего фонового окружения в деловое и преобразуем элементы нашего делового окружения в контролируемые переменные. Принимающий решение может учитывать, что контроль некоторых переменных зависит от определенных ограничений, которые налагаются внешними воздействиями или сутью явлений. Неконтролируемые переменные также могут быть ограниченными пли восприниматься таковыми. Например, время, требуемое для получения отгруженной партии товаров, не может быть меньше, чем время наиболее быстрого способа транспортировки от места отгрузки к месту назначения. Результат решения есть функция значений релевантных переменных, как контролируемых, так и неконтролируемых, а значения этих переменных часто принимаются за ограниченные. Следовательно, концепция принимающего решение или модель ситуации имеют форму уравнения: результат = функция контролируемых переменных и неконтролируемых переменных. Это уравнение может сопровождаться одним или большим числом ограничений по контролируемым и неконтролируемым переменным. Такие ограничения часто могут быть выражены как уравнения или неравенства. (Сумма, уплаченная за что-то, должна быть не меньше нуля и не больше некоторой определенной суммы.) Очень важно знать о том, что концепция ситуации выбора у принимающего решения может значительно отличаться от реальной ситуации. Нахождение таких различий открывает возможность формулирования новых средств. Эти различия обычно скрываются за решениями, которые представляются принимающему решения столь очевидными, что не вызывают сомнений или являются подсознательными. Подсознательно принятые допущения часто превращают проблему в головоломку. Всп
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.185.231 (0.012 с.) |