Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политические учения Средневековья.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В средние века в общественно-политической мысли господствовали учения о власти и государстве, центральным принципом которых был теократизм, согласно которому церковь выступала в качестве Божьего представителя на земле. Церкви и ее главе — папе римскому принадлежала вся полнота власти, а светскому государству отводилась второстепенная роль. Она получала власть из рук церкви и служила ее интересам. Крупнейшим представителем средневековой теологии явился Фома Аквинский (1225-1274 гг.). Его сочинения “Сумма против язычников”, “Сумма теологии” явились своего рода энциклопедией церковной идеологии средних веков. Он считает власть божественным установлением. По мнению Аквинского в условиях, когда правитель приходит к власти при помощи неправедных средств, либо властвует несправедливо, то властью может завладеть зло. Существенным элементом политической и правовой доктрины Фомы Аквинского является теория государства, содержащаяся, главным образом, в работе “О правлении властителей”. По мнению Фомы Аквинского, все, что существует, а следовательно, и государство, происходит от Творца. Аквинский сравнивает государство с рулевым, а человеческое обществе с кораблем. Мыслитель пишет: “Так же и корабль, гонимый разными ветрами, плыл бы в самых различных направлениях и никогда не пришел бы в нужный порт, если бы не направлялся единой волей рулевого”[17]. При этом сущность государства состоит в том, чтобы вести сообщество людей к предначертанной им цели — соответствующей, добавим от себя, стремлениям церкви и феодальных слоев, защитником которых был Фома Аквинский. Аквинский, вслед за Аристотелем, утверждает, что существуют различные формы власти, однако не все они в одинаковой степени реализуют счастье и благо общества. Он различает олигархию, монархию, тиранию и ее разновидность – демократию. “Если же, – читаем в работе “О правлении властителей”, – несправедливое правление осуществляется многими лицами, то это называется демократией; господство народа проявляется именно тогда, когда широкие массы благодаря своей силе и численному превосходству подавляет богатых. Тогда весь народ выступает как один единый тиран”. Наилучшую форму власти, по мнению Аквинского, представляет государство, в котором сочетаются элементы монархические, аристократические и демократические. Говоря об аристократических и демократических формах власти, следует помнить, что у Фомы речь шла не о каких-то широких правах народа, проявляющихся в его влиянии на состав правящих, а о точно определенных церковных целях. Ибо церковь опасалась, что в период теократиических стремлений утверждение о том, что всякая власть происходит от Бога, может быть интерпретировано в чисто абсолютистском духе, т.е. что правление должно быть привилегией лишь светской власти. Поэтому проблема заключалась не только в том, чтобы противостоять тенденциям подобного рода, но и чтобы обосновать превосходство церковной власти над светской и доказать, что вмешательство церкви в политические дела государства, в том числе и свержение монархов, вполне оправданно. Для этого необходимо было доказать, что народ имеет право выступать против тирана, лучше сказать, против того правителя, который был неугоден церковной власти. И в этом сущность демократизма в толковании Фомы.
Аквинский говорит также о праве восстать против государственной власти. Он даже перечисляет несколько ситуаций, когда восстание может осуществляться, а именно: а) если власть выступает против законов Бога и элементарных моральных принципов, в этом случае подданные должны отказаться повиноваться ей; б) в случае превышения властью ее компетенции; в) когда правитель, избранный легально, начинает поступать несправедливо. Марсилий Падуанский (около 1275 – 1343 гг.) возлагает на церковь ответственность за все беды и несчастья мира. Он считал, что церковь должна быть отделена от государства и подчинена светской политической власти. Мыслитель выдвинул исключительно смелый для того времени тезис о том, что настоящий источник всякой власти – народ. От народа исходит власть как светская, так и духовная. Он также высказал очень важную мысль о необходимости четкого разделения законодательной и исполнительной власти в государстве, а также о том, что власть законодательная определяет компетенцию и организацию исполнительной власти.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.15.34 (0.01 с.) |