Место в механизме политического поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место в механизме политического поведения



 

Политическое сознание выступает как существенный фактор политики, в значительной степени определяющий функционирование политической системы общества, направленность политических процессов, характер политической деятельности и поведения людей. Оно составляет субъективную основу функционирования политической системы и выражает рациональную сторону поведения каждого отдельного человека, тесно связано с политической культурой и во многом определяет ее, в обобщенной форме выражает степень знакомства личности с политикой. В самом общем виде можно представить политическое сознание как специфическое отражение политики социальными общностями и индивидами. Эта констатация, однако, нуждается в развернутом обосновании, в рассмотрении структуры и функций изучаемого феномена.

Прежде всего, следует отметить, что политическое сознание наряду с правосознанием, моралью, наукой, религией, искусством, представляет собой особую форму общественного сознания. Исходя из этого факта, марксизм трактует политическое сознание как отражение, прежде всего, социально-экономических условий бытия людей. В современной политологии оно рассматривается существенно шире и определяется через всю совокупность психического отражения политики, как ее субъективный компонент. Следовательно, политическое сознание выступает как совокупность взглядов, установок и оценок, выражающих отношение людей к политической действительности. Его можно также определить как субъективный образ политического бытия.

Политическое сознание отражает отношение индивидов и общественных групп к власти, государству, партиям, политическим ценностям, целям политического развития, традициям, нормам, а также к характеру политической жизни и политическим отношениям. Оно неизбежно связано со спецификой жизненного опыта человека или социальной группы, их интересами, потребностями, социально-политическими позициями. При этом следует говорить об известной неполноте отражения, большей или меньшей степени приближения политического сознания к сущности политических явлений и процессов.

Основу политического сознания составляет знание политической действительности. Лишь на основе определенной совокупности знаний о фактах и явлениях политической жизни могут складываться взгляды и оценки, касающиеся этой сферы общественного бытия. Важно отметить, что само знание политической действительности измеряется двумя основными уровнями сознания: эмпирическим и теоретическим.

Эмпирический уровень сознания основывается на знании, полученном в ходе повседневного практического опыта, в процессе стихийного освоения политической жизни. Сознание, сформированное на этой базе, можно также охарактеризовать как обыденное политическое сознание, которое свойственно самым широким слоям граждан, получающим представления о политике из разнообразных, несистематизированных наблюдений за ходом текущего политического процесса. Чаще всего на этом уровне политическая действительность воспринимается в форме неполных, фрагментарных, представлений, иллюзорных взглядов, размыто, «смутно», стихийно, случайно и т.д.
В соответствии с этими признаками, сознание определяется как массовое по­литическое сознание.

Теоретический уровень политического сознания выражается, прежде всего, в теоретически ясных представлениях о процессах и явлениях политической жизни, в знании ее сущностных сторон. Осознание политики на теоретическом уровне позволяет уверенно ориентироваться в политической обстановке, разрешать конкретные политические вопросы, принимать управленческие решения, определять способы и методы достижения определенных целей. На основе научного знания вырабатываются концептуальные подходы, позволяющие обеспечивать стратегию политического развития. Теоретический уровень осознания политической действительности не является массовым и относится к индивидуальным формам политического сознания.

Такая оценка теоретического уровня политического сознания вовсе не означает, что обладание научным знанием гарантирует политиков от ошибок и крупных просчетов в практической деятельности, а решения, принимаемые на уровне обыденного сознания, неизбежно обречены на неудачу. Опыт свидетельствует, что в ряде случаев здравый смысл может подсказать самые эффективные выходы из сложных политических ситуаций. В то же время теоретическое знание может быть односторонним, или лишенным необходимой связи с политической практикой. Более того, решения, принимаемые на основе научных абстракций, способны нанести серьезный ущерб органическому  развитию общества. Таковыми являются, в частности, проекты «лучшего будущего», в соответствии, с которыми могут быть разрушены основы устойчивого развития, ориентирующегося на традиционные общественные ценности.

Другим важным компонентом политического сознания выступают политические оценки и суждения, посредством которых личность или общественные группы выражают свое отношение к политической действительности. Они проявляются неоднозначно и могут быть отнесены к двум основным уровням: психологическому и идеологическому.

На психологическом уровне оценки и суждения о политике выступают в эмоционально-чувственном виде и заключаются в чувственном восприятии политических явлений и событий, в выражении чувств, настроений и эмоций по отношению к ним. Так, оценки и суждения о политических событиях на этом уровне их восприятия могут быть положительными, отрицательными или нейтральными, получающие одобряемыми или осуждаемыми, побуждающими к активным действиям или пассивности и т.д. Чаще всего они носят спонтанный характер и вытекают из обыденных представлений о политике.

