Политические идеи Древней Греции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические идеи Древней Греции.



Классиком древнегреческой политической мысли многие исследователи признают философа-идеалиста Платона (427-347 гг. до н.э.). Его важнейшими работами по проблемам политики являются трактаты “Государство” и “Законы”, диалоги “Политик” и “Критон”. Он был создателем первой в античном мире развернутой системы взглядов на общество и государство, автором первой социально-политической утопии - модели идеального, образцового государства. В истории развития политической мысли ему принадлежит одна из первых попыток осуществить типологию государственных устройств, раскрыть причины и механизмы перехода от одних типов государств к другим. Платон выделяет два типа государств: совершенные или идеальные, и несовершенные. Основанием для этого выступают внутренние пружины поведения людей. Совершенный, или идеальный тип государств, считает Платон, существовал в глубокой древности, где управляли сами Боги, а все существовавшие в его время государства он относит к типу несовершенных, где главным двигателем поведения людей являются материальные заботы.

Реальное многообразие форм государственного устройства Древней Греции дало возможность Платону разработать классификацию типов политических правлений в зависимости от степени отклонения от предлагаемого им “образца совершенного государства”:

1) тимократия (буквально – власть, основанная на господстве честолюбцев) – правление, сходное со спартанским. У власти находятся люди, отличившиеся в военных сражениях, жаждущие почестей и высокого положения. Сильнейшие и храбрейшие граждане подчиняют себе остальных;

2)олигархия – власть немногих, но далеко не лучших граждан государства. Это власть тех, кто обладает богатством, преследует корыстные цели. Выборы при олигархическом правлении проходят на основе имущественного ценза, что не позволяет бедным получить допуск к управлению;

3) демократия – власть большинства, но не всех. В “Государстве” Платон с презрением говорит о гражданах такого государства; они густой толпой заседают в народных собраниях, либо в судах, или в театрах, в военных лагерях, наконец, на каких-нибудь общих сходках и с превеликим шумом частью отвергают, частью одобряют чьи-либо выступления или действия, переходя меру в том и в другом...”[8]

Платон отмечает, что в демократическом государстве все любят рассуждать о свободе, однако, по его мнению, “...чрезмерная свобода, по-видимому, и для отдельного человека, и для государства обращается не во что иное, как в чрезмерное рабство”[9]. Отсюда он делает вывод о том, что “из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство”[10]. Демократическое государство легко вырождается в тираническое;

4) тирания – форма государства, при которой устанавливается власть одного над всеми. Это, по мнению Платона, наихудшая форма правления, которая неизбежно ведет к уничтожению лучших, достойных граждан. Вокруг тирана, “в конце концов не останется никого из друзей, ни из врагов, кто бы на что-то годился... Тирану надо зорко следить за тем, кто мужествен, кто великодушен, кто разумен, кто богат. Благополучие тирана основано на том, что он поневоле враждебен всем этим людям и строит против них козни, пока не очистит от них государство... Он связан блаженной необходимостью либо обитать вместе с толпой негодяев, притом тех, кто его ненавидит, либо проститься с жизнью...”[11].

Следует подчеркнуть, что симпатии Платона на стороне государств, близких по форме к олигархии. Однако платоновская олигархия – это правление не богатых, а способных хорошо управлять. Способности же хорошо управлять обусловлены природными задатками и долголетней предварительной подготовкой. Эти немногие, способные к управлению, должны обладать, по Платону, мудростью, которая свойственна немногим, мужеством, справедливостью и сдерживающей мерой. Под сдерживающей мерой Платон понимает черты, которыми должны обладать все члены лучшего государственного устройства, черты, заключающиеся в признании и соблюдении гражданами принятых в этом государстве законов и существующего в нем правительства. Это у Платона своего рода концепция политической культуры общества и его членов.

