Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типология политических системСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
По мере формирования многомерного представления о различных образцах и направлениях политики шла разработка типологии политических систем, отличающихся друг от друга объективно и закономерно существующими культурными и социально- историческими особенностями. Основным критерием типологии политических систем в марксистской науке выступает социальная природа, или классовая сущность осуществляемой в обществе государственной власти, предопределяемые ею характер и пути общественного развития. Другими словами, эта наука различает политические системы и относит их к различным типам, прежде всего, в зависимости от того, политические интересы какого класса они выражают и обеспечивают. В соответствии с этими критериями все политические системы современности подразделяются на рабовладельческие, феодальные, буржуазные и социалистические. Каждая из этих названий указывает не только на формационный тип системы, но и на правящий класс – рабовладельцев, феодалов, буржуазию, пролетариат. Отличительной особенностью данной типологии является довольно жесткая противоположность каждого из выделенных типов друг к другу. В соответствии с социальной основой типологии выделяются военные и гражданские правления, национально-демократическая и буржуазно-демократическая системы. Переход от военного к гражданскому регулированию обычно связан с принятием конституции, утверждением реальных выборов, упразднением военных структур власти и созданием парламента, формированием общественных организаций и партий, принятием нового законодательства. Многообразна классификация политических систем, разрабатываемая западноевропейскими авторами и основанная на значительном числе различных критериев. В зависимости от характера политических режимов политические системы делятся на демократические, тоталитарные и авторитарные. В демократической системе действуют механизмы контроля граждан за властью, сферы, действия которых ограничены. Разрешено все, что не запрещено законом, — таков принцип демократической политической системы. В тоталитарных системах власть господствует над индивидом, над обществом, резко ограничивает права и свободы граждан. Здесь власть и народ едины не потому, что договорились о совпадении интересов, а потому, что они вообще неразличимы, мыслятся как единое целое и сам вопрос об их отношениях не возникает. Система функционирует по принципу: “запрещено все, что не приказано”.
Авторитарная политическая система порождает глубокую пропасть между народом и властью, поэтому важнейшим феноменом авторитарного сознания является отчуждение народа от власти. При авторитарной политической системе не допускается никакой конкуренции в сфере политики, власть сосредотачивается в руках одного человека или одного органа, осуществляется командный метод руководства, требует безусловного повиновения. В этой системе действует принцип: “разрешено все, кроме политики”. Довольно распространена также классификация политических систем на традиционные и модернизированные. В основе традиционных систем лежат неразвитое гражданское общество, слабая дифференцированность политических ролей, харизматический способ обоснования власти. В модернизированных же политических системах существует развитое гражданское общество, дифференциация политических ролей, рациональный способ обоснования власти. Типология политических систем, предложенная Г.Алмондом, опирается на различные политические культуры и их выражение в формах организации власти. По этим признакам он делит их на англо-американский, континентально-евро-пейский, доиндустриальный и частично-индустриальный, тоталитарный. Англо-американская система характеризуется глубокой дифференциацией институтов и их функций, четко выраженной бюрократизацией, разделением власти и влияния, высокой степенью стабильности. Власть и влияние здесь распределены между различными звеньями системы. Континентально-европейские. В этом случае имеется в виду политические системы, сложившиеся в Германии, Франции и Италии. Для них характерно сочетание старых и новых культур, традиций и форм политической деятельности. Партии и общественные организации функционируют в границах существующих конституционных норм, а представительная и исполнительная ветви власти осуществляют свою деятельность на основе определяемых законом процедур и регламентов.
В тоталитарных системах политическая самодеятельность и добровольные ассоциации запрещены, коммуникации контролируются государством, преобладает принудительный тип политической активности. Власть концентрируется в руках бюрократического аппарата, контролируемого монолитной партией. Если за основу классификаций взять комплексный критерий, включающий уровень производственно-технологического, социально-экономического и политического развития общества, то можно выделить другой вариант типологии политических систем: традиционные (доиндустриальные), индустриальные и постиндустриальные. Традиционные (доиндустриальные) политические системы: в них выше уровень насилия, высокая степень социального неравенства, низкий уровень дифференциации политических институтов и ценностей. Существенный признак таких систем – неразделенность власти: она сосредоточена в руках одного человека или группы (хунты). Характерная их черта – отстраненность большинства населения от управления государством. Политическая система индустриальных обществ. Сюда могут быть отнесены политические системы как капиталистических, так, и социалистических стран. Характерными чертами данного типа является следующее: четко выраженный классовый характер политических структур и институтов и господство соответствующих идеологических ценностей; утверждение демократии различных видов; возрастающий уровень институционализации; рационально-бюрократический характер государственного управления. Политические системы постиндустриальных обществ. В настоящее время начали формироваться в наиболее развитых странах современного капитализма (Япония, США). Социальная база таких систем – общество массового изобилия, многомерная социальная структура, посредническая роль государства по отношению к сферам гражданского общества и взаимодействия личности и общества. Политическая система постиндустриального общества – это система информационного социума и формирующейся единой мировой цивилизации. В зависимости от отношения к социальной действительности политические системы подразделяются на консервативные, сохраняющие в неизменном виде установленный порядок, и трансформирующиеся, проводящие реформы в обществе. В свою очередь, трансформирующиеся политические системы подразделяются на реакционные и прогрессивные. Политические системы подразделяются на открытые, имеющие динамичную структуру и широкие взаимосвязи со средой, и закрытые, с жестко фиксированной структурой и минимизированными связями со средой. Примером закрытых политических систем могут быть системы, существовавшие в бывшем СССР и других социалистических странах. Процессы, происходящие в последние годы в бывших социалистических странах, свидетельствуют о качественных изменениях в структуре и функционировании политических систем так называемого смешанного типа. Для систем такого типа путь к достижению социального согласия крайне сложен и противоречив. Соотношение основных компонентов системы и способы их взаимодействия зависят от особенностей исторического, культурного и социально-экономического развития каждой из стран. Кроме того, существуют и другие менее распространенные типы политических систем. Бжезинский 3. и Хантингтон С. делят политические системы на инструментальные и идеологические. Первые (пример – США) возникают как естественный результат социального и политического развития, которые создаются принудительно по рационально обоснованной модели.
Подводя итоги, можно сказать, что многообразие всех этих типологий свидетельствует о многомерности политического мира, о возможности его анализа с позиций самых разных критериев. С этой точки зрения, каждая реальная система, существующая в той или иной стране, может характеризоваться с помощью различных показателей и имеет различные определения и классификации.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 647; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.27.152 (0.011 с.) |