         На идеологическом уровне оценки носят рассудочный характер и проявляются в виде политических установок, предпочтений и систем взглядов. В них обычно содержатся не только чувства одобрения или осуждения в связи с теми или иными политическими событиями, но и качественная характеристика происходящего, политический прогноз возможного исхода событий, требования к организованным действиям в связи с ходом политического процесса и т.д. Такой характер суждения принимают при сознательном выборе определенной политико-мировоззренческой ориентации, ясном видении характера происходящего. Понятно, что на идеологическом уровне политические оценки и суждения формируются на базе теоретических знаний и представлений.

Таким образом, в структуре политического сознания можно выделить следующие основные компоненты:

идеальный – знание (эмпирическое или теоретическое) политической действительности;

аксиологический – ориентация на систему политико-мировоззренческих ценностей (ценностный аспект);

психологический – чувственно-эмоциональное отношение к политическим явлениям.

Особо следует отметить, что состояние массового сознания находит отражение в общественном мнении. Общественное мнение – это отношение (скрытое или явное) различных групп обще­ства к политическим фактам и событиям, выражающееся в распространенных в обществе суждениях о политике. Как нетрудно заметить, общественное мнение, прежде всего, связано с настроением различных социальных групп, с их оценкой политики, места и роли тех или иных политических институтов и субъектов в жизни общества. Оно может формироваться как в рамках всего общества, так и среди конкретных классов, групп и слоев, в определенной местности, на уровне тех или иных регионов.

Проведение эффективной политики невозможно без учета общественного (политического) мнения, измерение которого проводится различными социологическими службами и специальными институтами. Изучение состояния политического сознания, оценка и прогноз общественного мнения являются частью политического мониторинга, который представляет собой своеобразное «отслеживание» какого-либо политического явления и процесса, включающее в себя наблюдение, оценку и прогноз. При изучении общественного мнения следует, однако, учитывать, что оно может представлять собой как адекватное (истинное), так и иллюзорное (ложное) суждение о политических фактах и событиях.

Политическое сознание играет особую роль в механизме политического поведения. Оно предшествует политическому действию и опосредует его, во многом определяя политическое поведение людей. Чем сложнее политическая деятельность, тем большее значение имеет отражающее и анализирующее ее политическое сознание.

Политическое поведение является видом проявления общественной активности и представляет собой систему действий, в которой личность или общественная группа взаимодействуют с государством и другими политическими институтами. Сторонники бихевиоризма рассматривают политическое поведение как систему ответных реакций человека на политические стимулы среды. При всем разнообразии взглядов на источники политического поведения следует полагать, что его коренная причина заключается в осознанном стремлении людей к реализации определенных потребностей и интересов через институты власти.

Непосредственная взаимосвязь политического поведения и политического сознания заключается, прежде всего, в том, что стремление к власти как средству удовлетворения индивидуальных и групповых интересов должно трансформироваться в цель – идеальную модель желаемого будущего. Форма выражения цели – политическая идея – является стержнем политического сознания. Таким образом, политическое сознание выступает одним из основных факторов политического поведения, а политическое поведение – средством реализации идеи.

Ясность цели, ее понимание зависят от того, каким уровнем политического сознания определяется политическое поведение. Теоретический уровень сознания обеспечивает ясное целеполагание, четко видимую цель; обыденный же уровень создает в лучшем случае возможность руководствоваться в политическом поведении здравым смыслом.

Сознание и поведение связаны между собой социальной информацией, при этом особое значение имеют ее количество и качество. Только на основе знания, источником которого является информация, принимается решение, как вести себя субъекту в той или иной политической ситуации. Соответствие политического поведения сложившимся условиям, таким образом, во многом зависит от политического сознания, а последнее, в свою очередь, от возможности получения информации и способности пользоваться ею. В то же время различные слои общества имеют неодинаковые возможности доступа к информационному потоку, особенно, к закрытой информации. Более того, политическое поведение находится также в существенной зависимости от уровня культуры субъектов, так как культура во многом определяет потребность в информации и умение ею эффективно пользоваться.

Политическое поведение через сознание определяется также отношением различных общественных групп к знаниям в целом. Большое значение при этом имеет уровень образованности населения и его отдельных слоев. При отсутствии достоверного и необходимого знания политическое поведение может быть основано не на убеждении, а на вере, что играет существенную роль в формировании ее конкретного типа.

 

§ 2. Политическая культура: понятия, содержание

 

Политическая культура в ее взаимосвязи с другими явлениями политической жизни общества привлекала к себе внимание выдающихся политических мыслителей – Платона, Аристотеля, Макиавелли, Монтескье, Маркса, Энгельса, Ленина и др. Но изучение ее как относительно самостоятельной сферы было начато сравнительно недавно в 50-е годы ХХ века.

Политическая культура общества во многом объясняет истоки, характер и особенности конкретной политической системы, господствующий в обществе политический режим, политическое сознание и поведение социальных групп, динамику политических процессов.