Таким образом, в политическом учении Платона, во-первых, получила системное развитие идея о необходимости подчинения морали, интересов личности, интересам и благу государства;

во-вторых, Платон полагал, что государство возникает вследствие естественного разделения труда, многообразия человеческой деятельности, направленной на удовлетворение различных потребностей;

в-третьих, реальное многообразие форм государственного устройства Древней Греции дало возможность Платону разработать классификацию типов политических правлений в зависимости от степени отклонения от предлагаемого им “образца совершенного государства”. О них мы говорили выше;

в-четвертых, в проекте своего совершенного государства Платон исходит из того, что люди не равны от природы и выполняют в обществе различные функции. Он называет три обособленные друг от друга группы граждан, или сословия, которые осуществляют необходимые для государства формы деятельности:

1) низшее сословие земледельцев и ремесленников, владея орудиями труда, производят материальные блага;

2)воины – стражи не обладают никакой собственностью, лишены права иметь семью и проживают совместно. Не получая никакого вознаграждения за свою службу, они обеспечиваются продовольствием земледельцами, которых обязаны охранять;

3) правители – философы руководят обществом, заботятся о его единстве. Их отбирают из наиболее одаренных воинов. Они проходят многоступенчатый путь государственно-организованного обучения и воспитания. Достигнув 35-летнего возраста, в течение 15 лет занимают государственные должности, не имея при этом, как и стражи, личной собственности;

в-пятых, Платон предполагает полное единомыслие граждан. Он считает, что только философы – правители обладают любовью к истине и возможностью ее познания, постижения истинно вечного, идеального бытия. Это очень важный момент его философской системы, объясняющий то предпочтение, которое Платон отдает философам при решении вопроса о том, кто может управлять государством.

И, наконец, в более позднем сочинении “Законы”, Платон во многом пересматривает свои первоначальные представления и предлагает смешанную форму правления, сочетающую в себе противоположные начала: аристократию (или олигархию) и демократию. По его мнению, в этом случае можно избежать деспотизма, присущего, например, персидской монархии, а также не допустить того, чтобы свобода перешла в необузданное своеволие. Идея смешанных форм государственного устройства получит распространение в политических концепциях Аристотеля и римских авторов.

Аристотель (384-З22 гг. до н.э.) был слушателем “Академии” Платона. Он является признанным энциклопедистом политической науки античности. Его работы “Никомахова этика”, “Политика” и др. являются крупными вехами становления науки о политике. Аристотель сначала полностью разделял взгляды Платона, впоследствии подверг его учение довольно резкой критике.

В “Политике” Аристотель исходит из того, что человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, – либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек”[12]. Для Аристотеля человек – это прежде всего гражданин. Он неоднократно подчеркивает, что “человек, живущий вне закона и права, – наихудший из всех”[13].

Подчиняя мораль политике, Аристотель считал высшей добродетелью справедливость, в которой достигается гармония личного и общего блага и воплощается доблесть гражданина, согласующего свои потребности, желания, интересы с интересами государства.

Аристотель полагает, что государство является продуктом естественного развития и возникает из потребностей достижения “благой жизни”. Он дает определение государства как высшей формы общения граждан, пользующихся известным политическим устройством. Аристотель создает своеобразную патриархальную теорию происхождения государства, при этом он опирался на анализ процессов формирования Афин и ряда других греческих городов – государств.

Аристотель считает, что государству предшествуют, а затем входят в него в качестве составных элементов такие формы, как семья и селение или объединение нескольких семей. Государственная власть, по мнению Аристотеля, – это аналог власти главы семьи. Концепция происхождения государства, изложенная в “Политике”, получит развитие в политических учениях позднего Средневековья и эпохи Возрождения.

Рассматривая государство и его структуру, Аристотель выявляет три основные части верховной власти:

1) законодательный орган, или собрание, решающее дела государства;

2) правители;

3) суды.

Мы можем с полным основанием сказать, что Аристотель зафиксировал принцип разделения власти и указал, что от состояния этих частей зависит состояние государственного строя. У мыслителя четко просматривается идея, представляющая собой основу концепции правового государства, которая окончательно оформится уже в Новое время. В “Политике” он подчеркивает, что “Там, где отсутствует власть закона, нет государственного устройства. Закон должен властвовать над всем”[14].

Аристотеля с полным правом можно называть зачинателем эмпирического подхода в политической науке. В его школе велось систематическое исследование конституций греческих полисов. Типология государственного устройства и власти, которую он осуществил, была результатом описания накопленного опыта и изучения 158 конституций.

Аристотель выделяет 6 форм (3 пары) государственного строя:

Правильные формы               Неправильные формы

Монархия                            Тирания

Аристократия                            Олигархия

Полития                              Демократия

Основанием для выделения правильных форм государственного устройства Аристотель считает способность правящих служить делу общественной пользы. Если правители руководствуются общественной пользой, то независимо от того, правит ли один, многие или большинство, – это правильные формы. Там же, где в управлении преобладают личные интересы, возникают неправильные формы государственного правления. Так, тиранию Аристотель характеризует как наихудшую из форм государственного строя, как безответственную власть монарха. Тиран лишает граждан политической энергии.

Как и Платон, Аристотель негативно отзывается о демократии. Демократия – это своекорыстная форма господства большинства. Всем формам государственного устройства Аристотель предпочитает политию. Так он обозначил устройство государства, в котором большинство управляет в интересах общей пользы. Такое состояние общества достижимо, когда власть находится в руках “среднего элемента”. Под средним элементом Аристотель понимает средний размер имущественного состояния по отношению к богатейшей и беднейшей частям рабовладельческого общества. Аристотелевская идея “среднего элемента” приобрела новое звучание в концепциях ряда западных и российских политологов.

Мы рассмотрели политические концепции Платона и Аристотеля. Они содержат, наряду с многими интересными и оригинальными идеями, и ряд идей реакционных. В своих проектах идеального государства Платон исходит из того, что государство призвано повсюду насаждать единомыслие и коллективизм, регламентировать с помощью законов не только общественную, но и частную жизнь граждан и даже устанавливать распорядок дня и ночи.

Платон выступает как сторонник единой, обязательной для всех государственной религии, полного единомыслия граждан. В своем диалоге “Законы” Платон предусматривает очищение государства от неугодных лиц с помощью смертной казни или изгнания. Для того, чтобы предотвратить развращающее воздействие заграницы, запрещается посещать другие страны по частным надобностям, а также всячески ограничивается въезд иностранцев. Человека он уподоблял кукле, марионетке, управляемой божественными законами. При таком понимании личности вопрос о ее политическом творчестве, правах и свободах заведомо исключается.

Взгляды Платона на роль индивида в “Политике” оказали большое воздействие на формирование тоталитарной тенденции в истории социально-политической мысли. Определенный отпечаток они наложили и на воззрения крупнейшего мыслителя античности – Аристотеля. Следует подчеркнуть, что в целом в вопросе о соотношении личности и власти творчество Аристотеля отмечено рядом новых, конструктивных идей.

Анализ политических взглядов Аристотеля показывает, что он исходит из антропологической природы политики, т.е. изначальной политичности человека в силу естественной предопределенности жить в обществе, быть коллективистским, а значит и политическим существом. Согласно учению Аристотеля, человек не может существовать без общения с другими людьми. Исторически первичными формами такого общения являются семья и селение. На их базе на определенном этапе общественного развития возникает государство. Оно есть высшая форма общения граждан. Хотя Аристотель и выступает за приоритет государства в отношениях с гражданином, но, в отличие от Платона, он – противник огосударствления общества, обобществления имущества, жен и детей.

По мнению Аристотеля, тотальная унификация всех граждан, чрезмерное единство государства ведут к его распаду. Индивиду и семье необходима определенная автономия. В целом же Аристотель, как и его предшественники, еще не отделяет личность и общество от государства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.017 с.)