От уровня и состояния политической культуры во многом зависит, воспримет или не воспримет население разрабатываемый политическими силами курс; согласится ли оно с ним добровольно, по внутреннему убеждению, или по принуждению, будет ли воспринимать его как нечто такое, что выражает его чаяния или проявит полное безразличие и даже враждебность.

В современной политической науке выделяют более 30 определений понятия «политическая культура». Столь широкий спектр взглядов на это явление объясняется его сложностью и недостаточной изученностью.

Классическим определением политической культуры в зарубежной политологии считается то, которое дано американским исследователем Г.Алмондом: «Политическая культура является совокупностью индивидуальных установок и ориентаций участников данной политической системы. Это субъективная сфера, лежащая в основе политических действий и придающая им значение». Она субъективна и лежит в основе политических действий. Индивидуальные ориентации включают в себя:

а) познавательную ориентацию - истинное или ложное знание о политических объектах и идеях;

б) эффективную ориентацию - чувство связи, ангажированности, противодействия, и т.д. в отношении политических объектов;

в) оценочную ориентацию - суждения и мнения о политических объектах, которые обычно предполагают использование в отношении к политическим объектам и событиям оценочных критериев.

Близкую к предложенной Алмондом дефиницию политической культуры предлагает польский политолог Е.Вятр: Политическая культура – это совокупность установок, ценностей и поведенческих актов, касающихся взаимных отношений между властью и гражданами. Следовательно, к политической культуре относятся:

а) знание о политике, знакомство с фактами, заинтересованность в них;

б) оценки политических явлений, ценностные суждения, касающиеся того, как должна осуществляться власть;

в) эмоциональная сторона политических установок, как, например, любовь к Родине, ненависть к ее врагам;

г) признанные в данном обществе образцы политического поведения, которые определяют, как можно и как следует поступать.

Различные мнения о политической культуре высказывают ученые нашей страны. Ф.М.Бурлацкий и А.А.Галкин, определяющие ее как зафиксированный в законах, обычаях и в классовом сознании исторический опыт как общества в целом, так и отдельных его классов и слоев.1

Политическая культура не может и не должна сводиться к историческому опыту. Она характеризует уровень усвоения человеком общественно-политических взглядов, знаний, убеждений и умение применять их в общественно-политической деятельности.

Политическая культура довольно часто и обоснованно характеризуется как определенный уровень знаний, совокупность политических убеждений и ценностей. Однако, при всей его важности данный критерий недостаточен. Возможна такая ситуация, когда налицо все качественные характеристики высокого уровня политического сознания личности – знания, убеждения, профессиональная компетентность и навыки, но нет политической культуры, потому что лишь в диалектическом единстве с политической практикой идеологические знания, убеждения становятся политической культурой. И, действительно, мы нередко еще встречаемся с фактами политического инфантилизма и наивности, особенно среди молодежи, студенческой молодежи в особенности, которой нельзя отказать в информированности и убежденности в правильности своих представлений.

Неправомерно рассматривать политическую культуру как нечто, лежащее между материальным и духовным. Целый ряд видов культуры (политическую, эстетическую, экологическую…) можно рассматривать как определенные «вертикальные сквозные течения» всей системы культуры, как материальной, так и духовной. Знания, взгляды, идеалы, традиции позволяют включить политическую культуру в духовную культуру, так как такие формы общественного сознания, как философия, мораль, искусство, не могут не отражать интересы тех или иных социальных групп.

Итак, что представляет собой политическая культура?

Политическая культура представляет собой процесс превращения знаний в убеждения и их реализацию в практических, политических действиях масс, в их политической борьбе. Таким образом, политическая культура выступает как обусловленная общественными отношениями реализация сущностных сил человека в общественно-политической деятельности, степень освоения социальным субъектом (классом, слоем, личностью) общественно-политического опыта, законов, норм политической деятельности и умение применять их на практике в тех или иных конкретных обстоятельствах.

В структуру политической культуры включаются: политическое сознание, политический опыт, политическое поведение. Главными элементами ее выступают:

а) знания и представления о политической системе и ее институтах, о политическом режиме, власти, о своем месте в политической жизни и т. д.;

б) ценности, придающие смысл поступкам субъектов политических действий;

в) установки, способствующие переводу представлений и ценностей в плоскость практических реализаций. Политическая установка – это отношение субъекта к политическим явлениям;

г) поведенческий аспект, включающий образцы политического поведения. Выделяются три доминирующих типа поведения: политически отчужденное, политически пассивное, политически активное;

д) нормы политической культуры, отражающие укоренившиеся образцы, стереотипы политического поведения. В политике ведущая роль принадлежит нормам-предписаниям (программы партий, документы, регламентирующие деятельность органов власти).

Комплексным показателем политической культуры является политическая зрелость, которая характеризуется уровнем политических знаний, ценностных ориентаций и нравственных качеств, активным участием в социально-политической деятельности. Антиподами политической зрелости являются политическая наивность, равнодушие к политике, к политической жизни страны.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.239.77 (0.049 с.)